Методическая разработка практического занятия по общей и неорганической химии по теме: "Классы неорганических соединений.Свойства оксидов,оснований."
методическая разработка на тему
Методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских и фармацевтических колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pour.plan_k_pz_3_onh.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
ТЕМА: 1.3.1.
«Классы неорганических соединений.
Свойства оксидов, оснований»
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Курс: II
Преподаватель: О.А. Пугачева
г. Калуга
2018 – 2019 уч. год
3 СТАНДАРТ 2014 года -1-
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Фармация
ПРЕДМЕТ: Общая и неорганическая химия
РАЗДЕЛ I Теоретические основы химии
ПЛАН - КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3
Тема: 1.3.1. «Классы неорганических соединений.
Свойства оксидов, оснований».
Цель занятия:
I.Учебные:
- Систематизировать и проконтролировать знания студентов по данной теме;
- Изучить способы получения оснований;
- Сформировать у студентов умение с помощью химических реакций подтверждать химические свойства оснований;
- Начать формирование профессиональной компетенции по соблюдению правил техники безопасности при работе в химической лаборатории
(ПК 1.6.).
II.Воспитательные:
Воспитывать:
- Интерес к своей будущей профессии, понятие её социальной значимости (ОК 1.)
- Умение работать в коллективе (ОК 6);
III.Развивающие:
Сформировать компетенции:
а) организовывать собственную деятельность и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2);
б) принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
в) способствовать формированию у студентов профессиональных компетенций по изготовлению лекарственных форм (ПК 2.1), внутриаптечной заготовки ( ПК 2.2.), владению обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств ( ПК 2.3).
Метод обучения: самостоятельная лабораторная работа студентов под
руководством преподавателя.
Тип занятия: практическое
Место проведения: лаборатория неорганической химии.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Оснащенность занятия:
растворы СuSO4, NaОН, КОН, НСI, ZnSО4, Н2SO4, HNO3;
индикаторы, очищенная вода, спиртовки, спички, держатели.
3 СТАНДАРТ 2014 года -2-
Внутрипредметные связи:
тема «Кислоты. Соли»;
тема «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева;
тема «Реакции в растворах электролитов»;
раздел 2: т. «Химия элементов и их соединений»
Междисциплинарные связи:
Химия:
тема «Основные классы неорганических соединений. Оксиды. Основания. Кислоты. Соли»;
Органическая химия:
тема «Карбоновые кислоты»
Аналитическая химия:
тема «Качественные реакции на катионы I- VI аналитических групп»;
тема «Качественные реакции на анионы I, П, Ш групп»;
Технология изготовления лекарственных форм:
тема «Суспензии».
3 СТАНДАРТ 2014 года -3-
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
1.Организационный момент до 2 мин
2.Мотивация и цели занятия до 5 мин
3.Входной контроль (приложения 1,2,3) до 20 мин
4.Методические указания по выполнению
практической работы (приложение 4) до 5 мин
5.Выполнение практической работы
и оформление её в дневнике до 46 мин
6.Выходной контроль (приложение 5) до 10 мин
7. Подведение итогов, задание на дом до 2 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Принять рапорт дежурного, отметить отсутствующих. Обратить внимание на внешний вид студентов (колпак, халат) готовность кабинета и рабочих мест к проведению занятия
- Мотивация и цели занятия:
Знания данной темы необходимы для дальнейшего изучения курса общей и неорганической химии и других химических дисциплин: аналитической, органической химии, а также ПМ 02.02. Поэтому цель занятия: опытным путем подтвердить химические свойства оксидов, оснований.
3.Входной контроль:
а) фронтальный опрос (приложение 1)
или
б) химический диктант (приложение 2)
или
в) тестированный опрос (приложение 3)
4. Методические указания по выполнению практической работе:
- Практическую работу выполнить согласно методических указаний к практической работе по данной теме (приложение 4).
- Каждый студент выполняет все предложенные опыты.
- За каждый произведенный опыт студент отчитывается перед преподавателем.
- Оценка за практическую работу (занятие) выставляется согласно результатам входного контроля, оценки за выполнение работы, умение обосновывать наблюдаемые явления и делать выводы из наблюдаемых явлений, качества оформления дневника.
3 СТАНДАРТ 2014 года -4-
5.Выполнение практической работы и оформление её в дневнике
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Опыт 1. Получение нерастворимых оснований, изучение их свойств:
СuSO4 + 2NаОН = Сu(ОН)2 + Na2SO4
Сu(ОН)2 + 2 НС1 = СuС12 + 2 Н2O
Сu(ОН)2 = СuО + Н2O
Опыт 2. Свойства амфотерных гидроксидов:
ZnSO4 + 2 NаОН = Zn(ОН)2 +Na2SO4
нед.
Zn(ОН)2 + H2SO4 = ZnSO4 + 2Н2O
Zn(ОН)2 + 2NaОН = Nа2[Zn(ОН)4]
изб.
