Рабочая программа по алгебре 7 класс
рабочая программа

Рабочая программа по алгебре 7 класс предназначена для работающих по УМК Г.В. Дорофеева и др

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Жукова Д.А.»

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                    директор МБОУ « Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Жукова Д.А.»  педагогического совета                                                                                                                    ____________________ Т.Г. Захарова

школы протокол №                                                                                                                           приказ №    

«    » августа 2020 года                                                                                                                                   «    » августа 2020 года

Рабочая программа

по алгебре(базовый уровень)

Наименование учебного предмета  алгебра

Класс 7

Учитель Елена Витальевна Башкирова 

Срок реализации программы, один год,  2020 – 2021 учебный год

Количество часов по учебному плану    всего 102 часа в год, в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе  «АЛГЕБРА.  Сборник рабочих программ.  7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [составитель Т.А. Бурмистрова]. – 6 –е изд.  –  М. : Просвещение , 2020. – 112 с.

Учебник Алгебра. 7 класс:  учебник для общеобразоват.        организаций/ [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова]. — 2 – е изд. М.: Просвещение,  2019 г.  – 287 с.: ил.

Рабочую программу составила учитель математики__________________________________Е.В. Башкирова.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-  примерной  программы основного общего образования по  математике;

- программы Алгебра,7 кл. под ред. Г. В. Дорофеева, С. Б. Суворовой, Е. А. Бунимовича и др. //Программы для бщеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/Сост.Т.А.Бурмистрова.- М: Просвещение, 2014;

- учебников: Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др. Алгебра: учебник для  7 класса основной школы. - М.: Просвещение, 2014.

Место предмета в учебном плане

      Базисный учебный план  на изучение алгебры в 7 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 102 часа.

Формы, методы, технологии обучения

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, основываясь на уровневой дифференциации обучения, личностно-ориентированном обучении, системно-деятельностном подходе, использовании ИКТ технологий. Предусматривается сочетание традиционных и новых методов обучения, применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование современных технических средств. Предполагается использование фронтальной, групповой, индивидуальной форм организации учебной деятельности, работы в парах, группах.

Формы, способы и средства проверки, контроля и оценки результатов обучения

Для проведения контроля и оценки результатов обучения предполагается использование текущего контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тематические зачёты, самостоятельные работы; итогового контроля: контрольные работы по разделам учебника, самоконтроль, взаимоконтроль.

Содержание учебного предмета.

Глава 1. Дроби и проценты. (11ч)

Обыкновенные и десятичные дроби, вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Решение задач на проценты. Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах.

      Основные цели: систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, научить учащихся пользоваться

эквивалентными представлениями чисел в ходе решения задач, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи на проценты, сформировать первоначальные умения статистического анализа больших массивов числовых данных.

   В соответствии с идеологией курса данная тема представляет собой блок арифметических вопросов. Основное внимание уделяется дальнейшему развитию вычислительной культуры: отрабатываются умения находить десятичные эквиваленты или десятичные приближения обыкновенных дробей, выполнять действия с числами, в том числе с использованием калькулятора. Продолжается начатая в 6 классе работа по вычислению числовых значений буквенных выражений. Вычислительные навыки учащихся получают дальнейшее развитие при изучении степени с натуральным показателем; учащиеся должны научиться находить значения выражений, содержащих действия возведения в степень, а также записывать большие и малые числа с использованием степеней числа 10. Продолжается решение задач на проценты. Однако в этой теме рассматриваются более сложные по сравнению с предыдущим годом задачи.

   Основное содержание последнего блока темы – знакомство с некоторыми статистическими характеристиками. Учащиеся должны научиться в несложных случаях находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда.

                     Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность. (8ч)

   Представление зависимости между величинами с помощью формул. Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорции, решение задачи с помощью пропорций.

