Консультация для всех участников образовательного процесса Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)
консультация
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), ("Синдром психического выгорания", "Синдром профессионального выгорания", "Синдром менеджера", "Информационный невроз") – состояние эмоционального, умственного, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса, связанного с работой.
В настоящее время множество людей имеют профессиональный стресс. Это связано с нестабильностью социального и материального положения людей, отсутствием гарантии рабочего места, снижением материального благополучия, обострением конкуренции в стремлении попасть на престижную высокооплачиваемую работу, а также узкая специализация в ряде профессий, быстро изменяющиеся условия и запросы рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vseh_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 457 КБ |
pamyatka_dlya_pedagogov_sev.docx | 608.51 КБ |
rekomendatsii_dlya_pedagogov_sev.docx | 108.37 КБ |
prezentatsiya_sev_u_pedagogov.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Скорая помощь психолога
Консультация для всех участников образовательного процесса
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)
Если у вас появилось негативное, отрицательное отношение к любимой работе, появилась тревога, депрессия, эмоциональное напряжение, повышенная возбудимость, раздражительность, злоба, общение с людьми стало неприятным, с большой долей вероятности у вас развивается синдром эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), ("Синдром психического выгорания", "Синдром профессионального выгорания", "Синдром менеджера", "Информационный невроз") – состояние эмоционального, умственного, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса, связанного с работой.
В настоящее время множество людей имеют профессиональный стресс. Это связано с нестабильностью социального и материального положения людей, отсутствием гарантии рабочего места, снижением материального благополучия, обострением конкуренции в стремлении попасть на престижную высокооплачиваемую работу, а также узкая специализация в ряде профессий, быстро изменяющиеся условия и запросы рынка труда.
Человек, встречаясь с указанными факторами, получает дистресс - отрицательный стресс, наносящий вред всему организму. Симптомы дистресса: частые простудные заболевания вследствие ослабления иммунной системы; расстройство половой функции; головные боли вследствие артериальной гипертензии; желудочные боли из за язвенной болезни; ухудшение сна; потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство; изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось - то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу; появляется повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.
Энергия стресса разрушает самого человека, и он не может предпринять конструктивные действия для выхода из создавшегося положения. При этом растёт психическое, эмоциональное напряжение, появляется тревога, депрессия, развивается синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, часто человек начинает использовать психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, транквилизаторы и пр.).
На европейской конференции ВОЗ в 2005г. указано, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран ЕС. А затраты, связанные с лечением и устранением нарушений психического здоровья от этого стресса, составляют в среднем 3 – 4 % валового национального дохода стран ЕС.
Понятие синдром эмоционального выгорания введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974г. Он наблюдал у себя и своих коллег явления, проявляющиеся нарастающим эмоциональным истощением, потерей мотивации в работе и ответственности и назвал его выгоранием – «burnout».
Социальный психолог из США Кристина Маслак в 1976г. определила синдром эмоционального выгорания, как синдром физического и эмоционального истощения, при котором развивается отрицательная самооценка, отрицательное отношение к работе, утрачивается понимание и сочувствие по отношению к клиентам, пациентам, подчинённым, коллегам.
По В.В. Бойко (1999г.), "эмоциональное выгорание" – "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на производственные психотравмирующие воздействия".
В Международной классификации болезней (МКБ) синдром эмоционального выгорания отнесён к рубрике – "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".
Причины СЭВ.
Основной причиной СЭВ является психологическое, душевное переутомление.
К профессиональным факторам риска относят альтруистические "помогающие" профессии: врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, сотрудники уголовно – исполнительной системы, сотрудники МЧС, управленцы, священнослужители. Нередко с этим синдромом сталкиваются и те, кто работает в сфере повышенного общения с людьми. Например, кассиры, операторы, менеджеры, продавцы.
Установлена связь СЭВ с характером профессиональной деятельности, которая связана с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей.
Изменения при СЭВ – результат продолжительного профессионального стресса. К профессиональным факторам СЭВ относятся обязательность работы в строго определённом режиме дня, большая эмоциональная нагрузка при взаимодействии с другими людьми.
Взаимодействия с людьми длятся часами в течение длительного времени, а контактёрами являются тяжёлые больные, люди с трудной судьбой, неблагополучные дети, подростки, преступники, люди, пострадавшие в катастрофах, люди, рассказывающие о своём сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.
