Разработка урока "Основные классы неорганических соединений"
план-конспект урока

Монгуш Саяна Сергеевна

Данный урок поможет изучить современную классификацию неорганических веществ и познакомит с правилами составления их названий по химическим формулам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский технологический техникум»

Разработка открытого урока по химии

на тему: «Основные классы неогранических соединений»

Преподаватель химии: Монгуш Саяна Сергеевна

Чадан 2020 г.

Открытый урок на тему: "Основные классы

неорганических соединений"

Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Образовательные задачи:

  • применение обобщения знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «классом вещества».

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, рассказ), практические.

Оборудование: плакаты, маркеры, таблички с названиями классов веществ.

Структура урока:

1) Ориентировочно-мотивационный (5 мин.)

2) Актуализация знаний, целеполагание (3 мин.)

3) Обобщение и систематизация изученного материала (20 мин.)

4) Подведение итогов (5 мин.)

5) Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

На предыдущих занятиях вы познакомились с классами неорганических веществ. Вспомните, с какими?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки:

1) Назовите вещества, которые получаются при горении различных веществ в кислороде? (оксиды)

2) К какому классу относится вещество, которое легко разлагается на углекислый газ и воду? (кислота)

3) Вещества какого класса неорганических соединений при диссоциации образуют в качестве анионов только гидроксид-ионы? (основание)

4) К какому классу относятся твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в разные цвета, и лишь одно из них имеет соленый вкус? (соли)

Правильно! 4 класса неорганических веществ.

Сегодня мы вспомним и повторим все, что уже знаем о них. Ибо, как сказал в свое время философ Конфуций: «Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно?» Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

  1. Актуализация знаний, целеполагание

Урок будет не совсем обычный, он пройдет в виде соревнования. Вы знаете, что соревнования бывают разные: спортивные, интеллектуальные, у нас пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений.

Чтобы вам было интереснее, будем работать в группах. А сейчас вас ждет небольшой сюрприз. Посмотрите, с нижней стороны листа на вашей парте находится написаны названия классов.

Теперь ваша команда будет называться оксиды, кислоты, соли и основания.

Ответы команд будут оцениваться при помощи цветных карточек. За отличный ответ команда получает красную карточку (звездочка), «хорошо» – зеленую карточку (квадрат), «удовлетворительно» - синюю (треугольник) (по сумме карточек будут подводиться итоги).

Итак, начнем. Работать будем по плану:

1.Распределение веществ по классам.

2.Классификация и номенклатура.

3.Химические свойства.

4.Применение.

5.Генетическая связь.

III. Обобщение и систематизация изученного материала

1 задание.

На протяжении всей жизни человека окружают различные предметы, иначе называемые …, которые как известно состоят их … Вещества делятся на… Среди простых выделено 2 группы…, а сложные распределены в 4 класса-…

 «Оксиды»

  1. Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:

Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в степени окисления _____ . Общая формула оксидов ______.

Информация:  Оксиды делят на несолеобразующие – они не образуют солей. Это всего четыре оксида: CO, SiO, N2O, NO

Остальные оксиды являются солеобразующими. Среди них выделяют две группы. Кислотные оксиды, этим оксидам соответствуют кислоты, и, как правило – это оксиды неметаллов, или металлов побочных подгрупп в высшей степени окисления. Вторая группа основные оксиды – это оксиды металлов в степени окисления +1, +2, +3

  1. Заполните пропущенные фрагменты таблицы, используя признаки классификации оксидов: «оксиды», «несолеобразующие оксиды», «кислотные оксиды», «основные оксиды», «солеобразующие оксиды».

Заполнение таблицы 1 с опорой на знания учащихся.

Таблица 1.

Оксиды

Второй элемент металл или неметалл

Группа оксида

Формула соответствующего основания/кислоты

CO

неметалл

несолеобразующий

нет

N2O3

неметалл

кислотный

НNO2

SiO2

неметалл

Na2O

металл

NaOH

N2O

ВaO

основный

Ва(ОН)2

P2O5

CrO3

Н2S

Al2O3

амфотерный

Закрепление: Почему несолеобразующие оксиды так называются?

«Кислоты» и «Основания» - по вариантам - работа с таблицами 2 и 3 на основе таблицы 1

«Кислоты»

Вставьте  пропущенные слова в определение:

Кислоты – это _________ вещества, молекулы которых состоят из _____________ и _____ _________________.

Дозаполните таблицу, используя признаки классификации кислот (используя примеры из таблицы 1)

Таблица 2.

Признак классификации

Типы кислот

Формулы кислот

Наличие кислорода

Кислородсодержащие

H2SO4,

HCl,

Одноосновные

H2CO3,

Трехосновные

Растворимость

H2SiO3

Растворимые

Сила

Сильные

Слабые

«Основания»

Вставьте  пропущенные слова  в определение:

Основания – это __________ вещества, состоящие из _______________ , связанных с одной или несколькими ________ . Общая формула оснований____________

Щелочи - ? Чему равна валентность гидроксильной группы?