 Основные цели: сформулировать представление о прямой и обратной пропорциональностях как специальных видах зависимостей между двумя величинами; ввести понятие пропорции и показать возможность решения задач с помощью пропорций; разъяснить смысл понятия «пропорциональное деление» и продемонстрировать его применение в реальных ситуациях

    Изучение темя начинается с обобщения и систематизации знаний учащихся о формулах, описывающих зависимости между величинами. Вводится понятие переменной, которое с этого момента должно активно использоваться в речи учащихся. В результате изучения материала учащиеся должны уметь осуществлять перевод задач на язык формул, выполнять числовые подстановки в формулы, выражать переменные из формул. Особое внимание уделяется формированию представлений о прямой и обратной пропорциональной зависимостях и формулам, выражающим такие зависимости между величинами. Формируется представление о пропорции и решении задач с помощью пропорций.

                     Глава 3. Введение в алгебру. (9ч)

  Буквенные выражения, числовые подстановки в буквенное выражение. Преобразование буквенных выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.

   Основные цели: сформировать у учащихся первоначальные представления о преобразовании буквенных выражений и научить выполнять

элементарные базовые преобразования. 

  В 7 классе начинается систематическое изучение алгебраического материала и данная тема представляет собой первый проход соответствующего блока вопросов.

  Введение буквенных равенств мотивируется опытом работы с числами, осознанием и обобщением приемов вычислений. На этом этапе раскрывается смысл свойств арифметический действий как законов преобразований буквенных выражений, формируются умения упрощать несложные произведения, раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые.

Глава 4. Уравнения. (10 ч)

 Уравнения. Корни уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач методом составления уравнения.

Основные цели. Сформировать умение решать линейные уравнения, а также создать начальные представления об алгебраическом методе решения текстовых задач.

   Целесообразно, чтобы уравнение в курсе появилось как способ перевода фабульных ситуаций на математический язык. Такому переводу должно быть уделено достаточное внимание. Следует рассмотреть некоторые приемы составления уравнения по условию задачи, возможность составления разных уравнений по одному и тому же условию, сформировать умение выбирать наиболее предпочтительный для конкретной задачи вариант уравнения. Переход к алгебраическому методу решения задач одновременно служит мотивом для обучения способу решения уравнений. Основное внимание в этой теме уделяется решению линейных уравнений с одной переменной, показываются некоторые технические приемы решения.

Глава 5. Координаты и графики. (10 ч)

Числовые промежутки. Расстояние между точками на координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики зависимостей у = х, у = х2, у = х3, у =│х│.  Графики реальных зависимостей.

Основные цели: развить умения, связанные с работой на координатной прямой и на координатной плоскости; познакомить с графиками

зависимостей у = х, у = –х, у = х2, у = х3, у = |х|; сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей.

   При изучении курса математики в 5-6 классах учащиеся познакомились с идеей координат. В этой теме делается следующий шаг: рассматриваются различные множества точек на координатной прямой и на координатной плоскости, при этом формируется умение переходить от алгебраического описания множества точек к геометрическому изображению и наоборот. Рассматривается формула расстояния между точками координатной прямой.

   При изучения темы учащиеся знакомятся с графиками таких зависимостей, как у = х, у = - х,  у = , у = , у =│х│. В результате учащиеся должны уметь  достаточно быстро строить каждый из перечисленных графиков, указывая его характерные точки. Сформированные умения могут стать основой для выполнения заданий на построения графиков кусочно-заданных зависимостей.

   Специальное внимание в данной теме уделяется работе с графиками реальных зависимостей – температуры, движения и пр., причем акцент должен быть сделан на считывание с графика нужной информации. Важно, чтобы учащиеся получили представление об использование графиков в самых различных областях человеческой деятельности.

               Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем. (10ч)

   Произведение и частное степеней с натуральными показателями. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач, формула перестановок.

   Основные цели: выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями и решать комбинаторные задачи на основе правила умножения, познакомить с формулой для подсчёта числа перестановок.

    Учащимся уже знакомо определение степени с натуральным показателем,  и у них есть некоторый опыт преобразований выражений, содержащих степени, на основе определения. Основное содержание данной темы состоит в  рассмотрении свойств степени и выполнении действий со степенями. Сформированные умения могут найти применение при  выполнении заданий на сокращение дробей, числители и знаменатели которых – произведения, содержащие степени.

    В этой же теме продолжается обучение решению комбинаторных задач, в частности задач, решаемых на основе комбинаторного правила умножения. Дается специальное название одному из видов комбинаций – перестановки и рассматривается формула для вычисления числа   перестановок. Это первая комбинаторная формула, сообщаемая учащимся.