Как правило, "выгорание" витает в организациях, где царит напряженность, непререкаемость приоритета рабочих задач над всеми остальными и выполнение работы на пределе возможностей. В некоторых организациях такой стиль работы возведен в идеологию. Для сотрудников он единственно возможный и не обсуждаемый.
Как правило, во главе таких организаций стоит "выгорающий" начальник. Будучи на грани собственного эмоционального, интеллектуального и физического истощения, он не способен эффективно решать организационные задачи и заботиться о сотрудниках.
Попадая в организацию "выгорающих", человек невольно заражается их рабочим стилем, ритмом и напряжением. Так "выгорание" может стать нескончаемым циклом. Если человек вошел в него, потом ему очень трудно возобновить интерес к работе и вкус к жизни.
Стресс на рабочем месте – несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями – ключевой момент СЭВ.
Основные организационные факторы СЭВ:
- высокая рабочая нагрузка;
- отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;
- недостаточное вознаграждение за работу;
- высокая неопределённость в оценке выполняемой работы;
- невозможность влиять на принятие решений;
- двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
- постоянная угроза штрафных санкций;
- однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным условиям;
- отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Развитию СЭВ способствуют личностные особенности:
- высокая эмоциональная лабильность;
- высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;
- склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью каких - то внутренних эталонов и блокированием негативных внутренних переживаний;
- ригидная малоподвижная внутренняя структура личности.
Основная причина СЭВ – несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и его реальными возможностями.
Часто СЭВ может развиваться из – за несоответствия между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения результатов, за которые они отвечают, и жёсткой, нерациональной политикой администрации в организации работы и контроля за ней. Работники чувствуют бесполезность в своей работе, у них теряется чувство ответственности.
К эмоциональному истощению и снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, появлению чувства несправедливого отношения и "выгоранию" может привести отсутствие должного вознаграждения за работу. Работником это воспринимается как непризнание его труда.
Причины СЭВ можно разделить на 2 группы:
1. Субъективные (индивидуальные) причины связаны:
- с особенностями личности;
- с возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску "выгорания");
- с системой жизненных ценностей человека, с его убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты;
- с личным отношением к выполняемым видам деятельности;
- с взаимоотношениями с руководством и коллегами на работе, с пациентами, клиентами, партнёрами, учениками, участниками судебного процесса, членами своей семьи;
- с высоким уровнем ожидания результатов своей профессиональной деятельности;
- с высоким уровнем преданности моральным принципам, невозможностью ответить отказом и сказать "нет" при необходимости, склонностью к самопожертвованию и т.п.
Больше всего подвержены "выгоранию" и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники – те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за своё дело, вкладывает в него свою душу.
2. Объективные (ситуационные) причины - напрямую связаны со служебными обязанностями, с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т. д.
Диагностика СЭВ.
В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе, связанных с СЭВ. Условия профессиональной деятельности могут быть причиной СЭВ и синдрома хронической усталости (СХУ). Они часто сопутствуют друг другу.
Жалобы, типичные для СЭВ:
- прогрессирующая усталость, снижение работоспособности;
- плохая переносимость привычных ранее нагрузок;
- мышечная слабость;
- боль в мышцах;
- расстройство сна;
- головные боли;
- забывчивость;
- раздражительность;
- снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания.
У лиц, страдающих СХУ, ещё могут быть боли в горле и длительно протекающая субфебрильная температура, но должны отсутствовать другие причины и заболевания, вызывающие эти симптомы.
Стадии СЭВ
Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при напряжённых межличностных отношениях, имеющих яркую эмоциональную окраску, является предпосылкой формирования СЭВ. Это проходит в 3 стадии.
1 стадия - эмоциональное истощение – проявляется в эмоциональном перенапряжении, ощущении нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день. В результате снижается эмоциональный фон. Приглушается восприятие, утрачивается острота чувств, возникает ощущение "пустоты", равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь, к профессиональной деятельности.
На этой стадии синдром выгорания ещё может рассматриваться, как защитный механизм, и позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
2 стадия – деперсонализация. Раздражают люди, с которыми приходится работать, теряется интерес общению. В кругу своих коллег "выгорающий" индивидуум с пренебрежением и цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах, пациентах, партнёрах или подчинённых. Происходит деформация межличностных отношений.
Повышается негативизм, проявляются циничные высказывания и чувства в повседневных контактах с коллегами, пациентами, клиентами. Повышается зависимость от других людей.
Часто проявляется раздражение. Однако "выгорающий" не признаёт и не понимает причин своего раздражения и ищет их не в себе, а в вокруг себя, как правило, на работе. У него виноваты окружающие. Проявляются признаки дегуманизации – деградации в отношениях с людьми.
3 стадия – редукция (принижение) личностных достижений, наступает резкое падение самооценки. Человек негативно оценивает себя, свои профессиональные достижения и успехи. Понижается собственное достоинство, появляется негативное отношение к служебным обязанностям, снижение профессиональной мотивации, снятие с себя ответственности, ограничение своих возможностей и обязанностей в отношении других.
Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё окружающее становятся ему безразличным. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На этой последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление алкоголем, наркотиками, спайсами, содержащими кофеин напитками.
Основные симптомы СЭВ.
СЭВ наступает постепенно, руководители предприятий и учреждений, кадровые работники, врачи, медсестры, учителя, оперативные работники, судьи и другие продолжают работать в том же режиме с тяжелыми психологическими нагрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические, поведенческие.
Физические проявления СЭВ:
- снижение аппетита;
- обострение хронических заболеваний;
- сильная усталость, утомление после активной деятельности, обычный для человека отдых не приводит "выгорающего" в норму;
- частые головные боли;
- постоянные колебания артериального давления;
- нарушения сна, часто полная бессонница и др.
Психологические симптомы СЭВ:
- повышается раздражительность, чувство усталости и депрессии;
- появляется разочарование в работе и в личной жизни;
- потеря самоуважения и уверенности в себе;
- снижение интереса к работе;
- чувство неадекватности, безнадёжности, бессмысленности происходящего;
- чувство необъяснимой вины;
- частая смена настроения;
- немотивированное беспокойство о будущем;
- личная отстранённость, при которой все значимые события, происходящие вокруг человека, вызывают у него слабый эмоциональный отклик или просто его не волнуют;
- чувство несостоятельности, безысходности, потери веры в завтрашний день и др.
Поведенческие симптомы СЭВ:
- эмоциональные "взрывы", немотивированная смена настроения;
- пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;
- снижение самокритики;
- отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы и мотивации;
- падение продуктивности труда;
- ограничение общения с коллегами, друзьями, знакомыми;
- трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к пациентам, клиентам, партнёрам, коллегам, подчинённым;
- утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;
- злоупотребление табакокурением, алкоголем, кофеином, наркотиками, спайсами и т.п.
Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на происходящий у него процесс "выгорания". Для лечения этого процесса и ликвидации симптомов следует обратиться к врачу психиатру или психотерапевту.
Особенности СЭВ у представителей некоторых профессий.
Согласно исследованиям возникновения и развития стресса канадского учёного Ганса Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать острые нарушения и отсроченные нарушения.
Острые нарушения возникают на протяжении первых трёх лет воздействия стресс – факторов. К ним относятся инфаркты, инсульты, психозы.
Отсроченные нарушения наступают после трёх лет воздействия стрессовых ситуаций. К ним относятся хронические болезни: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.
Количество стресс – реакций возрастает по "принципу ускорения". Стрессовая реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам и "принципу заразительности", характерному в производственных коллективах. Стрессовые реакции могут развиваться и у других членов коллектива.
Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены медицинские работники, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Они считают, что настоящий медик – образец неуязвимости и совершенства, считают свой труд предназначением, миссией. У них стирается грань между работой и частной жизнью.
Развитию СЭВ при этом способствуют: сложный морально – психологический климат в коллективе, несоблюдение этических и деонтологических норм, особенно со стороны администрации, ревность коллег, справедливые и законные указания руководства. Указанные факторы заставляют специалиста сдерживать негативные эмоции и тратить на это много сил.
Выделяют три типа медицинских работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания.
1й – "педантичный" тип, характеризуется абсолютной добросовестностью, аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка даже в ущерб себе.
2й – "демонстративный" тип, стремящийся быть первым во всём, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая истощаемость при выполнении даже незаметной рутинной работы.
3й – "эмоциональный" тип, включающий впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением.
Развитию СЭВ способствует необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание медицинских услуг пациентам.
