УДК – 373.2.035.3
М. Н. Стародубова, Е. В. Муратова,
МКДОУ «Детский сад № 5»
(п. Первомайский, Коркинский район, Челябинская область, Россия)
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается опыт педагогов в выстраивании системы воспитательно-образова-
тельной работы так, чтобы маленького ребенка, который хочет играть, научить тру-
диться. Анализируется положительная динамика в трудовом воспитании дошкольников с по-
мощью применения правильного подхода, использования методов и приемов работы, которые
закладывают основу успешной трудовой деятельности во взрослой жизни.
Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовая деятельность, методы и приемы тру-
дового воспитания, приобщение к труду, совместная деятельность педагога и ребенка, гиги-
ена, порядок.
Для каждого ребенка дошкольного воз-
раста основной деятельностью является
игра. Для нас педагогов огромный труд по-
строить воспитательно-образовательную
работу так, чтобы маленького ребенка, ко-
торый хочет играть, научить трудиться.
Необходимо направлять его активность та-
ким образом, чтобы сохранять присущий
этому возрасту интерес к игре и формиро-
вать у него потребность трудиться. Это тре-
бует от педагога глубокого понимания со-
держания задачи – сформировать у каждого
ребенка 4-5 лет умения прилагать усилия в
труде (физические, когда требуется что-то
принести, и волевые, когда приходится за-
ниматься порученным делом, несмотря на
то, что сверстники играют, зовут его играть)
[6]. Важной задачей является воспитание
навыков организации своей и общей ра-
боты, готовить заранее все необходимое,
убирать использованные инструменты по
окончании работы, предварительно очистив
их от грязи, приводить в порядок рабочее
место [7]. Самое главное, чтобы все задачи
осуществлялись в тесной взаимосвязи, а не
изолированно друг от друга.
В нынешнее время проблема трудового
воспитания встает очень остро, так как дети
не только не хотят выполнять элементарные
трудовые поручения, но и не хотят проду-
мывать свои действия.
В работе с детьми среднего возраста пе-
дагоги строят свои требования так, чтобы в
режимных процессах открывались возмож-
ности для постепенного приучения их дей-
ствовать организованно, уметь выделять,
что надо сделать сначала, что потом, почему
надо делать в этой, а не в другой последова-
тельности [3]. Например, педагоги предла-
гают детям перед уходом на прогулку при-
вести групповую комнату в порядок, или
при умывании нужно сначала завернуть ру-
кава, чтобы не намочить их и только потом
вымыть руки с мылом [4]. Именно таким
образом педагоги формируют и определяют
у детей последовательность действий. Дети
запоминают и действуют по заложенной пе-
дагогом последовательности действий.
Для детей средней группы педагоги
сформировали логическую последователь-
ность действий. Например, чтобы убрать
игрушки в групповой комнате, дети должны
понимать, что сначала нужно убрать стуль-
чики, а потом разложить игрушки по ме-
стам. Для того чтобы научить ребенка пла-
нировать свою деятельность, педагоги по-
казывают ему пример. Очень важно, чтобы
ребенок обдумал свою деятельность. По-
этому педагоги предлагают детям вопросы:
«Подумай, как ты будешь делать? С чего
именно начнешь? Что тебе для этого пона-
добится?» [5].
Сначала педагоги ориентируют детей на
определение последовательности опера-
ций, выполнение которых приводит к ре-
зультату, подают пример и разъясняют целе-
сообразность такого планирования; позже
ребенок сам начинает мысленно представ-
лять себе необходимую последователь-
ность действий, а также предвидеть, что
ему понадобится для их осуществления
М(инструменты, материалы).
Cамым значимым является оценка до-
стигнутого результата с точки зрения его
важности для самого ребенка и всей
группы. Это оказывает существенное влия-
ние на развитие интереса к труду и форми-
рование мотивов деятельности. С целью их
формирования очень важно продемонстри-
ровать ребенку связь между тем, что надо
делать, и тем, для чего это делается, чтобы
помочь дошкольнику осознать пользу его
труда [1].
Мотивы, побуждающие ребенка вклю-
чаться в труд, развиваются постепенно,
наполняясь нравственным содержанием.
Малышей часто привлекает сам процесс
действий, использование нового яркого
оборудования. Увлекаясь процессом дей-
ствий, дети легко теряют цель, переходят к
предметным действиям [2].
Мотивом может стать будущая игра, вы-
зывающая необходимость изготовления ка-
ких-либо игрушек или элементов костю-
мов. Желание доставить радость друзьям,
близким, научиться новым умениям, овла-
деть действиями с инструментами, новыми
орудиями также побуждают детей вклю-
чаться в трудовую деятельность.
