Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работе по дисциплине ОУП.05 История
учебно-методический материал
В пособии представлены актуальность и значение самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и уровни самостоятельной работы. Рассматриваются виды самостоятельной работы с книгой и компьютером, а также учебно-исследовательская работа студентов в форме реферата, эссе или доклада. Пособие призвано оказать содействие студентам в самостоятельном изучении истории нашего Отечества. Пособие поможет студентам рационально организовать свою самостоятельную работу в процессе учебы. В нем приводятся рекомендации по написанию и оформлению письменных учебных заданий по подготовке к занятиям, советы по подготовке докладов, рефератов. Уделено внимание организации работы студентов по поиску и обработке учебной и научной информации.
Пособие адресовано студентам Стреднего профессионального образования, изучающим дисциплину ОДБ.05 История
Опыт организации самостоятельной работы, позволяет формировать такие общие компетенции как :
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК8. Исполнять в будущем воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_samostoyatelnoy_rabote_po_istorii_.docx | 48.57 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Введение
В пособии представлены актуальность и значение самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и уровни самостоятельной работы. Рассматриваются виды самостоятельной работы с книгой и компьютером, а также учебно-исследовательская работа студентов в форме реферата, эссе или доклада. Пособие призвано оказать содействие студентам в самостоятельном изучении истории нашего Отечества. Пособие поможет студентам рационально организовать свою самостоятельную работу в процессе учебы. В нем приводятся рекомендации по написанию и оформлению письменных учебных заданий по подготовке к занятиям, советы по подготовке докладов, рефератов. Уделено внимание организации работы студентов по поиску и обработке учебной и научной информации. Пособие адресовано студентам ОБПОУ " Советский социально - аграрный техникум имени В.М. Клыкова", изучающим дисциплину ОДБ.04 История
Опыт организации самостоятельной работы, позволяет формировать такие общие компетенции как :
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК8. Исполнять в будущем воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
Количество часов самостоятельной работы по дисциплине ОДБ. 04 - 58
2. Содержание самостоятельной работы
№ п\п | Наименование темы | Виды занятия | Кол-во часов |
Боги и мифы Древнего Египта | сообщение | 1 | |
Устройство и жизнь Древних Афин | доклад | 1 | |
Древняя Спарта: государство и традиции | доклад | 1 | |
Боги Древней Греции | сообщение | 1 | |
Гай Юлий Цезарь | доклад | 1 | |
Конфуций и его учение | реферат | 1 | |
Великое переселение народов | Составление схемы движения народов | 1 | |
Повседневная жизнь западноевропейцев в средние века | сообщение | 1 | |
Город в средневековье | сообщение | ||
Варяги в истории Древней Руси | доклад | 1 | |
Князь и вече в Древней Руси | сообщение | 1 | |
Князь Олег - характеристика личности | эссе | ||
Кочевники в истории Древней Руси: война и мир | доклад | 1 | |
Характер международных связей и отношений Киевской Руси | сообщение | 1 | |
Александр Невский—государственный деятель и полководец | реферат | 1 | |
Борьба русского народа с иноземными агрессорами в 13 веке | доклад | 1 | |
Город и горожане в Древней Руси | сообщение | 1 | |
Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси | доклад | 1 | |
Русь и наследие Византии | исследование | 1 | |
Человек Древней Руси в повседневной жизни | сообщение | 1 | |
Дмитрий Донской—государственный деятель и полководец | доклад | 1 | |
Быт и обычаи древней Руси | |||
Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия. | реферат | 1 | |
Церковь и государство в России 17 века. Раскол в русской православной церкви | доклад | 1 | |
Воссоединение России и Украины | доклад | 1 | |
Титаны эпохи Возрождения | доклад | 1 | |
Герои Великих географических открытий(Колумб, Магеллан и т. д) | доклад | 1 | |
Вольтер –« патриарх» Просвещения | сообщение | 1 | |
Монтескье и теория разделения властей | сообщение | 1 | |
Образование США | доклад | 1 | |
Французская революция 18 века: причины, результаты | доклад | 1 | |
Великое посольство Петра 1 в Европу | сообщение | 1 | |
Военная реформа Петра 1 | доклад | 1 | |
Государственные и социальные реформы Петра 1 | доклад | 1 | |
Культурные преобразования в Петровскую эпоху | сообщение | 1 | |
Споры о Петре 1: личность в оценках современников и потомков | сообщение | 1 | |
Государство и церковь в 18 веке | доклад | 1 | |
Елизавета 1, эпоха и личность | сообщение | 1 | |
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва | реферат | 1 | |
Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины 18 века | доклад | 1 | |
Споры о Екатерине 2: личность в оценках современников и потомков | сообщение | 1 | |
Объединение Германии в 19 веке: основные вехи | Составление плана-конспекта | 1 | |
Объединение Италии в 19 веке :основные вехи | Составление плана-конспекта | 1 | |
Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход, результаты | доклад | 1 | |
Реформы Александра 2 | реферат | 1 | |
Александр 2: человек и государственный деятель | доклад | 1 | |
Роль России в освобождении балканских народов от османского ига | сообщение | 1 | |
Повседневная жизнь дворян в России 19века | сообщение | 1 | |
Повседневная жизнь крестьян в России в 19 веке | сообщение | 1 | |
Столыпинская реформа: ход, результаты, значение | сообщение | 1 | |
Версальско – вашингтонская система мирового устройства | доклад | 1 | |
В. И. Ленин: человек и политик | сообщение | 1 | |
Идеология и организация «белого» движения России 1918 – 1922гг | сообщение | 1 | |
«Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков | сообщение | 1 | |
Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена | сообщение | 1 | |
Англо- французская политика умиротворения агрессора и её последствия | эссе | 1 | |
Пакт Молотова – Риббентропа: причины его заключения и последствия | сообщение | 1 | |
Советско – финская война: причины, ход, значение | доклад | 1 |
2.3.Вид самостоятельной работы
Сообщение -
Составление таблиц -
Доклад – это сообщение на научную тему на семинарском занятии, публичное выступление. Доклады, как правило, невелики по объёму и рассчитаны на 15-20 минут. Лучшие доклады по рекомендации преподавателя совершенствуются и развёртываются в реферат.
Составление схемы -иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру и т. д.
Реферат - письменная работа объемом 10-15 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
Эссе – (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
2.4. Порядок выполнения
СООБЩЕНИЕ
1. Определите тему! Сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад (сообщение) должен быть подготовлен.
2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию преподавателя.
3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего доклада. Составьте план доклада на основе этого источника.
4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.
5. Не забывайте обращаться к справочной литературе. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.
6. Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).
7. Приступайте к оформлению выступления:
- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;
- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;
- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.
8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное.
Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.
9. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.
ТАБЛИЦА
1. Прочти текст.
2. Определи признаки по которым можно систематизировать материал (по цвету, запаху, географическому положению, характеру и т.д.).
3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.
4. Впиши название признаков в графу.
5. Запиши в соответствующие графы материал из текста в сокращенном виде.
6. Сделай вывод.
Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
ДОКЛАД
Процесс работы над докладом
Чтобы облегчить вам работу над докладом, предлагаем разбить процесс на четыре последовательных этапа. Надеемся, что знакомство с ними поможет вам овладеть необходимым инструментарием и разобраться в принципах построения письменной работы. Итак, эти четыре этапа включают: подготовку; составление плана; написание; окончательное редактирование.