Личностные черты медработников, способствующие формированию профессионального выгорания: эмоциональная неустойчивость, робость, подозрительность, склонность к чувству вины, консерватизму, импульсивности, напряжённости, интровертность (интроверт - человек, психический склад которого сосредоточен на своем внутреннем мире, он замкнут, созерцателен, не склонен к общению, погружен в себя, обидчив, тонко всё чувствует, с трудом устанавливает контакты с окружающим миром).
Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием проявления положительных эмоций и контакта с больными, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции - уменьшению выполнения профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Подвержены развитию профессионального выгорания медработники сферы психического здоровья, те, кто ухаживает за тяжёлыми психическими больными, кто осуществляет уход за тяжёлыми онкологическими больными, больными ВИЧ/СПИДом, больными в ожоговых и реанимационных отделениях.
Сотрудники "тяжёлых" отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряжённостью и сложностью труда.
В результате формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, появляется негативное и циничное отношение к пациентам.
У работников социальной сферы повышенная ответственность за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Эта работа связана с большой эмоциональной нагрузкой, ответственностью и не всегда сопровождается успехом. На здоровье социальных работников негативно влияют частые стрессовые ситуации при контактах с клиентами, когда приходится решать их проблемы. Особенно это характерно для людей неравнодушных, искренне старающихся помочь своим клиентам в решении их проблем. Это вызывает симптомы "выгорания" и может привести к развитию хронических заболеваний, о которых указывалось выше.
Подвержены профессиональному выгоранию педагоги. Труд педагогов сопровождается высокой эмоциональной напряжённостью и оказывает негативное воздействие на их здоровье, и развитие у них психического выгорания вполне возможно.
Педагогическая работа может вызывать нарастающее чувство неудовлетворённости, накопление усталости. Возникают физические симптомы: астения, частые головные боли и бессонница. Проявляются психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать адекватные решения. Происходят кризы в работе, истощение и выгорание. Снижается эффективность профессиональной деятельности педагога и преподавателя. Появляется чувство неудовлетворённости профессией, снижается уровень квалификации и развивается процесс психического выгорания.
Риску профессионального выгорания подвержены сотрудники уголовно – исполнительной системы. Профессиональная деятельность этих людей связана с интенсивным общением с осуждёнными и коллегами. Помимо объективных и субъективных причин "выгорания", указанных выше, есть и дополнительные факторы, характерные для пенитенциарной службы: неудовлетворённость материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, деформация понятий смысла жизни и др.
Синдрому профессионального выгорания подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно оперативные работники, занимающиеся борьбой с преступностью. Постоянное психологическое и физиологическое напряжение, и даже перенапряжение, способствует развитию у этих людей неврозов, артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца.
Одной из причин развития профессионального выгорания является то, что во время обучения будущим специалистам говорят высокие красивые слова, например, медикам – "светя другим – сгораю сам", педагогам – "сеять разумное, доброе, вечное". Придя на работу после учёбы, молодые специалисты сталкиваются с суровой, реальной действительностью, не соответствующей высоким идеалам.
"Выгорание" развивается у того, кто страдает от чувства пустоты и отсутствия смысла в том, что он делает. Смысл зависит от того, ощущаем мы персональную ценность в том, что мы делаем, или нет. Если человек чувствует, что его работа интересная, нужная, важная, он радуется этому и хочет её выполнять, то "выгорания" не происходит.
Ещё один важный аспект "выгорания" - мотивация. Если человеку не нравится то, что он делает, а он стремится достичь каких – то определённых целей (поступить в определённый ВУЗ, его закончить, получить престижную работу, создать семью, построить дом в определённом месте, уехать работать за границу и т. п.), но у него это не получается. Ему приходится заниматься делами, которые не соответствуют его внутренним потребностям, он не ощущает внутреннего согласия с тем, что делает и испытывает постоянный конфликт, связанный со своей профессиональной деятельностью. У таких людей развивается "выгорание", астения, депрессия и другие хронические недуги.
Быстрее всего "выгорают" люди – интроверты, которые по своим психологическим данным абсолютно не подходят для постоянных коммуникативных контактов. У них недостаточно жизненной энергии, они скромны, застенчивы, склонны концентрироваться на предмете своей деятельности. Они относительно замкнуты, способны накапливать отрицательные дискомфортные эмоции, не "выбрасывая2 свои переживания во внешнюю среду.
