Синдром эмоционального выгорания педагогических работников, как его предупредить
презентация к уроку на тему
Что такое синдром профессионального выгорания. Обычнопрофессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно,незаметно. Что делать? - смотрите и читайте мою презентацию, и Вы получите ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональное выгорание педагога | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие.
Причины возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности: Высокая эмоциональная включенность в работу. Временные рамки деятельности (например, окончание учебного года). Ответственность перед администрацией, родителями и обществом за результат своего труда. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное, материальное стимулирование. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует тревога, депрессия, психосоматические нарушение, неадекватное эмоциональное реагирование.
Симптомы профессионального выгорания. Психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам. Ощущение эмоционального и физического истощения. Снижение восприимчивости в связи с изменениями внешней среды (например, отсутствие реакции любопытства на фактор новизны). Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии). Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта. Резкая потеря или резкое увеличение веса. Полная или частичная бессонница. Постоянное заторможенное, сонливое состояние. Одышка или нарушение дыхания при физической нагрузке. Ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания.
Социально-психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия, пониженный эмоциональный фон. Повышенная раздражительность на незначительные события. Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя). Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации нет причин (чувство вины, обиды, подозрительность, скованность). Чувство беспокойства и повышенной тревожности. Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха (что-то не получится, я не справлюсь). Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (как ни старайся, все равно не получится).
Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее. Постоянно берет работу домой, но дома ее не делает. Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам. Невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях. Дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности.
Три стадии профессионального выгорания: Начинается приглушение эмоций, специалист замечает, что вроде бы все пока нормально, но скучно. Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние тревожности и неудовлетворенности. Возникают недоразумения с воспитанниками. Могут появиться вспышки раздражения и гнева. Притупляются представление о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему. Глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Три аспекта профессионального выгорания: Снижение самооценки. Такие работники чувствуют беспомощность и апатию, со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с учащимися. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, депрессия, апатия приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.
Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?
1. Определите краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает уверенность в себе.
2. Используйте «тайм-ауты», это необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы).
3. Постарайтесь овладеть умениями и навыками саморегуляции (релаксация).
4. Профессионально развивайтесь и совершенствуйтесь.
5. Постарайтесь уходить от ненужной конкуренции и соперничества.
6. Обогащайте свою жизнь эмоциональным общением. Когда люди анализируют свои чувства и делятся ими с другими, вероятность «эмоционального выгорания» значительно снижается.
7. Старайтесь поддерживать хорошую физическую форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь.
В целях направленной профилактики СЭВ можно предложить следующие рекомендации: Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем. Контролируйте сове настроение. Хорошее настроение – слишком ценная вещь, чтобы терять его. Проще относитесь к конфликтам на работе. Избегайте ссор. Не замыкайтесь в себе. Если вы чувствуете, что у вас есть законное недовольство против кого-то, подойдите к этому человеку и спокойно объясните все. Старайтесь чаще улыбаться и смеяться. Не будьте слишком чувствительны к словам. Не принимайте все близко к сердцу. Прекратите беспокоится понапрасну. Правило хорошего отдыха и сохранения здоровья – правильный сон. Правильный отдых – залог хорошей работоспособности!
Удачи и успехов в профессиональной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
листовка для педагогических работников "Подросток"
Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической - время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы»...
О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогичес...
4. Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, выставок творческих работ по направлению педагогической деятельности, участие в которых осуществлялось под руководством педагогического работника
Дипломы, благодарственные письма, сертификаты обучающихся за участие в конкурсах, фестивалях, выставках творческих работ, олимпиадах....
Семинар – практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»
Семинар – практикум«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»...
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области «Моя педагогическая копилка»
Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий....
19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"
На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...
«Профессиональный стандарт педагога:новые требования к профессиональной компетенции педагогических работников»:материалыВсероссийской педагогической научно-практической конференции.Март2022г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Профессионально важные качества педагога Стр. 18...