Методическая разработка "Информационный калейдоскоп"
методическая разработка на тему

Стёпина Светлана Николаевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (Интеллектуальная игра) «Информационный калейдоскоп» по учебной дисциплине "Информатика" для студентов экономического и технического отделений.

Данная методическая разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по информатике в виде игры и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

ПЦК информационных и офисных технологий

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Интеллектуальная игра

«Информационный калейдоскоп»

по учебной дисциплине

"Информатика"

для студентов экономического и технического отделений

Разработчик:        С.Н. Стёпина,

преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»

Южно-Сахалинск, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Разнообразить учебный процесс внеклассными мероприятиями необходимо и очень важно, поскольку развитие познавательной самостоятельности и активности, творческой самореализации студентов не менее значимо, чем обучение общеобразовательным и учебным дисциплинам профессионального цикла. К тому же, существенным качеством внеклассного мероприятия является применение полученных студентами знаний в нестандартных условиях.

Данная методическая разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по информатике в виде игры.

Цель: показать, что учебная дисциплина Информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации и основным инструментом реализации информационных процессов является компьютер.

Задачи:

1. Образовательная: углубление, обобщение и систематизация знаний по информатике, развитие познавательного интереса, творческой активности;

2. Развивающая: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме, развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения нахождения верного варианта ответа за короткий промежуток времени.

3. Воспитательная: воспитать уважение к сопернику, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Оборудование: компьютер, презентация игры, карточки с заданиями, ручки, 6 чистых листов и 6 фломастеров, ребусы, воздушные шары, грамоты, призы.


Игра на основе конкурсов:

  1. Конкурс «Жеребьевка»
  2. Конкурс «Разминка»
  3. Конкурс «Художников»
  4. Конкурс «Ответ ищи в приведенном тексте»
  5. Конкурс «Осторожно вирусы»
  6. Конкурс «Мудрецов»
  7. Конкурс «Лингвист»
  8. Конкурс «Капитанов»
  9. Конкурс «Комплимент»

Организация мероприятия

Команды студентов по 4-5 человек в каждой (количество команд – количество групп экономического и технического отделений)

Дома команды должны придумать название, девиз, выбрать капитана.

Правила игры:

Игра состоит из 9 конкурсов, между которыми жюри подводит итоги и проводится игра с болельщиками. Жеребьевка определяет, какая команда будет выступать первой.

Ход проведения игры

Ведущий:

 - Добрый день уважаемые студенты, жюри и болельщики! Сегодня мы с вами встречаемся на учебном занятии, вне обычной обстановке.

Во-первых, местом проведения занятия является актовый зал.

Во-вторых, на занятии присутствуют несколько групп одновременно.

В-третьих, сегодня мы проведем занятие в виде интеллектуальной игры «Информационный калейдоскоп».

Цель нашей встречи - взглянуть на привычную нам учебную дисциплину информатику с другой стороны. Любая изучаемая вами дисциплина – это целый мир. Иинформатика – не исключение. А чтобы с легкостью познать этот мир, необходимо знать его правила, законы, языки, уметь решать задачи, составлять алгоритмы, знать устройство «коренных жителей» и  многое другое. Цель нашего мероприятие сегодня – проверить, насколько вы «свои» в этом мире, показать уровень ваших накопленных знаний. Участвуя в конкурсах, вы должны проявлять смекалку, свои умственные способности, а также ответственность каждого за свою команду.

Вас впереди ждут несколько конкурсов, и то, как вы справитесь с ними, поможет выявить и назвать в конце учебного занятия победителей.

- Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).

- А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

Приглашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.

  1. Конкурс Жеребьевка

Приглашаются капитаны команд.

Замени одну букву и получи новое слово - термин в информатике:

- болонка (колонка)

- интернат (интернет)

- вывоз (вывод)

- кит (бит)

- бант (байт)

        - писк (диск)

За верно отгаданное слово команде присуждается – 1 балл.

  1. Конкурс «Разминка»

Отвечают по 1 человеку по очереди представители каждой команды. На ответ - 1 секунда. За верный ответ - 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность ответа предоставляется другой команде.