Подвержены "выгоранию" те работники, над которыми постоянно висит угроза потери рабочего места.
Профессиональное "выгорание" может коснуться тех работников, которые вынуждены находиться в непривычных для них условиях. При этом они вынуждены показывать высокую результативность. Например, вчерашний студент, мечтающий о высокооплачиваемой и престижной работе, попадает на рабочее место, где на него возлагают большие надежды и ответственность, к которой он морально не готов. Человек в таких условиях находится в постоянном стрессе, так как чувствует свою некомпетентность. В таких случаях синдром профессионального выгорания может развиться через полгода.
Синдром выгорания может развиваться у жителей больших городов, которые вынуждены постоянно контактировать с большим количеством людей, особенно в общественных местах.
Люди, которые в меньшей степени подвержены синдрому профессионального выгорания:
- целенаправленно заботятся о своём здоровье и следят за своей физической формой;
- имеют высокую самооценку и уверенность в своих способностях, знаниях и навыках:
- проявляют гибкость в стрессовых ситуациях;
- отличаются высокой подвижностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью, умением решать проблемы, полагаясь только на себя;
- проявляют оптимизм по отношению к себе и окружающим.
Профилактика СЭВ должна быть комплексной и зависит от руководителя и членов коллектива.
В этом может помочь руководитель. Он должен:
- чётко разъяснить каждому члену коллектива его роль и место в структуре организации, его функции, права и должностные обязанности;
- отслеживать отношения между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе, добиваться доброжелательных деловых отношений, которые предпочтительнее строго соблюдения субординации;
- оговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с чётким обозначением критериев продвижения, это предотвращает одно из главных проявлений СЭВ – ощущение бессмысленности работы;
- вырабатывать служебные традиции, деловой стиль одежды, проводить периодические совещания с коллегами, совместный коллективный отдых;
- организовывать работу так, чтобы дело стало значимым для исполнения;
- при необходимости обсуждать с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную область, где его знания и опыт найдут новое применение;
- создавать в организации перспективы горизонтальной карьеры, например, врач одного отделения может, переведен по служебной необходимости в другое отделение;
- в руководстве делать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является креативным и даёт возможность роста сотрудника;
- оказывать помощь вновь принятым и молодым сотрудникам в адаптации к своей деятельности;
- оптимизировать профессиональную нагрузку, ввести дополнительные формы материального и морального поощрения;
- предоставить возможность сотрудникам вносить предложения по улучшению и оптимизации рабочего процесса и внедрению их в жизнь;
- заниматься самообразованием, самовоспитанием, профилактикой развития СЭВ у себя самого, недопущению нетерпимости к мнению подчинённых, отличающихся от собственного, грубости в обращении с подчинёнными, стремлении превышать свои полномочия, руководство должно быть гибким и адекватным.
Индивидуальная профилактика профессионального выгорания.
1. Относитесь к себе с любовью, испытывайте к себе симпатию.
2. Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас положительных эмоций, это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане.
3. Не ищите спасения и счастья в работе, помните, что она является деятельностью, которая хороша сама по себе.
4. Не живите за других людей, живите своей жизнью и сконцентрируйтесь на ней.
5. Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям.
6. Ежедневно подводите итоги дня, трезво оценивайте прошедшие события.
7. Перед тем, как помочь кому – то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается. При необходимости сумейте сказать "нет".
8. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
Если человек эмоционально и профессионально начал "выгорать", то он нуждается в лечении.
Как лечить синдром профессионального выгорания.
1. Разберитесь с собой. Задумайтесь о своих целях, о будущем, о том, что вы делаете в данный момент, и к чему вас это приведёт, что порождает ваш стресс.
2. Проанализируйте свою работу и жизнь, взгляните на неё под разными углами. Рассуждая многопланово, оцените, что вы делаете, для чего и что вы можете в данной ситуации изменить. Если у вас сумасшедшая работа, то может её поменять, а не пить таблетки. Если вам не хватает денег, то надо подумать, как их заработать и действуйте в этом направлении. Если вы живёте с тяжёлым человеком (с тёщей, свекровью или ещё с кем то), то надо решить вопрос с переселением в другое жильё.
3. Возможный уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, если вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте.
4. Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей.
5. Оставаясь на своём рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой, повышайте свою квалификацию. Таким образом, вы увеличиваете интерес к своей профессии, а это способствует вашему развитию.
6. Уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать). Чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует профессиональному выгоранию. Не стремитесь быть первым везде и во всём. Проще относитесь к конфликтам на работе, помните, работа – всего лишь часть жизни.
7. Не слушайте людей, которые находятся вокруг вас и внушают вам, что всё вокруг плохо и ужасно, что всё вокруг сплошной стресс. Оптимистичный настрой и умение видеть в ситуации хорошее полезно и для здоровья и для отношений с окружающими.
8. Не читайте СМИ и не смотрите телевизор, где "перемалывают" каждый день один и тот же негатив. Это способствует поддержанию стрессовой ситуации.
9. Если вы знаете, какие трудности вас ожидают, то они не будут для вас неожиданностями. Предупреждён – значит вооружён. Предсказание стрессовой ситуации снижает негативные последствия стресса, а часто и предотвращает его.
10. Отучайтесь переживать, учите себя действовать. Любую ситуацию встречайте спокойно, не как проблему, а как задачу. Если можно что – то поправить и предупредить – сделайте. Это минимизирует стресс.
11. Избегайте позиции жертвы, становитесь на активную жизненную позицию. Человек с активной жизненной позицией лучше сохраняет свой организм от воздействия стресса.
12. Ведите здоровый образ жизни, снимайте стрессы следующими мероприятиями:
- имейте нормальный ночной сон, постарайтесь засыпать в 22.00 – 23.00 и просыпаться в 6.00 – 7.00, в стрессовой ситуации это оптимально;
- делайте перерывы в течение рабочего дня по 5 – 10 минут после каждого часа работы;
- имейте достаточную, умеренную физическую активность, прогулки, пробежки на свежем воздухе, занимайтесь в спортзале в свободное от работы время;
- по возможности получайте расслабляющий массаж, занимайтесь медитацией в нерабочее время;
- получайте сбалансированное питание – пища должна быть полезной, богатой белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями и должна потребляться в достаточном количестве без перееданий.
13. Если у вас на фоне хронических стрессов появились симптомы хронических заболеваний: артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, неврозов, депрессии, язвенной болезни органов пищеварения, нарушения половой функции, частые простудные заболевания вследствие нарушения иммунной системы, то вам следует обратиться к врачу, который вам назначит дополнительно медикаментозное лечение.
14. Для снятия психоэмоционального напряжения, ликвидации симптомов "выгорания", улучшения состояния и самочувствия можно использовать рефлексотерапию. Её можно использовать в домашних условиях. Гармонизация энергетической системы организма рефлексотерапевтическими приёмами позволяет значительно улучшить самочувствие, снять симптомы слабости, быстрой утомляемости, сонливости или бессонницы, нормализовать психо – эмоциональное состояние, предотвратить развитие обострений хронических заболеваний, укрепить иммунитет. Для этого нужно вспомнить об энергетических, базисных точках на кистях и стопах, которые оказывают гармонизирующее влияние на весь организм. Обычно базисные точки прогревают с помощью полынных палочек (сигар). Их поджигают и тлеющим концом клюющим методом "вверх – вниз" прогревают до появления чувства тепла в точках. Если нет полынных палочек, можно использовать хорошо высушенную высокосортную сигарету. Курить при этом не нужно, так как это вредно. Воздействие на базисные точки пополняет запас энергии в организме.
Прогревать следует также точки соответствия щитовидной железе,
вилочковой железе, надпочечникам, гипофизу и обязательно пупку. Пупок является зоной накопления и циркуляции сильной жизненной энергии. После прогревания на эти точки следует поставить семена жгучего перца и зафиксировать их пластырем. Можно использовать и семена: шиповника, фасоли, редиса, проса, гречихи.
Полезным для поднятия общего тонуса является массаж пальцев эластичным массажным кольцом. Массировать можно каждый палец кисти и стопы, прокатывая по нему несколько раз кольцо, до появления тепла в пальце. Смотрите рисунки.
Библиография:
1.Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб.:1998.
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания//Медицинские новости.2002;7;3-9.
2. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников. Самара. Офорт. 2009; 232
3. Г.Селье Очерки об адаптационном синдроме. М.:1960
www.t–pacient.ru С.А. Бабанов Статья: Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания //Трудный пациент// Журнал для врачей/ декабрь 2009.
