Рабочая программа по учебной дисциплине ОУПБ.02 Литература
рабочая программа
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnoy_distsipline_oupb.02_literatura.docx | 102.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУПБ.02 Литература
Ярославль
2019 г.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР «___»_____________201 __г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ЗПК
«___»__________201___г. |
Организация-разработчик: ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж
Разработчик: Груздева А.А., преподаватель
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол методической комиссии № ___ от ________ 2019 г.
Председатель МК ОД _______________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание рабочей программы учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУПБ.02 «ЛИТЕРАТУРА»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальности СПО естественнонаучного профиля профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В содержании учебной дисциплины дополнительный материал для углубленного изучения выделен курсивом.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).
Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина ОУПБ.02 «Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина ОУПБ.02 «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебном плане ППССЗ учебная дисциплина ОУПБ.02 «Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальности СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные работы (не предусмотрены) | - |
практические занятия | - |
контрольные работы (не предусмотрены) | - |
курсовая работа (не предусмотрена) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: | |||
Проработка конспекта по теме. | 1 | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |||
Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | 8 | ||
Тема 1.1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | Содержание учебного материала | ||
Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. | 1 | 1,2 | |
Тема 1.2. А.С. Пушкин | А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Философское начало в ранней лирике. | 1 | 1,2 |
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви. Эволюция романтического героя. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. | 1 | 1,2 | |
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Проблема личности и государства в поэме. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный анализ стихотворения А.С.Пушкина (по выбору). | 1 | ||
Тема 1.3. М.Ю. Лермонтов. | Содержание учебного материала | ||
Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. | 1 | 1,2 | |
Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный ответ на вопрос: «Какой жизненный совет я бы хотел дать М.Ю.Лермонтову». | 1 |
Тема 1.4. Н.В. Гоголь. | Содержание учебного материала | ||
Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе. | 1 | 2 | |
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Идейный замысел. Сюжет. Композиция | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный ответ на вопрос: «К каким выводам я пришел после прочтения повести «Портрет». Выполнение тестовых заданий по разделу 1. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 1 | ||
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | 44 | ||
Тема 2.1. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Содержание учебного материала | ||
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Литературная критика. Отражение его в литературном процессе. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовка сообщения по теме: «Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века». | 1 | ||
Тема 2.2. А.Н. Островский | Содержание учебного материала | ||
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. | 1 | 2 | |
Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. | 1 | 2 | |
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. | 1 | 2 | |
Значение Островского в истории русского театра. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Островского «Гроза». Театрально-сценическое открытие А.Н.Островского. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовка сообщения о жизни и творчестве А.Н.Островского. | 1 |
Тема 2.3. И.А. Гончаров. | Содержание учебного материала | ||
Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история». | 1 | 2 | |
История создания романа «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Обломов – это сущность, характер, судьба. Прошлое и будущее России Решение автором проблемы любви в романе. | 1 | 2 | |
Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовка выступления на тему: Представьте, что вы – адвокат Обломова, которого суд обвиняет в тунеядстве и бездействии. Вы должны его защитить. Письменный ответ на вопрос: «На кого из двух героев (Штольца или Обломова) вы считаете себя похожим в данный момент? А на кого хотели быть похожим?» | 1 1 | ||
Тема 2.4. И.С. Тургенев. | Содержание учебного материала | ||
Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. | 1 | 2 | |
История создания романа «Отцы и дети». Глубокий смысл названия романа. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. | 1 | 2 | |
Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Особенности поэтики. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя | 1 | 2 | |
Образ Базарова. Трагическое одиночество Базарова. Идейный спор отцов и детей. Тема любви в романе. Нигилизм Базарова. | 1 | 2 | |
Споры вокруг романа. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). | 1 | 2 | |
Значение Тургенева в русской и мировой литературе. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: | |||
Письменное задание. Продолжите высказывание: «Иногда мой друг ведет себя, как Кирсанов/Базаров (указать отрицательные черты характера), но я хочу ему помочь, чтобы он изменился». Или уже помог, каким образом. Письменное задание. Ответьте, какие черты характера, по вашему мнению, помешали Евгению Базарову быть счастливым человеком. Подготовка конспекта статьи Д. Писарева «Базаров». | 1 1 1 | ||
Тема 2.5. Н.Г. Чернышевский. | Содержание учебного материала | ||
Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Трагическая судьба писателя – демократа. Жизнь - подвиг. | 1 | 2 | |
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа «Что делать?». Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. | 1 | 2 | |
Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа. | 1 | 2 | |