  1. Действие, производимое с клавишей (нажатие)
  2. Неправильная запись в программе (ошибка)
  3. Ноль или единица в информатике (бит)
  4. Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус)
  5. Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей)
  6. Символ - разделитель (пробел)
  7. Гибкий магнитный диск (дискета)
  8. Так называют специалистов в своей области (ас)
  9.  «Мозг» компьютера (процессор)
  10.  Взломщик компьютерных программ (хакер)
  11.  Печатающее устройство (принтер)
  12.  Указатель местоположения на экране (курсор)
  13.  Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание)
  14.  Начинающий пользователь (чайник)
  15.  Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо)
  16.  Всемирная глобальная сеть (Интернет)
  17.  Карманное вычислительное устройство (калькулятор)
  18.  Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер)
  1. Конкурс «Художников»

Сейчас вы должны будете на листе формата А4 нарисовать простейшее и самое древнее приспособление для счета.

Ответ: РУКА - это первое с помощью чего человек учится считать.

Пока команды рисуют, проведем конкурс болельщиков «Разгадайте ребусы». Тот, кто знает ответ, встает и называет его, за правильный ответ – сладкий приз. Но можно отказаться от приза и отдать 1 балл своей команде.

Команды показывают свои рисунки, за верный ответ – 1 балл.

4. Конкурс «Ответ ищи в приведенном тексте»

В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.

Искомые термины – элементы компьютера.

Пример: Потом они торжествовали и радовались, как дети.

Ответ: Монитор. (потоМ ОНИ ТОРжествовали).

Каждая команда отвечает на свой вопрос, если ответа нет, то может ответить любая команда (кто первый). За верный ответ – 1 балл.

  1. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

Ответ: Принтер. ( ДнеПР ИНТЕРесен).

  1. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

Ответ: Мышка. (МЫ ШКАф).

  1. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

Ответ: Модем (коМОД ЕМу).

Искомые термины – языки программирования.

  1. Он всегда имел запас калькуляторов.

Ответ: Паскаль ( заПАС КАЛЬкуляторов)

5) Этот процесс орнитологи называют миграцией.

Ответ: (процессор).

6) В присутствии начальника Потап робел, как ребенок.

Ответ: (пробел).

7) Оказалось, что граф и Казанова – одно и тоже лицо.

Ответ: (график).

5. Конкурс «Осторожно вирусы»

Сегодня к нам проник злой вирус и вместо обычных русских пословиц написал свои, неправильные. Каждой команде предложенную измененную пословицу нужно интерпретировать в русскую народную пословицу. Пословицы находятся в надувных шарах, их необходимо за 30 секунд проткнуть и найти пословицы. Каждая команда разгадывает 1 пословицу. Шаров больше, чем пословиц, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. На перевод пословиц 3-4 минуты. Отвечают капитаны команд по очереди.

Пример: Компьютер – лучший друг. (Книга – лучший друг).

Пословицы для перевода в русскую народную:

Задания

Ответы

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Утопающий за F1 хватается.

Утопающий за соломинку хватается.

Бит байт бережет.

Копейка рубль бережет.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

Волков бояться – в лес не ходить.

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

За одного битого семь небитых дают.

Вопросы на смекалку (Для зрителей)

  1. Какой рукой лучше размешивать чай?

(чай лучше размешивать ложкой)

  1. Можно ли прыгнуть выше девятиэтажки?

(да, девятиэтажка не может прыгать)

  1. Как правильно говорить: "Я не вижу белый желток" или "Я не вижу белого желтка"?

(желток желтого цвета)

  1. До каких пор можно зайти в лес?

(до середины, дальше – будем выходить из леса)

6. Конкурс «Мудрецов»

Ребус - слово-загадка, которое состоит из рисунков, цифр и букв. Решить ребус - значит прочесть слово. Каждой команде – по ребусу. За верный ответ – 1 балл.

