Педагогические влияние
статья
Способы социально-ориентированного влияния учителя на обучающих; способы личностно-ориентированного влияния учителя на обучающихся; советы учителям средней и старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_vliyanie.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Отрадненской СОШ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Учитель химии и биологии
Корбукова Н.М.
2020-2021 учебный год
«Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться»
Михаил Пришвин
Многовековая практика изобрела множество способов влияния, которые используют с целью формирования личности. Влияние всегда объединяло социально-ориентированный и индивидуально-ориентированный подходы. Преобладающее использование того или другого способа зависит от цели формирования личности.
Если мы хотим воспитать законопослушную или просто послушную, готовую (всегда готовую) к выполнению установленных социальных норм особу, то надо преимущественно использовать социально – ориентационные способы влияния – приказ, команду, угрозу, предупреждение, осуждение, критику, ярлыки, поддразнивания, допрос, поучение, наставление, проповедь, мораль. Но тогда возникают трудности в общении, происходит подавление «Я» ребёнка и угнетение его инициативы.
Использование индивидуально-ориентированные способы влияния, а именно: просьба, совет, доверительная беседа, акцентирование достоинств, симпатия, проектирование результата, умение принять позицию другого, общее обсуждение ситуации на равных, возложение полномочий, сосредоточение на результате деятельности – стимулирует и формирует уверенность и ответственность детей.
Не существует универсальных видов и способов влияния. Только знанием педагогом детей, с которыми он работает, позволяет ему ориентироваться и выбирать наиболее адекватные способы педагогического влияния в конкретной, уникальной ситуации развития школьника.
Способы социально-ориентированного влияния
- «Приказ. Решение» (распоряжение, команда)
Предполагает, что учитель без участия ребёнка ищет возможные варианты выхода из ситуации. Можно быть сколько угодно ласковым с ребёнком, шутить с ним, играть, но когда возникает потребность, надо быть коротко один раз распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребёнка не было сомнений в правильности распоряжений, в неизбежности его выполнения. Но если в процессе влияния на ребёнка всегда использовать приказ («Делай так, а не иначе…», «Завтра обязательно скажи, что…), то не стоит ждать от вашего ученика самостоятельности, активности, уверенных действий. Такому человеку трудно ориентироваться в жизни, он быстрее может подвергнуться влиянию другого человека. Для него будут характерны такие черты характера как тревожность, сверхусердие ,социальная пассивность, несамостоятельность, покорность.
- «Допрос». Часто взрослые для того, чтобы что-нибудь узнать путём усиленных распросов ставят такие вопросы, на которые ученику трудно ответить.
Пример. Первоклассник опоздал на урок и испуганно вошёл в класс. Учитель прерывает урок и начинает допрос: «Ты где был? Почему опоздал на урок? Разве ты не знаешь…?» Ученик начинает придумывать что то, рассказывать разные истории, чтобы избежать наказания. Постепенно развивается скрытость, трусливость, замкнутость, протест против мелкого надзора. Но бывает и другая ситуация, когда старшеклассники ждут звонка на урок, чтобы специально опоздать, обратив на себя внимание всего класса и ему безразлично, что он прервал урок. Главное – он вошёл, главное внимание переключилось на «его величество Петю Иванова»
Вывод1. Эта группа социально оправданных способов (приказ, решение, допрос) основана на подавлении личности, создания и укрепления авторитарных отношений.
- «Критика»
Предполагает отрицательное суждение: «У тебя ничего не выйдет…», «Ты невнимательный и в следующий раз работу не выполнишь..». А однажды в младшей школе было сказано учителем матери ученика: « Ваш сын, заикается, не может говорить правильно, взгляд у него бессмысленный, о чём- то постоянно думает, не слышит вопроса учителя, замкнут - поэтому ему дальше предстоит учиться в спецшколе. Мужайтесь» Объективная критика важна, но нужно учитывать, что человек меняется ежесекундно. И если учитель не учитывает того, что человек и его поведение, внешние проявления ученика, - это не одно и то же. В этом случае не сможем создать условия для изменения личности. Учителю нельзя ставить любые диагнозы. Это дело профессиональных врачей. Этот мальчик по выходу из школы раскрыл свои способности, имел хороший аттестат, а потом и высшее образование.
- «Ярлык» Обычно негативная, короткая характеристика кого то или чего то. Использование ярлыков вызывает сопротивление, отчуждение, неадекватную самооценку: « Ты – бездельник..., «Дебил..», «Тупой..» Дети стремятся соответствовать тем ожиданиям, которые с ними связывают. И сначала эту маску одевает ученик перед своим обидчиком, а потом эта маска становится его сущностью.
- «Угроза» Постоянное использование угрозы в воспитании развивает страх, беспокойство, ожидание неприятности. (»Если ты, то я тебя…») Сильные натуры замыкаются, а слабые ломаются. Но бывает угроза другого типа. Так в старших классах для того, чтобы ребята приняли участие в школьном мероприятии, классный руководитель, которому трудно было найти подход к ученикам, опрометчиво сказал: «Если вы примете участие в этом мероприятии, то я уйду, наконец то, из вашего класса и пусть другой учитель будет с вами, классного руководств, а и вы вздохнёте свободно без меня. Старшеклассники согласились, они выступили очень хорошо, но говорили ей в лицо о том, что она обещала. Учительница не сразу, но ушла.
- «Мораль» Во все времена мудрое наставление было важной частью воспитания. Но постоянные морали и нотации («В твоём возрасте…»)вызывают раздражение. Безразличие. Под давлением «морали» формируются скептики, протестанты, циники.
- «Уход от решения проблем».
Отвлекая внимания ребёнка от решения вопросов, мы успокаиваем его, уводим в сторону от детских трудностей («Мне бы не хотелось говорить на эту теме…», « Спроси у родителей..») А ученик не может спрашивать у родителей, стесняется (вопросы физиологических изменений в организм в связи с половым созреванием). Им интересно, как учитель ответит на вопрос откуда берутся дети? Как? И что? Это 8 класс. Некоторые школьники ждут объяснений учителя на этот счёт. На этой теме я даю листочки бумаги каждому ученику, где каждый анонимно задаёт вопросы, которые его интересуют по этой теме. А затем отдельно мальчикам и девочкам отвечаю на трудные вопросы. И тогда никаких глупых смешков не слышится, а возникает уважение, а некоторое разочаровываются, что на вопросы по теме «Размножение человека можно ответить именно так. Если мы не ответим на эти вопросы, или другие, которые интересуют школьников, то старшеклассник найдёт эти ответы за пределами семьи и школы – в обществе ровесников, нередко попадая под чужое влияние. И пускай, возможно, они услышат или увидят другую сторону ответа интересующих их вопросов. Но они уже изучили эту тему в школе и получили научные, культурные, этические ответы по данной теме. Если воспитатель не будет находить время, желание отвечать на вопросы, волнующие ребят, то у воспитанника будет развиваться привычка избегать решение сложных жизненных проблем, принимать чужое готовое решение, избегая ответственности за его последствия.
- «Акцент на личном успехе»
Взрослые навязывают своему ребёнку мнение как о самодостаточной ценности: «Ты лучше всех». Екцент делается не на результат деятельности («Как хорошо ты сделал эту работу..», а на личном успехе ребёнка. С одной стороны может начаться всё с ярлыка: «Хорошо, господин всезнайка..», «Она будут учиться только на отлично…», «Она поступит со своими отличными оценками в любое учебное заведение..» А ученик только в старших классах, и у него, и у его родителей сформировалась неправильная самооценка. И если что - то пойдёт не так – психологический срыв, стресс. Почему? Да потому, что использовались в воспитание такие методы, как захваливание, противопоставление другим, восхваление себя. Ученик агрессивно реагирует на любые замечания, отказывается понимать малейший отказ, ошибки в выполнении работы. Он же лучше всех, с красным теснение окончил 9 классов, а не поступил в колледж; а ему в четверти четвёрки поставили по предметам за четверть, а
ему должны пятёрки, потому что он отличник и у него были проблемы, которые важные для него и это должны учитывать при выставлении оценок, и совсем неважно, что не освоил решение типовых задач по математике, и возникают сложности в выражении своих мыслей при анализе литературных произведений. А ведь по этим предметам его ждёт ЕГЭ! Это пусть волнует учителя, но не его. Он знает, что учитель занижает оценку. Адекватно оценить себя не может и не помогают ему это сделать. Здесь акцент делается на личном успехе, а не на действиях ученика. Страшнее, что это плохо понимают и сами родители, поддерживая своё чадо. Возникает психологическая неустойчивость воспитанника. Взрослые находятся как бы «над проблемой», а не вникают в её суть.
Способы личностно-ориентированное влияния
- «Просьба» (вместо приказа)
Эта форма закрепилась в общечеловеческой культуре, как универсальная. Её используют и родители, учителя, друзья, администраторы. Эта форма рассчитана на некоторую активность субъекта. Когда говорят: «Прошу вас..», «Пожалуйста ….», «Не могли бы вы..»,- предполагается, что ученик сам решает выполнить ли ему эту просьбу или отказать, потому что в самом форме заложена вероятность отказа.
- «Совет» (вместо «Решения»)
Форма, которая позволяет учителю указать на какой-нибудь способ поведения, который, по мнению учителя, кажется возможным в данной ситуации, но не обязывает ученику следовать ему. Совет предполагает воспитаннику проявить некоторую самостоятельность и сделать выбор: «Я бы вам посоветовал..», «Я думаю, что..», «Вот тебе совет опытного человека..»,- такой подход способствует тому, что воспитанник рассматривает множество поведенческих моделей.
- «Доверительная беседа» (вместо «Допроса»)
Обмен мыслями, построенный на доверии, склоняет к откровенности. Так педагогу легче психическое состояние ребёнка и оказать ему действенную помощь. « Не мог ли ты пояснить причину своего поступка, если это не секрет..», «Могу ли я тебе помочь..» - такое обращение помогает школьнику осознать то, что произошло и выступить в роли субъекта своего поведения. Так, например, ученик выпускного класса в конце учебного года перестал посещать уроки математики. Он молча слушал вопросы почему это происходит и продолжал уходить с урока математика. И вот во время генеральной уборки в классе, в доверительной обстановке от сообщил, что на перемене, бегая с этой линейкой по классу, поломал большую линейку, которой пользовались и учитель, и ученики, при построении чертежей на доске. Учитель математики сказал, чтобы он сделал и принёс такую же линейку в класс. А юноша не мог это выполнить и поэтому перестал ходить на занятия. Около месяца он не посещал занятия. После того, когда узнали истинную причину непосещения урока, учитель математики успокоил ученика, нашёл нужные слова ученик вернулся в класс.
- Акцент на достоинствах» (вместо «Критики»)
Акцент в ходе общения с учеником на его положительных аспектах поведения или характера помогает ребёнку стать более уверенным в своих начинаниях, смелее высказывать своё собственное суждение. 2ты такой трудоспособный..», «При твоей аккуратности..», «Твой тонкий вкус позволяет…» - оценка педагога такого плана возносит воспитанника на «пьедестал». Теперь ему есть что терять, поэтому он приложит максимум возможностей сохранить о себе мнение.
- «Симпатия», которую проявляют открыто (вместо «Ярлыка»)
Инициируют доброжелательность школьника, обеспечивают психологический комфорт, а значит, раскрепощают его и тем самым, раскрывают ресурсы личности. «Я рада видеть вас..», «Мне нравится работать с вами..», такие слова успокаивают ребят, снимают тревожность. Хотя бывает, что учитель боится произносить такие слова детям, по ошибке опасаюсь нарушение дисциплины, которая последует на проявление симпатии учителя к ученикам.
- «Проекция результата» (вместо «Угрозы»)
Описанная картина, которая непременно последует вслед за осуществлением того, что собирается сделать ученик, возлагает на него ответственность. «Если ты.. – то как ты думаешь потом тебе …», « Если так, то тогда ..как ты считаешь..». Ученик 10 класса думает идти ли ему в 11 класс или уйти после 10. «Если ты уйдёшь после 10 класса, то как ты думаешь потом поступить». «Если ты после 9 класса не желаешь учиться в колледже и не желаешь идти в 10 класс, то как ты считаешь – это правильно? Ты не пожалеешь об этом?»?». Предположение педагога ставят учеником перед выбором и они вынуждены сделать этот выбор, чтобы потом осознать что случится и не перекладывать ответственность на взрослых.
- «Стать н позицию воспитанника» (вместо «Морали»)
Этот метод помогает понять причины поведения ученика, ощутить состояние ребёнка, прожить логические оправдания выбора. «Мне тоже приходилось…», «Я раньше тоже так думал..». Такая форма подчёркивает единство людей, общее в их судьбе, сходство их переживаний. Это способствует взаимопониманию детей и учителя, дистанция уменьшается, уровни взаимоотношений выравниваются.
- «Обсуждение на равных» ( вместо «Ухода от решения проблем»)
Общее осмысление ситуации («Подумаем, чем это может закончится..», «Давайте вместе..» Это помогает ученику ощутить себя защищённым, поверить в то, что учитель всегда рядом и поможет в трудную минуту.
- «Возложение полномочий» ( вместо «Гиперопеки»)
Предоставление подростку прав и обязанностей, развивают инициативу и творческий потенциал, повышают меру активного взаимодействия с миром, а позднее и меру ответственности за то, что происходит в школе. « Теперь ты получишь право…», « Это твоё..», «Воспользуйся своим правом …» ( день самоуправления, командиры месячников).
