Анатомия и физиология лимфатической системы
методическая разработка
Актуальность теоретического занятия на тему «Анатомия и физиология лимфатической системы» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на лимфатическую систему в частности, так и на ее роль в функционировании целостного организма.
Цель работы: обобщение ранее изученного материала по разделу «Лимфатической система» по принципу «от частного к общему».
В этой связи были поставлены следующие задачи:
1.на основании предварительно изученных разделов «Основы цитологии», «Сердечнососудистая система», «Система крови», «Органы иммуногенеза», «Система крови», элементы «Частной эмбриологии и гистологии» проанализировать закономерности строения и физиологии гемомикроциркуляторного русла (ГМЦР), образования тканевой жидкости, законов гемодинамики, топографии и иннервации и морфологии лимфатических узлов протоков;
2. отметить особенности топографии органов лимфатической системы в грудной и брюшной полостях, области головы и шеи;
3. акцентировать внимание на морфологию полых и паренхиматозных органов системы;
4. отметить положение органов системы по отношению к брюшине;
5.определить филогенетические и онтогенетические закономерности развития органов;
6. обосновать гистологические особенности органов в связи с их функциями;
7. Определить «функциональные комплексы» и аргументировать принятое решение;
8. использовать русскую, латинскую и греческую терминологию по назначению;
9. продемонстрировать многообразие деятельности лимфатической системы путем заполнения обобщающей таблицы №1 «Физиология лимфообразования» (см. Приложение);
10. Рационально использовать полученные знания с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatomiya_i_fiziologiya_limfaticheskoy_sistemy.docx | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»
_____________________________________________________________________________
Теоретическое занятие по теме
Анатомия и физиология лимфатической системы
Методическое пособие для преподавателей
по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»
для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1
ЦМК общепрофессиональных дисциплин
Разработано:
Анненковой О.М.
Санкт-Петербург
2019 год
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ | Название этапа занятия | Описание деятельности (Содержание, формы и методы) | Цель деятельности (методич. обоснование) | Время примерное | Оснащ. | |
(Дидактическая структура занятия | преподавателя | студентов | ||||
1 | Организационный момент | Приветствие, проверка присутствующих | Староста докладывает об отсутствующих студентах | Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия | 1мин. | Журнал группы |
Мотивация учебной деятельности студентов | Активизирует внимание студ.на сущности и социальной значимости темы в соответствии с изучаемыми компетенциями | Подготовка к выполнению поставленного педагогом задания | Наличие рабочей тетради | |||
Обоснование темы занятия | Беседа со студентами о социальной значимости темы. .Преподаватель записывает задачи занятия на доске. | Студенты слушают преподавателя и записывают тему и задачи занятия | Показать практическую значимость для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление | 2 мин | Доска, мел | |
цели занятия | Сформировать гражданскую и профессиональную позицию студента в соответствии с компетенциями. | Формируют заданные позиции. | Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии, формирование целенаправленности, активизация познавательной деятельности | 2мин. | Презентация, Таблицы. | |
2 | Актуализация опорных знаний | Задает вопросы в устной форме. | Отвечают на вопросы преподавателя и обсуждают ошибки. | Выяснение готовности группы к занятию и формирование единого исходного уровня знаний Реализация межпредметных связей. | 20 мин. | Конспекты, учебник, журнал. Презентация, Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки. |
контроль исходного уровня знаний на протяжении занятия. | ||||||
3 | Систематизация знаний умений и навыков. Изложение обобщающего материала с одновременным заполнением таблицы №1 (самостоятельно). | Поясняет правила заполнения и цель заполнения таблицы. Раздает Приложение №1. Наблюдение оперативная обратная связь, предупреждение ошибок, подбадривание, одобрение, похвала, индивидуальная помощь | Студенты слушают преподавателя и одновременно заполняют таблицу №1 самостоятельно. | Определение ориентиров к предстоящей деятельности. Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия. Стимулирование познавательной деятельности студентов, формирование самостоятельности, профессиональной этики, норм общения, ответственности | 50мин. | Карта самост. Работы (Приложение №1) Тетради. Презентация, Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки. |
4 | Закрепление изученного материала. | Проводит заключительный контроль | Закрепление изученного материала. | 13 мин. | Задание (Приложение №2) Тетради. | |
Заключительный контроль | Раздает задания (Приложение №2). Проверяет | Выполняют задания. Отвечают на вопросы (Приложение №2) | Определение уровня усвоения и достижения целей занятия, формирование ответственности, освоение компетенций | Журнал | ||
5 | Домашнее задание | Определяет тему следующего Занятия. | Записывают домашнее задание Глава 10, с.267-283. | Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки | 2мин. | Тетради |
6 | Подведение итогов | Выставляет оценки в журнал | Слушают оценки | Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого | 5 мин. | Журнал |
9.0 УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИИ
№ | этапы работы | Формируемые компетенции | Способы выполнения (описываются ориентировочные основы действий или ссылка на алгоритмы) | вопросы для самоконтроля |
Определение целей и задач | ОК 1 | Знакомятся с презентацией. | Определяют значимость темы | |
Систематизация знаний и умений | ОК 1 ПК 4.7. ПК 4.8 | Систематизируют материал в виде конспекта и таблицы. | Устные вопросы и заполнение таблицы. (Приложение №1). | |
Предварительный контроль | ОК 12. | План ответа по разделам темы. | Устные вопросы, (Презентация). | |
Выполняют самостоятоятельную работу | ОК12. ПК 4.7. | Заполнение таблицы №1 (Приложение №1). | Заполнение таблицы №1 «Физиология лимфообразования».. | |
Закрепление изученного материала | ОК.1 ОК.12 ПК.4.7 ПК.4.8 | Выполнение итогового контроля письменно. | Итоговый контроль (Приложение №2). |
10.0 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В критерии оценки уровня подготовки студента по теме занятия входит:
- уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;
- уровень теоретических знаний, продемонстрированных студентом при выполнении заключительных заданий;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.
