Структура занятия с учетом здоровьесберегающих технологий
статья

Елена Алексеевна Рыжова

Физкультминутки на лекционных занятиях в СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на лекционных занятиях

Каждое занятие для студента – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Студенты, обучающиеся по специальности «Банковское дело», большую часть времени проводят за компьютерами. Да и будущая их специальность не предполагает подвижности на рабочих местах. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это сложная дисциплина, предполагающая изучение большого массива учетной информации, умственного напряжения, напряжения глаз при работе на компьютере, овладению навыками самостоятельной мыслительной деятельности.  Поэтому большое значение имеет формирование структуры урока таким образом, чтобы студенты могли освоить материал, чтобы была оптимальная рефлексия. Это возможно только при разнообразии деятельности студентов на занятии и при выполнении физических упражнений, которые позволяют расслабиться. Поэтому, при проведении занятий я знакомлю студентов с теми упражнениями, которые позволят снять напряжение во время учебных занятий и в дальнейшем в их работе.

Каждое учебное занятие строится по следующему алгоритму:

  1. Проветривание учебного помещения перед началом занятия и на каждой перемене.
  2. Проверка освещения в учебном помещении.
  3. Начало занятия: создание благоприятной атмосферы, пожелание доброго утра и хорошего дня.
  4. Чередование видов деятельности через 10-15 минут:

-словесный вид преподавания при объяснении план занятия, нового материала, при закреплении материала путем опроса;

-наглядный вид преподавания: презентация на интерактивной доске;

-закрепление материала при работе на компьютере.

5. При смене вида деятельности отводится примерно 1 минута для адаптации усилий студентов.

6. Для снижения напряжения во время занятия при объяснении нового материала или при его закреплении проводится свободная беседа, дискуссия.

7. Через каждые 20 минут проводятся физкультминутки продолжительностью 2 минуты. Всего за пару, 90 минут, проводится 3 физкультминутки. При этом упражнения выбраны специально для того, чтобы снять напряжение со спины, с глаз.

Упражнения для спины и шеи

1) Простые наклоны головой в разные стороны. Важно тянуться медленно, как бы растягивая мышцы шеи. Можно помогать руками.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2464444/rth74350b1020a3ffb85b3944e18b5e4fa7/max_g480_c12_r4x3_pd10

2) Прорабатывание мышц шеи: стандартные упражнения – подтягивание, сгибания, "ротация", боковое сгибание.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2378925/rthd5fb8c12c2608eb90a157a5fa2199542/max_g480_c12_r16x9_pd10

Упражнения для глаз

https://glazexpert.ru/wp-content/uploads/c/0/6/c069208cc11b285647ecf2075afb4314.jpg

Для выполнения упражнений во время физкультминуток у студентов есть памятка, в которой показано как выполняются упражнения.

Проведение физкультминуток позволяет разрядить обстановку, снять напряжение и более эффективно осваивать учебный материал.

В конце каждой недели на последнем занятии совместно со студентами проводится анализ влияния здоровьесберегающих технологий на эффективное освоение учебного материала. При этом оценивается:

1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Как показала практика не менее 60% от времени занятия занимает учебная работа.

2) момент наступления утомления студентов и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за студентами, на каком этапе занятия они начинают отвлекаться, вести себя пассивно, заниматься посторонними делами.  

3) особенности окончания занятия по отдельным темам:

- определяются темы, для которых характерен быстрый темп, не хватает времени на вопросы студентов, домашнее задание дается без комментариев, нет времени для физкультминуток. По таким темам разрабатываются задания для самостоятельного изучения.

- определяются темы, для которых характерно спокойное ведение занятия, возможна беседа со студентами, даются комментарии по выполнению домашнего задания, можно провести физкультминутки.

Подобный еженедельный анализ позволяет оптимизировать структуру занятия, выделить темы, по которым необходимо усилить самостоятельную работу, и, в конечном итоге повысить качество изучения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, прим...

Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"

В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокально-хоровых дисциплин. Гигиена голоса».

Данная методическая разработка адресована педагогам вокально-хоровых дисциплин и обучающимся. Целью данной работы является создание необходимого комплекса знаний и умений направленного на предотвращен...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в кон...

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группеТема: «В гости к медвежонку»Тема: «В гости к медвежонку».Цель: Создание положительного эмоциона...