            Глава 7. Многочлены. (16 ч)

  Одночлены и многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности.

Основные цели: выработать умение выполнять действия с многочленами; применять формулы (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2 для преобразования квадрата двучлена в многочлен и для обратного преобразования.

    Изучение данной темы опирается на знания, полученные при изучения темы «Введение в алгебру». Используются свойства алгебраических сумм и произведений, правила раскрытия скобок   и приведения подобных слагаемых. Терминами «одночлен» и «многочлен» называются такие алгебраические выражения, с которыми учащиеся, по сути, уже имели дело.

    Основное внимание в данной теме уделяется рассмотрению алгоритмов выполнения действий над многочленами – сложения, вычитания, умножения, при этом подчеркивается следующий теоретический факт: сумму, разность и произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. В ходе практической деятельности учащиеся должны выполнять задания комплексного характера, предусматривающие выполнение нескольких действий. Однако следует иметь в виду, что на этом этапе основным результатом является овладение собственно алгоритмами действий над многочленами, а преобразованием целых выражений будет уделено внимание еще в 8 классе. Овладение действиями с многочленами сопровождается развитием умений решать  линейные уравнения и применять алгебраический метод решения текстовых задач.

            Глава 8. Разложение многочленов на множители. (16ч)

   Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Решение уравнений с помощью разложения на множители.

   Основные цели: выработать умение выполнять разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и группировкой, а также с применением формул сокращённого умножения.

   Вопрос о разложении многочлена на множители дается в виде отдельной темы, в которую отнесено также знакомство с формулами разности квадратов, разности и суммы кубов. Рассматриваются некоторые специальные приемы преобразования многочленов, после которых становится возможным применение способа группировки: разбиение какого-то члена многочлена на два слагаемых и более, а также прием «прибавить» - «вычесть». 

Важно, чтобы формируемый аппарат нашел применение. Поэтому в ходе изучения темы целесообразно продолжить формирование умений сокращать дроби и рассмотреть приемы решения уравнений на основе равенства произведения нулю.

         Глава 9. Частота и вероятность. (7ч)

   Частота случайного события. Оценка вероятности случайного события по его частоте. Сложение вероятностей.

   Основная цель: показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте.

   Особенностью предлагаемой методики является статистический подход к понятию вероятности: вероятность случайного события оценивается по его частоте при проведении достаточно большой серии экспериментов. Такой подход требует реального проведения опытов в ходе учебного процесса. Так как для стабилизации частоты необходимо большое число экспериментов, то рекомендуется такая форма урока, как работа в малых группах. Процесс стабилизации частоты полезно иллюстрировать с помощью графика.

                Повторение. Итоговая контрольная работа. (5ч)

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

                     личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и  профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

                   метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути

достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу

действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

             предметные:

1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Планируемые результаты изучения курса алгебры в 7 классе

Рациональные числа. Действительные числа

Ученик научится:

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа; выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
  • решать арифметические задачи, связанные с пропорциональностью величин, отношениями, процентами; выполнять несложные практические расчёты;
  • использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
  • понимать, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.

Ученик получит возможность:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
  • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, о роли вычислений в реальной жизни;
  • углубить и развить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Алгебраические выражения

Ученик научится:

  • понимать смысл терминов «выражение», «тождество», «тождественное преобразование»; выполнять стандартные процедуры, связанные с этими

терминами; решать задачи, содержащие буквенные данные; выполнять элементарную работу с формулами;

  • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем ;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
  • выполнять разложение многочленов на множители;
  • применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, реальной практики.

Ученик получит возможность:

  • овладеть широким набором способов и приёмов преобразования выражений; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса .

Уравнения.

Ученик научится:

  • решать основные виды линейных уравнений с одной переменной;
  • применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с понятием уравнения, для решения уравнений ;
  • проводить простейшие исследования уравнений , в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение  решения, и если имеет, то сколько, и т. д.);
  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; применять уравнения  для решения задач из различных разделов курса, задач из реальной практики.

Ученик получит возможность:

  • использовать широкий спектр специальных приёмов решения уравнений ; уверенно применять аппарат уравнений и для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, реальной практики.

