Мотивация 25.01.21г.
статья
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
С.Н.Чугунова, преподаватель ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта», г.Рузаевка, Республика Мордовия
Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов.
В настоящее время в условиях экономического развития и мегаполиса, и малых городов, безусловно, возрастает роль профессионального образования.
Система среднего профессионального образования являются одним из важнейших факторов устойчивого развития всей социально-экономической структуры и нашего региона.
Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребности рынка труда, конкретных работодателей, что обусловлено рядом причин:
- ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов;
-ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий;
-изменением характера экономических и социальных факторов;
-несоответствием действующих образовательных стандартов современным тенденциям развития производства, требованиям работодателей к уровню подготовки специалистов.
В условиях становления современного рынка труда, предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений, содержание профессионального образования не успевает за изменениями региональной экономики. Социальное партнерство в образовании реализуется недостаточно успешно, поскольку объединение работодателей слабо вовлечено в разработку и реализацию государственной образовательной политики.
Поэтому, как никогда, возрастает наша роль, роль педагогов.
На сегодняшний момент главным для нас с вами становится вопрос о необходимости переосмысления ключевых методологических подходов к организации учебного процесса и профессиональной подготовки молодёжи . Особую роль в этих условиях приобретают повышение качества профессионального образования на основе внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения и развитие форм социального партнерства между работодателями и учреждениями профессионального образования. И здесь большая нагрузка здесь ложится на преподавателей спецпредметов. Но разработчики стандартов также напоминают и преподавателям общеобразовательных предметов, что «основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [1]. И в этом контексте общеобразовательные предметы ни в коей мере не должны приумалять своего значения: ведь основной задачей обучения и воспитания по-прежнему остается формирование гармонично развитой, успешной в своих начинаниях личности, обладая такими качествами как коммуникативность, целеустремленность.
Чаще всего мы сталкиваемся в своей повседневной профессиональной деятельности с такими проблемами как:
-недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности;
-низкий потенциальный уровень обучающихся;
-недостаточный материально-технический ресурс и др.
Задача преподавателя заключается в стимулировании студентов и поиске способов мотивации на занятии для наиболее эффективного преподавания общеобразовательного предмета.
Проблема мотивации учащихся – это вечная тема, которой посвящены труды многих педагогов.
Российский основоположник педагогики Константин Дмитриевич Ушинский говорил следующее по поводу мотивации: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Распространёнными способами мотивации являются поощрение обучающихся, распределение обязанностей, проявление энтузиазма и проведение занятия в свободной форме. Однако практика показывает, что проявление энтузиазма и распределение обязанностей не дают желаемого эффекта, так как студенты настроены достаточно скептично к общеобразовательным дисциплинам. Распределение обязанностей они могут расценивать, как попытку «спихнуть» на них лишнюю работу. В такой ситуации преподавателю приходится искать оригинальные способы мотивации обучающихся.
На мой взгляд, для наиболее эффективного и качественного способа мотивации обучающихся преподавателям необходимо в обязательном порядке внедрять в рабочую программу элементы профильных дисциплин в общеобразовательный курс и таким образом готовить будущих специалистов к профессиям уже с первого курса. Помимо повышения мотивации и модернизации рабочей программы мы сможем обеспечить метапредметную связь не просто между общеобразовательными программами, но и между профессиональными дисциплинами, тем самым повысив качество преподаваемого предмета.
В своей практике я стараюсь использовать метапредметный подход, а конкретно – изучение двух предметов на одном занятии. Например, изучение истории железнодорожного транспорта в рамках истории страны (для специальности «Машинист локомотива»).
Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно «построить модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием) общей модели подготовки квалифицированных и тем самым была бы связана с конечной целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. Таким образом, необходимо так строить преподавание, чтобы учащийся постоянно ощущал, что изучая общеобразовательную дисциплину, он приближается к более глубокому пониманию своей специальности. Поэтому подчеркивание информации, необходимой в будущей профессии, несомненно активизирует действия учащегося, так как он понимает, что она дается ему не для общей эрудиции, не как информация, которая может где-то пригодиться, а как нужная информация для совершения конкретных действий специалиста данного профиля. При этом имеет большое значение профессионально направленные дидактические материалы, использование которых способствуют повышению роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально важных качеств у учащихся [3].
Литература
1.Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. — М.: Высш. шк., — 1990.
2.Качанов А. Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском ВУЗе. Дис.... канд. пед. наук. — Москва, — 2003 г. — 05 с.
3.Алимов Б. Н., Юсупов Р. М. Методика подготовки учащихся к обучению специальных дисциплин в процессе преподавания математик в профессиональных колледжах. — Ташкент. изд. «Наука и технология», — 2012. - 104 стр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
С.Н.Чугунова, преподаватель ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта», г.Рузаевка, Республика Мордовия
Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов.
В настоящее время в условиях экономического развития и мегаполиса, и малых городов, безусловно, возрастает роль профессионального образования.
Система среднего профессионального образования являются одним из важнейших факторов устойчивого развития всей социально-экономической структуры и нашего региона.
Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребности рынка труда, конкретных работодателей, что обусловлено рядом причин:
- ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов;
-ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий;
-изменением характера экономических и социальных факторов;
-несоответствием действующих образовательных стандартов современным тенденциям развития производства, требованиям работодателей к уровню подготовки специалистов.
В условиях становления современного рынка труда, предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений, содержание профессионального образования не успевает за изменениями региональной экономики. Социальное партнерство в образовании реализуется недостаточно успешно, поскольку объединение работодателей слабо вовлечено в разработку и реализацию государственной образовательной политики.
Поэтому, как никогда, возрастает наша роль, роль педагогов.
На сегодняшний момент главным для нас с вами становится вопрос о необходимости переосмысления ключевых методологических подходов к организации учебного процесса и профессиональной подготовки молодёжи . Особую роль в этих условиях приобретают повышение качества профессионального образования на основе внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения и развитие форм социального партнерства между работодателями и учреждениями профессионального образования. И здесь большая нагрузка здесь ложится на преподавателей спецпредметов. Но разработчики стандартов также напоминают и преподавателям общеобразовательных предметов, что «основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [1]. И в этом контексте общеобразовательные предметы ни в коей мере не должны приумалять своего значения: ведь основной задачей обучения и воспитания по-прежнему остается формирование гармонично развитой, успешной в своих начинаниях личности, обладая такими качествами как коммуникативность, целеустремленность.
Чаще всего мы сталкиваемся в своей повседневной профессиональной деятельности с такими проблемами как:
-недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности;
-низкий потенциальный уровень обучающихся;
-недостаточный материально-технический ресурс и др.
Задача преподавателя заключается в стимулировании студентов и поиске способов мотивации на занятии для наиболее эффективного преподавания общеобразовательного предмета.
Проблема мотивации учащихся – это вечная тема, которой посвящены труды многих педагогов.
Российский основоположник педагогики Константин Дмитриевич Ушинский говорил следующее по поводу мотивации: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Распространёнными способами мотивации являются поощрение обучающихся, распределение обязанностей, проявление энтузиазма и проведение занятия в свободной форме. Однако практика показывает, что проявление энтузиазма и распределение обязанностей не дают желаемого эффекта, так как студенты настроены достаточно скептично к общеобразовательным дисциплинам. Распределение обязанностей они могут расценивать, как попытку «спихнуть» на них лишнюю работу. В такой ситуации преподавателю приходится искать оригинальные способы мотивации обучающихся.
На мой взгляд, для наиболее эффективного и качественного способа мотивации обучающихся преподавателям необходимо в обязательном порядке внедрять в рабочую программу элементы профильных дисциплин в общеобразовательный курс и таким образом готовить будущих специалистов к профессиям уже с первого курса. Помимо повышения мотивации и модернизации рабочей программы мы сможем обеспечить метапредметную связь не просто между общеобразовательными программами, но и между профессиональными дисциплинами, тем самым повысив качество преподаваемого предмета.
В своей практике я стараюсь использовать метапредметный подход, а конкретно – изучение двух предметов на одном занятии. Например, изучение истории железнодорожного транспорта в рамках истории страны (для специальности «Машинист локомотива»).
Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно «построить модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием) общей модели подготовки квалифицированных и тем самым была бы связана с конечной целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. Таким образом, необходимо так строить преподавание, чтобы учащийся постоянно ощущал, что изучая общеобразовательную дисциплину, он приближается к более глубокому пониманию своей специальности. Поэтому подчеркивание информации, необходимой в будущей профессии, несомненно активизирует действия учащегося, так как он понимает, что она дается ему не для общей эрудиции, не как информация, которая может где-то пригодиться, а как нужная информация для совершения конкретных действий специалиста данного профиля. При этом имеет большое значение профессионально направленные дидактические материалы, использование которых способствуют повышению роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально важных качеств у учащихся [3].
Литература
1.Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. — М.: Высш. шк., — 1990.
2.Качанов А. Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском ВУЗе. Дис.... канд. пед. наук. — Москва, — 2003 г. — 05 с.
3.Алимов Б. Н., Юсупов Р. М. Методика подготовки учащихся к обучению специальных дисциплин в процессе преподавания математик в профессиональных колледжах. — Ташкент. изд. «Наука и технология», — 2012. - 104 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...
К ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Первое положение теории мотивации гласит: индивидуум – это интегрированное, организованное целое....
Мотивация на уроках английского языка
Материал поможет студентам и молодым учителям повышать мотивацию на уроках английского языка...
Статья "Мотивация в самостоятельной работе студентов"
Одним из рациональных путей повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса можно назвать процесс творческой инновационной и самостоятельной деятельности студентов. Предоставляя личнос...
методическая разработка по дисциплине "Менеджмент". Тема "Мотивация сотрудников в учреждениях здравоохранения"
Занятие проводится в форме практического семинара. Семинар посвящен составлению задач поискового, творческого и исследовательского характера. Студенты на занятии анализируют различные ситуации, ...