Статья "Мотивация в самостоятельной работе студентов"
статья по теме

Потапова Галина Николаевна

Одним из рациональных путей повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса можно назвать процесс творческой инновационной и самостоятельной деятельности студентов. Предоставляя личностную и профессиональную свободу, преподаватель  добивается прочных знаний, формирует духовную основу, подлинные жизненные ценности, общие компетенции студентов. Самостоятельная и творческая деятельность студентов развивает стремление к поиску альтернативных способов решения ситуаций и жизненных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivaciya_v_samostoyatelnoy_rabote_studentov.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова Галина Николаевна

 «МОТИВАЦИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ»

Исходя из стремлений социально защитить своих выпускников,  предлагаются не только наиболее перспективные и актуальные методы работы, но и формируются навыки творческой и исследовательской работы студентов.

Одним из рациональных путей повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса можно назвать процесс творческой инновационной и самостоятельной деятельности студентов. Предоставляя личностную и профессиональную свободу, преподаватель  добивается прочных знаний, формирует духовную основу, подлинные жизненные ценности, общие компетенции студентов. Самостоятельная и творческая деятельность студентов развивает стремление к поиску альтернативных способов решения ситуаций и жизненных проблем.

В процессе преподавания общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин я применяю различные виды самостоятельной и творческой деятельности студентов. Направления и темы данных видов работы студентов определяются с учетом содержания рабочих программ и планов внеаудиторной деятельности по блоку ОГСЭД.

Аудиторная и внеаудиторная  самостоятельная деятельность осуществляется студентами благодаря ее мотивированности. Мотивы аудиторной деятельности показывают то, ради чего человек учится.

Мотивация - сложная система мотивов, которая стимулирует, регулирует и поддерживает любую деятельность человека. Вся жизнь - это калейдоскоп нестандартных производственных и житейских проблем, решение которых требует новой информации, получаемой в процессе профессионального образования.

Индивидуальные предпочтения в обучении и способности к обучению определенным образом влияют на мотивацию студентов. При столкновении с возможностями обучения, которые не кажутся привлекательными или представляются слишком трудными, мотивация студента не будет высокой. Из собственного опыта работы отмечаю, что укрепление чувства уверенности в себе, самосознания, формирование адекватной самооценки у студентов влияет на мотивацию.  Чем выше уровень уверенности, самосознания и самооценки студента, тем выше будет его мотивация к использованию возможностей обучения, к принятию ответственности за повышение имеющихся у него общих компетенций. Правильная организация мотивации самостоятельной работы является важнейшим звеном образовательного процесса. В реальных условиях техникума мотивация активизации и эффективности самостоятельной работы зависит от объективных факторов образовательного и воспитательного процессов, а именно: внедрения в учебный процесс новых методик преподавания; обучения преподавателей новым приемам и методам работы; обмена передовым опытом преподавательской деятельности и его распространение;

внедрения современных информационных технологий. Использование различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование у студентов исследовательских умений способствует развитию познавательных способностей, усиливает мотивацию к получению образования.

В процессе обучения функция передачи преподавателем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности студентов соответственно расти. Одним из перспективных методов решения этой проблемы являются проблемно-деловые и ролевые игры, ориентированные на развитие и творчество, направленные не на учебное имитирование известных выходов из проблем, а на поиск решения реальных проблем, которые традиционными методами эффективно разрешить невозможно.

Организация процесса совместного решения познавательных задач возможна в форме игр, например «Что? Где? Когда?». Коллективный поиск решения проблемы, выявление и гармонизация различных точек зрения, интеграция личностного опыта студентов под руководством преподавателя позволяют раскрывать и развивать способности каждого участника игры без ущемления чувства собственного достоинства.

Совершенствование компетентности участников посредством инновационных форм коллективной работы, в частности ролевых и деловых игр, повышает мотивацию к обучению, так как осуществляется активная творческая деятельность, полностью соответствующая потребностям студентов. Специально моделируемые или спонтанно возникающие ситуации затруднения и успеха в процессе игр способствуют выявлению, проявлению и реализации личностной индивидуальности каждого участника.

