статья
материал

Крупина Нэлли Николаевна

из опыта дистанциооного обучения "первой волны".  проблемы и мнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._d.o._dokument_microsoft_office_word.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с использованием дистанционных технологий.

автор: Н.Н. Крупина, преподаватель

КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства»

Основные принципы современного образования: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни» теперь возможно реализовать. Открывает эту возможность интернет, именно, он выводит дистанционное обучение на качественно новый уровень. Дистанционное обучение это не новое явление в образовании, много лет широко распространено заочное обучение, обучение по телевидению. Современный студент  свободно владеет средствами мобильной связи, он уверенный пользователь ПК. Это важно при обучении в дистанционном режиме.

Несомненно, включение в учебный процесс дистанционного обучения создаст условия для повышения качества образования, благодаря использованию современных и высокоэффективных педагогических технологий. Но вот степень его использования представляет собой  большой вопрос. Дистанционное обучение проводится без традиционного непосредственного общения преподавателя и студента. Все обучение осуществляется через интернет, удаленно, вне колледжа, но при этом администрация колледжа и преподаватели должны  обеспечить освоение учебной программы студентами колледжа.

Современные вызовы дали возможность прочувствовать, что такое полное дистанционное обучение. И вопрос этот решился, потому что эта система работы не понравилась нашему обществу в целом от родителей школьников до президента. Поэтому надо искать варианты.

На протяжении периода ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, каждый преподаватель столкнулся с необходимостью быстрого перехода на этот  новый формат дистанционного обучения и поиска оптимальных путей решения  своих профессиональных задач. В нашем колледже преподаватели  – люди быстро обучающиеся – стали осваивать новые технологии  и стало понятно - нам всё по силам.

При планировании занятий в рамках в дистанционного обучения, на специальности 29.02.04 «Конструирование моделирование и технология швейных изделий»,  необходимо было, в кротчайшие сроки, переработать три основные компоненты деятельности педагога: изложение учебного материала,  практика, обратная связь.

Пришлось  перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности «нового» метода обучения по профессиональному модулю «Конструирование швейных изделий» и, соответственно, двум междисциплинарным курсам МДК.02.01 «Теоретические основы конструирования швейных изделий» и МДК.02.02. «Методы конструктивного моделирования швейных изделий».  

Со стороны администрации в нашем колледже была проведена работа по обеспечению технической возможности проведения педсоветов, совещаний на платформе «вебинар», дистанционного ведения электронных учебных журналов  с использованием облачных технологий. Но, непосредственно, учебный процесс - связь преподавателя со студентом,  все осталось на совести преподавателей. И каждый преподаватель старался поддерживать учебный процесс в силу своей подготовленности в сфере информационных технологий. Специалисты отдела информационных технологий не стремились ознакомить преподавателей с возможностями мессенджеров, сервисов для проведения видеоконференций, и создания групповых чатов в Zoom. Администрация и методисты, просто  советы дали освоить эти программы и применять в работе. Никакого технического сопровождения образовательной деятельности не осуществлялось. Преподаватели продолжали вести уроки и осуществлять общение со студентами, т.е. поддерживать учебный процесс на своем домашнем оборудовании и богатом педагогическом опыте.

Разовый инструктаж по использованию системы Moodle (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда) организован для преподавателей был, но по техническим причинам зайти на платформу не смогли студенты. Поэтому, на платформе поработать, тоже не удалось.

Возникла мысль  разработать  «на скорую руку» свой авторский сайт для размещения информации для студентов.  Недостаток – отсутствует обратная связь.  А уроки необходимо было проводить  с учетом учебного расписания.

В итоге я решила в условиях дистанционного обучения в качестве основной платформы использовать, уже зарекомендовавшую себя в процессе дополнительного общения со студентами, социальную сеть В Контакте. К моменту выхода в «дистант» в файловом хранилище была накоплена значительная масса учебной информации, были созданы: база видео- материалов, методических материалов, фотоподборка эскизов- заданий. Очень удобно быстро зайти и отправить студенту в помощь учебник  или фото.

Согласно расписанию занятий, я выхолила в Контакт, здоровалась со студентами и студенты отмечались, что было приятно, различными фразами или смайликами. Согласно календарно-тематическому плану я обозначала тему, цели и задачи, план занятия. Очень часто использовала голосовые сообщения, что очень удобно. Затем размещала теоретические материалы, и маршрутные листы по выполнению практических работ.  Одна фишка меня очень радовала, «опоздавшие на урок» не переспрашивали и не отвлекали никого, а просто включались в работу.

Изложение учебного материала

Проведение лекций по МДК 02.02 особых трудностей не вызвало. Все студенты имеют электронный учебник (лежит в файловом хранилище с начала семестра). И самостоятельное изучение нового  материала,  и его фиксирование дело привычное. И здесь появилась возможность привлечь студентов, всех студентов, к активным методам представления информации, использовать методы визуализации: рисунок, инфографика  (графический способ подачи информации, данных и знаний), фотография. Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации. Творчество - еще один важный эффект визуализации. Яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений. Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, краски.

В своей работе очень часто использую технику визуализации - интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта)– это графический способ представить информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Это инструмент для структурирования идей, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Стараюсь научить студентов скрайбингу, эта техника отражает специфику специальности. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком.

И, конечно, техника инфографики  – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т. д. Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики. Основная функция инфографики информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия. Поговорка «лучше один раз  увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть такого процесса как визуализация.

Интеллект карта позволяет запоминать  быстрее большее количество информации и глубже прорабатываются знания. Это доступно и, главное, делая интеллект – карты студенты включаются в деятельность, а, собственная деятельность не только закрепляет знания, но и формирует навыки. И учитель должен быть в тонусе, создавать свои интеллектуальные карты  самому  сравнивать с результатами студентов.

В разговоре  о визуализации,  нельзя не вспомнить о презентации. Студентам очень нравится создавать презентации, но необходима четкая установка о количестве и содержательности слайдов. Основные принципы презентации очень логичны и понятны: один слайд одна мысль, выстраивание слайдов в виде логического рассказа, слайд это подсказка, но высказываемся  «тезисно» и сами регулируем степень подробностей. Презентация может использоваться и как хранилище информации. Из двух вариантов подачи презентации: «Я оратор  и моя презентация» или « Моя презентация и читаю слайды»  мне нравится первый.

На страничке в контакте практикую размещение видео фрагментов по определенным темам, позиционирую их как видео – мастер –класс. Они пользуются популярностью среди студентов, о чем говорит количество просмотров. Конструирование достаточно сложный предмет, и только понимая, его можно полюбить, а значит, он станет интересным и на него станет не жалко времени и сил.

Задания по теоретическому материалу формулировались в определенном  алгоритме: ознакомление с теоретическим материалом (презентация), сделать опорный конспект с использованием приемов визуализации, ответить на вопросы теста или вопросы контроля. Результаты предоставить в форме фото – отчета на электронную  почту к следующему занятию.

Практические обучение

В период обучения в «дистанте» не обошлось без  трудностей. Одна из них - специфика междисциплинарного курса МДК 02.02»Методы конструктивного моделирования швейных изделий» и его практикоориентированность. Доля практических занятий составляет 3/4 от объема обязательной аудиторной нагрузки и направлена на формирование важных умений определенных ФГОС СПО по специальности 29.02.04. Второй сложностью стал вопрос объективной оценки результатов обучения. Система контроля должна носить систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи. Междисциплинарные курсы  профессионального цикла направления считаются наиболее сложными. Требуют неоднократных повторений, пояснений, совместных решений графических и расчетных задач, построение конструкций.

Студенты выполняли практические задания и осуществляли по- этапное фотографирование результатов построения конструкций.  Мессенджер В Контакте позволяет использовать операторы для выделения, подчеркивания, надписей для указания ошибок. Быстрый обмен фотографиями, скриншотами позволяет студенту своевременно исправить указанные ошибки и работать дальше.

Из теоретических и практических наработок студенты формировали электронное портфолио. Фрагментарный опыт применения показал эффективность данного способа и сделал процедуру оценки результатов максимально объективной. Зачетное занятие проводилось в форме творческого отчета. Студенты представляли свои наработки и высказывали мнения о дистанционной форме работы. Считаю целесообразным использование электронного портфолио  и в рамках традиционного обучения в объеме полного курса. Данную форму представления результатов считаю наиболее информативной и полезной в первую очередь для самих студентов, т.к. благодаря этой форме они могут самостоятельно оценивать свой практический опыт, систематизировать, накапливать его.

Обратная связь 

В Контакте возможно осуществление  и видео- собеседований  с одним конкретным студентом или группой. Быстрый обмен фотографиями и возможность  использовать в общении видео и аудио звонки позволяет организовать удобную, удобную и преподавателям и студентам обратную связь. Для оперативного  общения со студентами предполагалось использование  мессенджера WhatsApp (текстовый, голосовой и видео варианты общения), электронной  почты.

Но считаю коммуникационное взаимодействие преподавателей и обучающихся одной из проблем дистанционного обучения. Названные мною  способы обратной связи требуют определенных временных затрат со стороны преподавателей и не могут заменить очную консультацию. Необходимо более активное использование видеоконференций и вебинаров, и,  конечно,  не на домашней технике преподавателей.

Если говорить о систематизации учебного материала, то очень удобно использовать сайт преподавателя. Я над этим очень сильно задумалась и теперь это моя мечта.

Позитивные впечатления от «дистанта»: высокая динамичность, использование всевозможных форм учебно-методического обеспечения; большой объеме самостоятельной деятельности обучающихся; обеспечения альтернативных способов получения информации; систематическое проведение дистанционных занятий; комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы: отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем исключает эмоциональную окраску знаний, и процесс воспитания; необходима самодисциплина, зависящая самостоятельности и сознательности обучающегося; нужна хорошая техническая оснащенность, которую имеют не все студенты, да и преподаватели, значительные временные затраты.

Обучающие курсы это здорово, когда учишься сам. Но для оформления и внесения в систему всех необходимых материалов требуется значительные временные затраты. Для разработки полноценного дистанционного курса по МДК требуется не менее 2-х лет. Поэтому необходимо решить вопрос с моральным и материальным стимулированием дистанционной деятельности.

В целом дистанционные формы организации образовательного процесса облегчают усвоение учебного материала, и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей студентов. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.

В заключение следует отметить, что дистанционное обучение позволяет преподавателям и студентам более гибко планировать время обучения и учебный процесс. Особенно это важно для студентов-заочников и студентов, не имеющих возможности присутствовать на занятиях по различным причинам. Считаю возможным  придерживаться комбинированного формата обучения, учитывая возможности и способности каждого в модели «педагог – обучающийся».

Дистанционное обучение позволило справиться с  задачей и зачетов, и экзаменов, и даже защиты дипломов. Значит оно, дистанционное обучение  полезно и имеет право на существование и интегрирование в учебный процесс. В каком объёме, и в каком виде решать преподавательскому сообществу или все-таки каждому преподавателю самому. Вопрос открыт. 

Отвечать на вызовы придется еще и еще! Но справимся обязательно! Мы имеем опыт и будем его приумножать и развивать.

Список литературы

  1. Волов, В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский н ц, 2000. – [1,137 с.]
  2. Лагуткина О.А. Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. Статья [Электронный ресурс]. https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html (дата обращения: 02.03.2020).
  3. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. – М. :Поппури, 2010.– 352 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....