Проект «Ямальский калейдоскоп»
рабочая программа

Бондаренко Людмила Михайловна

Отличительная особенность образовательной программы «Ямальский калейдоскоп» заключается в том, что содержание и построение тематики программного материала обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании. Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, о сегодняшнем быте коренных народов, населяющих Ямал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yamalskiy_kaleydoskop.docx46.9 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    ШКОЛА С. АКСАРКА

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                                                   «РАССМОТРЕНО»

Замдиректора по ВР                                                                                                                                                                             на заседании ШМО

 «___»___2015г                                                                                                                                                                                    протокол № _____от                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                             «___»_________2015г                                                                                

                                                     

Рабочая программа  по краеведению

«Ямальский калейдоскоп»

Срок реализации – 1 год 

возраст детей 7 - 14 лет                       

СОСТАВИТЕЛЬ:  БОНДАРЕНКО Л.М.

ВОСПИТАТЕЛЬ СЕМЬИ  РОДА АТАМАН

с.  АКСАРКА 2015 г.

Рабочая программа  «Ямальский калейдоскоп»                      

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Почему редко можно увидеть огонёк в глазах молодого поколения и чувство гордости, когда речь заходит о родном крае? Изменения, произошедшие в обществе за последние десятилетия, внесли изменения и в нравственность подрастающего поколения. Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родному краю, семье, Родине…

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время и в политической сфере и сфере образования, в том числе и дополнительного, наблюдается повышенный интерес к изучению жизни и быта, малочисленных народностей, их традиций и обычаев, окружающей среды. Изучение краеведения, является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций незыблемых ценностей. Данный вид деятельности играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, и патриотическом воспитании, является интегрирующим звеном между обучением и воспитательной деятельностью учреждений дополнительного образования и обеспечивает межпредметные связи. И это необходимо, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей, пусть и малой, но Родины. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

Новизна данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала, как части России.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т. е. культуру. Традиционная культура народов Крайнего Севера складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Самими существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства.

В условиях обновления современного общества происходит переоценка морально-этических норм и идеалов. Программа призвана прививать любовь к малой Родине, терпимость к людям другой национальности.

Отличительная особенность образовательной программы «Ямальский калейдоскоп» заключается в том, что содержание и построение тематики программного материала обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании. Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, о сегодняшнем быте коренных народов, населяющих Ямал.

Цель дополнительной образовательной программы: формирование устойчивого интереса к родному краю, развитие творческих способностей детей.

Задачи программы:

- воспитывать: любовь к малой Родине, чувство уважения к коренным жителям Ямала, чувство ответственности за окружающую нас природу;

- знакомить с базовыми основами культуры северных народов, с историческими, географическими сведениями родного края;

- дать представление о литературе народов Севера, основных жанрах, авторах

- вызывать интерес к творчеству ямальских мастеров и художников;

- учить выполнять изделия из различных материалов, аппликации, рисунки; -развивать эстетическое восприятие окружающей среды, чувство доброты.

Данная программа модифицированная, но более 70% материала являются авторским, либо адаптированным педагогом для собственной деятельности. По форме, программа комплексная; по целям обучения прикладная; по уровню усвоения практико – ориентированная.

Принципы краеведческого воспитания и образования: 

  1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
  2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
  3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
  4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.

Основные направления краеведческой работы: 

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала.
  2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ямала;
  3.  Художественно-эстетическая - направлена на развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам декоративно - прикладного искусства.

 Образовательная программа «Ямальский калейдоскоп»  предполагает несколько блоков, их разнообразие позволяет расширить кругозор обучающихся, дает наглядное представление об исторических, географических, этнографических, литературоведческих процессах, помогает понять истоки народных обычаев, обрядов, своеобразие культуры жителей Ямала.

Деятельность воспитанников  и педагогов по программе “Ямальский  калейдоскоп” определяется тематическими блоками:

  1. Фольклор народов Ямала.
  2. Родословие.
  3. Природное наследие.
  4. Декоративно – творческая деятельность.

1. Блок «Фольклор народов Ямала»  (Выйчина Ю.В.)

