Классный час на тему "Волонтерство"
план-конспект занятия

Старова Ирина Сергеевна

Тема "Волонтерство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_volonterstvo.docx30.33 КБ
Файл prezentatsiya_volonterstvo.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волонтерское движение в жизни социума»

Цель: сформировать у обучающихся представление о волонтерском движении, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума.

Образовательные задачи:

1. Дидактические:

- способствовать актуализации представления обучающихся о волонтерском движении, его формах, о значении в жизни общества;

- создать условия для формирования представления о волонтерском движении.

2. Воспитательные:

- способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

- формировать у обучающихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

3. Развивающие:

- содействовать развитию умения сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Учебные задачи:

- познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;

- рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;

- определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.

Возраст обучающихся: 17-19 лет.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснение, беседа, упражнение, рефлексивный, демонстрация.

Основные понятия: «благотворительность», «альтруист», «меценат» и «волонтер», «волонтерская деятельность».

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

Необходимые материалы: презентация.

План:

1. организационный момент – озвучивание темы, изложение плана занятия (5 мин.);

2. основная часть (35 мин.):

  • подготовка к изучению нового материала через актуализацию знаний (5 мин);
  • ознакомление с новым материалом (15 мин);
  • первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения (15 мин);

3. заключение (5 мин):

  • обобщение материала, формулировка основных выводов, ответы на вопросы студентов (3 мин.).

Ход занятия

  1. Организационный момент (сообщение темы, цели, задач занятия и мотивация учебной деятельности):

(Используя метод объяснения) Добрый день, уважаемые студенты. Тема нашего занятия «Волонтерское движение в жизни социума?».

Цель нашего занятия:

- познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;

- рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;

- определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.

Данная тема будет интересна всем, так как наша жизнь полна неожиданностей и иногда мы оказываемся в такой ситуации, когда требуется помощь других людей, притом эта помощь должна быть бескорыстной, от всей души. Итак, давайте побеседуем.

  1. Основная часть

подготовка к изучению нового материала актуализацию знаний

(Используя метод объяснения)

        Сегодня мы с вами поговорим о волонтерском движении, его формах и его значении в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей жизни.

Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но возможно есть среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен. Постараемся выяснить, что же подразумевается под этими терминами.

         В словаре О. Даля говорится, что благотворительность-это благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и направленные на общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим людям. А теперь мы познакомимся с терминами «альтруист», «меценат» и «волонтер».

Альтруизм - это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. А меценат – это богатый покровитель наук и искусств, вообще тот, кто покровительствует какому-то делу, начинанию.

 Волонтеры, добровольцы, –люди, работающие в государственной или негосударственной организации бесплатно. Волонтеры иногда оказывают социальную помощь и косвенно поддерживают основных помощников. 

Доброволец (волонтер) – человек, который добровольно, т.е. по своей доброй воле решил посвятить часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными трудностями.

       Почему люди становятся волонтерами

  • Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • потребность быть нужным. 
  •  Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость.

Продолжим наш разговор о благотворительности в России.

В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и организаций.

    Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.

      Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год.

Для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. 

(Используя метод объяснения)

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период. Особое место в ее развитии сыграла церковь.

       В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

       Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Екатерина Великая первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е. направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения.

       Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего, простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

      В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Дело, огромное по своим задачам, могло вестись успешно лишь при сочувствии всего общества и его материальной поддержке. И лига эту поддержку получила. 

     В советское время по сути волонтёрской деятельностью могли считаться проводимые субботники.

Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. Появились НКО — некоммерческие организации (организации, главной целью которых не является прибыль), которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев. Благодаря волонтёрским программам, добровольцы могут заниматься волонтёрской деятельностью не только в своей стране, но и за рубежом в специальных волонтёрских лагерях.

         Постановка проблемы:

Кто может стать волонтером? Им может быть человек умелый и ответственный, готовый посвятить свое время и умения добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость. Что могут волонтеры?

    (Используя метод объяснения)

Волонтёрский труд не оплачивается. Волонтёры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Добровольцы проявляют активность в проектах, направленных на всеобщее благо, тем самым еще и вовлекая других в процесс личного социального и культурного образования и развития. Добровольцы посещают больных в стационарах, доставляют продукты старикам и инвалидам, работают с детьми в школах и детских домах, собирают необходимые вещи для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, проводят различные акции для того, чтобы привлечь внимание общественности к актуальным проблемам современности: экологии, асоциальным явлениям, здоровому образу жизни, материнству и детству, проявлению гражданско-патриотической позиции, благоустройству городов и территорий.

Наибольшее количество молодых добровольцев действуют в таких сферах как: профилактика СПИДа; пропаганда здорового образа жизни; охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды; профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью; оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке; благоустройство улиц, домов, зеленых участков; помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков; проведение просветительских бесед с молодежью с целью профилактики свободных половых связей и подростковой проституции; интернет-добровольчество, примером которой является Википедия; помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей; оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям; например, проведение опроса населения или поиски заблудившегося в незнакомой местности человека; техническая поддержка.

Направления добровольческой деятельности молодежи в организациях многообразны:

- социальное патронирование детей в детских домах;

- социальное патронирование пожилых людей в учреждениях и на дому;

- муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);

- медико-социальная помощь (службы милосердия в больницах);

- педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков, например, с инвалидностью);

- социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);

- экологическая защита;

- интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов и мероприятий);

- спортивная, туристическая и военная подготовка;

- творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

- досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

- социальное краеведение;

- трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

- помощь в реставрационных работах;

- восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

- экскурсионная деятельность;

- ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

- информирование и обучение людей старшего возраста.

Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций.

Наиболее предпочтительными для молодежи сегодня являются следующие формы добровольческой деятельности:

- досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи),

- социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы),

- спортивная, туристическая и военная подготовка,

- восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,

- экологическая защита,

- творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников),

- информирование и обучение людей старшего возраста,

- медицинская помощь (службы милосердия в больницах),

- помощь в реставрационных работах и так далее.

Волонтерские движения существуют по всему миру.

С 1998 года в России работает волонтерская ассоциация World4U, которая занимается молодежными и студенческими обменными программами и обеспечением авиабилетами молодежи, студентов, аспирантов и преподавателей. World4U   член Молодежного Движения за Мир (Youth Action for Peace, associated group).

В Москве существует группа "Доноры – детям", представляющая собой полностью волонтерское объединение. У участников нет постоянного состава или "членства в обществе". Волонтеры устраивают занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и походы в театр для детей и родителей, организовывали сбор средств на поиск доноров костного мозга и лекарства. И просто приходят поиграть с детьми и пообщаться с их родителями. Все эти люди – доноры, и неважно, сдают они кровь или нет.

В Москве функционирует  волонтерская группа детского отделения Московского областного онкологического диспансера "Седьмой лепесток", пациентам  которого нужны друзья. Это может быть, как один человек, так и семья, группа друзей, участники различных форумов и клубов, которые смогут взять шефство над конкретным ребёнком и помочь пройти ему весь путь к выздоровлению. Можно перезваниваться, навещать, общаться, дарить подарки с поводом и без.

Существует также объединение волонтеров, оказывающих помощь детям, волею судьбы вынужденным проводить свое детство в больнице (Отказники.ру)

У каждой больницы есть свой координатор, который отвечает за организацию помощи конкретному медицинскому учреждению. Это совершенно разные люди, зачастую не знакомые между собой. Сайт проекта – это платформа для объединения усилий по решению этой проблемы и более эффективному сбору помощи. Отказники.Ру собирают для детей самое необходимое. Постоянно обновляют список больниц, которым нужна помощь, быстро пополняется

Региональный общественный фонд помощи престарелым "Доброе Дело" был учрежден в Москве в 2000 г. как некоммерческая организация для выполнения следующей миссии: содействие улучшению качества жизни пожилых и старых людей   жертв тоталитарных режимов путем организации медицинской, социальной и исторической реабилитации.

Существует волонтерское движение в благотворительном Фонде брошенных младенцев "Я без мамы" в Ростове на  Дону, где  волонтеры ведут активную работу с детскими домами и больницами, помогая детям всем чем могут. Сюда входят сбор вещей для детей, организация досуга и многое другое. Кроме этого, волонтеры помогают многодетным семьям и семьям, попавшим в тяжелые жизненные условия.

Все чаще граждане выделяют деньги на помощь детям и помощь малоимущим.

Эксперты оценили расходы на благотворительность в России в 340–460 млрд рублей в год. Половина из этой суммы — личные пожертвования населения и предпринимателей.

А где найти дело по душе? Теперь эту проблему добровольцам поможет решить единый портал добровольцыроссии.рф. Его создание также предусматривал закон. Портал уже работает и на нем может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах. Организации, которым нужна помощь добровольцев (музеи, больницы, детские дома, приюты для животных), оставляют здесь заявки, а люди - ищут, чем конкретно они могут помочь своему городу.

«Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок».

А теперь для того, чтобы закрепить то, что мы изучили, я предлагаю вам поработать по подгруппам. Создайте свой волонтерский отряд, придумайте название. Каждой подгруппе необходимо поставить цели, задачи и направление деятельности. (Выполнение задания в подгруппах 7 минут. Представление результатов. 2 минуты.)

Заключение

И так давайте подведем итоги. Мы сегодня узнали о том, что такое волонтерская деятельность, рассмотрели историю развития волонтерской деятельности, рассмотрели виды волонтерской и общественно – полезной деятельности. 

Указом Президента России 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтера). По словам В.В. Путина, проведение Года добровольца станет признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада волонтеров в развитие страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волонтерское движение в жизни социума

Слайд 2

Цель нашего занятия: познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности; рассмотреть историю развития волонтерской деятельности; определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.

Слайд 3

По словарю О. Даля Благотворительность -это благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и направленные на общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим людям.

Слайд 4

Альтруизм - это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Меценат – это богатый покровитель наук и искусств, вообще тот, кто покровительствует какому-то делу, начинанию. Волонтеры, добровольцы –люди, работающие в государственной или негосударственной организации бесплатно.

Слайд 5

Почему люди становятся волонтерами? Самое главное — ИДЕЯ , благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.

Слайд 6

Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость.

Слайд 7

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Слайд 8

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год.

Слайд 9

История добровольчества в России Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период.

Слайд 10

В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц.

Слайд 11

Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. Появились НКО — некоммерческие организации ( организации , главной целью которых не является прибыль), которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев.

Слайд 12

Кто может стать волонтером? Им может быть человек умелый и ответственный, готовый посвятить свое время и умения добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Слайд 13

Что могут волонтеры? Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Слайд 14

Наибольшее количество молодых добровольцев действуют в таких сферах как: профилактика СПИДа ; пропаганда здорового образа жизни; охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды; профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью; оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротами .

Слайд 15

Направления добровольческой деятельности молодежи в организациях многообразны: социальное патронирование детей в детских домах; социальное патронирование пожилых людей в учреждениях и на дому; муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах); медико-социальная помощь (службы милосердия в больницах); педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков, например, с инвалидностью); социально-психологическая и юридическая поддержка; экологическая защита; интеллектуальное развитие; спортивная, туристическая и военная подготовка; творческое развитие.

Слайд 16

С 1998 года в России работает волонтерская ассоциация World4U, которая занимается молодежными и студенческими обменными программами и обеспечением авиабилетами молодежи, студентов, аспирантов и преподавателей. World4U член Молодежного Движения за Мир (Youth Action for Peace, associated group).

Слайд 17

В Москве существует группа "Доноры – детям", представляющая собой полностью волонтерское объединение. Волонтеры устраивают занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и походы в театр для детей и родителей, организовывали сбор средств на поиск доноров костного мозга и лекарства.

Слайд 18

В Москве функционирует волонтерская группа детского отделения Московского областного онкологического диспансера "Седьмой лепесток", пациентам которого нужны друзья.

Слайд 19

Существует также объединение волонтеров, оказывающих помощь детям, волею судьбы вынужденным проводить свое детство в больнице ( Отказники.ру )

Слайд 20

Региональный общественный фонд помощи престарелым "Доброе Дело" был учрежден в Москве в 2000 г. как некоммерческая организация для выполнения следующей миссии: содействие улучшению качества жизни пожилых и старых людей жертв тоталитарных режимов путем организации медицинской, социальной и исторической реабилитации.

Слайд 21

Существует волонтерское движение в благотворительном Фонде брошенных младенцев "Я без мамы" в Ростове на Дону, где волонтеры ведут активную работу с детскими домами и больницами, помогая детям всем чем могут. Сюда входят сбор вещей для детей, организация досуга и многое другое. Кроме этого, волонтеры помогают многодетным семьям и семьям, попавшим в тяжелые жизненные условия.

Слайд 22

Эксперты оценили расходы на благотворительность в России в 340–460 млрд рублей в год. Половина из этой суммы — личные пожертвования населения и предпринимателей.

Слайд 23

Единый портал добровольцыроссии.рф Организации, которым нужна помощь добровольцев (музеи, больницы, детские дома, приюты для животных), оставляют здесь заявки, а люди - ищут, чем конкретно они могут помочь своему городу.

Слайд 24

Указом Президента России 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтера). По словам В.В. Путина, проведение Года добровольца станет признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада волонтеров в развитие страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»

Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

"Классные" классные!

Статья о классном руководителе...