Результаты достижений студентов в устной и письменной форме по теме оцениваются за каждый вид заданий: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" , "неудовлетворительно"
Отметка «5» (отлично) ставится, если студент:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить задание на практике, привести необходимые примеры;
3) Излагает материал последовательно и правильно.
Отметка «4» (хорошо) ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в последовательности излагаемого.
Отметка «3» (удовлетворительно)ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий.
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Во время прослушивания раздела лекции о функциях органов пищеварительной системы, необходимо заполнить таблицу №1.
Задания.
- Озаглавить таблицу.
- Подписать группу, курс и Ф.И.О. студента.
- Заполнить ячейки аккуратно, печатными буквами с читабельными сокращениями ручкой с тонким стержнем.
Цель: установить особенности строения лимфы и лимфатических сосудов.
Задача: провести сравнительный анализ лимфы и лимфатических сосудов с кровью, с кровеносными сосудами, заполнить таблицу:
КРИТЕРИИ | КРОВЬ | ЛИМФА |
1. Цвет 2. Состав а. химические б. клеточные 3. Свертываемость | ||
КРИТЕРИИ | КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ | ЛИМФАТИЧЕСКИЕ СОСУДЫ |
1. Строение 2. Направление движения содержимого 3. Наличие клапанов |
Приложение 3.Итоговый контроль.
Задание 1.Выполнить в письменном виде задания
Цель: с помощью графических изображений (схема 1, график 1) установить механизм образования лимфы и выполните задания:
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Лимфатическое русло является дополнительным к:
а) артериальному руслу;
б) венозному руслу.
2. Основной функцией лимфатической системы является:
а) дренаж-удаление из тканей избытка межклеточной жидкости;
б) газообмен;
в) поддержка кислотно-щелочного равновесия.
3. Лимфа как составляющая внутренней среды организма образуется в результате:
а) разницы гидростатического давления в кровеносных капиллярах и тканевой жидкости;
б) разницы гидростатического и онкотического давления в крови и тканях.
Б. Закончите предложения:
1. Уровень гидростатического давления в капиллярах (способствует, препятствует) образованию лимфы. Повышение онкотического давления (способствует, препятствует) образованию лимфы.
2. Онкотическое давление на артериальном участке сосуда (максимальное) равно……………, а на венозном участке сосуда (минимальное) равно……........
(при оформлении ответа воспользуйтесь показателем РОК предложенного графика).
Обозначения:
Ргк – гидростатическое давление в капилляре;
Ргт – гидростатическое давление тканевой жидкости;
Рок и Рот – онкотическое давление в капилляре и тканевой жидкости;
Рэфф – эффективное трансмуральное фильтрационное давление;
Ро – суммарное онкотическое давление;
Сб – концентрация белков в интерстициальной жидкости около артериального и около венозного концов капилляра.
Для упрощения схемы принято, что Рок и Рот одинаковы на всем протяжении капилляров.
Числа в процентах отражают относительный объем тканевой жидкости, который в норме реабсорбируется в капилляры (90%), а также удаляется по лимфатическим сосудам (10%).
Задание 2
Цель: установить взаимосвязь между составляющими лимфатической системы. Задание предполагает предварительное изучение материала учебных пособий: «Физиология» (под ред. профессора С.А. Георгиевой, 1986 г. Глава III, стр. 102-109) и «Атлас нормальной анатомии человека» (В.Я. Липченко, Р.П. Самусев, 1988 г., стр. 168-169).
Задача: расположить в правильном порядке звенья лимфатической системы:
1. Лимфатические капилляры.
2. Межклеточное пространство тканей.
3. Грудной и шейный лимфатические потоки.
4. Верхняя и нижняя полые вены.
5. Региональные лимфатические узлы.
6. Правое предсердие.
7. Крупные лимфатические сосуды.
Задание 3
Цель: обобщить изученный материал.
Задача: проанализировав выполненные задания 1-3 составить кластер.
Приложение 3
Конспект практического занятия по теме
«Лимфатическая система человека»
Лимфатическая система относится к циркуляторным структурам организма человека. В этом смысле она выполняет функцию транспортировки лимфы. