Исследование региональных проблем управления образованием на примере Челябинской области
статья
Изменение любой, особенно уже сложившейся, устоявшейся системы – это процесс всегда довольно сложный, порой даже мучительный, кроме того, длительный, требующий таких способов управления данной системой, которые бы, не отказываясь от таких проявлений человеческой натуры, как эмоции, чувства, оценки, смогли бы уместиться и в рамки научного прагматического и рационалистического подхода. Это особенно важно в системах, работающих с новым поколением, детьми и подростками, одним словом, с молодежью, которая очень часто считается, и по законному основанию, будущим страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_upravleniyu_obrazovaniem_1.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Исследование региональных проблем управления образованием на примере Челябинской области»
Изменение любой, особенно уже сложившейся, устоявшейся системы – это процесс всегда довольно сложный, порой даже мучительный, кроме того, длительный, требующий таких способов управления данной системой, которые бы, не отказываясь от таких проявлений человеческой натуры, как эмоции, чувства, оценки, смогли бы уместиться и в рамки научного прагматического и рационалистического подхода. Это особенно важно в системах, работающих с новым поколением, детьми и подростками, одним словом, с молодежью, которая очень часто считается, и по законному основанию, будущим страны. Дети, подростки, юноши и девушки растут и развиваются каждый день, их воспитание и обучение нельзя отложить на потом, до так называемых лучших времен, потому что для них каждый день важен, именно из этих отдельных дней складывается и сама жизнь, в которой молодежь должна занять собственное место, определиться с ним как можно скорее и продуктивнее.
К слову, «вплоть до XIX века развитие образования на концептуальном уровне происходило в основном в системе педагогического знания. Но затем интерес к нему стали проявлять философы, писатели, широко мыслившие социальные и политические деятели, а в XX столетии сфера образования стала объектом пристального внимания и исследовательского интереса социологов, экономистов, психологов и других специалистов».
Однако очень важным мотивом, побуждающим к активным действиям со стороны практиков и ученых как всей страны, так и отдельно взятого региона, стало не столько реформирование системы образования как отдельно взятой сферы жизни общества, сколько управление этим ни в коем случае не стихийным процессом. Таким образом, цель данной работы такова: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области и с какими сложностями этому управлению в данном процессе пришлось столкнуться.
Из этой цели вытекают основные следующие задачи:
- Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
- Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области.
Объект исследования: управление системой образования в Челябинской области.
Предмет исследования: суть региональных проблем управления образованием на примере Челябинской области.
Итак, руководствуясь Сетевым планом по реализации приоритетного национального проекта «Образование», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.01.2006 г. № 1, в Челябинской области организована деятельность по нескольким основным направлениям:
1) управление реализацией национального проекта «Образование»;
2) нормативно-правовое обеспечение реализации национального проекта «Образование»;
3) финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование»;
4) реализация направления «Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы»;
5) реализация направления «Поощрение лучших учителей»;
6) реализация направления «Информатизация образования»;
7) реализация направления «Поддержка одаренных детей, способной и талантливой молодежи»;
8) реализация направления «Дополнительное вознаграждение за классное руководство»;
9) организационное сопровождение реализации национального проекта «Образование».
Программно-целевой подход к управлению предполагает осуществление взаимосогласованных изменений в управляемой и управляющих подсистемах центрального, регионального, муниципального образования как целого. Можно выделить такие основные характеристики регионального управления, как законосообразность, прогностичность, ориентированность системы на развитие образования, расширение сферы сервисных услуг, целенаправленность, гибкость и экономичность.
Составной частью демократизации управления, без которой не может быть развития образовательной системы, является реорганизация системы контроля за качеством и эффективностью образовательного процесса, а также его регулирования. Кроме того, инспектирование должно быть направлено на изучение управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений и конечного результата – уровня здоровья, воспитанности, развития учащихся, овладения ими базовыми и дополнительными знаниями, умениями и навыками, готовыми к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе, в новых социокультурных условиях.
Весьма прискорбно, но экстремальные условия переходного периода в жизни нашего общества тормозят процессы развития управления образованием на региональном уровне. Сюда можно отнести и нестабильность в обществе, и большие изменения в содержании образования, и неполноту нормативно-правового и информационного обеспечения. Этим, кстати, логически обусловлены следующие недостатки регионального управления образованием:
1) отсутствие стратегических управленческих проектов и методов их реализации не позволяет выстраивать адекватную образовательную политику;
2) принятие отдельных управленческих решений не связано единой логикой развития микрорегиональной общественно-экономической жизни;
3) нерациональное соотношение централизации и децентрализации, управления и самоуправления, имеющее два важнейших аспекта. Так, во-первых, наличие властных функций у местных органов самоуправления не сопровождается выработкой микрорегиональной интегративной социокультурной политики, позволяющей бы им реально влиять на положение дел. Во-вторых, в итоге внутри системы образования не формулируется заказ на качество человеческого ресурса под нужды региональной экономики.