Вызывает познавательный интерес и такой вид игровой деятельности, как кроссворды, разработанные по отдельным темам и способствующие выработке навыков работы со словарно-справочной литературой, овладению содержанием основных понятий изучаемой дисциплины. Создание различных вариантов кроссвордов и тестов по дисциплине способствует повышению положительной мотивации и активизации самостоятельной работы студентов.

Образование в любом обществе работает не только на настоящее, но и на будущее. Формирование у студентов мотивации к самостоятельной деятельности необходимо не только для того, чтобы успешно учиться в техникуме, а потом и в вузе, но и для эффективной социальной адаптации во взрослой жизни, обеспечения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности.

Наукой установлено, что 90% знаний, полученных студентами, будут запоминаться надолго, если добыты ими самостоятельно, то есть своим трудом. Следовательно, перед преподавателем ставится важная задача - научить студента работать самостоятельно, научить учиться, сформировать мотивацию [1, с. 67].

Организация аудиторной и внеаудиторной деятельности является важной составляющей современного педагогического процесса и позволяет мобилизовать студентов на творческую деятельность. Обучение студентов навыкам такого вида деятельности начинается с первого курса. При изучении гуманитарных дисциплин это может быть подготовка докладов, сообщений, рефератов. Организация исследовательской работы в данном случае позволяет мобилизовать студентов на качественное усвоение изучаемого материала по определенным темам, научить находить, отбирать необходимый материал, перерабатывать его, сопоставлять и сравнивать факты, работать с литературой, источниками и в итоге выработать свое суждение по изучаемой теме.

При изучении дисциплин общего гуманитарного цикла широко используется написание реферата. Начинается работа с того, что объясняется значение слова «реферат». В понимании некоторых студентов - это простое переписывание двух – трех страниц из учебника. На аудиторных занятиях выделяется время для объяснения того, как писать реферат, какие бывают типы рефератов, как определить цели и задачи при написании своего реферата. Предлагаются на выбор темы для рефератов из того материала, что будет изучен. Проводится индивидуальная работа со студентами: консультации; беседы; рекомендации; помощь в подборе литературы; определение цели и задачи каждого реферата.

Углубленно изучая одну тему, студент учится добывать информацию, сортировать и фильтровать ее, перерабатывать и интерпретировать для своей проблемы. В этой деятельности позволяется студентам брать материал из Интернета, но перерабатывать его для своей темы.

В течение семестра отслеживается степень готовности каждого студента в наглядно представленном графике прохождения  консультаций, в рамках которых утверждается план работы, определяются цели и задачи реферата, осуществляется рецензирование преподавателем. Защита рефератов проходит публично. Преимущества такой формы работы заключаются в том, что: реализуется личностно-ориентированный подход в обучении; четко прослеживается уровень подготовки каждого студента; выделяются студенты, наиболее  способные к исследовательской работе, чтобы продолжить работу с ними в дальнейшем; позволяет снять стресс, создавая ситуацию беседы; определяется степень усвоения изученного.

Эта работа требует большой отдачи от преподавателя. Студенты выполняют нечто похожее на курсовую работу, хотя времени для этого не выделено. Преподавателю приходится тратить дополнительное время на консультации, рецензирование работ студентов. Этот вид самостоятельной работы студентов ориентирован на осознанное, заинтересованное изучение дисциплины,  позволяет подготовиться к восприятию более сложных вопросов, требующих умения систематизировать, анализировать, излагать материал и формулировать собственное мнение.

Учительская  профессия – благороднейшая и труднейшая. Она требует от человека постоянного творчества,  мыслительной деятельности, душевной щедрости, верности избранному делу. Одним из важнейших условий деятельности преподавателя является стимулирование творческой деятельности студента, превращение педагогического творчества в творческое сотрудничество. Каждый человек обладает творческой энергией. Она реализуется в поиске новых идей в обдумывании альтернативных подходов.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин открывает возможности для организации творческой аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Само содержание дисциплин предполагает не только работу ума, но и работу чувств, сердца, души студентов. По мере накопления опыта определяется возможный круг, набор приемов и методов организации творческой деятельности студентов: рефераты; доклады; сообщения по проблемным  вопросам;  кроссворды; стихи-посвящения; плакаты; тематические газеты;  письма-обращения к потомкам;  философские сочинения-размышления;  презентации.  Предела творческому поиску нет. Ежегодно в эту  копилку добавляется обязательно что-то новое. Разный уровень интеллектуальных возможностей и способностей студентов заставляет расширять форму творческой деятельности. Даже при использовании различных форм дифференцированного обучения доминирующим остается общий усредненный подход, на фоне которого выделяются несколько сильных, думающих студентов [3, с.48].