Средства, которые педагоги используют
для трудового воспитания дошкольников,
обеспечивают формирование достаточно
полных представлений о содержании труда
взрослых (например: уделяют внимание на
работу младшего воспитателя, повара,
дворника и т.д.); о труженике, его отноше-
нии к делу; о важности труда в жизни обще-
ства; помогают в обучении детей доступ-
ным им трудовым умениям и организовы-
вают разные виды труда с целью воспита-
ния в процессе деятельности положитель-
ного отношения к труду и установления
доброжелательных взаимоотношений со
сверстниками.
С помощью таких средств педагоги осу-
ществляют:
1) ознакомление с трудом взрослых;
2) обучаем навыкам труда, организации
и планированию деятельности;
3) организуем труд детей в доступном
им содержании [9].
В нашем педагогическом процессе
МКДОУ «Детский сад № 5» все перечис-
ленные средства используются в тесной
взаимосвязи, дополняя друг друга. Содер-
жание работы педагога по использованию
этих средств значительно усложняется в
процессе постепенного роста способности
детей к овладению трудовыми навыками.
Педагоги МКДОУ «Детский сад № 5»
п. Первомайского, Коркинского района про-
вели экспериментальное исследование тру-
дового воспитания посредством наблюде-
ния и опроса. В исследовании были задей-
ствованы дети средней группы. Всего в
группе 24 ребенка. Целью опроса было вы-
явление особенностей отношения к труду и
наличие у детей трудолюбия.
Мы задали несколько вопросов детям:
1. Нравится ли тебе трудиться, помогать
или не очень нравится?
2. Расскажи, как ты трудишься дома.
Что делаешь?
3. Если мальчику или девочке говорят:
«Ты очень хорошо потрудился» - что это
значит, как ты думаешь?
4. Если у тебя не получается какая-ни-
будь работа или ты устал, что будешь де-
лать, как поступишь? [8].
В результате дети на перебой начинали
рассказывать, доказывали, что они трудо-
любивые и как они любят трудиться.
Чтобы выявить трудовую воспитан-
ность у детей группы, педагоги провели
наблюдения за трудом ребят (в утренний от-
резок времени, на прогулке, вечером). Ре-
зультаты опроса и наблюдений педагоги
фиксировали в специальных листах, затем
обобщили и представили в таблице. Педа-
гоги выделили три уровня развития трудо-
любия дошкольников: высокий, средний и
ниже среднего. Данные критерии педагоги
определили на основе учения Т. А. Марко-
вой [7].
Исследовалась средняя группа МКДОУ
«Детский сад № 5» п. Первомайский, Кор-
кинского района. В начале года в данной
группе у детей был выявлен показатель
ниже среднего. Дети затруднялись объяс-
нить пользу своих трудовых действий, у
них не развито чувство элементарной от-
ветственности за порученное дело, не
наблюдается постоянного интереса к труду.
Как оказалось, на высоком уровне развития
трудолюбия всего 15% детей, на среднем –
17%, что, конечно же, недостаточно в сред-
ней группе. В ходе работы педагоги исполь-
зовали разные приемы и методы для повы-
шения уровня развития трудолюбия. Педа-
гоги использовали игровые ситуации «Оде-
нем куклу на прогулку», «Накроем на
стол», «Причешем куклу», иллюстрации с
алгоритмом одевания и т.п. Овладевая по
подражанию способами действий, ребенок
начинает достигать результата в элементар-
ной деятельности (повесил полотенце на
крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Посте-
пенно у ребёнка формируется способность
к осознанию цели своих действий и связи
между целью и результатом. Подобное осо-
знание – своего рода открытие ребенком
личных возможностей. Оно побуждает де-
тей к самостоятельным действиям («Я
сам»). Труд по самообслуживанию позво-
ляет закрепить у детей интерес к этому виду
деятельности, желание всё делать самим,
проявлять интерес и инициативность.
Также педагоги использовали методы эле-
ментарных трудовых поручений, приучаю-
щие их к систематическому труду, что фор-
мирует привычку к аккуратности и опрят-
ности.
В работе с детьми педагоги использо-
вали наиболее эффективные методы и при-
ёмы: игровые ситуации, трудовые поруче-
ния, создание заинтересованности, исполь-
зование художественного слова и музы-
кального сопровождения, напоминание
правил по технике безопасности при работе
с ножницами, рассматривание схем с алго-
ритмом последовательности работы, показ
с объяснением, динамическая пауза, прак-
тическая деятельность детей, ИКТ.