Числовые функции

Ученик научится:

  • понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
  • строить графики элементарных функций; описывать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
  • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять язык функций для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

       Ученик получит возможность:

  • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
  • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

Вероятность и статистика

Ученик  научится:

  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
  • находить относительную частоту и вероятность случайного события;

Ученик получит возможность:

  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в табличной форме, в виде диаграммы;
  • приводить содержательные примеры использования средних для описания данных;
  • приобрести опыт проведения экспериментов со случайными исходами, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации результатов экспериментов.

Критерии оценивания знаний и умений учащихся.

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике

Опираясь на эти  рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2.  Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются  письменная контрольная  работа, самостоятельная работа  и  устный опрос.

      При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность  считается  ошибкой, если  она  свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

      К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

     Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

    Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

     Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и  преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5.  Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.  Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

 Критерии ошибок

*       К    грубым    ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

*       К    негрубым   ошибкам относятся:  потеря корня или сохранение в ответе  постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

*        К    недочетам    относятся:  нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях 

К1 : Критерии оценки устных ответов учащихся

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

 К2: Критерии оценки письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся

         Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. 

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. 

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

К3: Критерии оценки тестовых работ учащихся

При тестировании все верные ответы берутся за 100%.

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично 

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Перечень учебно-методического обеспечения

УМК учителя

 1.   Алгебра.7 класс: учебник для общеобразоват.        организаций/ [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова]. — М.: Просвещение, с 2014 г. (размещено на сайте www.prosv.ru).

2. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович,

Л. В. Кузнецова и др.]. — М. : Просвещение, 2015.  (размещено на сайте www.prosv.ru).

3. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс/ Л.П.Евстафьева, А.П.Карп . – 10 – е  изд. – М.: «Просвещение» , 2016. —159с.: ил. (размещено на сайте www.prosv.ru).

4. Алгебра. Тематические тесты. 7 класс6 пособие для общеобразоват. организаций/[Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова и др.].  — 5 – е изд. – М.: «Просвещение» , 2018. —128с.: ил. (размещено на сайте www.prosv.ru).

5.  Алгебра. Контрольные работы. 7 класс: учеб. пособие для  общеобразоват. организаций/ [Л. В Кузнецова, С. С Минаева, Л. О. Рослова, С.Б. Суворова].  – М.: «Просвещение» , 2016. — 96с.: ил.  (размещено на сайте www.prosv.ru).

6. Алгебра. Устные упражнения. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.С.Минаева. – М. : Просвещение. 2018. – 78с.: ил.

УМК ученика

Алгебра.7 класс: учебник для общеобразоват.        организаций/ [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова]. — М.: Просвещение, с 2014 г. (размещено на сайте www.prosv.ru).

Список литературы

«АЛГЕБРА.  Сборник рабочих программ.  7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [составитель Т.А. Бурмистрова]. – 6 –е изд.  –  М. : Просвещение , 2020. – 112 с.

Тематическое  планирование

№ п/п

Номер урока в теме

Название  разделов, тем

Виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Глава 1. Дроби и проценты(11ч)

1

1

1.1 Сравнение дробей

Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Выполнять вычисления с рациональными числами, вычислять значения степеней с натуральными показателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении и в  вычислениях. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать эти данные. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор).

Приводить примеры числовых данных (цена, рост, время на дорогу), находить среднее арифметическое, моду и размах числовых наборов, в том числе извлекая необходимую информацию из таблиц и диаграмм. Приводить содержательные примеры использования среднего арифметического, моды

и размаха для описания данных (демографические и социологические данные, спортивные показатели и др.)

2

2

1.2 Вычисления с рациональными числами

3

3

1.2 Вычисления с рациональными числами

4

4

1.3 Степень с натуральным показателем

5

5

1.4 Задачи на проценты

6

6

1.4 Задачи на проценты

7

7

1.5 Статистические характеристики

8

8

1.5 Статистические характеристики

9

9

1.5 Статистические характеристики

10

10

Обзор и контроль

11

11

Контрольная работа №1(зачёт №1)по теме «Дроби и проценты»

Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность(8ч)

12

1

2.1 Зависимости и формулы

Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам, выражать из формулы одни величины через другие.

 Распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости. Использовать свойства прямой и обратной пропорциональности для выполнения практических расчётов.

Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, на пропорциональное деление (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни).

 Анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

13

2

2.2 Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

14

3

2.2 Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

15

4

2.3. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций

16

5

2.3. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций

17

6

2.4. Пропорциональное деление

18

7

Обзор и контроль

19

8

Контрольная работа №2(зачёт №2)по теме «Прямая и обратная пропорциональность»

Глава 3. Введение в алгебру (9ч)

20

1

3.1 Буквенная запись свойств действий над числами

Применять язык алгебры при выполнении элементарных знаково-символических действий: использовать буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; моделировать буквенными выражениями условия, описанные словесно, рисунком или чертежом; преобразовывать алгебраические суммы и произведения (выполнять приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок, упрощение произведений).

Выполнять числовые подстановки в буквенное выражение, вычислять числовое значение буквенного выражения

21

2

3.2 Преобразование буквенных выражений

22

3

3.2 Преобразование буквенных выражений

23

4

3.3 Раскрытие скобок

24

5

3.3 Раскрытие скобок

25

6

3.4 Приведение подобных слагаемых

26

7

3.4 Приведение подобных слагаемых

27

8

Обзор и контроль

28

9

Контрольная работа №3(зачёт №3)по теме «Введение в алгебру»

Глава 4. Уравнения (10 ч)

29

1

4.1 Алгебраический способ решения задач

Переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения. Проводить доказательные рассуждения о корнях уравнения с опорой на определение корня.

Объяснять и формулировать правила преобразования уравнений. Конструировать алгоритм решения

линейных уравнений, распознавать линейные уравнения, решать линейные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним, с помощью простейших

преобразований.

Решать текстовые задачи алгебраическим способом: составлять уравнение по условию задачи, решать составленное уравнение. Проводить рассуждения, основанные на интерпретации условия

поставленной задачи, для поиска целых корней некоторых несложных нелинейных уравнений

30

2

4.1 Алгебраический способ решения задач

31

3

4.2 Корни уравнения

32

4

4.3 Решение уравнений

33

5

4.3 Решение уравнений

34

6

4.4 Решение задач с помощью уравнений

35

7

4.4 Решение задач с помощью уравнений

36

8

4.4 Решение задач с помощью уравнений

37

9

Обзор и контроль

38

10

Контрольная работа №4(зачёт №4)по теме «Уравнения»

Глава 5. Координаты и графики (10 ч)

39

1

5.1 Множества точек на координатной прямой

Изображать числа точками координатной прямой,

пары чисел точками координатной плоскости.

Строить на координатной плоскости геометрические изображения множеств, заданных алгебраически, описывать множества точек координатной плоскости (области, ограниченные горизонтальными и вертикальными прямыми и пр.) алгебраическими соотношениями.

Строить графики простейших зависимостей, заданных алгебраическими соотношениями, проводить несложные исследования особенностей этих графиков.

Моделировать реальные зависимости графиками.

Читать графики реальных зависимостей

40

2

5.1 Множества точек на координатной прямой

41

3

5.2 Расстояние между точками координатной прямой

42

4

5.3 Множества точек на координатной плоскости

43

5

5.4 Графики

44

6

5.5 Ещё несколько важных графиков

45

7

5.5 Ещё несколько важных графиков

46

8

5.6 Графики вокруг нас

47

9

Обзор и контроль

48

10

Контрольная работа №5(зачёт №5)по теме «Координаты и графики»

Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем (10 ч)

49

1

6.1 Произведение и частное степеней

Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем, применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений.

Выполнять перебор всех возможных вариантов для

пересчёта объектов или комбинаций.

Применять правило комбинаторного умножения

для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций (диагонали многоугольника, рукопожатия, число кодов, шифров, паролей

и т. п.).

Распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления

50

2

6.1 Произведение и частное степеней

51

3

6.2 Степень степени, произведения и дроби

52

4

6.2 Степень степени, произведения и дроби

53

5

6.3 Решение комбинаторных задач

54

6

6.3 Решение комбинаторных задач

55

7

6.4 Перестановки

56

8

6.4 Перестановки

57

9

Обзор и контроль

58

10

Контрольная работа №6(зачёт №6)по теме «Свойства степени с натуральным показателем»

Глава 7. Многочлены (16 ч)

59

1

7.1 Одночлены и многочлены

Выполнять действия с многочленами.

