«Стимминг у аутистов: рекомендации и предупреждение»
консультация

Когда люди обсуждают особенности аутичного поведения, то одной из распространённых тем является самос-тимуляция, известная также под термином "стимминг". Стимминг – это поведение, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Подобный вид поведения является признаком существенного отклонения в развитии ребёнка и затрудняет процесс социализации. Одной из причин, вызывающих аутостимуляции у ребенка, зачастую становится необходимость в высвобождении накопившихся деструк-тивных эмоций и ощущений. Аутичные дети могут даже не осознавать, что конкретно они делают, но при этом бессознательно беспорядочно повторяют одни и те же движения, просто потому, что это доставляет приятные ощущения. Выделяют следующие виды стереотипий: •визуальная – слежение за огнем или водой, учащенное моргание, движение рук перед глазами; •слуховая – закрывание ушей руками, издавание неречевых звуков, скрип зубами; •тактильная – царапание, трение кожи разнообразными предметами или руками, почесывание, моющие движения рук; •вестибулярная – раскачивание всего тела из стороны в сторону или вперед- назад; •вкусовая – облизывание предметов или покусывание; •обонятельная – обнюхивание предметов, проявление интереса к нравящимся запахам. Следует отметить, что остановить стимминг бывает очень трудно. И проблема стереотипии заключается в том, что когда ребёнок находится в этом состоянии, с ним сложно вступить в контакт. Возникает вопрос: как снизить проявление стереотипного поведения у ребенка- аутиста? Первый совет. Внимательно наблюдайте и ведите дневник. В дневнике записывайте время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения описывайте максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия. Второй совет. Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельности?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?». Третий совет. Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением. Например: если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т. д. Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно показать ему яркие мульт-фильмы или использовать игрушки. Если же ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым). Определив, для чего ребенку нужен стимминг, можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению и научить его достигать эти цели, используя более уместные способы. Привлечь внимания ребенка можно при помощи кручения ярких предметов перед глазами, например, предложите ему игрушку-волчок (юлу) или калейдоскоп. Если он склонен к нервному расцарапыванию или расчесыванию кожи – задействуйте его пальцы в играх с крупой, собирании мозаики, лепке из пластилина. Рекомендации, которые могут помочь в предупреждении появления само-стимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции: - визуальные: простые увлекательные игрушки, светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, ТВ, видео, смартфон, компьютерные программы и т. д.; - слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки и т. д.; - тактильные: душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песок, обрезки различных текстурированных материалов и т. д.; -вестибулярные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты; - вкусовая: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные сладости, густые коктейли через соломинку, конфеты и т. д. - обонятельная: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи. Сегодня существует большое количество способов и методик борьбы со стереотипией. Чем раньше определить причины и типы стимминга, тем проще и без стрессов для ребенка можно с ним справиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_kulandzhe_stimming_u_autistov.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

 компьютерные программы и т. д.;

- слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки и т. д.;

- тактильные: душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песок, обрезки различных текстурированных материалов и т. д.;

-вестибулярные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты;

- вкусовая: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные сладости, густые коктейли через соломинку, конфеты и т. д.

- обонятельная: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи.

Сегодня существует большое количество способов и методик борьбы со стереотипией. Чем раньше определить причины и типы стимминга, тем проще и без стрессов для ребенка можно с ним справиться.

График работы:

понедельник – четверг с 9:00 до 18:00

пятница с 9:00 до 17:00

перерыв на обед с 13:00 до 13:48

выходные: суббота, воскресенье

Материал составлен педагогом-психологом

Куландже С.В.

Наш адрес:

354202, Краснодарский край, г. Сочи,

Лазаревский р-н, пос. Головинка

ул. Центральная, 80-А.

Тел./факс: (862)274-12-52

srcn_rodnik@msrsp.krasnodar.ru

Наш сайт: www.lazarevskiyrc.ru

На сайтах о нас:

www.rpsu.krasnodar.ru

www.bus.gov.ru

Министерство труда и социального развития

  Краснодарского края

Государственное казенное учреждение

 социального обслуживания Краснодарского края

 «Лазаревский реабилитационный центр для детей

 и подростков с ограниченными возможностями»

(ГКУ СО КК «Лазаревский реабилитационный центр»)

«Стимминг у аутистов: рекомендации и предупреждение»

(для родителей и специалистов)

г. Сочи

2020 г.

Когда люди обсуждают особенности аутичного поведения, то одной из распространённых тем является самос-тимуляция, известная также под термином "стимминг".  Стимминг – это поведение, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Подобный вид поведения является признаком существенного отклонения в развитии ребёнка и затрудняет процесс социализации. 

Одной из причин, вызывающих аутостимуляции у ребенка, зачастую становится необходимость в высвобождении накопившихся деструк-тивных эмоций и ощущений. Аутичные дети могут даже не осознавать, что конкретно они делают, но при этом бессознательно беспорядочно повторяют одни и те же движения, просто потому, что это доставляет приятные ощущения.

Выделяют следующие виды стереотипий:

  • визуальная – слежение за огнем или водой, учащенное моргание, движение рук перед глазами;
  • слуховая – закрывание ушей руками, издавание неречевых звуков, скрип зубами;
  • тактильная – царапание, трение кожи разнообразными предметами или руками, почесывание, моющие движения рук;
  • вестибулярная – раскачивание всего тела из стороны в сторону или вперед- назад;
  • вкусовая – облизывание предметов или покусывание;
  • обонятельная – обнюхивание предметов, проявление интереса к нравящимся запахам.

Следует отметить, что остановить стимминг бывает очень трудно. И проблема стереотипии заключается в том, что когда ребёнок находится в этом состоянии, с ним сложно вступить в контакт. Возникает вопрос: как снизить проявление стереотипного поведения у ребенка- аутиста?

Первый совет. Внимательно наблюдайте и ведите дневник. В дневнике записывайте время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения описывайте максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия.

Второй совет. Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельности?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?».

Третий совет. Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением.

Например: если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т. д.

Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно показать ему яркие мульт-фильмы или использовать игрушки.

Если же ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым).

Определив, для чего ребенку нужен стимминг, можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению и научить его достигать эти цели, используя более уместные способы.

Привлечь внимания ребенка можно  при помощи кручения ярких предметов перед глазами, например, предложите ему игрушку-волчок (юлу) или калейдоскоп. Если он склонен к нервному расцарапыванию или расчесыванию кожи – задействуйте его пальцы в играх с крупой, собирании мозаики, лепке из пластилина.

     Рекомендации, которые могут помочь в предупреждении появления само-стимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции:

- визуальные: простые увлекательные игрушки, светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, ТВ, видео, смартфон,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

"Методические рекомендации воспитателям по предупреждению негативного отношения к социальным нормам со стороны учащихся"

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания...

Доклад: «Рекомендации педагогам по организации профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков»

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том,  что значимые д...

Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов

Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.02 Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и пр...

Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Медицинский колледж» для студентов выпускного курса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусн

учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, вызванную РаСПРОСТРанеНиеМ новоЙ коронавирусноЙ инфекции, и отсутствие возможности выполнения практической части выпускной квалификационной работы (да...