4. www.pravda.ru Дарья Кириченко Статья: Синдром выгорания
5. www.psychologos.ru Н.И. Козлов Статья: Дистресс. Как избавиться от стресса
6. www.construetorus.ru Статья: Синдром профессионального выгорания
7. www.artus.by Статья: И ещё о синдроме эмоционального выгорания
8. www.adme.ru Статья: Эмоциональное выгорание
9. www.tional-analysis.ru Г.А. Макарова Статья: Синдром эмоционального выгорания
10. www.help-patient.ru Н.В. Самоукина Статья: Синдром профессионального выгорания
11. www.narcofree.ru Статья: Алкоголизм связан с эмоциональным выгоранием
12. www.medicina.ua Статья: Синдром эмоционального выгорания
13. https: //ru.wikipedia.org/ Статья: Эмоциональное выгорание
Предварительный просмотр:
Волжский филиал ГАПОУ " Волгоградский медицинский колледж"
Памятка преподавателям по профилактике синдрома эмоционального выгорания
Педагог – психолог Золотухина Н.А.
г. Волжский
февраль 2021
1.Регулярный отдых, баланс работа-досуг.
"Выгорание" усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2.Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Преподавателю необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться преподавателю (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс.
У преподавателей надо выяснить, сколько они обычно спят и сколько им нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (в среднем 7-8 часов). Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание "здорового рабочего окружения", когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы:
- частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные.
- На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам.
- Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке.
- Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции.
5. Необходимость делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, студентами).
- Выработка умения говорить "нет". Те люди, которые придерживаются позиции "чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому", напрямую идут к "выгоранию".
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа), интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.
Предварительный просмотр:
Волжский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"
Рекомендации для педагогов
"Синдром эмоционального выгорания у педагогических работников"
Педагог - психолог:
Золотухина Н. А.
Волжский
Февраль 2021
- Синдром эмоционального выгорания и его профилактика"
Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.
Факторы СЭС характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.
Причины СЭС могут быть классифицированы на две группы:
1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники — те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.
2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.
- Стадии синдрома выгорания
1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение "пустоты", равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадии выгорания –деперсонализации.
Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и со студентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем "выгорающий" сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.
3. На третьей стадии – редукции личностных достижений – отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт.
На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).
Так как "выгорание" нарастает постепенно, педагоги часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие.
К физическим проявлениям относятся:
- снижение аппетита, обострение хронических заболеваний, частые головные боли, постоянные колебания давления нарушения сна или полная бессонница и др.
Психологические симптомы проявляются в:
- повышенной раздражительности, чувстве усталости и депрессии;
- разочаровании в работе и личной жизни;
- потере самоуважения и уверенности в себе;
- снижении интереса к работе;
- чувстве неадекватности, безнадежности, бессмысленности происходящего необъяснимой вины и т.д.
Поведенческие проблемы могут быть следующие:
- эмоциональные "взрывы", немотивированная смена настроения;
- пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;
- снижение самокритичности;
- отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации;
- падение продуктивности труда;
- ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;
- трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к клиентам;
- утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;
- злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др.
Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс "выгорания".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания
Результаты тестирования педагогических работников Волжского филиала по выявлению степени профессионального выгорания январь 2020 год
снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения
3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Гештальт - супервизия Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши студенты, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы
Жизненный успех не дается без труда . Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не огорчать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. «А если нет — то и суда нет», как говорят в народе.
Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...
Рекомендуемая литература 1.Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство "Речь". 2004. – 162 с. 2. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65. 3. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86. 4. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром "эмоционального выгорания" (burnout) у врачей стоматологов // Новая стоматология, 2002, № 2, С.97-99. 5. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром эмоционального выгорания педагогических работников, как его предупредить
Что такое синдром профессионального выгорания. Обычнопрофессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональн...
Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов
Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....
Статья Синдром эмоционального выгорания у медработников
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Известно, что профессии медицинского профиля как никакие друг...
Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"
Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.Конференцию целесообразно провод...
"Синдром эмоционального выгорания медицинских сестер и фельдшеров"
Выступление на научно-практической конференции в Городской клинической больнице № 3 (ГБУЗ "ГКБ им.М.П.Кончаловского ДЗМ")...
Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. Как его избежать.
ldquo;Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ” Генрих ГейнеАктуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрес...
"Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности"
Синдром эмоционального выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека. Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в ра...