4) неразработанность механизмов взаимодействия, интеграции усилий различных субъектов образования.
Следует отметить, что для анализа состояния и оценки проблем и корректировки регионального управления ежегодно специалистами от Министерства образования проводятся исследования по следующим направлениям: 1. Анализ состояния и прогноз изменения социального заказа на образование. В результате этих исследований выявляется, каков социальный заказ на образование у разных заказчиков и какова характеристика образовательных и культурных потребностей разных слоев и групп населения, их социального заказа. 2. Анализ достижений муниципальной образовательной системы, её потенциала с точки зрения развития. В итоге проведения исследований становится ясно, какие результаты образовательной системы заслуживают высокой оценки, закрепления, распространения, и какие сильные стороны образовательных процессов привели к таким достижениям. Определяется также, какие условия, ресурсы, факторы и подходы в управлении сделали возможными нужные свойства образовательных процессов. 3. Проблемный анализ направлен на выявление негативных сторон: неудовлетворенность заказчика, отсутствие тех или иных видов образовательных услуг, низкая степень их доступности и причины неудач. Фактически основной задачей регионального управления является создание системы работы с руководящими кадрами, ибо от их профессионального уровня зависят результаты проводимой модернизации образования.
Целостность системе управления развитием образования придают системообразующие связи: информационная обеспеченность, ресурснообеспеченные цели, организаторская деятельность субъекта управления по приоритетным направлениям, взаимодействие с внешней средой. Управление развитием образования невозможно без исследования реальной практики содержания и сущности целостного процесса управления социально-педагогической системой.
Разграничение сфер деятельности каждой из подсистем управления сферой предполагает взаимодействие между ними по оперативному решению актуальных проблем. Конечный результат в данной системе непосредственно зависит от уровня ориентации на приоритетные цели, от качества деятельности аппарата управления образованием и качества взаимодействия органов управления системой образования разных уровней власти.
Особое значение, конечно же, приобретают подготовка и переподготовка новых кадров организаторов образования с учетом задач национальной доктрины системы образования. Уровень квалификации управленческого персонала является одним из ключевых факторов успешности управления образовательной системой.
Безусловно, меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и, прежде всего, на образование и культуру. Сегодня очень четко видны противоречия между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения и в образовательных системах.
Как видим, при создании целостной непрерывной системы управления развитием образования на всех уровнях целесообразно исходить прежде всего из прогноза социокультурных и экономических интересов и возможностей образовательных учреждений всех ступеней и типов, родителей и учащихся, тенденции изменения общей ситуации, в образовании и обществе в целом.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: МП Новая школа, 1992.
- Закон Челябинской области об образовании в Челябинской области от 30 ноября 2004 г. – № 15/27 // Информационно-правовая система ГАРАНТ.
- Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000. – 315 с.
- Лазарев В.С. Системное развитие школы. Издание второе. – М.: педагогическое общество России, 2003. – 304 с.
- Сборник законодательных и других нормативных актов Челябинской области, регулирующих отношения в сфере образования. – Челябинск, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое проектное задание «Маркетинговое исследование ключевых проблем рынка гостиничных услуг г.Нижневартовска», МДК 04.02 Исследование рынка гостиничных услуг, специальность 43.02.11 Гостиничный сервис, 3 курс
Зачетное задание по дисциплине выполняется в виде проекта маркетиногового исследования, направленного на выявление актуальных проблем на предприятиях гостиничного сервиса г.нижневартовска.Полученные р...
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня – за межаттестационный период, федерального уровня –
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровн...
Публикация статьи " Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал
Е. В. Муратова, М.Н. Стародубова МКДОУ «Д/с №5», Коркино, (Челябинская область, Россия) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рассматривается проблема сенсорного воспитания...
Статья в педагогическом колледже №1 Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал
УДК – 373.2.035.3 М. Н. Стародубова, Е. В. Муратова, МКДОУ «Детский сад № 5» (п. Первомайский, Коркинский район, Челябинская область, Россия) ТРУДОВОЕ ВОСПИ...
Участие в Региональных Чемпионатах (Молодые профессионалы) Челябинской области.
Эксперт Региональных Чемпионатах (Молодые профессионалы) Челябинской области....
3.15.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня – за межаттестационный период, федерального уровня –
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования(муниципального и регионального уровня &nda...