Подготовка
Время, которое вы посвятите данному этапу работы, предопределит ее дальнейший ход. Тщательная подготовка вполне может рассматриваться как краеугольный камень будущего здания вашего доклада. Она позволит наиболее рациональным образом использовать имеющееся в вашем распоряжении время. В течение данного периода предстоит решить, что вы намерены писать и зачем, так что останется лишь определить для себя, как вы будете это делать. Определитесь с общими целями предстоящей работы, исходя из материалов прослушанного курса и критериев предстоящей оценки вашего труда. Просмотрите пройденный материал. Это позволит окончательно избрать предмет и наметить цели работы, а также более четко осознать уровень предъявляемых к вам требований. Не следует забывать, что в целом написание доклада — это непрерывный процесс принятия решений. В первую очередь вам необходимо принять решение по следующим пунктам:
• выбор конкретной темы;
• цели, преследуемые вами в работе;
• критерии успешности конечного результата;
• структура и формат изложения;
• характер словаря, верный стиль, правильный тон.
Принятые решения изложите на бумаге в виде руководящих указаний и сверяйтесь с ними в ходе последующих исследований и собственно написания работы.
Планирование
Планирование — необходимый этап. Оно позволит вам обрести большую ясность и в итоге поможет сэкономить время при сборе нужной информации, при работе над материалом и написании доклада. Вам будет проще ориентироваться в массе предстоящих дел, если вы разобьете весь процесс на ряд самостоятельных задач:
- сбор данных и их анализ могут быть структурированы по источникам или разделам будущего доклада;
- написание доклада может также происходить по разделам (собственно текстовая часть) и по средствам графического представления материала (графики, таблицы, карты). Кроме того, предстоит решить ряд вопросов, а именно:
какие фактологические данные необходимы для достижения конечной целиработы?
где почерпнуть эти данные?
какой объем данных необходим?
каким образом проводить анализ собранной информации?
как следует расположить в докладе факты и их анализ?
Попытки бессистемной работы выльются лишь в непродуктивное расходование времени и нерациональное использование накопленного материала. Поэтому, покончив с этапом «подготовки», переходите к планированию работы по сбору данных и их анализу, а также к самому процессу написания доклада. Хорошая организация — ключ к успеху. Приведенная ниже последовательность действий поможет вам спланировать работу и определиться с методикой написания вашего доклада:
- определите источники необходимых вам данных (справочники и/или специальная литература);
- решите, какого характера данные по степени их уместности и достоверности вам подходят. Вы должны в полной мере понимать материал, которым оперируете;,
- решите, каким образом вы будете представлять добытые сведения и свои выводы, в каком порядке они будут появляться на страницах вашего доклада, образуя его четкую и логичную структуру:
- составьте список того, что вам предстоит сделать;
- расположите дела в порядке очередности их выполнения;
- составьте реальный график работы по каждому из пунктов, включая подготовку чернового варианта доклад
Техника подготовки краткого изложения
а) прочтите весь доклад;
б) сформулируйте его главную тему;
в) прочтите по отдельности каждый из разделов и вычлените их основные выводы или положения;
г) объедините пункты б) и в) в несколько логичных и взаимоувязанных формулировок. Помните, что задачей является подготовка краткого и ясного рассказа, который дал бы полное представление о характере вашего труда;
д)прочитайте свое краткое изложение и убедитесь, что оно верно передает содержание вашего текста и предстанет в глазах читателя самостоятельным информативным произведением.
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ
Требования, предъявляемые к структурно-логической схеме:
1.Полнота схемы должна отражать главное в тексте, все содержание вопроса
2.Схема должна быть краткой и четко структурированной
3.Схема характеризуется логической последовательностью изложения материала
4.СЛС должна быть аккуратно оформлена
Алгоритм составления схемы
1.Внимательно прочитать текст. Подобрать дополнительный материал по теме, используя для этого справочники, энциклопедии и т.д.
2.Выделить главную идею темы, ключевое ядро.
3.Мысленно разделить текст на логически законченные смысловые пункты.
4.Выделить главное в каждом пункте.
5.Определить основные элементы, раскрывающие суть темы (опорные слова, знаки, символы, рисунки и т.п.)
6.Установить связи между элементами.