Дозаполните таблицу, используя признаки классификации оснований (по примерам из таблицы 1)

Таблица 3.

Признак классификации

Типы оснований

Формулы оснований

Кислотность

Однокислотные

KOH,

Fe(OH)2,

Трехкислотные

Растворимость

Растворимые (щелочи)

Ca(OH)2,

Нерастворимые

«Соли».

Вставьте  пропущенные слова в определение:

Соли – это _________ вещества, состоящие из ________   ____________ и ___________  _________.

Заполните таблицу, исходя из утверждения, что Соли - производные кислот и оснований

Таблица 4.

Формула соли

Название (растворимость)

Формула кислоты

Формула основания

Na2SO4

Сульфат натрия (р)

H2SO4

NaOH

CaCL2

Ca(OH)2

Сульфид калия

H2S

Фосфат железа (II)

Fe(NO3)3

2 задание

Закончить схемы уравнений реакций, указать их типы, расставить коэффициенты.

Группа: Оксиды

1) CaO + H2O

2 )BaO + SiO2

3) SO3 + H2O

4)CO 2 + Ca(OH)2

Группа: Соли

1) Zn+Hg(NO)2

2) CuСl2+ NaOH

3) CuSO4+H2S

4) CaCl2+Na2CO3

Группа: Основания:

1) NaOH + H2SO4

2) Al(OH)3+ HCL

3) H3AlO3+ NaOH

4) NaOH+ FeCl3

Группа: Кислоты

1) Mg+ HCl

2) FeO+ HCl

3) Ca(OH)2+HNO3

4) Na23+HCl

3 задание.

Найти третьего лишнего.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664814/img1.gif

4 задание.

Какие вы знаете кислоты, основания и соли, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни?

Разминка

Прежде чем перейти к следующему этапу нашего урока, давайте проведем с вами небольшую разминку.

Похлопаем ладошами,  потопаем ногами

Я называю вам утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете в ладоши, если нет, то потопаем ногами.

  1. Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид – ионов? да
  2. Щелочи – это нерастворимые основания? Да
  3. Перед вами записана формула – фосфата алюминия? Нет
  4. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых кислород в степени окисления - 2. Нет
  5. Перед вами записана формула азотной кислоты? нет
  6. Кислота Н24 - относится к кислородсодержащим кислотам? да
  7. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка? Да

5 задание.

На столах у вас тесты. Выполняем. (тестовое задание)

1. Вещества, расположенные в последовательности оксид – гидроксид – соль, находятся в ряду:

а) P2O5 – ZnSO– Ba(OH)2;

б) H2O – KOH– K2CO3;

в) CaО – H2CO– NaOH;

г) CaF2 – NaOH – PbI2.

2. Исключите лишнее:

а) HCI; б) Mg(OH)2; в) KOH;

3. Дайте название веществу Fe2 O3

а) оксид железа (III); б) оксид железа (II); в) гидроксид железа (III);

4. Соли угольной кислоты

а) фосфаты; б) сульфаты; в) карбонаты;

5. Щёлочь

а) нерастворимое основание; б) растворимое основание; в)нерастворимая кислота;

6. Из приведённого перечня формул выберите оксид, соответствующий азотной кислоте

а) NO2; б) N2O3; в) N2 O5;

7. Установите соответствие между названием вещества и его формулой

Название -Формула

А) хлорид железа(III )            1. CaO

Б) сульфит натрия                   2.Li2SiO3

В) оксид кальция                     3.Na2SO3

                                                  4. FeCI3

                                                  5. BaO

                                                  6. Na NО3

8. Определите массовую долю серы в составе сероводорода. Найти массу и объем для 1,5*1020молекул газа (Н2S)

Ответы: 1-б; 2-а; 3-а; 4-в; 5-б; 6-в; 7 А-4; Б-3; В-1; 8- 94,12%; m= 8,5мг;V=5,6мл;

IV. Подведение итогов.

Преодолев все задания, мы подводим итог нашего урока.

Сегодня мы обобщили и углубили знания по теме «Основные классы неорганических соединений». Вы сегодня проявили находчивость, смекалку. Показали химические знания и накопленный, пусть небольшой, но полезный жизненный опыт. Это говорит о том, что все науки связаны между собой, и нельзя быть грамотным только в одной области знаний. А химия – это наука, которая очень тесно связана с нашей жизнью. Поэтому химические знания просто необходимы для жизни человека.

Подсчет карточек, подведение итогов, выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Классы неорганических соединений»

Приведены два варианта тестовых заданий по теме "Классы неорганических соединений"...

Классы неорганических соединений

Урок обобщения,  систематизации и коррекции знаний. Проводится после изучения тем оксиды, основания, кислоты и соли. Урок для 8 класса, в форме семинара. Ученики делятся на пя...

Обобщение знаний классы неорганических соединений соединений 8 класс химия

Самостоятельно выполните задания, используя учебник, а также, опираясь на ранее полученные знания. ...

Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики"...

Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"

Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"...

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений...