Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине ОДБ.05 История для профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
методическая разработка

Ильина Наталья Викторовна

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы по истории разработаны для студентов первого кураса. В пособии представлены алгоритмы выполнения самостоятельных работ по истории с примерами: написание реферата, определение понятий по словарю, составление таблиц и схем, подготовка презентаций, подбор литературы, работа с картой, подобрать примеры по теме из средств массовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_sam.rab_.docx50.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

 «Западно-Сибирский государственный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы

по дисциплине ОДБ.05 История

для профессии

43.01.09  Повар, кондитер

Тюмень, 2019

Введение

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История разработаны преподавателем истории Н.В.Ильиной, предназначены для студентов 1 курса для профессии 43.01.09 Повар, кондитер.                                                

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По истории используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов;

для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

В пособии представлены алгоритмы выполнения самостоятельных работ по истории с примерами: написание реферата, определение понятий по словарю, составление таблиц и схем, подготовка презентаций, подбор литературы, работа с картой, подобрать примеры по теме из средств массовой информации.

Как написать реферат

Несколько НЕ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.

Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.

Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит из нескольких частей:

  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;
  • введение;
  • основная часть, состоящая из глав;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Этапы (план) работы над рефератом

Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

Найти книги и статьи по выбранной теме (не менее 5). Сделать список этой литературы.

Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

Составить план основной части реферата.

Написать черновой вариант каждой главы.

Показать черновик педагогу.

Написать реферат.

Составить сообщение на 5-7 минут, не более.

Пример выполнения.

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII в.

Выбрать тему реферата

  • Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.
  • Князь и вече в Древней Руси.
  • Князь и дружина в Древней Руси.
  • Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.
  • Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое     устройство.
  • Иван III и его роль в российской истории.
  • Иван Грозный – человек и политический деятель.
  • Поход Ермака.
  • Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.
  • Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Норма времени:  2 часа

Содержание работы

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
  2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)
  3. Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов.

Формат выполненной работы:  Реферат

Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов, В.В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012.

2. Образовательные сайты Интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/

Как дать определения понятиям

Раздел 1-2. Древнейшая стадия истории человечества. Цивилизации Древнего мира.

Задание: из 2-3 словарей выписать значения слов цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда,   установить их происхождение, объяснить смысл, сделать анализ определений разных авторов.

Содержание работы

Для выполнения задания рекомендуется работа со словарями разных авторов.

1. Выписать значения  слов цивилизация, антропогенез и тд.

2. Установить  происхождение этих терминов.

3. Проанализировать определения, установить, имеются ли противоречия в определениях одних слов разных авторов.

4. Записать выполненную работу в рабочую тетрадь, выразить свою позицию.

5. Подготовить устное выступление на 2-3 минуты.

Пример выполнения

Термин «Цивилизация»

Толковый словарь С. Ожегова

1.«Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.

2. Современная мировая культура.

3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

БСЭ (Большая советская энциклопедия)

1) Синоним культуры

2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Толковый словарь В. Даля

Общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Термин «Цивилизация» произошел от латинского «civilis» гражданский – государственный.

Все  авторы словарей, прежде всего, отождествляют цивилизацию с развитием культуры, но имеются и некоторые разночтения, например, Ожегов  предполагает наличие внеземных цивилизаций, а Даль – превращение народа из дикого в гражданственный.

Моя позиция близка к определению БСЭ «Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры», т.е. обновление общества в сравнении с предыдущей ступенью развития.

Норма времени:  2 часа

Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради, устное сообщение

Критерии оценки:  обоснованность и четкость изложения подготовленных сообщений, заполнение рабочей тетради

Контроль выполнения:   устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

  1. Толковый словарь С. Ожегова
  2. Толковый словарь В. Даля
  3.  БСЭ (Большая советская энциклопедия)
  4. Образовательные сайты Интернет:

                  http://ru.wikipedia.org/wiki/

Как подобрать основную литературу

Раздел 1-2. Древнейшая стадия истории человечества. Цивилизации Древнего мира.

Пример выполнения

Задание: Подобрать основную и дополнительную литературу по предмету.

Содержание работы:

  1. Для выполнения задания рекомендуется проанализировать образовательные сайты интернет.
  2. Отобрать литературу по Всеобщей истории, соответствующую уровню подготовки 10-11 классов.
  3. Сделать записи в тетрадь.

Норма времени:  1 час

Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради, устное сообщение

Критерии оценки:  обоснованность и четкость изложения подготовленных сообщений, заполнение рабочей тетради

Контроль выполнения:   устный опрос.

Рекомендуемые источники информации:

 Образовательные сайты Интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/

Как заполнить таблицу

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.