7.Продумать и зафиксировать расположение элементов схема на листе.
РЕФЕРАТ
1.Подготовка к написанию
1.Выбор темы и её осмысление
2.Сбор информации
3.Конструирование оглавления
В оглавлении предусмотрены такие пункты:
1) введение (постановка проблемы, история вопроса).
2) основная часть, которая должна быть выдержана в научном стиле, а именно: строгая логичность в изложении, т.е. все предложения выстраиваются по принципу причинно-следственных связей; выводы, вытекающие из фактов; объективность изложения фактов; употребление неопределенно личных местоимений вместо местоимения “я”.
3) заключение (основной вывод, пути решения поставленной проблемы и т. д.).
2. Написание реферата
- обязательно наличие следующих блоков: титульный лист, оглавление, собственно текст, библиографический список, сноски на термины и источники, перечень сокращений;
- основные требования к оформлению чистовика: нумерация страниц, желательно печатный текст (кегель 14 полуторный интервал) в компьютерном исполнении;
- рисунки, графики и таблицы должны быть четкими и понятными и иметь соответствующие пояснения.
- общий объем реферата не более 15 машинописных страниц формата листа А4.
В общем случае реферат должен состоять из 3 основных разделов или глав:
I глава «Вступительная часть». Эта короткая глава должна содержать: обоснование выбора темы реферата; цель работы, описание задач, решаемых в данном реферате; анализ источников и литературы по данному вопросу (при необходимости). Здесь от автора реферата требуется не только указать, что и кем было ранее написано, но и попытаться охарактеризовать материал, который он использовал при написании реферата. Введение заканчивается словами: "Реферат состоит из введения, ... глав и заключения. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основные идеи работы. Глава 1 посвящена .... во 2-й главе речь пойдет о ... В заключении сформулированы основные выводы ...".
II глава. «Основная научная часть реферата». Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Основная часть реферата может быть разделена на несколько глав, посвященных различным аспектам выбранной темы. Алгоритмы написания основной части могут быть разными. Выводы формулируются в основной части реферата согласно логике изложения. В тексте формулировки выводов выделяются в абзац и начинаются словами: "Итак...", "Таким образом..."
III глава. «Заключение. Выводы». В заключении автор реферата должен кратко (не более чем на 1 стр.) сформулировать основные моменты реферата и соответствующие выводы. Библиографический список оформляется в алфавитном порядке. Во время работы над рефератом необходимо делать ссылки на источники информации, а также правильно оформить сноски.
Ссыпки обязательно делаются:
• при цитировании;
• при указании цифр, фактов, названий;
• при формулировании определений.
3. Подготовка к защите реферата.
1. Общие рекомендации:
- хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5- 7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
- логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
- употребляйте только понятные аудитории термины;
- хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
- ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал.
- постарайтесь предупредить возможные вопросы.
4.Рекомендации выступающему.
- начните свое выступление с приветствия экзаменационной комиссии и аудитории;
- огласите название вашего реферата, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
- не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
- поблагодарите слушателей за внимание
- старайтесь ответить на все вопросы аудитории.
ЭССЕ
Из предложенного перечня выбрать тему.
1. Введение. Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений.
Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.
- Объяснение: почему пишете по этой теме!
- Указывается поднятая автором проблема
- Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему). Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.
2.Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.
- Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…
- Свое отношение, мнение к авторскому пониманию. Автор(фамилия, имя) безусловно прав, но… Нельзя не согласиться с мнением автора… Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…
- Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.
- В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+ Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику.
!!! Тезис (ваши мысли по проблеме)
!!! Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…
- В текст включаются обществоведческие термины (понятия) и их объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3)!
Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.
3. Заключение.
1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания.
2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий.
3) Резюме по теме! (В завершение → к началу).
Не делать повтора мыслей в выводе.
3.Список литературы (при наличии)
Основные источники:
1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы. 2011 ОИЦ "Академия"
2. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1 2011 ОИЦ "Академия"
3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 2 2011 ОИЦ "Академия"
Дополнительные источники:
Богуславский В.В. Правители России Биографический словарь. –М.,2006
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. – М., 2004.
История. 11 класс. Тематический контроль. -, 2004
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10 -11 кл. – М.,2006.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1-9. – М., 1996-2001.
Интернет-ресурсы:
История России. Обществознание: Учебно-метадический комплект для школы
http://histori.standart.edu.ru
Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
http://historydoc.edu.ru
Лекции по истории on-line для любознательных
http://www.lectures.edu.ru
Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал
http://www.pish.ru
Всероссийская олимпиада школьников по истории
http://www.teacher.syktsu.ru
Инновационные технологии в гуманитарном образовании:
материалы по преподаванию истории
http://www.teacher.syktsu.ru
- Приложения (при наличии)
Правила ведения дискуссии
1. Критикуй не оппонентов, а их идеи.
2. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
7. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под Воздействием фактов и аргументов.
8. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо.
Памятка участнику дискуссии
1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию.
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
3. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
5. Не забывай, что лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика.
6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов.
7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по «бумажке».
8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав.
9. Никогда не навешивай «ярлыков» и не допускай уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания.
10. Заканчивая свое выступление, подведи итоги и сформулируй выводы.
Описание учебной картины (иллюстрации)
1.Определите основной замысел картины.
2.Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?
3.Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?
4.Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?
Схема обсуждения после просмотра спектакля или фильма
1. Краткое содержание спектакля (фильма).
2. Насколько спектакль (фильм) достаточно полно и правдиво раскрыл историческое событие.
3. Сумели ли актеры перевоплотиться в исторические персонажи.
4. Какие мысли и чувства пробудил спектакль (фильм).
5. Подведение итогов.
Алгоритм составление плана
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Оценка века или эпохи
1.Помни, что любая эпоха и каждый человек обладает определенным набором ценностей.
2.Определи, в чем заключалось нравственное содержание изучаемого века, эпохи или цивилизации.
3.Проанализируй и сравни, чем та или иная эпоха отличается от предыдущей и остальных.
4.Узнай, какие имена стали украшением или позором изучаемого периода (столетия, эпохи).
5.Определи, является ли этот век прогрессом или регрессом в истории человечества, чья деятельность двигала его вперед или назад.
6.Проанализируй соотношение между материальными и духовными приобретениями данного века, эпохи.
7.Помни, что главная цель анализа прошедших веков – это работа над собственной системой ценностей.__
События и человек
1.Помни, что события и люди взаимосвязаны; эта связь может быть минимальной или максимальной в зависимости от человека и события.
2.Определи, какое место в событиях занимали конкретные люди, живущие в ту историческую эпоху.
3.Выяви, какие мотивы были у человека в связи с его участием в данном событии.
4.Определи, какие события стали следствием участия человека в разбираемом событии.
5.Проанализируй, как это событие повлияло на ход истории.
6.Проанализируй, как повлияли поступки людей конкретно на тебя, связанные с этим событием.
7.Оцени, исходя из своей системы ценностей влияние события на человека и человека на события.
Как составить синквейн
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Составление синквейна требует умение находить наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Анализ статистических данных
1. Изучите представленные статистические данные.
2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления).
3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объясните их важнейшие причины, закономерности, возможные последствия, перспективы, значение.
Правила постановки вопросов
1.Вопрос должен быть осмысленным и корректным. Для проверки корректности следует проверить, истинны ли предпосылки вопроса.
2.Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно. Длинные, сложные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и поиски ответа на них.
3.Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Это связано с тем, что, к примеру, сложный, уточняющий вопрос не всегда допускает однозначный ответ. Ситуация упрощается, если разложить вопрос на два простых и ответить в отдельности на каждый.
4.В сложных разделительных вопросах необходимо указывать все возможные альтернативы.