Доказывать формулы сокращённого умножения

(для двучленов), применять их в преобразованиях

выражений и вычислениях.

Проводить исследование для конструирования и последующего доказательства новых формул сокращённого умножения.

Решать уравнения, сводящиеся к линейным уравнениям. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: моделировать условие задачи рисунком, чертежом; переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение

60

2

7.2 Сложение и вычитание многочленов

61

3

7.2 Сложение и вычитание многочленов

62

4

7.3 Умножение одночлена на многочлен

63

5

7.3 Умножение одночлена на многочлен

64

6

7.4 Умножение многочлена на многочлен

65

7

7.4 Умножение многочлена на многочлен

66

8

7.5 Формулы квадрата суммы и квадрата разности

67

9

7.5 Формулы квадрата суммы и квадрата разности

68

10

7.5 Формулы квадрата суммы и квадрата разности

69

11

Контрольная работа №7(зачёт №7)по теме «Многочлены»

70

12

7.6 Решение задач с помощью уравнений

71

13

7.6 Решение задач с помощью уравнений

72

14

7.6 Решение задач с помощью уравнений

73

15

Обзор и контроль

74

16

Контрольная работа №8(зачёт №8)по теме «Составление и решение уравнений»

Глава 8. Разложение многочленов на множители (16 ч)

75

1

8.1 Вынесение общего множителя за скобки

Выполнять разложение многочленов на множители,

применяя различные способы; анализировать многочлен и

распознавать возможность применения того или иного

приёма разложения его на множители.

 

Применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований.

Применять разложение на множители к решению

уравнений

76

2

8.1 Вынесение общего множителя за скобки

77

3

8.2 Способ группировки

78

4

8.2 Способ группировки

79

5

8.2 Способ группировки

80

6

8.3 Формула разности квадратов

81

7

8.3 Формула разности квадратов

82

8

8.4 Формулы разности и суммы кубов

83

9

8.5 Разложение на множители с применением нескольких способов

84

10

8.5 Разложение на множители с применением нескольких способов

85

11

8.6 Решение уравнений с помощью разложения на

множители

86

12

8.6 Решение уравнений с помощью разложения на

множители

87

13

8.6 Решение уравнений с помощью разложения на

множители

88

14

Обзор и контроль

89

15

Обзор и контроль

90

16

Контрольная работа №9(зачёт №9)по теме «Разложение многочленов на множители»

Глава 9. Частота и вероятность (7 ч)

91

1

9.1 Случайные события

Проводить эксперименты со случайными исходами, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Вычислять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опытным путём; прогнозировать частоту наступления события по его вероятности.

Приводить примеры случайных событий, в частности достоверных и невозможных событий, маловероятных событий. Приводить примеры равновероятных событий

92

2

9.1 Случайные события

93

3

9.2 Частота случайного события

94

4

9.2 Частота случайного события

95

5

9.3 Вероятность случайного события

96

6

9.3 Вероятность случайного события

97

7

Контрольная работа №10(зачёт №10)по теме «Частота и вероятность»

Повторение. Итоговая контрольная работа.(5ч)

98

1

Решение задач с помощью уравнений

99

2

Графики

100

3

Разложение на множители с применением нескольких способов

101

4

Контрольная работа за курс 7 класса

102

5

Итоговый урок

Лист  корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мордкович А. . По программе 4 час в неделю...

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мордкович А. . По программе 4 час в неделю...

Рабочая программа по алгебре для 9 класса

Рабочая программа по алгебре для 9 класса  разработана в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по    математике, с учетом требований федерального к...

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Рабочая программа по алгебре, для 7 класса по учебнику Мордкович...

Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс

Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс...

Рабочая программа п алгебре 7 класс

Рабочая программа по алгебре...

Рабочая программа по алгебре 7 класс Мерзляк А.Г., Якир М.С., Полонский В.Б.

Данная рабочая программа предназначена для изучения курса алгебры за 7 класс...