Тема 2.6. Н.С.Лесков. | Содержание учебного материала | ||
Н.С. Лесков Сведения из биографии. Критические статьи по творчеству Лескова | 1 | 1 | |
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | 1 | 2 | |
Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Ответьте на вопрос: «Какие чувства вызывает у меня Иван Флягин, главный герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»?» | 1 |
Тема 2.7. М.Е. Салтыков-Щедрин. | Содержание учебного материала | ||
Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. | 1 | 2 | |
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. | 1 | 2 | |
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. | 1 | 2 | |
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовить анализ одной сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (по выбору). | 1 | ||
Тема 2.8. Ф.М. Достоевский | Содержание учебного материала | ||
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение Достоевского. | 1 | 2 | |
Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. | 1 | 2 | |
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин инравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. | 1 | ||
Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». | 1 | ||
«Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. | 1 | 2 | |
Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев и др.). | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: | ||||||||
Составить сопоставительную таблицу «Факты из жизни Ф.М.Достоевского и черты характера, сформированные под их влиянием» Письменный ответ на вопрос: «Какие аргументы я бы использовал(а), чтобы отговорить Раскольникова от убийства старухи?» Работа с критической литературой (составление конспекта статьи Н.Страхова о романах Ф.М.Достоевского). | 1 1 1 | |||||||
Тема 2.9. Л.Н. Толстой. | Содержание учебного материала | |||||||
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. | 1 | 2 | ||||||
«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. | 1 | 2 | ||||||
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». | 1 | 2 | ||||||
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Авторский идеал семьи. | 1 | 1,2 | ||||||
«Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. | 1 | 2 | ||||||
Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. | 1 | 2 | ||||||
Толстой о причинах войны Война 1812 года. Патриотизм народа. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. | 1 | 2 | ||||||
Развенчание идеи «наполеонизма». Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Идейные искания Толстого. | 1 | 2 | ||||||
Мысль семейная в романе. Семья Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. | 1 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа: | ||||||||
Письменный ответ на вопрос: «Какие факты из биографии Л.Н.Толстого произвели на меня впечатление и почему?» Письменный ответ на вопрос:«Хотел бы я быть всемирно известным человеком, о чем поначалу мечтал Андрей Болконский? Почему? Для чего?» Письменный ответ на вопрос: «Какая из семей романа кажется мне примером для подражания и почему?» Письменный ответ на вопрос: «Какая из двух исторических личностей в романе вызывает у вас восхищение и почему?» | 1 1 1 1 | |||||||
Тема 2.10. А.П. Чехов. | Содержание учебного материала | |||||||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. | 1 | 2 | ||||||
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. | 1 | 2 | ||||||
Чехов - драматург. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Особенности чеховской драматургии. | 1 | 2 | ||||||
«Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы. Старое уходящее поколение, новый хозяин и молодое поколение на страницах пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия – наш сад» - актуальность пьесы, ее проблемы в наше время. Критика о Чехове. (И. Анненский, В. Пьецух). | 1 | 2 | ||||||
Молодое поколение в пьесе. Новый хозяин имения Лопахин. Аня, Варя, Петя Трофимов. | 1 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа: | ||||||||
Подготовка презентации на тему: «Жизнь и творчество А.П.Чехова».Устное сообщение на тему: «Философия жизни А.П.Чехова» Устный анализ одного из рассказов А.П.Чехова. Выполнение тестовых заданий по разделу 2. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 1 1 | |||||||
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века. | 8 | |||||||
Тема 3.1. Поэзия второй половины XIX века. | Содержание учебного материала | |||||||
Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. | 1 | 1,2 | ||||||
Тема 3.2. Ф.И. Тютчев. | Содержание учебного материала | |||||||
Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. | 1 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа: | ||||||||
Подготовка сообщения и презентации о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. | 1 | |||||||
Тема 3.4. А.А. Фет. | Содержание учебного материала | |||||||
Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики. | 1 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа: | ||||||||
Подготовка сообщения о жизни и творчестве А.А.Фета. | 1 | |||||||
Тема 3.5. А.К. Толстой. | Содержание учебного материала | |||||||
Жизненный и творческий путь. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. Многожанровость наследия. Сатирическое мастерство. | 1 | 2 | ||||||
Тема 3.6. Н.А.Некрасов | Содержание учебного материала | |||||||
Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. | 1 | 2 | ||||||
Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. | 1 | 2 | ||||||
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. | 1 | 2 | ||||||
Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова. | 1 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа: | ||||||||
Подготовить устный анализ стихотворения Н.А.Некрасова (на выбор) Письменный ответ на вопрос: «Кому, на мой взгляд, хорошо живется в России?» Выполнение тестовых заданий по разделу 3. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 1 1 | |||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | ||||||||
Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | 10 | |||||||
Тема 4.1. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | Содержание учебного материала | |||||||
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). | 1 | 2 |
Тема 4.2. И.А. Бунин. | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики. | 1 | 2 | |
