Разработка урока "Основные классы неорганических соединений"
план-конспект урока
Данный урок поможет изучить современную классификацию неорганических веществ и познакомит с правилами составления их названий по химическим формулам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока на тему Основные классы неорганических соединений | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский технологический техникум»
Разработка открытого урока по химии
на тему: «Основные классы неогранических соединений»
Преподаватель химии: Монгуш Саяна Сергеевна
Чадан 2020 г.
Открытый урок на тему: "Основные классы
неорганических соединений"
Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Образовательные задачи:
- применение обобщения знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;
- контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
- уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «классом вещества».
Развивающие задачи:
- развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
- формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
- воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
- воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесные (беседа, рассказ), практические.
Оборудование: плакаты, маркеры, таблички с названиями классов веществ.
Структура урока:
1) Ориентировочно-мотивационный (5 мин.)
2) Актуализация знаний, целеполагание (3 мин.)
3) Обобщение и систематизация изученного материала (20 мин.)
4) Подведение итогов (5 мин.)
5) Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
- Ориентировочно-мотивационный этап
На предыдущих занятиях вы познакомились с классами неорганических веществ. Вспомните, с какими?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки:
1) Назовите вещества, которые получаются при горении различных веществ в кислороде? (оксиды)
2) К какому классу относится вещество, которое легко разлагается на углекислый газ и воду? (кислота)
3) Вещества какого класса неорганических соединений при диссоциации образуют в качестве анионов только гидроксид-ионы? (основание)
4) К какому классу относятся твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в разные цвета, и лишь одно из них имеет соленый вкус? (соли)
Правильно! 4 класса неорганических веществ.
Сегодня мы вспомним и повторим все, что уже знаем о них. Ибо, как сказал в свое время философ Конфуций: «Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно?» Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
- Актуализация знаний, целеполагание
Урок будет не совсем обычный, он пройдет в виде соревнования. Вы знаете, что соревнования бывают разные: спортивные, интеллектуальные, у нас пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений.
Чтобы вам было интереснее, будем работать в группах. А сейчас вас ждет небольшой сюрприз. Посмотрите, с нижней стороны листа на вашей парте находится написаны названия классов.
Теперь ваша команда будет называться оксиды, кислоты, соли и основания.
Ответы команд будут оцениваться при помощи цветных карточек. За отличный ответ команда получает красную карточку (звездочка), «хорошо» – зеленую карточку (квадрат), «удовлетворительно» - синюю (треугольник) (по сумме карточек будут подводиться итоги).
Итак, начнем. Работать будем по плану:
1.Распределение веществ по классам.
2.Классификация и номенклатура.
3.Химические свойства.
4.Применение.
5.Генетическая связь.
III. Обобщение и систематизация изученного материала
1 задание.
На протяжении всей жизни человека окружают различные предметы, иначе называемые …, которые как известно состоят их … Вещества делятся на… Среди простых выделено 2 группы…, а сложные распределены в 4 класса-…
«Оксиды»
- Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в степени окисления _____ . Общая формула оксидов ______.
Информация: Оксиды делят на несолеобразующие – они не образуют солей. Это всего четыре оксида: CO, SiO, N2O, NO
Остальные оксиды являются солеобразующими. Среди них выделяют две группы. Кислотные оксиды, этим оксидам соответствуют кислоты, и, как правило – это оксиды неметаллов, или металлов побочных подгрупп в высшей степени окисления. Вторая группа основные оксиды – это оксиды металлов в степени окисления +1, +2, +3
- Заполните пропущенные фрагменты таблицы, используя признаки классификации оксидов: «оксиды», «несолеобразующие оксиды», «кислотные оксиды», «основные оксиды», «солеобразующие оксиды».
Заполнение таблицы 1 с опорой на знания учащихся.
Таблица 1.
Оксиды | Второй элемент металл или неметалл | Группа оксида | Формула соответствующего основания/кислоты |
CO | неметалл | несолеобразующий | нет |
N2O3 | неметалл | кислотный | НNO2 |
SiO2 | неметалл | ||
Na2O | металл | NaOH | |
N2O | |||
ВaO | основный | Ва(ОН)2 | |
P2O5 | |||
CrO3 | |||
Н2S | |||
Al2O3 | амфотерный |
Закрепление: Почему несолеобразующие оксиды так называются?
«Кислоты» и «Основания» - по вариантам - работа с таблицами 2 и 3 на основе таблицы 1
«Кислоты»
Вставьте пропущенные слова в определение:
Кислоты – это _________ вещества, молекулы которых состоят из _____________ и _____ _________________.
Дозаполните таблицу, используя признаки классификации кислот (используя примеры из таблицы 1)
Таблица 2.
Признак классификации | Типы кислот | Формулы кислот |
Наличие кислорода | Кислородсодержащие | H2SO4, |
HCl, | ||
Одноосновные | ||
H2CO3, | ||
Трехосновные | ||
Растворимость | H2SiO3 | |
Растворимые | ||
Сила | Сильные | |
Слабые |
«Основания»
Вставьте пропущенные слова в определение:
Основания – это __________ вещества, состоящие из _______________ , связанных с одной или несколькими ________ . Общая формула оснований____________
Щелочи - ? Чему равна валентность гидроксильной группы?
