ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
статья
ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный подход в подготовке студентов СПО на примере ВКР
Система среднего профессионального образования в нашей стране вот уже несколько лет претерпевает сложные преобразования, адаптируясь к новым рыночным отношениям. Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту в условиях постоянно меняющихся потребностей в той или иной профессии. Меняются цели современного образования, акцент переносится на формирование компетентности.
Одна из главных задач среднего профессионального образования заключается в формировании компетентной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В современных условиях предъявляются высокие требования к студентам и выпускникам, которые из пассивных потребителей знаний должны перейти в разряд активных их творцов, умеющих формулировать проблему, анализировать пути ее решения, искать способы разрешения проблемы и доказать ее правильность.
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования настоятельно потребовали дальнейшего совершенствования системы профессионального образования. Практика показала, что решение этой проблемы возможно, в первую очередь, через реализацию различных инновационных подходов к процессу обучения студентов в условиях средне специального образования. Одним из путей улучшения качества профессиональной подготовки будущих специалистов является ее организация на основе интегрированного подхода.
«Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов».
В образовании интеграция рассматривается, прежде всего, как процесс достижения его целостности и системности. Она издавна существует и по горизонтали в виде межцикловых связей между разными предметами, и по вертикали, как преемственность и внутрицикловые связи между ступенями образовательной лестницы в пределах какого-либо одного учебного курса.
Рассмотрим процесс интеграции как взаимодействие разных специальностей в системе средне специального образования на примере ВКР двух специальностей:
29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (базовая подготовка) и 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» (углубленная подготовка).
Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям по конкретным специальностям, а так же готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является формой государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена.
Сегодня целью профессионального образования является формирование личности, владеющей реальной компетентностью и способной быть конкурентоспособной на рынке труда.
Организация такой системы образования обусловливает применение качественно нового подхода — проектно-целевого, с позиций которого можно теоретически и практически обосновать варианты развития процессов и явлений, наблюдаемых сегодня в образовательной системе.
Уже несколько лет в рамках творческо-экспериментальной деятельности на площадке № 2 в Пушкине, выполняются творческие проекты в рамках ВКР по изготовлению изделий с художественной росписью ткани.
Один из проектов – это коллекция на тему «Мой Петербург».
Концепцией данной коллекции является создание нового образа с неповторимым рисунком, выполненным в технике холодного батика.
Источником вдохновения для создания коллекции послужили достопримечательности Петербурга, такие как: Исаакиевский собор, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, а также узорные фонари и кованая решётка, передающие колорит города. Объекты выполнены в стилизованном виде.
Стилизация в наших разработках композиции едина для всех ее элементов и подчиняется общему принципу. Это трансформация формы предметов с подчеркиванием их характерных свойств, введения контура, использование индивидуальных приемов в решении цветовой поверхности содержимого композиции. Выделены общие силуэты построек, их индивидуальные особенности, цвет и убраны мелкие детали, чтобы не перегружать изображение, но при этом объект был легко узнаваем.
Следующий проект – свадебное платье «Нежность».
Творческий процесс создания композиции в текстильном дизайне – сложное многоаспектное явление. Здесь тесно переплетаются и обуславливают друг друга два начала творческой деятельности человека: эмоционально-интуитивное и интеллектуально-логическое. Художественная идея, первоначальный художественный образ, основанные на определенных функциональных предпосылках, требуют обоснования, уточнения, проверки практическим опытом использования знаний по основам композиции, цветоведению, конструированию и моделированию, технологии обработки текстильных материалов.
Таким образом, сегодня интеграция профессий рассматривается как эффективный механизм адаптации специалиста к постоянным изменениям на рынке труда. Основанием для интеграции является новый подход к системе классификации профессий Е. А. Климова, благодаря чему появились новые группы профессий, отвечающих всей палитре способностей и одаренностей личности.
Способность специалиста к самоорганизации, то есть к выявлению параметров порядка в разнообразных ситуациях, позволяет ему изменять стратегию профессионального поведения адекватно требованиям рынка труда и собственным способностям и одаренности. Гуманитарные воздействия на личность дают возможность позитивно влиять на изменения жизненных и профессиональных ценностей и смыслов, раскрывать и развивать внутренние потенциалы, поднимать ее выше профессионального поля деятельности, открывая контуры будущих перемен.
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Ефимова Наталья Валерьевна,
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»,
преподаватель
Кузнецова Светлана Леонидовна,
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»,
методист
Подготовка студентов по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» предполагает формирование и развитие умений и навыков творческой деятельности, связанных с художественно-конструкторской работой в области производства швейных изделий.