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовка презентацию на тему «Жизнь и творчество И.А.Бунина» Выполнение анализа любого рассказа И.А.Бунина о любви. (согласно предложенному плану) | 1 1 | ||
Тема 4.3. А.И. Куприн. | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. | 1 | 2 | |
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный ответ на вопрос: «Как бы я поступил на месте Желткова? Что ему следовало бы сделать вместо самоубийства?» | 1 | ||
Тема 4.4. Серебряный век русской поэзии. | Содержание учебного материала | ||
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай, Н.А.Клюев, С.А.Есенин и др. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия (общая характеристика направлений). | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовка сообщений об одном литературном направлении в поэзии ХХ века (на выбор: Акмеизм, Футуризм, Символизм, и др.) | 1 | ||
Тема 4.5. Максим Горький | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. | 1 | 2 | |
Пьеса «На дне» (обзор с чтением фрагментов). Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный ответ на вопрос: «Какой из героев вызывает у меня жалость/уважение/пренебрежение/восхищение? Почему?» Работа с критической литературой (составление конспекта статьи М.Горького «Неопубликованные письма»). | 1 1 | ||
Тема 4.6. А.А.Блок | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. | 1 | 2 | |
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный анализ стихотворения А.А.Блока (по выбору). Выполнение тестовых заданий по разделу 4. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 1 | ||
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов | 6 | ||
Тема 5.1. Особенности развития литературы 1920-х годов | Содержание учебного материала | ||
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. | 1 | 2 |
Тема 5.2. В.В.Маяковский | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. | 1 | 2 | |
Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
«Нарисовать» стихотворение В.Маяковского (по выбору) | 1 | ||
Тема 5.3. С.А.Есенин | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный ответ на вопрос: «Какие факты из жизни С.Есенина вызывают у меня сочувствие?» Дифференцированное письменное задание: Для юношей: «Какое стихотворение С.Есенина я бы прочел девушке на первом свидании? Почему?» Для девушек: «Какое стихотворение С.Есенина мне бы хотелось услышать от возлюбленного в качестве признания в любви? Почему» | 1 1 | ||
Тема 5.4. А.А.Фадеев | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. | 1 | 2 | |
Психологическая глубина изображения характеров в романе «Разгром». Революционная романтика. Полемика вокруг романа. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Выполнение тестовых заданий по разделу 5. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 |
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов | 14 | ||
Тема 6.1. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов | Содержание учебного материала | ||
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. | 1 | 2 | |
Тема 6.2. М.И.Цветаева | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовить устный анализ стихотворения М.И.Цветаевой (на выбор) | 1 | ||
Тема 6.3. О.Э.Мандельштам | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама. | 1 | 2 | |
Тема 6.4. Андрей Платонов | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). | 1 | 2 | |
Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | 1 | 2 | |
Тема 6.5. И.Э. Бабель | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. | 1 | 2 |
Тема 6.6. М.А.Булгаков | Содержание учебного материала | ||
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. | 1 | 2 | |
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. | 1 | 2 | |
Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Работа в парах. Подготовить устное аргументированное выступление на тему: 1) Почему Воланд и его свита являются олицетворением зла? 2) Почему Воланд и его свита не являются олицетворением зла? | 1 | ||
Тема 6.7. А.Н.Толстой | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» (обзор с чтением и анализом фрагментов). Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Художественное своеобразие романа. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Написать мини-сочинение на тему: «Мое отношение к Петру I как к личности». | 1 | ||
Тема 6.8. М.А.Шолохов | Содержание учебного материала | ||
Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. | 1 | 2 | |
Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. | 1 | 2 | |
Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. | 1 | 2 | |
Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: | |||
Письменный ответ на вопрос: «С какой из женщин Григорию следовало остаться и почему?» Выполнение тестовых заданий по разделу 6. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 1 | ||
Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 4 | ||
Тема 7.1. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Содержание учебного материала | ||
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Произведения первых послевоенных лет. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовить сообщение по теме: «Поэзия периода Великой Отечественной войны ипервых послевоенных лет» | 1 | ||
Тема 7.2. А.А.Ахматова | Содержание учебного материала | ||
Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Устное выступление-анализ стихотворения А.Ахматовой (по выбору). | 1 | ||
Тема 7.3. Б.Л.Пастернак | Содержание учебного материала | ||
Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. | 1 | 2 | |
Роман «Доктор Живаго» (обзор с чтением фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Особенности композиции Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: | |||
Подготовка к дискуссии на тему: «Как я отношусь к жизненной позиции Б.Пастернака?» Выполнение тестовых заданий по разделу 7. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 1 | ||
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | 13 | ||
Тема 8.1. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | Содержание учебного материала | ||
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: | |||
Сообщение на тему: Журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», их позиция». Подготовка докладов по произведениям В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, В.Белова (по выбору обучающегося) | 1 1 | ||
Тема 8.2. Творчество писателей-прозаиков в 1950 – 1980-е годы | Содержание учебного материала | ||
Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. | 1 | 2 | |
Проблематика произведений В.Шаламова. Надгробное слово», «Крест». | 1 | 2 | |
Проза В.Распутина. «Прощание с Матерой». | 1 | 2 | |
Тема 8.3. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы | Содержание учебного материала | ||
Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. | 1 | 2 | |
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. | 1 | 2 | |
Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. | 1 | 2 | |
Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. | 1 | 2 | |
Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: | |||||
Подготовка выразительного чтения стихотворения Б.Окуджавы, Н.Рубцова (по выбору) | 1 | ||||
Тема 8.4. Драматургия 1950—1980-х годов | Содержание учебного материала | ||||
Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). | 1 | 2 | |||
Тема 8.5. А.Т.Твардовский | Содержание учебного материала | ||||
Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. | 1 | 2 | |||
Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Произведение лиро-эпического жанра. Поэма «За далью — даль». | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа: | |||||
Напишите письмо солдату перед боем, который может оказаться последним (по теме: «Лирика А.Т.Твардовского. Тема войны и памяти»). | 1 | ||||
Тема 8.6.А.И.Солженицын | Содержание учебного материала | ||||
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». | 1 | 2 | |||
Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа: | |||||
Подготовить вопросы по содержанию рассказа А.Солженицына «Матренин двор». | 1 | ||||
Тема 8.7 А.В.Вампилов | Содержание учебного материала | ||||
Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». | 1 | 2 | |||
Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа: | |||||
Письменный ответ на вопрос: «Кто из героев пьесы А.Вампилова больше всех вызывает у меня симпатию? Почему?» Выполнение тестовых заданий по разделу 8. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 1 | ||||
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) | 1 | ||||
Тема 9.1 Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) | Содержание учебного материала | ||||
Три волны эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в творчестве писателей русского зарубежья. | 1 | 2 | |||
Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | 4 | ||||
Тема 10.1. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов | Содержание учебного материала | ||||
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. | 1 | 2 | |||
Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. | 1 | 2 | |||
Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. | 1 | 2 | |||
Своеобразие художественной манеры В.Маканина в рассказе «Где сходилось небо с холмами». | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа: | |||||
Выполнение тестовых заданий по разделу 10, по курсу литературы. Подготовка к дифференцированному зачету. | 2 | ||||
Дифференцированный зачет. | 2 | ||||
Всего | 117 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) | |
Введение | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. | |
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. | |
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание. | |
Поэзия второй половины XIX века | Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре. | |
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа. |
Особенности развития литературы 1920-х годов | Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом. |
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа. |
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения. |
Особенности развития литера- туры 1950—1980-х годов | Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана. |
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) | Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений. |
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУПБ.02 ЛИТЕРАТУРА
Освоение программы учебной дисциплины «Литература» организовано в учебном кабинете колледжа, реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, в котором имеется возможность обеспечения свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Литература» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Литература» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
- Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014.
- Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
- Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
- Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.
- Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
- Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
- Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
- Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б. А. Ланина — М., 2014.
- Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
- Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.
- Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
- Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
14. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
15. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
- Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014.
- Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
- Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. — М., 2011.
- Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.
- Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.
- Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
- Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.
- Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
- Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
- www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
- www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло- педия Кругосвет»).
- www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
- www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 "ЛИТЕРАТУРА" создана для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьют...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОУПБ.01 Русский язык
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательн...
рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"
рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.2 Литература
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную програм...