Пример выполнения

Задание: Начертить в тетради таблицу «Промышленная революция в Англии: основные вехи» пользуясь конспектом и учебником,  заполнить ее.

(Пример показан в таблице)

Дата

Ф.И.О. изобретателя

Событие, изобретение

Последствия изобретения

1733

Джон Кей

Усовершенствование ткацкого станка

Содержание работы:

  1. Для выполнения задания рекомендуется проанализировать материал лекции и учебника и систематизировать.
  2. Сделать записи в тетрадь.

Норма времени:  1,5 часа

Формат выполненной работы:  Правильно заполненная таблица в рабочей тетради, устное обоснование.

Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос.

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов, В.В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012.

2. Образовательные сайты Интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/

Как составить схему

Раздел 6. Россия в XVIII веке.

 Задание: Составить схему «Территориальное деление России».

 Содержание работы:

  1. В результате реформ Петра I появилось новое территориальное деление государства. Во главе основной территориальной единицы – губернии – стоял губернатор. Опираясь на материал учебника, представьте деление территории в виде схемы.
  2. Сделать запись в тетрадь.

Норма времени:  1 час

Формат выполненной работы:  Правильно составленная схема в рабочей тетради, устное обоснование.

Критерии оценки: аккуратность и правильность составления схемы, обоснованность и четкость ответов.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос.

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов, В.В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012.

2. Образовательные сайты Интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/

Как работать с картой

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII в.

Задание: пользуясь конспектом на контурной карте отметить расширение территории России в XVI веке, записать присоединенные территории в тетрадь.

Норма времени:  0,5 часа

Формат выполненной работы:  Отметки на контурной карте, записи в рабочей тетради, устное сообщение.

Критерии оценки: аккуратность и правильность обозначения границ Российского государства на контурной карте, обоснованность и четкость ответов, заполнение рабочей тетради.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов, В.В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012.

2. Образовательные сайты Интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/

Как подобрать примеры из СМИ

Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.

Задание: Охарактеризовать основные направления политики России в современных условиях, используя материалы современных средств массовой информации.

Содержание работы:

  1. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания.
  2. Определив круг проблем, наметить основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделать набросок плана.
  3. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках.
  4. Подбор аргументов для доказательства основной мысли.
  5. Запись в тетрадь.

Норма времени:1 час.

Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради, устное сообщение.

Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность, последовательность, аккуратность, выводы.

Контроль выполнения: проверка записей, беседа

Приложения

Приложение 1

Как подготовить учебную презентацию

Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:

 При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

  • обложка;
  • титульный слайд;
  • оглавление;
  • учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
  • словарь терминов;
  • справочная система по работе с управляющими элементами;
  • система контроля знаний;

информационные ресурсы по теме.

Приложение 2

Этапы работы над сочинением

          I. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

     II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

     Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

     III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

     От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

     IV. Подбор фактического и цитатного материала

     Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Итак, главная часть сочинения — это тезис и аргументы.

     Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части.

     В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или дает краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нем анализируемого произведения.      Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

     Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

Приложение 3

Как написать доклад

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

Составление библиографии.

Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Разработка плана доклада.

Написание.

Публичное выступление с результатами исследования.

Приложение 4

Как написать рецензию и аннотацию

Рецензию и аннотацию характеризует небольшой объём и краткость.

   Любое аннотируемое или рецензируемое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

    Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Приложение 5

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

1. Участники войны/сражения/конфликта.

2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.

3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.

4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.

5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.

6. Основные события каждого этапа войны/сражения.

7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).

8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.

9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.

Приложение 6

Памятка для анализа произведений культуры

1. Автор, время и место создания произведения.

2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.

3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.

4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).

5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.

6. Историческая и художественная ценность произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Техническая механика»

Чтобы студенты знали план их самостоятельной работы,  требования, которые предъявляются к их  результатам и  где искать подсказку  были разработано пособие, которое становиться их ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение» специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Согласно требованиям ФГОС, рабочего учебного плана и рабочей программы по учебной дисциплине «Налоги и налогообложение»   каждый обучающийся обязан выполнить   определе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов по дисциплине, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля....

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работе по дисциплине ОУП.05 История

В пособии представлены актуальность и значение самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и уровни самостоятельной работы. Рассматриваются виды самостоятельной...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 ИСТОРИЯ для профессии 23.01.03 Автомеханик

Настоящие методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с действующей в ГБПОУ «26 КАДР» рабочей программой по предмету ОУД.05 История для специаль...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по ОГСЭ.03 «История»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ предназначены для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии).Методические рекомендаци...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий ПМ.05 по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ по профессии среднего профессионального образования СПО  43.01.09 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей пр...