Химический калейдоскоп
методическая разработка на тему
методическая разработка урока по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ХИМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Свои способности человек может узнать ,
только попытавшись приложить их.
Сенека Младший
Учебная цель: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся 1-2 курса, проверив сформированность у них практических, предметно – организационных, содержательно – интеллектуальных знаний.
Задачи: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.
Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся.
Развитие умений и навыков при работе с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, умений работать в группе.
Совершенствование экспериментальных умений и навыков учащихся, соблюдая правила ТБ.
Оборудование: химический лоток, стакан большей вместимости, асбестовая подставка, спички, фарфоровая крышка, металлический стержень.
Реактивы: свежеприготовленный раствор йодида калия (KI), раствор ацетата свинца (Рb(СН3СОО)2); таблетка сухого горючего, три таблетки норсульфазола, кристаллы дихромата аммония (NH4)2Сr2О7, металлический магний, спирт.
Необходимо выбрать 2 команды.Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Жюри оценивает результаты ответов. Руководит вечером учитель химии. Вместо привычных баллов, команды зарабатывают химы.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Предлагаю вам принять активное участие в «Химическом калейдоскопе». Сегодня вы узнаете много нового и интересного. За каждый правильный ответ команда получает 5 химов. Если одна из команд не может ответить, то отвечает противоположная команда. В добрый путь!
I часть Разминка
Вопросы для команд:
1. Алхимики называли семь известных в те времена металлов именами семи «планет». Именем какой «планеты» назвали золото? а) Луны б) Марса в) Солнца г) Урана.
2. Положительный полюс источника тока? а) анод б) катод в) диод г) атом.
3. Какой химический элемент назван по имени древне-греческого мифологического героя? а) индий б) прометий в) палладий г) плутоний.
4. Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь. а) сера б) азот в) фосфор г) бор
5. Какая ядовитая кислота с запахом горького миндаля встречается в растениях, а так же содержится в табачном дыме? а) никотиновая б) синильная в) папиросная г) угольная.
6. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? а) свинец б) ртуть в) медь г) серебро.
7. Какой газ преимущественно содержат атмосферы Венеры и Марса? а) озон б) кислород в) углекислый г) азот.
8. Этот химический элемент – неметалл был открыт на Солнце (в спектре солнечной короны) на 13 лет раньше, чем на Земле? а) гелий б) неон в) водород г) аргон
9. Что не является минеральной краской? а) охра б) каустик в) сурик г) киноварь.
10. Именем, какого небесного тела алхимики называли серебро? а) Луны б) Плутона в) Сатурна г) Венеры.
11. В каких пищевых продуктах содержится много железа? а) апельсины, лимоны, бананы б) фасоль, горох, яблоки в) какао, соя, гречиха г) капуста, морковь, томат.
12. Название, какого неметалла означает – разрушающий, смертоносный? а) фтор б) астат в) хлор г) йод
II часть «Нахождение неизвестных величин»
Ведущий: На решение задачи отводится 5 минут. За верно выполненное задание - 10 химов.
Задание для 1 команды: Найти массу алюминия и кислорода в оксиде алюминия массой 10,2 г.
Задание для 2 команды: найти массу углерода и кислорода в оксиде углерода 4 массой 22 г.
III часть Игра со зрителями «Знаете ли вы?»
Ведущий: Дорогие зрители! Пока наши команды, находят неизвестные величины, предлагаю вам принять участие в конкурсе «Знаете ли вы?» Надеюсь, сейчас мы убедимся, что здесь собрались истинные знатоки и любители химии, которые имеют запас знаний по химии. Вопросы:
1.Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пиджаков, пальто? (Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть ею загрязнённые жиром места).
2.Перечислите известные вам кислоты, которые содержатся в пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах и лекарствах. (Яблочная, щавелевая, уксусная, лимонная, аскорбиновая, винная, молочная, масляная...).
3.Как гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? (Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками, их так и называют – лишайниковые кис-лоты).
4.Существует ли в природе асфальтовое озеро? (Да. На острове Тринидад в группе Малых Антильских островов имеется озеро, наполненное не водой, а застывшим асфальтом. Предполагают, что озеро образовалось в кратере вулкана, в который по под-земным трещинам проникла нефть. Из него добыты уже миллионы тонн асфальта).
5.Продолжите фразу: «Бесцветный уголь» - это газ, «Жёлтый уголь» - солнечная энергия, «Зелёный уголь» - растительное топливо, «Синий уголь» - энергия приливов и отливов морей, «Голубой уголь» - движущая сила ветра, «красный уголь» - энергия вулканов.
6.Верите ли вы в то, что существует масло, дороже золота? (Да. Для приготовления многих сортов духов требуется розовое масло. Для получения 1кг этого масла необходимо собрать и подвергнуть химической обработке 4-5т лепестков. Розовое масло ценится в три раза дороже золота).
V часть «Химическая викторина»
Ведущий: зачитывает вопросы викторины всем участникам команд, кто первым поднимет руку – тому и предоставляется право первого ответа. За правильный ответ – 5 химов.
Вопросы:
1.От серебра произошло название одной из стран Южной Америки. Назовите эту страну (Аргентина).
