«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»
учебно-методический материал по теме
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
Без правильной, ясной и грамотной речи невозможны полноценное общение и сотрудничество. У ребенка, который неправильно говорит, возникает множество проблем при формировании системы коммуникативных универсальных учебных действий з задачи жизненно важной и трудной, поскольку предусматривает вербальное общение, к которому дети зачастую оказываются неподготовленными.
Личностные проблемы, осознание и переживание собственного дефекта усугубляют коммуникативную некомпетентность.
В соответствии с требованиями нового ФГОС коррекционная работа с детьми данной категории должна быть направлена на оказание им помощи в устранении недостатков в речевом недоразвитии, освоении школьной программы и их интеграции в образовательном учреждении с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx | 31.45 КБ |
111.ppt | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, вступивший в силу с 2011 года, предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.
Стандарт второго поколения выделяет 4 вида универсальных учебных действий:
• Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно –эстетического оценивания);
• Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
• Познавательные (общеучебные, логические и знаково –символические);
• Коммуникативные.
Все вместе они обеспечивают формирование важнейшей компетенции личности – умение учиться. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Одной из особенностей универсальных учебных действий является их
универсальность, которая проявляется в том, что они
− носят надпредметный, метапредметный характер;
− обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
− обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
− лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
− обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
У младших школьников с речевым недоразвитием, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:
- Дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
- Ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
- Неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
- Нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
- Замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
- Психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник, недостаточные развитие навыков и сформированность произвольности в общении и деятельности;
- Нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией ( он говорит только о своем, слышит только себя).
В соответствии с требованиями нового ФГОС коррекционная работа с детьми данной категории должна быть направлена на оказание им помощи в устранении недостатков в речевом недоразвитии, освоении школьной программы и их интеграции в образовательном учреждении с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Принципы коммуникативной направленности обучения:
- речевая направленность (обучение через общение);
- функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
- ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
- новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
- принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
- личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.
К основным функциям универсальных учебных действий относятся:
− обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
− создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
− обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
− потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
− владение определенными вербальными и невербальными средствами
общения;
− позитивное отношение к процессу сотрудничества;
− ориентация на партнера по общению;
− умение слушать собеседника.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
− коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
− коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
− коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Диагностика уровня развития речи и коммуникативных умений у младших школьников
Недостатки развития речи у детей выявляются с помощью логопедической диагностики и протоколируются в речевой карте.
Наблюдение за деятельностью ребенка дает представление об уровне сформированности коммуникативных навыков. Необходимо обратить внимание:
- На поведение ребенка при вступлении в контакт(сразу, после вопроса, имеются ли признаки аутизма);
- Состояние связной речи (составление рассказа – владеет ли навыком, справляется с помощью взрослого);
- Уровень самостоятельности выполнения задания (самостоятельно, использует помощь, не справляется);
- Степень развернутости высказываний (количество слов во фразах);
- Точность высказываний по теме;
- Умение отделять главное от второстепенного;
- Связность высказываний (при составлении предложений в рассказах), последовательность (расположение частей рассказа) и логичность (соблюдение временной и логической последовательности);
- Уровень сформированности лексического запаса ( его ограниченность);
- Уровень сформированности грамматического строя речи (наличие аграмматизмов).
На основе данных логопедического обследования строится коррекционно – развивающая программа, которая включает задачи по формированию и развитию коммуникативных учебных действий у детей.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять младших школьников в определенные группы с учетом видов речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу.
Комплексное исследование связной монологической речи позволяет получить дополнительные данные о степени готовности детей к школьному обучению и разработать индивидуальные и групповые коррекционные занятия; разработать разные по сложности задания по вариантам.
Речевое общение следует рассматривать как совокупность языковой и коммуникативной составляющих.
Коррекционное обучение предполагает решение следующих задач:
- Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;
- Развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь;
- Обогащать пассивный и активный словарь;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи (в частности диалогическую речь);
- Учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);
- Обучать творческому рассказыванию;
- Формировать осознание языковой действительности;
- Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух; Формировать интонационную выразительность.
Основные этапы работы:
1. Обогащение и пополнение пассивного и активного словаря.
2. Обучение связности высказывания;
3. Отработка умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания;
4. Формирование умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделять общее и различия;
5. Сообщение о признаках предмета или явления (описание);
6. Сообщение о действии и его развитии (повествование);
7. Сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение);
8. Составление рассказов : по серии картинок, по заданному плану, на заданную тему;
9. Диалог;
10. Стили речи (разговорный, книжный)
Задания для формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
Виды универсальных действий:
Коммуникативные Универсальные действия
Критерии оценивания
- Умение допускать возможность иной точки зрения.
- Умение принимать и учитывать позицию собеседника.
- Умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителями и сверстниками.
- Умение адекватно передавать информацию в речи, владение монологической и диалогической речью.
Типовые задания действия
Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре) 7 лет.
Задание: «Сочинение сказки по кругу» (работа обучающихся всего класса совместно с учителем) 8-10 лет.
Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре). Возраст: 7 лет.
Цель: Формирование коммуникативных действий.
Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь, подбор соответствующего слова к каждой картинке.
Картинки: Мак, сом, кот, рыба, окно, часы, петух.
Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: обучающиеся не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.
2. Средний уровень: обучающимися достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: обучающиеся достигают взаимопонимания в процессе активного диалога, обмениваются необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности, проверяют результат своей работы.
Задание: «Сочинение сказки по кругу» (совместно с учителем)
Цель: Формирование коммуникативных действий. Возраст: 8 – 10 лет.
Описание задания: обучающиеся всего класса по очереди придумывают по одному предложению, продолжающему сюжет сказки, учитель направляет деятельность обучающихся, указывает на нарушения.
Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: обучающиеся не учитывают мнение одноклассников, не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.
2. Средний уровень: обучающиеся понимают возможность разных точек зрения и допускают, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не могут обосновать своё мнение.
3. Высокий уровень: обучающиеся активно обсуждают возможные варианты развития событий в сказке, следят за реализацией принятого замысла.
Список литературы:
- Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.Академический проект, 2008.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. №6.
- Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
- Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда / Ред.-сост. В. И. Селиверстов. М., 1987.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
- Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение». 2009.
- Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. г. Асмолова. М., 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Выступление на методическом совещании по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ"
Выступление на методическом совещании о формировании познавательных универсальных учебных действий при изучении георграфии....
Курсовая работа: «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий».
Курсовая работа: «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий»....
Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...
Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях
Речевому развитию детей способствуют, в частности, логопедические занятия. Но, в основном, эта работа не требует особого времени, поскольку может проводиться на всех уроках, так как речь — это н...
Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...