1.1. Фольклорные жанры

1.2. Писатели и поэты Ямала

1.3. «Национальные игры Севера»

2. Блок  “Родословие”: (Боровикова А.В.)

2.1. “Древо жизни”.

2.2. “Семейные традиции и обряды”.

2.3.  «Национальные праздники»

3. Блок «Природное наследие»: (Ямру О.О.)

3.1. Флора и фауна Ямала

3.2. Богатства нашей земли (полезные ископаемые)

3.3. Красная книга ЯНАО

4. Блок «Декоративно – творческая деятельность» (изготовление изделий на основе традиций народного искусства):   (Бондаренко Л.М.)

4.1.  Народные мастера  и художники Ямальского края

4.2.  Национальная кукла (лепка из глины, папье –маше,  )

4.3.  Узорная письменность  (орнамент)

Организация учебного процесса

Программа рассчитана на обучающихся  7 – 14 лет,  срок реализации – 3 года.  Режим работы: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Сроки обучения: с 15 сентября по 15 мая, согласно уставу учреждения.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, игр – викторин, ролевых игр, чтения детских произведений ямальских писателей и поэтов. На практических занятиях ребятами выполняются стилизованные хантыйские и ненецкие национальные изделия. При проведении практических занятий в классе используются следующие формы работы:

 Выставка творческих работ обучающихся.

 Конкурсы, викторины.

 Разучивание игр северных народов.

 Оформление фотовыставок.

 Экскурсий в музеи города.

 Участия в конкурсах.

 Походов в тундру (осень, весна)

Краеведческие чтения ;

 Мастер- классы;

 Создание  мультимедийных  проектов, презентаций.

Дополнительная образовательная программа «Ямальский калейдоскоп» является модифицированной.

По окончанию усвоения полного курса программного материала образовательной программы обучающийся должен знать:

- правила по ТБ с разными материалами

- исторические, географические, этнографические особенности края

- уклад жизни, духовную культуру северных народов

- фольклор народов Севера, писателей, поэтов, народных умельцев и мастеров декоративно – прикладного искусства

уметь:

- работать с разными видами материалов;

- выполнять аппликацию из разных видов материала, поделки и изделия;

- подходить творчески к выполнению работы;

- пользоваться самостоятельно справочной, энциклопедической литературой,

- подбирать материал на заданную тему;

- оформлять и защищать работу по заданным параметрам;

- работать индивидуально, в группе, коллективно

Базовой основой образовательной программы «Ямальский калейдоскоп является интернат семейного типа с. Аксарка  в семье рода Атаман.  

п\п

Блок \ Тема  

            Содержание дополнительной программы «Ямальский калейдоскоп»

                   Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие  «История Ямальского края»

Задачи изучения родного края. Краткие сведения из истории, географии и особенностях края. О целях занятий: что необходимо иметь для работы. О правилах поведения во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время практических занятий.

2

8

1.

Основание округа.

О жизни и развитии округа в 20 веке.

1

2.

Экскурсия  краеведческий музей (к юбилею округа)

Посещение пережвижной выставки «Копейка руболь бережет»

1

3.

Видеофильм «Удивительное путешествие в тундру»

Просмотр  и обсуждение

1

4.

Викторина на  тему «Наш Ямал».

Посвященный юбилею округа

1

5.

 Обзорная беседа «Семь чудес Ямала»

1

6.

Оформление стенной газеты «К 85 – летию  ЯНАО»

Популяризация  праздника Дня рождения Ямала

1

                                      Блок «Фольклор народов Ямала»  

  1. «Фольклор народов Ямала»

Развивать способность слушать малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание. Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера, назначении загадок, пословиц, поговорок, примет. Активизировать словарь

2

7

1.

Загадки для ума

Конкурс загадок.

1

2.

Народное словцо (пословицы)

Пословицы в рисунках.

1

3

Легенды, мифы и предания хантов

Час тихого чтения

1

4

Живи по приметам предков

Конкурс рисунков

1

5

Сказки  

Чтение сказок (по выбору). Рассказывание ненецкой народной сказки «Как ворон лису перехитрил».

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; развивать интерес и познанию природы. Пересказ ненецкой сказки «Два оленя». Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

1

  1. Писатели и поэты Ямала

Теоретические сведения: Родной край в творчестве поэтов и писателей. Знакомство с творчеством писателей и

  поэтов (Истомин И.Г., Лапцуй Л.В., Ругин Р.П., Неркаги А.П., Сусой Е.Г., Шесталов И.Н.)

1

8

1

Тяжелая жизнь и творчество И.Г. Истомина

  Знакомство с творчеством  Истомина И.Г.

1

2

«Певец Ямала»

Знакомство  с творчеством  Л.В. Лапцуя

1

3

«Какой маяк мне светит»

Знакомство с творчеством Романа Ругина

1

4

«Это мой путь»

Знакомство с творчеством Неркаги Анны Павловны

1

5

Ю.Н. Шесталов –  годы творчества

Знакомство с творчеством Ювана Шесталова

1

6

Рисуем по произведениям ямальских писателей.

Рисование по замыслу

1

7

Викторина по прочитанным произведениям.

Закрепление знаний о  писателях и поэтах Ямала

1

  1. Национальные игры Севера

Игра – как основа национальных видов спорта  

Теоретические сведения: Зарождение национальных игр.  Значение игры. Виды игр. Национальные виды спорта северного многоборья.

1

7

4

1

Разучивание национальных  подвижных игр Севера

Северный амреслинг, прыжок через нарты, «Охотник и куропатки»,  «Оленята и волки»

1

2

Веселые старты  «Зов тундры»  

  • знакомство с национальными видами спорта и        национальными играми

3

Интеллектуально-познавательная игра «Оленевод – профессия героическая»

Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение.

1

                                                             Блок «Родословие»

1.

1. Древо жизни

Определить понятийный аппарат используемых терминов; (тесть, теща, сваты, зять и т. д.)

1

12

1

Беседа «Откуда мы родом»

Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам.

1

2

«Мои родные» выставка рисунков

Рисование позамыслу.  Учить в рисунках создавать сюжетную линию

1

3

«История моего имени»

поисковая работа с литературой

1

4

«А в нашей семье…»

сочинение с иллюстрациями

1

6

Составление «Копилки знаменательных дат моей семьи»

Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи.

1

7

Проект «Моя родословная»

Составление генеалогического дерева

5

1

2. Семейные традиции и обряды

Анонс традиций и обрядов северных народов: Обряд поклонения Нуму, обряд первой грозы, обряд поклонению духу воды, огню и т. д.

1

6

2

«Этикет народа ханты»

Накрываем стол к приезду гостей. Как вести себя.  Подарки.

1

3

«Рождение ребенка в семье ханты»

Обряд «Рождение ребенка» -  

1

4

Рисование «Орнамент на колыбели»

Процарапывание орнамента в технике гротажж.

1

5

«Что нам стоит чум построить» Занятие – путешествие»

Уточнить представление детей о жилище северных народов  – чуме.

1

6

«Быт народов Ямала»

Дать представление детям о традиционных занятиях народов Ямала. Воспитывать чувство уважения к коренным народом к их быту.

1

1

3. Национальные праздники

Теоретические сведения:

Дни большой радости:  День оленевода, Медвежьий праздник,  приезд желанных гостей. Свадебный обряд.  Особенности хантыйских праздников. Подарки.

1

6

2

Тематическая композиция «Вороний праздник» - Вурны хатл.

Вороний праздник - встреча весны у обских угров, основные этапы проведения праздника. Фольклорный праздник, обрядовое действо, связь обряда с мифологией и верованиями северных народов.

1

3

Конкурс рисунков «Праздник вороны»

1

4

«Пупи- Як – медвежий праздник».

Мифологические представления хантов и манси. Праздники и обряды в жизни обских угров. Неразрывная связь мира людей и мира природы символически выражена в предании о предке человека у обских угров – медведе. «Пупи – Як» праздник, который устраивают по случаю добычи медведя.

1

5

Иллюстрирование одного из наиболее ярких сюжетов праздника

Приобщение детей к части духовной культуре северных народов

1

6

Фотовыставка «Праздник народов Севера в нашем селе».

Привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям и уважения  к людям страшего поколения

1

                                                    Блок «Природное наследие»

1.

Животный мир Ямала      

Теоретические сведения: Разнообразие животных Ямала. Условия жизни животных. Значение животных в жизни человека.

 

4

5

15

2.

Видеофильм «Значение животных в жизни человека»

3

Составление кроссворда «Животные Ямала».

Продолжать знакомить с дикими животными  их повадками, приспособлении к среде обитания.

1

4

Библиотечный час «Животные нашего края». Работа со словарём.

Углублять и конкретизировать представления  о животном мире нашего края.

1

5

Работа в альбоме «Рисуем  животных нашего северного края».

Бережное отношение к животному миру.

1

6

Викторина «Узнай животное»

Формировать эстетическое отношение к  окружающей природе

1

7

Конкурс поделок из пластилина «Животные тундры» (выставка).

Учить детей передавать образ животного.

1

8

«Охота в жизни северных народов»

Сформировать представления детей о традиционном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке, полярной сове.

1

1

2. Растительный мир Ямала

Теоретические сведения: Растения нашего края. Деревья, кустарники, цветы, травы.

Значение растений в жизни человека и животных.

3

13

2

Составление кроссворда «Растения северного края».

3

Работа с гербарием «Лекарственные растения северного края».

Бережное отношение к растительному миру.

4

4

Составление ребусов «Лекарственные растения северного края».

знакомство с традиционным занятием коренных народов – сбор лекарственных растений.

1

5

Конкурс рисунков «Растения Ямала»

Побуждать детей выражать в творчестве отношение к природе.

1

6

Составление альбома «Растительный мир Ямала»

Углублять и конкретизировать представления  о растительном нашего края.

1

7

Не пинайте гриб долголетия  

Беседа о мухоморе

1

8

Подарки осени

Закрепить знания об осени; обратить внимание на красоту этого времени; знакомство с традиционным занятием коренных народов – сбор лекарственных растений.

1

9

Аппликация "Ягодка здоровья»

Закреплять знания детей о ягодах – врачевателях.

1

1

  1. Красная книга ЯНАО   

Теоретические сведения: Животные Ямала, занесённые в Красную книгу, Растения Ямала, занесённые в Красную  книгу. Экологические проблемы округа. Пути решения экологических проблем. Как может помочь каждый хрупкой природе Ямала.

3

8

2

Практическая работа на тему «Исчезающие животные северного  края».

Создание альбома  об исчезающих животных  

3

1

3

Составление памятки «Сохраним животный и растительный мир Ямала».

 Научить детей работать  с библиографическим материалом

4

Викторина «Красная книга ЯНАО

Закрепить знания детей   о природе родного края, чуткое отношение к природе 

1

         Блок «Декоративно - творческая деятельность»  

  :

1

  1. Что такое народное творчество?

Теоретические сведения: Многообразие и многогранность культуры малочисленных народов Севера. Декоративно – прикладное искусство: работа с мехом и сукном, вышивание бисером, резьба по дереву и кости.

1

19

2

Просмотр документального фильма «Рукодельницы».

1

3

Экскурсия в краеведческий музей

Познакомить детей  с культурой народов Ямала

1

4

Выставка детских работ

1

1.

2. Народные мастера и художники Ямала

Теоретические сведения: Знакомство с творчеством известных мастеров, художников, композиторов, певцов, танцевальных коллективов.

1

2

Мир надежды Талигиной. «Рукодельница, мастерица, художник»

Знакомство с творчеством Талигиной Н.М. – живописцем, этнографом  

1

3

Графический рисунок «Природа Ямала»

Выполнение пейзажа графическими средствами по наблюдению

1

4

Знакомство с творчеством Талигиной Натальи – резчик по дереву, капу  и кости

Показ презентации  «Талантливые люди Ямала»

1

Лепка из пластелина

Хантыйская  девочка  в национальной одежде (нецке)

1

5

Знакомство с творчеством Тользина Э.А. –

модельно- лепные работы памятных медалей, значков, орденов, монет

Показ презентации «Талантливые люди Ямала»

1

6.

Создание барельефа «Медаль»

  Познакомить  детей  с техникой  «Барельеф»

1

7

«В гостях у народного мастера художника – скульптора Евгения Алябы»

Знакомство с творчеством Евгения Алябы

1

8

«Олененок быстроногий»

Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с  опорой на план проектируемого объекта.

1

1.

3. Национальная кукла 

Изучение особенностей зимней и летней одежды, разделение одежды по назначению.  Методика изготовление авторской куклы (каркас, лицо).  

1

15

2

Кукла «Ямальчик»

Изготовление национальной куклы «Ямальчик» комбинированной техникой (пластелин на основе из пластиковой бутылки)

6

3

 Акань  (хантыйская кукла)

технику безопасности с работой ножницами и иглами, технику изготовления куклы-скрутки, поэтапное выполнение.  

2

4

Нухуку (ненецкая кукла)

Изготовление  из утиных носиков и бисера. Разработать эскиз куклы, учитывая национальные особенности изготовления куклы

2

5

Культовые и обрядовые куклы.

Изготовление куклы «Берегиня»

2

6

Игольница «Намп»

Разработать эскиз, воплотить проект, аккуратно выполнить работу

2

1.

4. Узорная письменность  хантов  «Орнамент в традиционной культуре ханты»  

( показ презентации)  Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий.

Изучение орнамента.

Орнамент  -  как   метод несения информации

Теоретические сведения:

- прививать интерес к народному творчеству;

* дать представление о секретах орнамента;

* воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к окружающей среде, уважение к прикладному творчеству других народов.

2

13

2

Изготовление сувениров-подвесок в этностиле.

Знакомство с техникой изготовления изделий из пластика. Знакомство с понятием дизайн. Знание орнаментов обских угров

2

3

«Изготовление сувенира.  Подбор орнамента для  варежки».

Познакомить с композиционным построением узоров в детали национального костюма (варежка).  Познакомить   с   технологией   изготовления   сувенира «Варежка»» при помощи технологической карты и схемы

2

4

Рисование орнамента на элементах одежды (ягушка, кисы)

 Выбор орнамента  и использование его в украшении женской одежды.

1

5

Изготовление  стилизованного сувенира «Белый медведь»  из фетра

2

6

Аппликация на ткани «Букет»

2

7

Объемная аппликация «Ворона»

2

8

Силуэтная аппликация «Животные  и птицы Ямала»

1

Литература:

  1. Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».
  2. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
  3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
  4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
  5. Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  6. Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой
  7. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
  8. Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
  9. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  10.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
  11. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  12. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.
  13.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.
  14. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  15. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  16. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
  17.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.
  18. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  19. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
  20. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  21. Аромштам М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
  22. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  23. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.
  24. Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные           средства физического воспитания сургутских хантов.
  25. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химический калейдоскоп

методическая разработка урока по химии...

Спортивно-массовая игра - "Спортивный калейдоскоп".

Командам выдаются маршрутные листы. Строго соблюдая порядок, участники должны выполнить задания на каждом этапе....

семейно-развлекательное мероприятие "КАЛЕЙДОСКОП ВЕСЕЛЬЯ"

Семейно-развлекательное мероприятие разработано для совместной деятельности родителей и детей направленной на гармонизацию детско-родительских отношений....

Методическая разработка "Информационный калейдоскоп"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (Интеллектуальная игра) «Информационный калейдоскоп» по учебной дисциплине "Информатика" для студентов экономического и технического отделений. Данная...

Материал к научно- практической конференции "Экологический калейдоскоп"

Работу выполнил учащийся группы №13 Тиунов Александрс. Юсьва, ГБПОУ «Юсьвинский агротехнический техникум»В данном исследовательском проекте проведена определенная работа по систематизации и отбору мат...

Игра-квест «Сказочный калейдоскоп» ( по типу игры «Кладоискатели») Для учащихся начальных классов

Игра-квест «Сказочный калейдоскоп»( по типу игры «Кладоискатели»)Для учащихся начальных классовМесто проведения: парк «Юнатов»(в случае плохих погодных условий игра проходит в  здании ОДОД «Север...