Таким образом, на основе выявленных
особенностей трудового воспитания детей
среднего дошкольного возраста педагоги
построили систему работы с детьми, преду-
сматривающую разнообразные формы дея-
тельности, развивали у детей ценные каче-
ства: уважение к друг другу, взрослым лю-
дям, их труду, интерес к трудовой деятель-
ности. Так к концу года мы пришли к ре-
зультатам, представленным в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии уровней развития трудовой воспитанности дошкольников
Критерии Уровни Начальный Конечный
Необходимо побуждение взрослых, чтобы ребе-
нок начал трудиться. Ребенок не думает о конечном
результате труда. В процессе труда легко отвлека-
ется от порученного трудового задания.
Ниже сред-
него
58 % 13 %
Ребенок стремится принять участие в труде. Мо-
жет многократно повторять привлекательные дей-
ствия. Но в трудовых действиях необходимо эмоци-
ональное побуждение. Труд больше находит отра-
жение в игре. Ребенок понимает пользу своих дей-
ствий.
Средний 17 % 34 %
Интерес к труду у ребенка стойкий. Он стре-
мится активно участвовать в реальных трудовых де-
лах. Имеется установка на результат, интерес к ре-
зультату, качеству работы. У ребенка сформировано
понимание пользы своих действий, развито чувство
элементарной ответственности за порученное дело.
Высокий 15 % 53 %
воспитание труд дошкольник
Таким образом мы можем сделать вывод
о том, что систематическая работа педаго-
гов и используемые методы и приёмы ра-
боты с детьми являются наиболее эффек-
тивными в трудовом воспитании дошколь-
ников. Воспитывать в детях желание участ-
вовать в совместной трудовой деятельности
наравне со всеми, стремление быть полез-
ными окружающим, радоваться результа-
там коллективного труда и есть цель каж-
дого педагога.
Мы готовим ребёнка к тому, чтобы он в
своё время – каким далеким бы нам оно ни
казалось – мог смело вступить в самостоя-
тельную жизнь.
Список использованных источников:
1. Бондаренко, Т. М. Приобщение до-
школьников к труду. Практическое пособие
для старших воспитателей, методистов.
ФГОС / Т. М. Бондаренко. – Москва : М-
Книга, 2014. – 208 с. – Текст : непосред-
ственный.
2. Комплект плакатов «Уголок дежур-
ства дошкольников»: 4 плаката «Дежурный
по игрушкам», «Дежурный по занятиям»,
«Дежурный по уголку природы», «Дежур-
ный по столовой». – Москва : Гостехиздат,
2016.
3. Кудрявцева, Е. А. Наглядно-тематиче-
ский комплект «Освоение детьми раннего
возраста культурно-гигиенических и трудо-
вых навыков». Алгоритм в картинках. 24
цветные иллюстрации формата А4 на кар-
тоне / Е. А. Кудрявцева, М. А. Пермякова. –
Москва : Мир, 2016. – 1226 c. – Текст : непо-
средственный.
4. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание
в детском саду. Для занятий с детьми 3-7
лет. ФГОС / Л. В. Куцакова. – Москва : МО-
ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с. – Текст :
непосредственный.
5. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание
дошкольников. Дидактические материалы /
Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева.
– Москва : Вентана-Граф, 2016. – 236 c. –
Текст : непосредственный.
6. Литвинович, О. В. Совместная трудо-
вая деятельность в детском саду / О. В. Лит-
винович // Дошкольная педагогика. – 2010.
– № 5. – С. 28 – 31. – Текст : непосредствен-
ный.
7. Маркова, Т. А. Воспитание трудолю-
бия у дошкольников / Т. А. Маркова. –
Москва : Педагогика, 2010. – 156 с. – Текст
: непосредственный.
8. Программа «От рождения до школы».
Примерная общеобразовательная про-
грамма дошкольного образования/ под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васи-
льевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. – 328 с. – Текст : непосредственный.
9. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Бе-
седы с детьми о труде и профессиях / Т. А.
Шорыгина. – Москва : Сфера, 2014. - 191 c.
– Текст : непосредственный.
Об авторах:
Стародубова Марина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 5», п. Перво-
Муратова Евгения Вадимовна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 5», п. Первомай-
Для цитирования:
Стародубова, М. Н., Муратова, Е. В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста /
М. Н. Стародубова, Е. В. Муратова // Дидакт. – 2022. – №2(10). – С. 74-77.