Специалист по изготовлению швейных изделий должен обладать творческим потенциалом в конструкторско-художественной деятельности, которая включает как художественные, так и технолого-конструкторские задачи и требует формирование профессиональных компетенций, отвечающих принципам технического и художественного творчества.
Основной задачей технолога-конструктора швейных изделий является разработка продукта от художественной идеи и до ее технического воплощения в материале. Именно поэтому, подготовка технолога-конструктора возможна только на основе приобщения его как к художественной, так и к технической культуре.
Освоение профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Портной», рассматривается нами как основа формирования технической и технологической культуры в подготовке конструктора-технолога швейных изделий.
Отсутствие базовых умений и навыков или их недостаточная сформированность, являются препятствием дальнейшего развития профессиональных компетенций и освоения специальности. В этом случае возникает проблема альтернативных способов индивидуального овладения студентами недостаточно усвоенными знаниями, умениями и навыками в их профессиональной деятельности.
Система дополнительного образования в колледже может выступать одним из способов решения данной проблемы. Сегодня дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, его основное предназначение – удовлетворять индивидуальные социокультурные и образовательные запросы, в данном случае, студентов колледжа.
Рассмотрим возможности дополнительного образования для поддержки освоения обучающимися дисциплин профессионального цикла, в том числе и художественного профиля, на примере студий «Мир шитья» и «Лоскутное шитьё».
Основная цель указанных студий - повышение мотивации и расширение возможностей в профессиональной деятельности студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки.
Целевую аудиторию студии «Мир шитья» условно можно разделить на две группы:
- студенты, обучающиеся по любой специальности, профессии СПО и не имеющие начальной профессиональной подготовки;
- студенты второго-четвертого курсов, обучающиеся по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Занятия в студии предполагают наличие начальной профессиональной подготовки, в случае отсутствия таковой, что характерно для обучающихся первой группы, возможны два вида образовательной траектории.
Рассмотрим первую траекторию - это пропедевтический курс студии «Лоскутное шитье», в рамках которого все желающие приобретают первичные умения и навыки выполнения ручных и машинных работ, а также подбора текстильных материалов с учетом технологических и оптических свойств, выполнения простых блоков композиции и сборки из них единого художественного произведения.
Посещение данной студии, в первую очередь, рекомендуется всем студентам первого курса специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», по существу, эта дополнительная образовательная программа является введением в специальность.
Вторая образовательная траектория предполагает освоение программы студии «Мир шитья» с азов по индивидуальному образовательному маршруту с учетом индивидуальных предпочтений и запросов студентов.
Наличие первичных профессиональных знаний, умений | ||||
НЕТ | ДА | |||
Студия «Мир шитья» | ||||
Студия «Лоскутное шитье» | Индивидуальная образовательная траектория | Образовательная программа | ||
Схема образовательной траектории обучения в студии «Мир шитья»
Для студентов, обучающихся по основной профессиональной образовательной программе «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», специализации «Художественная роспись ткани» (батик), важным выступает запрос на умение презентовать свою работу, свой проект, придать изделию законченный вид.
Посещая студию дополнительного образования, студенты художественного отделения имеют возможность расширить свои умения и навыки, они осваивают различные методы обработки срезов шарфов, кашне, палантинов и платков. Поскольку роспись ткани широко применяется и при декорировании сумок (шоперов), туник и других швейных изделий, то навыки изготовления изделий простого ассортимента приобретают все большую актуальность и для этой целевой аудитории.
Занятия в студии способствуют развитию фантазии, более масштабному видению воплощения выполненной плоскостной композиции в изделии, ее целостности с точки зрения композиции и колористического решения, пониманию направления рисунка с технологической точки зрения.
Знание технологической культуры пошива изделий не сложного ассортимента и представление о конструкции модели, понимание пластических свойств натуральных (шелка, атласа, крепдешина) и синтетических тканей расширяет границы понимания возможностей выбранной специализации. К таким возможностям можно отнести:
- создание неповторимых образов реальных вещей и изделий, востребованность которых обусловлена их новизной, оригинальностью и эксклюзивностью;
- проектирование рисунка ткани определяется моделью и ее назначением;
- расширение ассортиментной группы – летняя детская и женская одежда, а также изделия вечернего ассортимента.
Основной состав студии «Мир шитья» представлен студентами, обучающимися на технолога-конструктора. Главный принцип обучения в студии – включение в образовательную творческую деятельность всех без исключения студентов на уровне их профессиональных
возможностей, достижение успеха в соответствии с собственными способностями независимо от уровня успеваемости. С этой целью используют индивидуальные задания. Менее подготовленные студенты выполняют работу по образцу готовой конструкции, лучше усвоившим программу студентам, предоставляется право выбора в рамках пройденной темы или же с опережением.
С целью определения влияния дополнительного образования на освоение дисциплин профессионального цикла среди обучающихся студий «Лоскутное шитье» и «Мир шитья» было проведено анкетирование. По результатам анализа которого была составлена матрица, показывающая связь показателей, выявленных в ходе анкетирования, с дисциплинами профессионального цикла.
Дисциплины Показатели | ПМ.05 | ПМ.03 | ПМ.02 | ПМ.04 | МДК 01.01 Худ.оформление одежды | Спецри-сунок и худ. графика | Материа-ловедение | |
1 | Освоение оборудования | + | + | |||||
2 | Повышение скоростных навыков | + | + | + | ||||
3 | Навыки работы с материалами | + | + | + | + | + | ||
4 | Формирование эстетического вкуса | + | + | + | + | + | ||
5 | Реализация творческих идей | + | + | + | + | + | ||
6 | Подготовка к участию в конкурсах | + | + | + | + | + | + | |
7 | Повышение коммуникационной культуры | + | + | + | + | + | + | + |
Из матрицы видно, что между дополнительной и профессиональной образовательными программами наличествует как прямая, так и косвенная связь. Наряду с указанными показателями, студенты отметили и следующие факторы, характерные для деятельности рассматриваемых студий: поддержка инициативы обучающихся, психологически-комфортное общение с преподавателем, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
В связи с этим остановимся на одной из задач студии – создание психолого-педагогических условий формирования профессионально-творческих способностей обучающихся. Основными условиями, с нашей точки зрения, выступают:
- нацеленность образовательно-воспитательного процесса на раскрытие внутреннего потенциала личности, на совершенствование качеств и способностей, необходимых для достижения вершин профессионализма; развитие интереса к профессии, к профессиональной деятельности;
- совместная деятельность; опора на опыт обучающегося; индивидуализация обучения; системность обучения; осознанность обучения;
- вовлеченность всех обучающихся в творческий процесс;
- необходимый и достаточный уровень общей и специальной подготовки студентов как основа развития творческих способностей.
Фокус занятий дополнительного образования направлен на процесс, а не на результат, что позволяет обучающимся без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности,
что подтверждается результатами работы студий «Лоскутное шитье» и «Мир шитья», в течение нескольких лет демонстрирующие следующие показатели изменения индивидуальных способностей студентов:
- когнитивный - повышение когнитивной способности, общей эрудированности, общей осведомленности обучающихся в технологических и художественно-конструкторских вопросах;
- творческий - появление потребности в творческой профессиональной деятельности;
- деятельностный - освоение способов деятельности, связанных непосредственно с изготовлением изделия, практикой общения, взаимодействием обучающегося с другими людьми, его опытом, умениями и навыками взаимодействия;
- эмоционально-волевой – появление способности к самооценке, самокритичности.
Сочетание профессиональной подготовки студентов с занятиями в студиях дополнительного образования, является наиболее оптимальным и перспективным направлением в подготовке специалистов среднего звена в колледже. При этом решаются следующие задачи: формирование и развитие творческих способностей; повышение профессиональной культуры, формирование профессиональных компетенций, отвечающих принципам технического и художественного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества профессиональной подготовки студентов на ПП.
Круглый стол....
Статья Экономическая подготовка студентов колледжа в современном среднем профессиональном образовании
Экономическая подготовка студентов колледжа в современном среднем профессиональном образовании...
Компетентный педагог как цель профессиональной подготовки студентов колледжа.Презентация к выступлению на пед.совете.
Презентация к выступлению на пед.совете. Компетентный педагог как цель профессиональной подготовки студентов колледжа.Формирование профессиональных качеств в сочетании с профессиональными знаниями и к...
Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...
Компетентностно-ориентированные задания для текущего и промежуточного контроля успеваемости по астрономии как эффективное средство профессиональной подготовки студентов колледжа.
Важнейшим требованием современного общества к подготовке высоко квалифицированных выпускников и рабочих кадров является формирование у них широкого научного мировоззрения, основанного на прочных знани...
ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Подготовка студентов по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» предполагает формирование и развитие умений и навыков творческой деятельности, связанных...
Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020
Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...