- «Акцент на результате деятельности» (вместо «Акцента на личном успехе»)
Объективная характеристика полученных результатов формирует высокие требования к своей деятельности и стремление качественно выполнять любой вид работы. В итоге развивается потребность к самоограничению, к самоконтролю, что очень важно для представителя современного общества. «Мы сегодня хорошо поработали, много успели, как хорошо вышло..»
Притча. Мама и папа часто возили сына к бабушке. Когда он подрос, то сказал родителям: «Я уже большой и что вы со мной как с маленьким? Я и сам мог к бабушке доехать». После недолгих споров родители согласились. Вот стоят они на перроне, провожают, дают последние советы, а сын всё твердит: «Да знаю я, сто раз уже говорили». Тогда отец и говорит: «Сынок, если тебе станет плохо или страшно – то вот тебе это». И сунул что то ребёнку в карман. И вот мальчик едет в вагоне, разглядывает что то в окне. А вокруг люди чужие толкаются, шумят, заходят, выходят, проводник недовольно сделал ему замечание, кто то тоже недовольно на него посмотрел, и вдруг парню стало не по себе и с каждым разом всё неприятнее и тяжелее. И вот ему становится страшно. Он понурился, забился в угол, подкатились слёзы. Он вспоминает, что у него в кармане что то от отца. Дрожащей рукой нащупывает какую то бумажку и разворачивает её и читает: «Сынок, я в соседнем вагоне».
Вот так и в жизни, мы должны отпускать детей, доверяя им, но мы должны быть всегда в соседнем вагоне, чтобы детям страшно не было. Быть рядом – пока мы живы.
Советы учителям средней и старшей школы.
● Начинайте с гипноза. Чаще всего гипнотизёр начинает с того, что обращает внимание своего объекта на то, что с ним уже происходит. «Ваши глаза закрываются» - прекрасное вступление, потому что глаза закрываются везде и всегда, но мы этого не замечаем, пока кто-нибудь не обратит на это внимание. Учителю, как гипнотизёру, следует попросить своих учеников сделать то, что большинство из них уже делают, а не ждать всеобщего внимания. Лучше сказать: «Посмотрите на меня» и подождать, пока все ученики это сделают, а не ждать всеобщего внимания «издать» категорический приказ. «Прекратите говорить, сядьте ровно, откройте страницу учебника 56 , запишите в тетрадях тему урока «Чистые вещества и смеси»
● Заинтересуйте с самого начала – это поможет организовать весь класс: А вы знаете, что в Италии имеется широко известная «Собачья пещера», в которой человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая собака туда гибнет. (до пояса пещера заполнена тяжёлым углекислым газом. Голова человека находится в воздушном слое и он не ощущает никаких удобств. Собака при её росте оказывается в атмосфере углекислого газа и поэтому задыхается.
● Для лучшего усвоения учебного материала учитель строит урок так, чтобы новый материал не был большим по объёму, а число повторений и закреплений достаточным.
● Помните, что ученики усваивают 80% материала начиная с пятой и до 23 минуты информации.
● Нельзя удерживать внимание учеников все 40 минут, если они напряжены, необходимы чередовать напряжение и расслабление.
● Требование к речи учителя: ученики не воспринимают речь из 18 – 20 слов.
● Предугадывайте провокационные вопросы учеников, ответы на которые отвлекут вас от темы уроков. « У как вы стали учителем»?, « Трудно быть учителем2? « А вам нравится ваша работа»?
● Будьте внимательны к своим словам, не говорите лишнего на полученный комплимент от учителя. Учительница пришла на урок в новой кофточке и ученик сделал ей комплимент: «Вы такая красивая сегодня». Желательно сказать « Спасибо» и всё. Иначе возможны неожиданные комментарии развёрнутого ответа учителя.
● Создавайте ситуацию успеха. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Подбадривающие слова, мягкая интонация, открытая поза, доброжелательная мимика создают благоприятный психологический тон и помогают справится с заданием. (задание «Дорисовать бабочку»)
Использемая литратура.
- Заочная педагогическая академия. Мини-журнал. Октябрь. 2012 г
- Журнал «Химия. Всё для учителя». №7, 2012 г
- Журнал «Химия. Всё для учителя». №2, 2018 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)
Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....
Методическая разработка "Влияние профессиональной деятельности преподавателя аккомпанемента на развитие ключевых и профессиональных компетенций выпускника музыкально – педагогического колледжа"
Вопросы профессиональной подготовки учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, что обеспечивает актуальность данного исследования. От того, каким будет учи...
Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся
В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды...
Реферат на тему " Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения"
Реферат по теме педагогического общения....
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.
В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...
Педагогическая статья по теме: "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Конспект для воспитателей на тему влияния художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание дошкольников ...