Методическая разработка "Информационный калейдоскоп"
методическая разработка на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (Интеллектуальная игра) «Информационный калейдоскоп» по учебной дисциплине "Информатика" для студентов экономического и технического отделений.
Данная методическая разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по информатике в виде игры и презентацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
ПЦК информационных и офисных технологий
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Интеллектуальная игра
«Информационный калейдоскоп»
по учебной дисциплине
"Информатика"
для студентов экономического и технического отделений
Разработчик: С.Н. Стёпина,
преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
Южно-Сахалинск, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Разнообразить учебный процесс внеклассными мероприятиями необходимо и очень важно, поскольку развитие познавательной самостоятельности и активности, творческой самореализации студентов не менее значимо, чем обучение общеобразовательным и учебным дисциплинам профессионального цикла. К тому же, существенным качеством внеклассного мероприятия является применение полученных студентами знаний в нестандартных условиях.
Данная методическая разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по информатике в виде игры.
Цель: показать, что учебная дисциплина Информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации и основным инструментом реализации информационных процессов является компьютер.
Задачи:
1. Образовательная: углубление, обобщение и систематизация знаний по информатике, развитие познавательного интереса, творческой активности;
2. Развивающая: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме, развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения нахождения верного варианта ответа за короткий промежуток времени.
3. Воспитательная: воспитать уважение к сопернику, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
Оборудование: компьютер, презентация игры, карточки с заданиями, ручки, 6 чистых листов и 6 фломастеров, ребусы, воздушные шары, грамоты, призы.
Игра на основе конкурсов:
- Конкурс «Жеребьевка»
- Конкурс «Разминка»
- Конкурс «Художников»
- Конкурс «Ответ ищи в приведенном тексте»
- Конкурс «Осторожно вирусы»
- Конкурс «Мудрецов»
- Конкурс «Лингвист»
- Конкурс «Капитанов»
- Конкурс «Комплимент»
Организация мероприятия
Команды студентов по 4-5 человек в каждой (количество команд – количество групп экономического и технического отделений)
Дома команды должны придумать название, девиз, выбрать капитана.
Правила игры:
Игра состоит из 9 конкурсов, между которыми жюри подводит итоги и проводится игра с болельщиками. Жеребьевка определяет, какая команда будет выступать первой.
Ход проведения игры
Ведущий:
- Добрый день уважаемые студенты, жюри и болельщики! Сегодня мы с вами встречаемся на учебном занятии, вне обычной обстановке.
Во-первых, местом проведения занятия является актовый зал.
Во-вторых, на занятии присутствуют несколько групп одновременно.
В-третьих, сегодня мы проведем занятие в виде интеллектуальной игры «Информационный калейдоскоп».
Цель нашей встречи - взглянуть на привычную нам учебную дисциплину информатику с другой стороны. Любая изучаемая вами дисциплина – это целый мир. Иинформатика – не исключение. А чтобы с легкостью познать этот мир, необходимо знать его правила, законы, языки, уметь решать задачи, составлять алгоритмы, знать устройство «коренных жителей» и многое другое. Цель нашего мероприятие сегодня – проверить, насколько вы «свои» в этом мире, показать уровень ваших накопленных знаний. Участвуя в конкурсах, вы должны проявлять смекалку, свои умственные способности, а также ответственность каждого за свою команду.
Вас впереди ждут несколько конкурсов, и то, как вы справитесь с ними, поможет выявить и назвать в конце учебного занятия победителей.
- Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
- А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
Приглашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.
- Конкурс Жеребьевка
Приглашаются капитаны команд.
Замени одну букву и получи новое слово - термин в информатике:
- болонка (колонка)
- интернат (интернет)
- вывоз (вывод)
- кит (бит)
- бант (байт)
- писк (диск)
За верно отгаданное слово команде присуждается – 1 балл.
- Конкурс «Разминка»
Отвечают по 1 человеку по очереди представители каждой команды. На ответ - 1 секунда. За верный ответ - 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность ответа предоставляется другой команде.
- Действие, производимое с клавишей (нажатие)
- Неправильная запись в программе (ошибка)
- Ноль или единица в информатике (бит)
- Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус)
- Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей)
- Символ - разделитель (пробел)
- Гибкий магнитный диск (дискета)
- Так называют специалистов в своей области (ас)
- «Мозг» компьютера (процессор)
- Взломщик компьютерных программ (хакер)
- Печатающее устройство (принтер)
- Указатель местоположения на экране (курсор)
- Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание)
- Начинающий пользователь (чайник)
- Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо)
- Всемирная глобальная сеть (Интернет)
- Карманное вычислительное устройство (калькулятор)
- Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер)
- Конкурс «Художников»
Сейчас вы должны будете на листе формата А4 нарисовать простейшее и самое древнее приспособление для счета.
Ответ: РУКА - это первое с помощью чего человек учится считать.
Пока команды рисуют, проведем конкурс болельщиков «Разгадайте ребусы». Тот, кто знает ответ, встает и называет его, за правильный ответ – сладкий приз. Но можно отказаться от приза и отдать 1 балл своей команде.
Команды показывают свои рисунки, за верный ответ – 1 балл.
4. Конкурс «Ответ ищи в приведенном тексте»
В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.
Искомые термины – элементы компьютера.
Пример: Потом они торжествовали и радовались, как дети.
Ответ: Монитор. (потоМ ОНИ ТОРжествовали).
Каждая команда отвечает на свой вопрос, если ответа нет, то может ответить любая команда (кто первый). За верный ответ – 1 балл.
- Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.
Ответ: Принтер. ( ДнеПР ИНТЕРесен).
- По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Ответ: Мышка. (МЫ ШКАф).
- Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.
Ответ: Модем (коМОД ЕМу).
Искомые термины – языки программирования.
- Он всегда имел запас калькуляторов.
Ответ: Паскаль ( заПАС КАЛЬкуляторов)
5) Этот процесс орнитологи называют миграцией.
Ответ: (процессор).
6) В присутствии начальника Потап робел, как ребенок.
Ответ: (пробел).
7) Оказалось, что граф и Казанова – одно и тоже лицо.
Ответ: (график).
5. Конкурс «Осторожно вирусы»
Сегодня к нам проник злой вирус и вместо обычных русских пословиц написал свои, неправильные. Каждой команде предложенную измененную пословицу нужно интерпретировать в русскую народную пословицу. Пословицы находятся в надувных шарах, их необходимо за 30 секунд проткнуть и найти пословицы. Каждая команда разгадывает 1 пословицу. Шаров больше, чем пословиц, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. На перевод пословиц 3-4 минуты. Отвечают капитаны команд по очереди.
Пример: Компьютер – лучший друг. (Книга – лучший друг).
Пословицы для перевода в русскую народную:
Задания | Ответы |
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. | Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. | Дареному коню в зубы не смотрят. |
Утопающий за F1 хватается. | Утопающий за соломинку хватается. |
Бит байт бережет. | Копейка рубль бережет. |
Вирусов бояться – в Интернет не ходить. | Волков бояться – в лес не ходить. |
За одного хакера семь кандидатов наук дают. | За одного битого семь небитых дают. |
Вопросы на смекалку (Для зрителей)
- Какой рукой лучше размешивать чай?
(чай лучше размешивать ложкой)
- Можно ли прыгнуть выше девятиэтажки?
(да, девятиэтажка не может прыгать)
- Как правильно говорить: "Я не вижу белый желток" или "Я не вижу белого желтка"?
(желток желтого цвета)
- До каких пор можно зайти в лес?
(до середины, дальше – будем выходить из леса)
6. Конкурс «Мудрецов»
Ребус - слово-загадка, которое состоит из рисунков, цифр и букв. Решить ребус - значит прочесть слово. Каждой команде – по ребусу. За верный ответ – 1 балл.
(дисплей, компьютер, передача, курсор, память, клавиша)
7. Конкурс «Лингвист»
Дается слово «ИНФОРМАТИКА». Придумать как можно больше слов из данного слова. Время – 3 минуты. За каждое слово – 1 балл.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Информатика»:
|
|
Игра с болельщиками
Задание
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали. За каждое слово можно получить сладкий приз или отдать балл своей команде.
8. Конкурс Капитанов
Каждому капитану будет задан вопрос, если дан верный ответ, то капитан зарабатывает 3 балла для своей команды.
- Верите ли вы, что компьютер может работать без дисковода? (Да)
- Верите ли вы, что компьютерные вирусы передаются воздушно-капельным путем? (Нет)
- Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема – память? (Нет - процессор)
- Верите ли вы, что по-английски WINDOWS - это система. (Нет - окна)
- Верите ли вы, что принтер вводит в компьютер текстовую информацию? (Нет - выводит)
- Верите ли вы, что для оформления таблиц можно использовать только электронные таблицы Excel? (Нет – в текстовом редакторе тоже можно)
- Верите ли вы, что при выключении монитора выполняется перезагрузка компьютера? (Нет)
- Верите ли вы, что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (нет)
- Верите ли вы, что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск? (да)
- Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования? (да)
- Верите ли вы, что операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами? (да)
- Верите ли вы, что и без колонок компьютер может издавать звуки? (Да)
- Конкурс «Комплимент»
Команда за отведенное время (5 минут) должна придумать речь, состоящую из самых изысканных комплиментов в адрес жюри от юных любителей информатики.
Например:
Ваши глаза светятся, как самые дорогие жидкокристаллические мониторы
За один комплимент - 1 балл. Если жюри посчитает, что комплимент очень хороший, можно поставить 2 балла.
Подведение итогов и награждение
Слово предоставляется жюри
Заключение
Ведущий
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас —
Будут в вашей жизни успехи
И победы ещё не раз.
Главное, не забывайте:
Чтобы юристом, бухгалтером
Или механиком стать,
Нужно прежде всего
Информатику знать.
болонка | вывоз | бант |
интернат | кит | писк |
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. |
Утопающий за F1 хватается. |
Бит байт бережет. |
Вирусов бояться – в Интернет не ходить. |
За одного хакера семь кандидатов наук дают. |
Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре ☺ |
Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре ☺ |
Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре ☺ |
Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре ☺ |
Здесь пословицы нет, ищи ее в другом шаре ☺ |
Приложение 1
«Бланк для жюри»
Название команды | 1 конкурс «Жеребьевка» | 2 конкурс «Разминка | 3 конкурс «Художников» | 4 конкурс «Ответ ищи в приведенном тексте» | 5 конкурс «Осторожно вирусы» | 6 конкурс «Мудрецов» | 7 конкурс «Лингвист» | 8 конкурс «Капитанов» | 9 конкурс «Комплимент» | итого |
Группа 1 | ||||||||||
Группа 2 | ||||||||||
Группа 3 | ||||||||||
Группа 4 | ||||||||||
Группа 5 | ||||||||||
Группа 6 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Танцевальный калейдоскоп"
Программа для детей 7 - 10 лет....
Химический калейдоскоп
методическая разработка урока по химии...
Спортивно-массовая игра - "Спортивный калейдоскоп".
Командам выдаются маршрутные листы. Строго соблюдая порядок, участники должны выполнить задания на каждом этапе....
Методический калейдоскоп: "Салют Победа"
Все дальше и дальше уходят от нас дни славной победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Стареют и уходят из жизни ветераны. На смену приходит новое молодое поколение, не знающее, как рву...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Калейдоскоп"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Калейдоскоп"...
Методическая разработка военно-спортивного внеклассного мероприятия "Армейский калейдоскоп"
Цели: Воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к Родине. Задачи:- формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.- при...
Методическая разработка "Квест-игра "Налоговый калейдоскоп"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Налоги и налогообложение"...