Опыт 3. Действие щелочей на индикаторы:
Индикаторы: Реакция среды – щелочная:
1. красная лакмусовая бумажка - синяя
2. синяя лакмусовая бумажка - синяя
3. фенолфталеин - малиновая
4. метилоранж - желтый
5.Оформление дневника по форме:
№ | Название опыта | Уравнения реакции | Внешний эффект | Вывод Примечание |
Химизм всех реакций в молекулярном и ионном виде, с указанием названий исходных и конечных продуктов написать дома в дневнике самостоятельно по ранее предложенной форме.
6.Выходной контроль (приложение 5)
7. Подведение итогов, задание на дом.
Проверка дневников проводится после выполнения работы и оформления ее в дневнике.
3 СТАНДАРТ 2014 года -5-
Вопросы выходного контроля:
1.Назовите способ получения нерастворимых оснований.
2.В чем особенность получения амфотерных оснований?
3.Как доказать амфотерные свойства гидроксида цинка?
4.Укажите окраску индикаторов в щелочной среде.
Подведение итогов: а) вывод по занятию,
б) достигнута ли цель,
в) результаты работы,
г) оценка работы
Итоговая оценка за занятие студентам выставляется индивидуально на основании результатов входного контроля, практической работы, правильно и аккуратно оформленного дневника.
После занятия студенты должны уметь:
-Доказывать с помощью химических реакций химические свойства неорганической природы.
-Составлять формулы комплексных соединений и давать им названия.
6.Задание на дом:
- Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. , Неорганическая химия. Ростов-на - Дону, Феникс, 2005г стр. 65-80
- Конспект лекций №5-7
- 3.Методические рекомендации к практическому занятию №4.
- 4.Э.Т. Оганесян, М.З. Книжник, «Неорганическая химия», стр.42-56.
3 СТАНДАРТ 2014 года -6-
Приложение 1
ВОПРОСЫ ФРОНТАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ:
1 вариант
- Что такое оксиды?
- ОF2 - является ли данное соединение оксидом? Почему?
- На какие две группы делятся все оксиды?
- Как классифицируются солеобразующие оксиды?
5. Какие оксиды называются:
-основными ?
-кислотными?
-амфотерными?
6. Как перечисленные выше оксиды растворяются в воде?
7. Можно ли в одну стадию осуществить превращения:
а) СаО ► Са(ОН)2
б) ZnO ► Zn(ОН)2
в) SO3 ► H2SO4
г) А12O3 ► А1(ОН)3
8. Что такое основания?
9. Какой заряд и валентность имеет гидроксидная группа?
- Как определить число гидроксидных групп?
- Что такое щелочи?
- Как в щелочной среде изменяется окраска Ind:
-метилоранжа?
-лакмуса?
-фенолфталеина?
- Какими свойствами обладает А1(ОН)3?
- Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
2 вариант
- Какие соединения называются оксидами?
- На какие два типа делятся все оксиды?
- Что такое несолеобразующие оксиды? Приведите примеры.
- Что такое солеобразующие оксиды? Приведите примеры.
- На какие типы делятся солеобразующие оксида?
3 СТАНДАРТ 2014 года -7-
- Что такое основные оксиды? Приведите примеры.
- Что такое кислотные оксиды? Приведите примеры.
- Что такое амфотерные оксиды? Приведите примеры.
- Какие физические свойства имеют оксиды?
- Какие вещества называются основаниями?
- Чем определяется кислотность основания?
- Какую валентность имеет гидроксидная группа?
- Какой заряд имеет гидроксидная группа ?
- От чего зависит количество гидроксидных групп?
- Как классифицируются основания?
Приведите примеры.
- Какие соединения называются щелочами?
- Какую окраску имеют индикаторы в щелочной среде?
- Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
3 СТАНДАРТ 2014 года -8-
Приложение 2
ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
По названию составить формулы соединений:
ВАРИАНТ №1 | ВАРИАНТ №2 |
1. CO2 | 1. SiO2 |
2. K2O | 2. CaO |
3. LiOH | 3. NO2 |
4. SO3 | 4. KOH |
5. N2O3 | 5. Cu(OH)2 |
6. NaOH | 6. ZnO |
7. Al2O3 | 7. MgO |
8. Ba(OH)2 | 8. Fe(OH)2 |
9. Fe(OH)3 | 9. Ag2O |
10. P2O5 | 10. Ca(OH)2 |
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:
оценка «5» (отлично) – 10 баллов - 9 баллов
оценка «4» (хорошо) – 8 баллов - 7 баллов
оценка «3» (удовлетворительно) – 6 баллов
оценка «2» (неудовлетворительно) – менее 6 баллов
3 СТАНДАРТ 2014 года -9-
Приложение3
ТЕСТИРОВАННЫЙ ОПРОС
В тестовых заданиях № 1 – 10 выберите один правильный ответ.