Дозаполните таблицу, используя признаки классификации оснований (по примерам из таблицы 1)
Таблица 3.
Признак классификации | Типы оснований | Формулы оснований |
Кислотность | Однокислотные | KOH, |
Fe(OH)2, | ||
Трехкислотные | ||
Растворимость | Растворимые (щелочи) | Ca(OH)2, |
Нерастворимые |
«Соли».
Вставьте пропущенные слова в определение:
Соли – это _________ вещества, состоящие из ________ ____________ и ___________ _________.
Заполните таблицу, исходя из утверждения, что Соли - производные кислот и оснований
Таблица 4.
Формула соли | Название (растворимость) | Формула кислоты | Формула основания |
Na2SO4 | Сульфат натрия (р) | H2SO4 | NaOH |
CaCL2 | Ca(OH)2 | ||
Сульфид калия | H2S | ||
Фосфат железа (II) | |||
Fe(NO3)3 |
2 задание
Закончить схемы уравнений реакций, указать их типы, расставить коэффициенты.
Группа: Оксиды
1) CaO + H2O
2 )BaO + SiO2
3) SO3 + H2O
4)CO 2 + Ca(OH)2
Группа: Соли
1) Zn+Hg(NO)2
2) CuСl2+ NaOH
3) CuSO4+H2S
4) CaCl2+Na2CO3
Группа: Основания:
1) NaOH + H2SO4
2) Al(OH)3+ HCL
3) H3AlO3+ NaOH
4) NaOH+ FeCl3
Группа: Кислоты
1) Mg+ HCl
2) FeO+ HCl
3) Ca(OH)2+HNO3
4) Na2CО3+HCl
3 задание.
Найти третьего лишнего.
4 задание.
Какие вы знаете кислоты, основания и соли, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни?
Разминка
Прежде чем перейти к следующему этапу нашего урока, давайте проведем с вами небольшую разминку.
Похлопаем ладошами, потопаем ногами
Я называю вам утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете в ладоши, если нет, то потопаем ногами.
- Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид – ионов? да
- Щелочи – это нерастворимые основания? Да
- Перед вами записана формула – фосфата алюминия? Нет
- Кислоты – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых кислород в степени окисления - 2. Нет
- Перед вами записана формула азотной кислоты? нет
- Кислота Н2SО4 - относится к кислородсодержащим кислотам? да
- Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка? Да
5 задание.
На столах у вас тесты. Выполняем. (тестовое задание)
1. Вещества, расположенные в последовательности оксид – гидроксид – соль, находятся в ряду:
а) P2O5 – ZnSO4 – Ba(OH)2;
б) H2O – KOH– K2CO3;
в) CaО – H2CO3 – NaOH;
г) CaF2 – NaOH – PbI2.
2. Исключите лишнее:
а) HCI; б) Mg(OH)2; в) KOH;
3. Дайте название веществу Fe2 O3
а) оксид железа (III); б) оксид железа (II); в) гидроксид железа (III);
4. Соли угольной кислоты
а) фосфаты; б) сульфаты; в) карбонаты;
5. Щёлочь
а) нерастворимое основание; б) растворимое основание; в)нерастворимая кислота;
6. Из приведённого перечня формул выберите оксид, соответствующий азотной кислоте
а) NO2; б) N2O3; в) N2 O5;
7. Установите соответствие между названием вещества и его формулой
Название -Формула
А) хлорид железа(III ) 1. CaO
Б) сульфит натрия 2.Li2SiO3
В) оксид кальция 3.Na2SO3
4. FeCI3
5. BaO
6. Na NО3
8. Определите массовую долю серы в составе сероводорода. Найти массу и объем для 1,5*1020молекул газа (Н2S)
Ответы: 1-б; 2-а; 3-а; 4-в; 5-б; 6-в; 7 А-4; Б-3; В-1; 8- 94,12%; m= 8,5мг;V=5,6мл;
IV. Подведение итогов.
Преодолев все задания, мы подводим итог нашего урока.
Сегодня мы обобщили и углубили знания по теме «Основные классы неорганических соединений». Вы сегодня проявили находчивость, смекалку. Показали химические знания и накопленный, пусть небольшой, но полезный жизненный опыт. Это говорит о том, что все науки связаны между собой, и нельзя быть грамотным только в одной области знаний. А химия – это наука, которая очень тесно связана с нашей жизнью. Поэтому химические знания просто необходимы для жизни человека.
Подсчет карточек, подведение итогов, выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Подготовка к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Классы неорганических соединений»
Приведены два варианта тестовых заданий по теме "Классы неорганических соединений"...
Классы неорганических соединений
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. Проводится после изучения тем оксиды, основания, кислоты и соли. Урок для 8 класса, в форме семинара. Ученики делятся на пя...
Методическая разработка практического занятия по общей и неорганической химии по теме: "Классы неорганических соединений.Свойства оксидов,оснований."
Методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских и фармацевтических колледжей....
Обобщение знаний классы неорганических соединений соединений 8 класс химия
Самостоятельно выполните задания, используя учебник, а также, опираясь на ранее полученные знания. ...
Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики"...
Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"
Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"...
самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений
самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений...