«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»
учебно-методический материал по теме

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.

Общеобразовательная  школа  должна  формировать  целостную  систему  универсальных  знаний,  умений,  навыков,  а  также  опыт  самостоятельной  деятельности  и  личной  ответственности  обучающихся,  то  есть  ключевые  компетенции,  определяющие  своевременное  качество  образования,  не  маловажная  роль  в  этом  отводится  начальной  школе.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. 

Без правильной, ясной и грамотной речи невозможны полноценное общение и сотрудничество. У ребенка, который неправильно говорит, возникает множество проблем при формировании системы  коммуникативных универсальных учебных действий з задачи жизненно важной и трудной, поскольку предусматривает вербальное общение, к которому дети зачастую оказываются неподготовленными.

Личностные проблемы, осознание и переживание собственного дефекта усугубляют коммуникативную некомпетентность.

В соответствии с требованиями нового ФГОС коррекционная работа с детьми данной категории должна быть направлена на оказание им помощи в устранении недостатков  в речевом недоразвитии, освоении школьной программы и их интеграции в образовательном учреждении с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx31.45 КБ
Office presentation icon 111.ppt394 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, вступивший в силу с 2011 года, предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Совершенствование методов обучения в  Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, логического  мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  предлагает  формировать  коммуникативные  универсальные  учебные  действия  для  адаптации  ребенка  в  социуме.

Стандарт второго поколения выделяет 4 вида универсальных учебных действий:

• Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно –эстетического оценивания);

• Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

•  Познавательные (общеучебные, логические и знаково –символические);

•  Коммуникативные.

Все вместе они обеспечивают формирование важнейшей компетенции личности – умение учиться. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

           В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
          В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

        Одной из особенностей универсальных учебных действий является их

универсальность, которая проявляется в том, что они

− носят надпредметный, метапредметный характер;

− обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

− обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

− лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

− обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

К  коммуникативным  умениям,  формируемым  в  младшем  школьном  возрасте  относятся:

• планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками  —  определение  целей,  функций  участников,  способов  взаимодействия;

• постановка  вопросов  —  инициативное  сотрудничество  в  поиске  и  сборе  информации;

• разрешение  конфликтов  —  выявление,  идентификация  проблемы,  поиск  и  оценка  альтернативных  способов  разрешения  конфликтов,  принятие  решения  и  его  реализации;

• управление  поведением  партнера  —  контроль,  коррекция,  оценка  его  действий;

• умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации;

• владение  монологической  и  диалогической  формами  речи  в  соответствии  с  грамматическими  и  синтаксическими  нормами  родного  языка.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

У младших школьников с речевым недоразвитием, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:

  • Дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
  • Ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
  • Неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
  • Нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
  • Замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
  • Психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник, недостаточные развитие навыков и сформированность произвольности  в общении и деятельности;
  • Нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией ( он говорит только о своем, слышит только себя).

В соответствии с требованиями нового ФГОС коррекционная работа с детьми данной категории должна быть направлена на оказание им помощи в устранении недостатков  в речевом недоразвитии, освоении школьной программы и их интеграции в образовательном учреждении с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Принципы коммуникативной направленности обучения:

  • речевая направленность (обучение через общение);
  • функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
  • новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);
  • принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
  • личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.

К основным функциям универсальных учебных действий относятся:

− обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

− создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

− обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и  социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

− потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

− владение определенными вербальными и невербальными средствами

общения;

− позитивное отношение к процессу сотрудничества;

− ориентация на партнера по общению;

− умение слушать собеседника.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

− коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

− коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

− коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Диагностика уровня развития речи и коммуникативных умений у младших школьников

        Недостатки развития речи у детей выявляются с помощью логопедической диагностики и протоколируются в речевой карте.

Наблюдение за деятельностью ребенка дает представление об уровне сформированности коммуникативных навыков. Необходимо обратить внимание:

  • На поведение ребенка при  вступлении в контакт(сразу, после вопроса, имеются  ли признаки аутизма);
  • Состояние связной речи (составление рассказа – владеет ли навыком, справляется с помощью взрослого);
  • Уровень самостоятельности выполнения задания (самостоятельно, использует помощь, не справляется);
  • Степень развернутости высказываний (количество слов во фразах);
  • Точность высказываний по теме;
  • Умение отделять главное от второстепенного;
  • Связность высказываний (при составлении предложений в рассказах), последовательность (расположение частей рассказа) и логичность (соблюдение временной и логической последовательности);
  • Уровень сформированности лексического запаса ( его ограниченность);
  • Уровень сформированности грамматического строя речи (наличие аграмматизмов).