Все студенты ставятся в равные условия: твори, выдумывай, изобретай. Вывод о нереализованных творческих возможностях студентов приходится делать, к сожалению, все чаще. Многие из них не обладают навыками грамотного письма, плохо развита речь, отсутствует самодисциплина, навыки учебы. Задача преподавателя -  помочь студенту это сделать. В организации

самостоятельной работы студентов по общим гуманитарным дисциплинам можно выделить подготовительный этап, на котором  определяется круг тем, вопросов, планируется проведение аудиторной и внеаудиторной деятельности, идет подготовка учебной группы к различным формам работы.

На этапе организации и проведения творческих самостоятельных работ важным условием является наличие вариативности. Опыт подсказывает, что чем больше будет предложено различных вариантов, видов работ, тем больше вероятности, что каждый, даже самый инертный и слабый студент, найдет свою нишу и выполнит работу.

Оценка творческих работ, защита и  представление   в различных формах для более широкого круга студентов техникума осуществляется на завершающем этапе. По мере становления системы проведения творческих работ, накопления опыта, появилась   необходимость   в  других   формах   оценки   творческой   деятельности студентов.

Обязательной стала публичная защита работ – будь то кроссворд, реферат или плакат. На этом этапе обнаружено  практически полное отсутствие навыков публичных выступлений. Поведение студента, его речь, манеры, подходы существенно отличаются, когда он отвечает на занятиях по текущему учебному материалу и когда он защищает, представляет свое произведение. Первыми на защиту в группе ставятся наиболее способные, коммуникабельные студенты - их выступление становится своеобразным эталоном, образцом защиты. Оценивается не только сама работа,  но и защита, выступление (студент получает две оценки). В ходе защиты студенты имеют право задавать вопросы, давать свою собственную оценку работы и защиты. Предела в методическом совершенствовании этой работы нет.

 Очевидным становится то, что чем сильнее нажимаешь на творческий потенциал молодых людей, тем необычнее, интереснее рождаются идеи, тем сильнее обогащаешься от работы с ними. Эта работа дает или даст в будущей жизни студента необходимые результаты - стремление к новому, поиск альтернативных способов решения ситуаций, жизненных проблем.

Самостоятельная и творческая деятельность студентов способствует расширению кругозора, выявлению индивидуальных способностей и дарований студентов, углублению знаний, развитию творческой инициативы. Любая форма самостоятельной деятельности может иметь успех тогда, когда есть мотивация.

Список источников и литературы

  1. Воронина А.Я. Об организации самостоятельной работы на кафедре гуманитарных дисциплин. //Сб. «Основные направления интенсификации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности студентов». - Новосибирск, 2002.
  2. Никонова С.В. Привлечение студентов к краеведческой работе. Новосибирск, 2003.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.
  4. Статьи, посвященные инновационным подходам к организации обучения. Журнал «Специалист» за 2005-2006 гг.
  5.  uchportal.ru

6.  http://metodsovet.su 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме "Как завязать галстук"

Настоящие методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи  учащимся при изучении темы «Швейные изделия», научит нескольким способам завязывания галстука, знание и к...

Самостоятельные задания для учащихся ПЛКМ

Самостоятельные задания для учащихся ПЛКМ, бег в среднем темпе 3-5 минуит...

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

Методическая разработка предназначена для самостоятельной аудиторной работы по терапии. Может быть использована для специальности "Лечебное дело"...

Самостоятельная работа при изучении языка Turbo Pascal на ветвление

Cоставить и отладить программу на задачи  с использованием условного оператора. На каждого студента выдается один вариант задания (всего 14 вариантов), в каждом варианте по две задачи. Ни одна за...