Анализ памятника архитектуры
1.Как называется и где находится памятник.
2.К какому периоду относится его создание.
3.Назначение сооружения.
4.План сооружения.
5.Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.
6.Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему)?
Анализ деятельности исторического лица
1. Страна, эпоха исторического деятеля.
2. Дата рождения и смерти.
3. Происхождение, его влияние на дальнейшую жизнь героя.
4. Основные черты характера, данные природой.
5. Влияние окружающих на его деятельность и характер.
6. Интересы, какого социального слоя он выражал?
7. Каковы цели и стремления этого человека?
8. Средства осуществления целей.
9. Достиг ли он этих целей?
10. Успехи-неудачи. Цели жизни.
11. Оценка его деятельности современниками.
12. Память потомков.
13. Ученые о нем.
14. Ваше мнение о нем.
Как работать с цитатой
1.Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
2.Для цитирования выбирайте те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
3.Не злоупотребляйте цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.
4.Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
5.Выписывайте цитату тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.
6.Каждую цитату заключайте в кавычки.
7.После цитаты указывайте источник, то есть фамилию автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.
Как обобщить
Обобщить – это, значит, найти общие признаки и качества изучаемого явления, темы.
1.Внимательно прочтите задание.
2.Повторите весь материал.
3.Отберите наиболее важные моменты.
4.Выпишите необходимые данные в таблицу, схему или составьте их сами.
5.Сделайте вывод.
Как выделять главное
Помни, что главное – это мысль, которая выражает содержание текста.
1.Внимательно прочитайте весь текст.
2.Разделите текст на логические части.
3.Выделите в каждой части главную мысль, предложение.
4.Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль своего текста.
Как сравнивать
Сравнивать - это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:
- выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
- установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.
2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.
Как работать с понятиями
1.Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его в учебнике (по заданию учителя).
2.Установите, с какими ранее известными вам понятиями связано данное.
3.Выделите существенные (главные) признаки, которые отличают данное понятие от других, родственных ему. Эти существенные признаки входят в определение понятия.
4.Проговорите полностью определение понятия, запишите его в тетрадь.
Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)
1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
6. Исторические оценки значения общественного движения
Памятка для анализа политических партий, движений и их программ
1. Название и время создания партии/движения/программы.
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
3. Социальная база партии/движения.
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
5. Интересы каких социальных групп они выражают?
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.
Памятка для анализа внешней политики страны
1. Положение страны на международной арене.
2. Цели и приоритеты внешней политики государства.
3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
Памятка для работы с историческим источником.
1. Происхождение источника: автор; время издания; тип источника (документ, письмо, дневник и т.д.); полный текст или отрывок; первичный (оригинальный текст) или вторичный (перевод).
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты. Объясните непонятные слова, используя словари.
3. Определите достоверность информации. - автор был свидетелем событий или пересказывает то, чего сам не видел?
4. Субъективность текста: субъективность осознанная или неосознанная? Были ли у автора особые намерения? Является ли автор хорошим наблюдателем? Есть ли у автора симпатии или антипатии?
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному источнику
Как работать с учебником истории
1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
2. Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий. Обрати внимание на то, какие события происходили в это время за рубежами России. Используй для этого синхронистическую таблицу.
4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
5. Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Экономика организации"
Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Экономика организации» и предназначена для студентов по профессии 230103.04 Наладчик аппаратн...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Менеджмент"
Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине 1 курса по дисциплине "Обществознание"
Учебное пособие по дисциплине «Обществознание»(вид учебной дисциплины - базовая).Краснодарский технический колледж.Составитель: преподаватель Зиброва С. К.В учебном пособии предусмотрены рекомендации ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "История"ОГСЭ
Методические рекомендации содержат перечень работ, указания по их выполнению, список литературы к использованию...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине ОДБ.05 История для профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы по истории разработаны для студентов первого кураса. В пособии представлены алгоритмы выполнения самостоятельных работ по ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»
методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История...