1. Гидроксид алюминия обладает свойствами:
А. кислотными
Б. основными
В. амфотерными
2. Реакция нейтрализации - это взаимодействие веществ:
А. CuSO4 + KOH →
Б. Fe(OH)3 + K2S →
В. CaO + 2HСl →
Г. NaOH + HNO3 →
Д. NaCl + AgNO3 →
3. Получению гидроксида цинка соответствует схема реакции:
А. ZnO + H2O →
Б. ZnSO4 + H2O →
В. ZnSO4 + NaOH (избыток →
Г. ZnSO4 + NaOH (недостаток) →
4. Между собой НЕ реагирует пара соединений:
А. калий и вода
Б. оксид калия и оксид серы (IV)
В. оксид кальция и оксид углерода (IV)
Г. оксид серы (VI) и окси фосфора (V)
5. Гидроксид натрия будет реагировать с веществом:
А. K2O
Б. MgO
В. H2SO4
Г. Ba(OH)2
Д. CuO
3 СТАНДАРТ 2014 года -10-
6. Основные свойства проявляет оксид :
А. CaO
Б. SO3
В. P2O5
Г. CO
7. Укажите схему осуществимой реакции:
А. CuO + H2O →
Б. CaO + SO3 →
В. Al2O3 + H2O →
Г. P2O5 + H2SO4 →
8. Метилоранж в щелочной среде имеет окраску:
А. малиновую
Б. синюю
В. желтую
Г. бесцветную
9. Растворимым в воде основанием является:
А. Cu (OH)2
Б. NaOH
В. Fe (OH)3
Г. Cr (OH)3
Д. Mg(OH)2
10. Оксид серы (IV) реагирует с каждым из веществ, формулы которых приведены в ряду:
А. H2O, Ca(OH)2, K2O
Б. BaO, KOH, P2O5
В. NaOH, H2O, CaO2
Г. Na2O, Ba(OH)2, HCl
3 СТАНДАРТ 2014 года -11-
Приложение 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
по теме: «Свойства оксидов, оснований».
1опыт: «Получение нерастворимых оснований и изучение их свойств».
Техника выполнения:
В пробирку налейте 5-7 капель раствора сульфата меди (II) и добавьте такой же объем раствора щелочи. Образовавшийся осадок разделите на две части: к одной части прилейте рабочую хлороводородную кислоту до растворения осадка; вторую часть осадка нагрейте до тех пор, пока не превратиться в оксид меди (II). Напишите уравнение протекающих реакций.
2 опыт: «Свойства амфотерных гидроксидов».
Техника выполнения:
В три пробирки налейте по 2 капли раствора соли цинка. В каждую пробирку добавьте по 1 капле раствора щелочи. Наблюдайте образование белого студенистого осадка. В одну пробирку прилейте избыток гидроксида натрия (калия), в другую - серную кислоту до растворения осадка. Третья пробирка – контрольная.
Напишите уравнения протекающих реакций.
3 опыт: «Действие щелочей на индикаторы».
Техника выполнения:
На предметное стекло поместите кусочки синей и красной лакмусовой бумажки, кусочек фенолфталеиновой бумажки и на каждый поместите по одной капле щелочи. Наблюдайте изменение цвета бумажек. В пробирку поместите 5-6 капель метилоранжа и добавьте несколько капель щелочи. Что наблюдается?
3 СТАНДАРТ 2014 года -12-
Приложение5
Вариант№1
1. С какими из следующих веществ будет реагировать оксид углерода (IV):
а)MgO б) NaCI в) AgNO3 г) NaOH д)ZnO
Напишите уравнения соответствующих реакций. Назовите продукты реакции.
2. Какие оксиды называются амфотерными? Приведите примеры.
3. Укажите окраску метилоранжа в щелочной среде.
4. Составьте формулы веществ:
а) оксид алюминия
б) гидроксид меди (I)
в) гидроксид натрия
Вариант№2
1. С какими из следующих веществ будет реагировать оксид цинка:
а)SO3 б) BaSO4 в) HNO3 г) CaCO3 д)NaOH
Напишите уравнения соответствующих реакций. Назовите продукты реакции.
2.Какие основания называются амфотерными? Приведите примеры.
3. Укажите окраску фенолфталеина и метилоранжа в растворе гидроксида калия.
4. Составьте формулы веществ:
а) оксид марганца (VII)
б) гидроксид бария
в) оксид железа (III)
3 СТАНДАРТ 2014 года -13-
Вариант № 3
1. С какими из следующих веществ будет реагировать оксид бария:
а) ZnO б) SO2 в) Na2SO4 г) CaO д) H2SO4
Напишите уравнения соответствующих реакций. Назовите продукты реакции.
2. Какие вещества называют щелочами? Приведите примеры.
3. Укажите окраску лакмусовой бумажки в щелочной среде.
4. Составьте формулы веществ:
а) гидроксид железа (II)
б) оксид серы (IV)
в) оксид фосфора (III)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс
Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия ги...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия: Составление сравнительной таблицы: «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний несовершеннолетних".
Методическая разработка практического занятия: Составление сравнительной таблицы: «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний несовершеннолетних"может быть использована препо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия на тему: Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы. ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Общая пропедев
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Проп...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...
Методическая разработка практического занятия на тему: Определение основных общих и специальных требований к устройствам безопасности (по ГОСТ 12.2.026.0-93), а также порядок и правила безопасной работы на продольно-строгальных станках.
Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, и...