Самовоспитание личности.Что значит быть воспитанным_10 кл
план-конспект занятия на тему
роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, пути самовоспитания | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ.
Предмет: Основы этики и психологии семейной жизни.
Класс: 10.
Дата проведения: « 08 » октября 2018 г.
Урок провел: преподаватель Капустин Р.И.
Цель: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.
Ход урока.
- Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний.
1. Что такое характер? Для чего нужно знать характер человека? Что такое бесхарактерность?
2. Какие черты характера отображают направленность личности?
3. Какие черты характера относятся к волевым?
4. Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Можно ли в себе воспитывать новые черты характера?
5.Что такое темперамент? Виды темперамента?
6. Рассказать про положительные и отрицательные черты холерика и сангвиник.
7. Рассказать про положительные и отрицательные черты флегматика и меланхолика.
8. Нужно ли учитывать черты темперамента при межличностном общении? Почему?
- Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
- Работа над новым материалом.
Личность и самовоспитание
Время, в которое мы живем и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании — значит отстать от времени, быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.
Особенно остро вопросы самосовершенствования встают перед юношами и девушками, оканчивающими школу или другое среднее учебное заведение и решающими для себя, как жить дальше, какие качества необходимы для будущей жизни, достаточно ли развиты способности для выбранной профессиональной деятельности, как построить будущую семью и пр.
На предыдущих занятиях мы с вами рассмотрели необходимость в потребности размышлять о себе, осознать свои личностные качества. Вы ознакомились с видами темпераментов, положительными и отрицательными чертами характера, зависимостью развития уровней способностей от направленности личности, проанализировали, что хотелось бы изменить в себе. Необходима ежедневная потребность изменять, совершенствовать свой характер, работать над собой, развивать свои личностные и интеллектуальные качества личности.
Без сформированной потребности в самовоспитании, в саморазвитии невозможно правильное формирование личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Конечно, потребность так быстро не формируется, и необходимо, во-первых, постоянно самостоятельно возвращаться к проблеме самовоспитания и саморазвития, ставить и выполнять посильные задачи, во-вторых, организовать и наладить совместно с окружающими вас взрослыми людьми (родителями, учителями, положительно направленными личностями) свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы лучше понять, познать самих себя.
Отвечающий за себя человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих родителей и учителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни.
Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала, т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания — формирование и развитие самосознания.
Самосознание — это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.
Важным элементом самосознания является самооценка личности. Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной). Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.
Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели.
С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.
Именно в ранней юности закладывается самоуважение — обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.
Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, уверенность, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение — на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.
Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться.
Интерес юношества к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» — все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.
Для самовоспитания и саморазвития обычно составляется программа самовоспитания и саморазвития. Многие известные и знаменитые люди составляли для себя такие программы, которые потом превращались в их жизненные правила, кредо.
Так, например, Л. Н. Толстой в юношеские годы составил для себя программу самовоспитания в которой он определил для себя: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…». «Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».
К. И. Чуковский в книге «Люди и книги» пишет о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А. П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения».
Эта невидимая миру борьба с самим собой («вытравлял из себя раба») стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату Николаю А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…». В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:
«…Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
…Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…
…Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» …потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…
…Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.
…Они воспитывают в себе эстетику…».
Говоря о программе самовоспитания, необходимо остановиться на самокритичности — способности видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.
М. Пришвин очень тонко подметил, что если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.
Развитие какого-то специального качества недостаточно для развития личности в целом. В школе нужно развивать, прежде всего, общие качества, которые могут пригодиться в любом деле, такие, как длительная концентрация внимания, способность целиком поглощаться работой, не задумываясь об оценке и награде за нее, умение вырабатывать полезные навыки (быстро, «не раскачиваясь», входить в работу, контролировать свои потребности и т. и.) и освобождаться от вредных.
При выработке желаемых качеств (усидчивости, внимательности и др.) надо уметь помогать своей воле, «подыгрывать» ей: превращать необходимую, но рутинную деятельность в упражнение по тренировке внимательности, награждать себя (хотя бы в воображении) за уклонение от дурной привычки (например, курения) другими привычными, но безопасными для здоровья удовольствиями, замещать вредную деятельность (то же курение), по крайней мере, нейтральной.
Существует множество психологических механизмов, которые можно использовать в работе над собой. Эта работа хотя и требует многих усилий, однако вполне доступна любому человеку, если он будет регулярно ею заниматься.
Одним из наиболее действенных методов самовоспитания является составление плана (программы) работы над собой. При этом следует,
во-первых, четко определить задачу самовоспитания,
во-вторых, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться,
в-третьих, обязательно выработать критерии, по которым судить об успехах и неудачах.
Бывают задачи, требующие для своего осуществления многих лет работы над собой. Но планирование собственной деятельности и собственной личности имеет смысл лишь при безусловном выполнении намеченного. Здесь необходим самоконтроль. Без достаточно развитого самоконтроля нельзя всерьез говорить о самовоспитании. При самовоспитании человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.
Одной из форм контроля над своей деятельностью является личный дневник. Дневники ведутся с целью самопознания, и сам процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.
Выводы:
1. Сформированная потребность в самовоспитании поможет в будущем юноше и девушке создать счастливую семью.
2. Создание прочной семьи возможно лишь при условии, если молодые супруги ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам другого.
3. Одна из главных задач развития и упрочения семьи заключается во взаимном воспитании и самовоспитании.
- Работа над изученным материалом.
Вопросы и задания:
1. Что такое самовоспитание и самосознание личности? От чего они зависят и для чего они нужны?
2. Какие критерии самооценки личности вы знаете, что они выражают?
3. Каковы характерные особенности старшеклассников в развитии? Какие качества надо развивать в школе?
4. Приведите примеры программ самовоспитания и самосовершенствования известных людей.
5. Кто относится к «воспитанным людям»? Какие качества присущи «воспитанным людям»?
6. Что такое совесть, самокритичность? Для чего они нужны?
7. Какие критерии должен включать в себя План (программа) работы над собой?
8. Для чего можно вести личный дневник? Как он может повлиять на создание в будущем счастливой семьи?
- Окончание урока.
Домашнее задание.
- Изучить и подготовить к пересказу материал по теме «Самовоспитание личности. Что значит быть воспитанным».
- Найти в автобиографических книгах, СМИ и Интернете примеры из жизни известных людей в ведении личных дневников, влиянии их на самовоспитание и саморазвитие этих личностей.
Выставление и комментирование оценок, роспуск учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Что значит быть патриотом сегодня?"
Сегодня время трудное, но интересное. У молодых людей, больше возможностей для самореализации и карьерного роста, чем еще пятнадцать - двадцать лет наза...
Спортивный праздник "Быть здоровым- значит быть счастливым!" для 3 класса (сценарий). Фирсова С.Н.
Спортивный праздник "Быть здоровым- значит быть счастливым!" для 3 класса (сценарий + презентация). Фирсова С.Н....
Что значит быть патриотом сегодня?
Методическая разработка внеклассного занятия...
Методика проведения классного часа «Что значит быть патриотом своей страны?»
Методика проведенияклассного часа«Что значит быть патриотом своей страны?»Разработала преподаватель Хлебникова Г.Н....
Методическая разработка классного часа - Что значит быть взрослым?
Классный час «Что значит быть взрослым?» предназначен для использования студентам первого курса всех отделений техникума.Использование, активных форм работы на классном часе позволяют разв...
Цикл бесед на тему: " САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ"
Цикл бесед со старшеклассниками и студентами колледжа по самовоспитанию. В чем суть самовоспитания, каковы мотивы и задачи. Как работать над собой, каких заповедей и норм поведения придерж...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа «Что значит быть взрослым»
Очень актуальная тема. Студенты достигли 18 летА взрослость какая она? Что значит быть взрослым? Наверное интересно поговорить послушать мнение студентов, а как они понимают взросление , что мен...