Конспект родительского собрания по профилактике наркомании
план-конспект занятия на тему

Демина Анастасия Васильевна

Когда подросток поступает после школы обучаться  в профессиональную образовательную организацию, у него меняется среда общения, интересы, формы и время занятости. Именно в это время увеличивается риск пристрастия его к наркотикам. Поэтому педагогам профессиональных образовательных учреждений необходимо активно проводить профилактическую работу с обучающимися техникума и с их родителями. Данный конспект родительского собрания предлагается проводить в виде беседы с показами слайдов и фрагментов фильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya_po_narkomanii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ

Составитель –  

социальный педагог ГПОУ «САТ»

Демина А.В.

Тема: «Профилактика подростковой наркомании»

Пояснительная записка: Когда подросток поступает после школы обучаться  в профессиональную образовательную организацию, у него меняется среда общения, интересы, формы и время занятости. Именно в это время увеличивается риск пристрастия его к наркотикам. Поэтому педагогам профессиональных образовательных учреждений необходимо активно проводить профилактическую работу с обучающимися техникума и с их родителями. Данный конспект родительского собрания предлагается проводить в виде беседы с показами слайдов и фрагментов фильма.

Форма работы родительского собрания: фронтальная.

Участники:  родители обучающихся техникума.

Цель:

Информировать родителей о наиболее важных аспектах подростковой наркомании, помочь сориентироваться в сложной ситуации и найти правильный выход, правильно построить отношения с ребенком.

Задачи:

- обозначить для родителей основные причины наркомании среди подростков;

- раскрыть приемы и методы антинаркотического воспитания в семье;

- рассказать о признаках возможной наркотической зависимости подростка и о мерах реагирования, если ребенок уже попробовал наркотические вещества;

-  познакомить с эффективными приёмами общения с подростками;

- показать необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье.

Продолжительность – 60 минут

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Материалы: буклеты для раздачи родителям. 

Ход беседы:

I. Вводная часть:

Педагог: Здравствуйте уважаемые родители! Каждый из вас знает какое пагубное и даже убивающее действие оказывают наркотики на организм человека и тем более на детей. Но не каждый родитель сможет самостоятельно справится с этой бедой. Поэтому тема нашего сегодняшнего собрания – «Профилактика наркомании среди подростков».

В самом начале нашего собрания разрешите мне рассказать вам одну легенду :

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Педагог: Как вы думаете, почему я прочитала эту притчу? Как ее можно связать с темой нашего собрания?

Родители: Лучше постараться предотвратить детскую и подростковую наркоманию, чем потом лечить их.

Педагог: Правильно. Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

II. Основная часть

Педагог: Я давала некоторым из вас найти информацию, что такое наркотики и зависимость. Давайте послушаем, что вы нашли.

Родители:

·           НАРКОМАНИЯ - резко выраженное влечение к наркотическим веществам, вызывающим у человека ложное ощущение благополучия, веселья, опьянение, наркотического сна. (Cловарь по естественным наукам)   

·         НАРКОМАНИЯ (греч. narke — оцепенение + mania — безумие, страсть, влечение) — заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. (Словарь по клинической психологии).

·         ЗАВИСИМОСТЬ — неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от влияния как результата подобного воздействия. (Словарь социального психолога-практика).

Педагог: Так что же такое наркомания? Наркомания – это болезненное пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Наркотики – это вещества, обладающие способностью изменять работу клеток головного мозга и тем самым вызывать ложное чувство удовольствия и приподнятое настроение. Но любой наркотик это очень коварный яд, он поражает практически все органы и клетки.  При первом приеме наркотика его разрушающее действие не заметно. Повреждения в организме накапливаются постепенно и ухудшение состояния здоровья очевидно только после нескольких приемов. Однако прекратить принимать наркотик человек уже не может, потому что попал от него в зависимость. Если же по каким-то причинам человек употребил слишком большую дозу вещества, его ждет неминуемая смерть. Наркотики поражают, прежде всего, психику человека. Уже после первого приема в головном мозге формируется так называемый «центр влечения к наркотикам» - это группа клеток головного мозга, которые отвечают за влечение к наркотикам. Эти клетки перестраивают  работу всего мозга, подавляют самоконтроль, вызывают непреодолимую тягу к наркотику, заставляют вновь его принимать.

Наиболее часто встречающиеся - это психоделики и стимуляторы (НА СЛАЙДАХ).