G:\Для конкурса\Ребусы\дисплей.pngG:\Для конкурса\Ребусы\компьютер.png

G:\Для конкурса\Ребусы\передача.pngG:\Для конкурса\Ребусы\курсор.pngG:\Для конкурса\Ребусы\память.pngклавиша

(дисплей, компьютер, передача, курсор, память, клавиша)

7. Конкурс «Лингвист»

Дается слово «ИНФОРМАТИКА». Придумать как можно больше слов из данного слова. Время – 3 минуты. За каждое слово – 1 балл.

Возможные варианты слов, составленных из слова «Информатика»:

  1. Миф
  2. Форма
  3. Романтика
  4. Тик
  5. Мир
  6. Тир
  7. Ор
  8. Аорта
  9. Фирма
  10. Мат
  11. Нимфа
  12. Рот
  13. Кот
  14. Тор
  15. кит

  1. мак
  2. три
  3. аромат
  4. норма
  5. марка
  6. комар
  7. фара
  8. форт
  9. фарт
  10. кино
  11. танк
  12. матка
  13. фотка
  14. рок
  15. икота

Игра с болельщиками

Задание

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали. За каждое слово можно получить сладкий приз или отдать балл своей команде.

 

8. Конкурс Капитанов

Каждому капитану будет задан вопрос, если дан верный ответ, то капитан зарабатывает 3 балла для своей команды.

  1. Верите ли вы, что компьютер может работать без дисковода? (Да)
  2. Верите ли вы, что компьютерные вирусы передаются воздушно-капельным путем? (Нет)
  3. Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема – память? (Нет - процессор)
  4. Верите ли вы, что по-английски WINDOWS - это система. (Нет - окна)
  5. Верите ли вы, что принтер вводит в компьютер текстовую информацию? (Нет - выводит)
  6. Верите ли вы, что для оформления таблиц можно использовать только электронные таблицы Excel? (Нет – в текстовом редакторе тоже можно)
  7. Верите ли вы, что при выключении монитора выполняется перезагрузка компьютера? (Нет)
  8. Верите ли вы, что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (нет)
  9. Верите ли вы, что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск? (да)
  10. Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования? (да)
  11. Верите ли вы, что операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами? (да)
  12. Верите ли вы, что и без колонок компьютер может издавать звуки? (Да)
  1. Конкурс «Комплимент»

Команда за отведенное время (5 минут) должна придумать речь, состоящую из самых изысканных комплиментов в адрес жюри от юных любителей информатики.

Например:
Ваши глаза светятся, как самые дорогие жидкокристаллические мониторы

За один комплимент - 1 балл. Если жюри посчитает, что комплимент очень хороший, можно поставить 2 балла.

Подведение итогов и награждение

Слово предоставляется жюри

Заключение

Ведущий

Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли или выиграли сейчас —

Будут в вашей жизни успехи

И победы ещё не раз.

Главное, не забывайте:

Чтобы юристом, бухгалтером

Или механиком стать,

Нужно прежде всего

Информатику знать.


болонка

вывоз

бант

интернат

кит

писк

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Утопающий за F1 хватается.

Бит байт бережет.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре

Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре

Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре

Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре

Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре


Приложение 1

 «Бланк для жюри»

Название команды

1 конкурс «Жеребьевка»

2 конкурс

«Разминка

3 конкурс

«Художников»

4 конкурс

«Ответ ищи в приведенном тексте»

5 конкурс

«Осторожно вирусы»

6 конкурс

«Мудрецов»

7 конкурс

«Лингвист»

8 конкурс

«Капитанов»

9 конкурс

«Комплимент»

итого

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химический калейдоскоп

методическая разработка урока по химии...

Спортивно-массовая игра - "Спортивный калейдоскоп".

Командам выдаются маршрутные листы. Строго соблюдая порядок, участники должны выполнить задания на каждом этапе....

Методический калейдоскоп: "Салют Победа"

Все дальше и дальше уходят от нас дни славной победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Стареют и уходят из жизни ветераны. На смену приходит новое молодое поколение, не знающее, как рву...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Калейдоскоп"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Калейдоскоп"...

Методическая разработка военно-спортивного внеклассного мероприятия "Армейский калейдоскоп"

Цели: Воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к Родине. Задачи:- формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.- при...

Методическая разработка "Квест-игра "Налоговый калейдоскоп"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Налоги и налогообложение"...