Синдром эмоционального выгорания педагогических работников, как его предупредить
презентация к уроку на тему

Саакян Владимир Григорьевич

Что такое синдром профессионального выгорания.  Обычнопрофессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно,незаметно. Что делать? - смотрите и читайте мою презентацию, и Вы получите ответы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром эмоционального выгорания педагогических работников, как его предупредить

Слайд 2

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие.

Слайд 3

Причины возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности: Высокая эмоциональная включенность в работу. Временные рамки деятельности (например, окончание учебного года). Ответственность перед администрацией, родителями и обществом за результат своего труда. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное, материальное стимулирование. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Слайд 4

Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует тревога, депрессия, психосоматические нарушение, неадекватное эмоциональное реагирование.

Слайд 5

Симптомы профессионального выгорания. Психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам. Ощущение эмоционального и физического истощения. Снижение восприимчивости в связи с изменениями внешней среды (например, отсутствие реакции любопытства на фактор новизны). Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии). Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта. Резкая потеря или резкое увеличение веса. Полная или частичная бессонница. Постоянное заторможенное, сонливое состояние. Одышка или нарушение дыхания при физической нагрузке. Ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания.

Слайд 6

Социально-психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия, пониженный эмоциональный фон. Повышенная раздражительность на незначительные события. Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя). Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации нет причин (чувство вины, обиды, подозрительность, скованность). Чувство беспокойства и повышенной тревожности. Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха (что-то не получится, я не справлюсь). Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (как ни старайся, все равно не получится).

Слайд 7

Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее. Постоянно берет работу домой, но дома ее не делает. Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам. Невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях. Дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности.

Слайд 8

Три стадии профессионального выгорания: Начинается приглушение эмоций, специалист замечает, что вроде бы все пока нормально, но скучно. Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние тревожности и неудовлетворенности. Возникают недоразумения с воспитанниками. Могут появиться вспышки раздражения и гнева. Притупляются представление о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему. Глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.

Слайд 9

Три аспекта профессионального выгорания: Снижение самооценки. Такие работники чувствуют беспомощность и апатию, со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с учащимися. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, депрессия, апатия приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Слайд 10

Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

Слайд 11

1. Определите краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает уверенность в себе.

Слайд 12

2. Используйте «тайм-ауты», это необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы).

Слайд 13

3. Постарайтесь овладеть умениями и навыками саморегуляции (релаксация).

Слайд 14

4. Профессионально развивайтесь и совершенствуйтесь.

Слайд 15

5. Постарайтесь уходить от ненужной конкуренции и соперничества.

Слайд 16

6. Обогащайте свою жизнь эмоциональным общением. Когда люди анализируют свои чувства и делятся ими с другими, вероятность «эмоционального выгорания» значительно снижается.

Слайд 17

7. Старайтесь поддерживать хорошую физическую форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь.

Слайд 18

В целях направленной профилактики СЭВ можно предложить следующие рекомендации: Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем. Контролируйте сове настроение. Хорошее настроение – слишком ценная вещь, чтобы терять его. Проще относитесь к конфликтам на работе. Избегайте ссор. Не замыкайтесь в себе. Если вы чувствуете, что у вас есть законное недовольство против кого-то, подойдите к этому человеку и спокойно объясните все. Старайтесь чаще улыбаться и смеяться. Не будьте слишком чувствительны к словам. Не принимайте все близко к сердцу. Прекратите беспокоится понапрасну. Правило хорошего отдыха и сохранения здоровья – правильный сон. Правильный отдых – залог хорошей работоспособности!

Слайд 19

Удачи и успехов в профессиональной деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

листовка для педагогических работников "Подросток"

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической - время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы»...

О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогичес...

Семинар – практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»

Семинар – практикум«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»...

Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области «Моя педагогическая копилка»

Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий....

19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"

На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...