2.Первый слог названия химического элемента является первым у названия «лунного элемента»; второй является первым у названия металла, открытого М. Склодовской-Кюри; в целом – это (на алхимическом языке «желчь бога Вулкана»). (Селен, радий – сера).
3.Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород).
4.Какой металл режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит, окрашивая пламя в фиолетовый цвет? (Калий).
5.Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород).
6.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда офицеров? (Серебро).
7.Какой металл называют металлом неутомимости, потому что пружины, изготовленные из его сплава, могут выдержать до 20 млрд. циклов нагрузки (они практически вечные)? (Бериллий).
8.Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний).
V часть Конкурс капитанов «Битва знатоков»
Ведущий: зачитывает вопросы викторины капитанам команд, кто первым поднимет руку – тому и предоставляется право первого ответа. За правильный ответ – 5 химов.
Вопросы:
1.Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает её горячей? (Купоросное масло – серная кислота и олеум).
2.Какой химический элемент носит имя древнегреческого сказочного героя? (Тантал).
3.Как обуглить дерево без огня? (Лёд-вода).
4.Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
5.Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить её в красный цвет? (Лакмусовую бумажку – кислотой).
6.Как, при каких условиях можно сжечь спичкой стальную иглу или перо? (В атмосфере кислорода).
7.Как получить воду из огня? (При горении водорода).
8.Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (А. П. Бородин,1833-1887).
9.Как очистить яйцо не разбивая скорлупы? (Опустив в раствор разбавленной кислоты).
10.Какое молоко не пьют? (Известковое).
VI часть Игра с болельщиками «Занимательная химия»
Ведущий: Друзья! Все мы знаем, что существует множество явлений, объяснение которых лежат на границе удивлений. Разрешите представить вашему вниманию несколько занимательных опытов. Будьте внимательны! За каждое правильное суждение, вы можете заработать для своей команды до 5 химов.
Опыт 1 «Превращение воды в золото»
Ведущий: Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото. Предложите известный вам способ получения золота. (Члены ко-манд, могут продемонстрировать данные опыты, соблюдая правила ТБ!).
В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия (KI), а в другом раствор ацетата свинца (Рb(СН3СОО)2). Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происхо-дит выпадение осадка йодида свинца РbI2 ярко-жёлтого цвета.
Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во мно-гих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
Опыт 2 «Фараоновы змеи»
Ведущий: Многие из вас любят сказки и фантастику. Представьте, что вы – режиссёр одной из сказок, и вам необходимо появление такого кадра, как рождение из кокона Змея Горыныча. Как бы вы провели это чудо-превращение?
Перед опытом измельчить таблетку сухого горючего и выложить её горкой на подставку. Сверху на горючее положите три таблетки норсульфазола. Как только будет необходимо появление сказочного героя Змея Горыныча, подожгите сухое горючее. Металлическим стержнем поправляйте выползающих «змей». После окончания опыта огонь погасить, закрыв сухое горючее фарфоровой крышкой.
Подведение итогов и награждение
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш вечер. Пришло время для подведения итогов. Не правда ли, наши ученики сейчас – совсем другие, чем тогда, когда они переступили порог кабинета химии? Сегодня они мыслили, запоминали, ошибались и успешно продвигались вперёд, обсуждая разные вопросы. Надеюсь, что всем было интересно. Вы научились самостоятельно мыслить, что не может не радовать сердце учителя.
Жюри по наибольшей сумме набранных химов определяет команду победительницу и награждает дипломами I степени. Вторая команда награждается дипломами II степени. По итогам вечера активные ученики награждаются медалями «Юный химик».
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшуко-ва А. В. , Настольная книга учителя. Химия. 8 класс, 2 – е издание стереотип. - М.: Дрофа, 2003.
2.Злотников Э. Г., Махова Л. В., Веселова Т. А., Урок окончен – занятия продолжаются: Вне-классная работа по химии, - М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по теме: "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"
Для студентов и преподавателей 1 курса....
Разработка урока производственного обучения «Выявление фальсификации молока на основе лабораторного химического анализа» для профессии: 18.01.02 Лаборант – эколог (лаборант химического анализа, пробоотборщик)
Цель урока: выявить фальсификацию молока на содержание примесей в нем....
КОМПЛЕКТ Контрольно измерительных материалов по ПМ. 02. Выполнение химической завивки волос МДК 02.01. Химическая завивка волос
Технологическая карта контрольно-измерительных материалов...
Методическая разработка по профессиональному модулю ПМ.02 Химическая завивка волос профессия 43.01.02 "Парикмахер" тема:"Технологическая последовательность выполнения прикорневой химической завивки волос"
Методическая разработка разработана для выполнения практического задания студентами по профессиональному модулю ПМ02 «Химическая завивка волос» по профессии 43.01.02 Парикмахер...
Методическая разработка по профессиональному модулю ПМ.02 Химическая завивка волос профессия 43.01.02 "Парикмахер" тема:"Выполнение химической завивки волос спиральным методом"
Методическая разработка разработана для выполнения практического задания студентами по профессиональному модулю ПМ02 «Химическая завивка волос» УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА по профессии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ АНАЛИЗОВ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Проведение химических и физико-химических анализов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 18.01.33...
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия.
Методическая разработка включает 2 технологические карты ( для теоретического и практического уроков), презентацию и конспект теории из лучших источников; в заключении предлагается самостоятельная раб...