1. Психоделики – вещества вызывающие психоделические состояния. При этих состояниях возникают зрительные и слуховые галлюцинации, изменение в восприятии собственного тела, пространства. К таки веществам относятся: гашиш, марихуана (синонимы: анаша, травка, курево, харас).

2. Стимуляторы. К ним относятся кокаин, некоторые медицинские препараты (эфедрон, перветин), экстази.

Педагог: Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?  

Родители: Хотят выглядеть старше, интересно, назло родителям, попали в плохую компанию….

Педагог: 1. Основной причиной, толкающей подростка к приему наркотиков являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место занимает отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями.

Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как:

- гиперопека т.е. чрезмерное внимание и контроль со стороны родителей, навязывание ребенку своего мнения по любому вопросу. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.

- «кумир семьи» высокая степень гиперопеки. Ребенка восхваляют, растят внем чувство исключительности, выполняют все его прихоти, снимают ответственность за поступки.

- гипоопека т.е. воспитание характеризующиеся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорирование ребенка. Гипоопека – это недостаток любви. Не найдя любви в семье, ребенок будет искать ее на улице.

2. Употребление из любопытства. Именно в подростковом возрасте так хочется новых ощущений, что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но порой даже и привлекают, чем опаснее тем заманчивее.

3. Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытывать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения.

4. Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. « Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью».

5. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в себе – один из наиболее важных факторов употребления наркотиков. Наркотик в данном случае играет роль защитника от плохого настроения, чувства боли и унижения. Ребенок с заниженной самооценкой может попасть под дурное влияние сверстников.

6.  Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе, на старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир). Подросток желает быть причастным к «избранным», имеющим собственный жаргон, особый стиль жизни, определенные манеры поведения.

7. Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.

(НА СЛАЙДАХ УКАЗАНЫ ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ: - неблагоприятные факторы семейного воспитания, - употребление    из    любопытства,  -  употребление ради удовольствия, - употребление   как   протест   против  родителей, -  употребление,  чтобы  снять напряжение, - подражание, - безделье)

Педагог: Сейчас вам будет показан фрагменты фильма «Меня это не касается» режиссера протоиерея Александра Новопашина. Ваша задача ответить на вопрос: Какова причина употребления наркотиков девочкой-подростком в данном фильме?

ПРОСМОТР ФИЛЬМА.

Родители: Плохая компания, недостаток родительского внимания.

Педагог: Дома я рекомендую посмотреть этот фильм полностью. Он даст вам материал для размышлений.

Педагог: Итак, мы обозначили причины наркомании среди подростков. Как же можно заметить, что ваш ребенок принимает наркотики?

Родители: Врет, много гуляет, тратит много денег, следы от уколов…

Педагог:  Некоторые признаки вы можете прочитать на слайде:

- стал часто исчезать из дома;

- стал часто врать, причем ложь примитивна;

- поменялся круг друзей, таинственные звонки по телефону, особый жаргон;

- внезапно и резко меняется настроение ( то веселый, то раздражительный до истерики);

- стали пропадать деньги;

- наличие в комнате или среди вещей подростка каких-то ампул, порошка, травы,  шприцов;

- поведение, напоминающее алкогольное, но без запаха алкоголя;

- следы инъекций;

- частое заболевание по типу ОРЗ и внезапное выздоровление.

Педагог: Если у вас возникло подозрение, что ваш ребенок принимает наркотики, что нужно сделать?

Родители: надо поговорить с ним откровенно, пронаблюдать, выяснить точно, употребляет ли ребенок наркотики, потом обратиться к специалисту.

Педагог: Правильно. То, что вы сказали, более подробно написано на слайдах.

Что делать, если Вы заподозрили, что ребенок употребляет наркотики:

1.Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке у своего ребенка след от укола, это еще не означает, что он неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотиков, хотя и формируется быстро, но на это необходимо время. Найдите в себе силы и спокойно во всем разберитесь. Определите сможете ли вы сами решить проблему или необходима помощь. Постарайтесь стать для своего ребенка не врагом, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.

2. Сохраните доверие. Не прибегайте к угрозам, крикам, запугиванию это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Поговорите с ребенком на равных, обратитесь ко взрослой части его личности. Осторожно, без давления, выясните и разберите причину толкнувшую подростка принять наркотик.

3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравиться, что ты сейчас делаешь, но я люблю тебя и хочу помочь»,- эту мысль вы должны донести до подростка. Он должен понимать и чувствовать что чтобы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом и получить понимание и поддержку. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые могут стать альтернативой наркотикам; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их в гости. И помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример.

4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью самостоятельно, и в не в силах ему помочь – обратитесь к специалисту. Если у ребенка еще не выработалась стойкая зависимость от наркотиков необязательно сразу обращаться к наркологу. Возможно, попробовав наркотик, он просто искал способ справиться с личными проблемами, тогда лучше сначала обратиться к психологу или психотерапевту. Помните, чтобы помощь была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.

Педагог: Как я сказала в начале, гораздо лучше будет предотвратить наркоманию ваших детей, чем потом их вытаскивать из лап наркотиков. Так что же делать, чтобы советы «Как вести себя, если заподозрили, что ребенок принимает наркотики», вам не пригодились?

Родители: Любить детей, но не слишком сильно, организовывать их досуг, приучать к культуре и спорту, общаться с ними доверительно….

Педагог: Для эффективной профилактики наркомании вам необходимо следовать следующим советам:

·         воспитывайте ребенка ответственным, трудолюбивым, образованным - такой вряд ли станет наркоманом;

·         чаще давайте ребенку понять, что не все его желания должны немедленно выполняться, что смысл жизни - отнюдь не в получении удовольствий;

·         с дошкольного возраста ребенку должно быть известно понятие «яды», что к ним относятся некоторые средства бытовой химии. Некоторые подростки нюхают химические очистители, растворители, клей, различные аэрозоли, не понимая, что содержащиеся в них токсины чрезвычайно ядовиты, они разрушают мозг и внутренние органы;

·         с малолетства необходимо научить ребенка твердо говорить «нет» в неприятных для него ситуациях. Многие дети в силу своего воспитания или природной застенчивости просто считают невозможным сказать другому «нет».

·         очень важно вовремя дать ребенку знание о том, что тот, кто подсовывает подобное, другом не является;

·         не помешает попутно выработать у ребенка негативное отношение к самому образу наркомана. На реальных примерах из жизни, из телепередач обращать внимание ребенка на то, как плохо выглядит человек, принимающий наркотики, как он неопрятен, как от него скверно пахнет, какие дурные поступки он совершает. Как говорится, предупрежден - значит вооружен;

·         замечательно, если у ребенка есть увлечение, любое интересное ему дело;

·         если вы сами курите или употребляете алкоголь, лучше отказаться от этого или хотя бы не делать этого при ребенке и объясните, что это пагубная привычка, избавиться от которой очень непросто, и вы не пожелали бы такой зависимости ему. Наверное, ребенок поймет.

·         и, наконец, в семье ребенка должны любить, уважать и понимать. Он должен знать, что вы его всегда поддержите, во всем поможете. Дом, семья - это то, на что он всегда может рассчитывать, что бы ни случилось. Все наши комплексы, проблемы  родом из детства. А те ценности, что заложили родители, остались с нами на всю жизнь.

 Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях,  о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок.

III. Рефлексия.

Педагог: В заключении хотелось бы спросить, какую пользу вы взяли из этого собрания? Над чем надо задуматься?

Педагог: Итак, мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл - сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни. В заключение нашего родительского собрания хочу предложить вам буклеты в помощь для дальнейшего использования в профилактике наркомании.


Список литературы:

  1. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: Методический сборник для преподавателей образовательных учреждений. – Уфа, 2009.
  2. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учеб. пособие/ Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, З. Н. Калинина и др.; Под общ. ред.Н. А. Шайденко.– М.; Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013
  3. Электронный источник:

Сайт «Социальная сеть работников образования»:   http://nsportal.ru/npo-spo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему "Межличностные конфликты"

В конспекте родительского собрания на тему "Межличностные конфликты" дано понятие межличностным конфликтам, приведены причинные факторы межличностного конфликта  (по В.Линкольну), представлена кл...

Конспект родительского собрания по теме: "Важней всего погода в доме...".

Конспект содержит материал объясняющий родителям необходимость поддержания в семье дружеских отношений. Даны рекомендации по установлению между родителями и детьми взаимопонимания....

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления наркотических средств обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления наркотиков и ПАВ подростками, информирование родителей о причинах, признаках и лечении наркозависимости у подростков...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления алкоголя обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления алкоголя подростками, информирование родителей о причинах и лечении алкоголизма у подростков...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Родительское собрание Тема: Профилактика правонарушений среди подростков.

Цели: профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.Задачи: ознакомить родителей с видами ответственности, которую несут несовершеннолетние правонарушители и их родители,...