На основе данных логопедического обследования строится коррекционно – развивающая программа, которая включает задачи по формированию и развитию коммуникативных учебных действий у детей.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять младших школьников в определенные группы с учетом видов речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу.

Комплексное исследование связной монологической речи позволяет получить дополнительные данные о степени готовности детей к школьному обучению и разработать индивидуальные и групповые коррекционные занятия; разработать  разные по сложности задания по вариантам.        

Речевое общение следует рассматривать как совокупность языковой и коммуникативной составляющих.

Коррекционное обучение предполагает решение следующих задач:

  • Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;
  • Развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь;
  • Обогащать пассивный и активный словарь;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи (в частности диалогическую речь);
  • Учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);
  • Обучать творческому рассказыванию;
  • Формировать осознание языковой действительности;
  • Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух; Формировать интонационную выразительность.

Основные этапы работы:

1. Обогащение и пополнение пассивного и активного словаря.

2. Обучение связности высказывания;

3. Отработка умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания;

4. Формирование умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделять общее и различия;

 5. Сообщение о признаках предмета или явления (описание);

6. Сообщение о действии и его развитии (повествование);

7. Сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение);

8. Составление рассказов : по серии картинок, по заданному плану, на заданную тему;

9. Диалог;

10. Стили речи (разговорный, книжный)

Задания для формирования универсальных учебных действий в начальной школе.          

Виды универсальных действий:        

Коммуникативные Универсальные действия

Критерии оценивания

  • Умение допускать возможность иной точки зрения.
  • Умение принимать и учитывать позицию собеседника.
  • Умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителями и сверстниками.
  • Умение адекватно передавать информацию в речи, владение монологической и диалогической речью.        

Типовые задания действия                

Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре) 7 лет. 

Задание: «Сочинение сказки по кругу» (работа обучающихся всего класса совместно с учителем) 8-10 лет.

Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре). Возраст: 7 лет.

Цель: Формирование коммуникативных действий.

Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь, подбор соответствующего слова к каждой картинке.

Картинки: Мак, сом, кот, рыба, окно, часы, петух.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: обучающиеся не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.

2. Средний уровень: обучающимися достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: обучающиеся достигают взаимопонимания в процессе активного диалога, обмениваются необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности, проверяют результат своей работы.

Задание: «Сочинение сказки по кругу» (совместно с учителем)

Цель: Формирование коммуникативных действий. Возраст: 8 – 10 лет.

Описание задания: обучающиеся всего класса по очереди придумывают по одному предложению, продолжающему сюжет сказки, учитель направляет деятельность обучающихся, указывает на нарушения.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: обучающиеся не учитывают мнение одноклассников, не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.

2. Средний уровень: обучающиеся понимают возможность разных точек зрения и допускают, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не могут обосновать своё мнение.

3. Высокий уровень: обучающиеся активно обсуждают возможные варианты развития событий в сказке, следят за реализацией принятого замысла.  

Список  литературы:

  1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.Академический проект, 2008.
  3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. №6.
  4. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
  5. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда / Ред.-сост. В. И. Селиверстов. М., 1987.
  6. Истратова  О.Н.  Практикум  по  детской  психокоррекции:  игры,  упражнения,  техники  [Текст]  /  О.Н.  Истратова.  —  Изд.  4-е.  —  Ростов  н/Д:  Феникс,  2010.
  1. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
  2. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение». 2009.
  3. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. г. Асмолова. М., 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...

Выступление на методическом совещании по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ"

Выступление на методическом совещании о формировании познавательных универсальных учебных действий при изучении георграфии....

Курсовая работа: «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий».

Курсовая работа: «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий»....

Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"

Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...

Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях

Речевому развитию детей способствуют, в частности, логопедические занятия. Но, в основном, эта работа не требует особого времени, поскольку может проводиться на всех уроках, так как речь — это н...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...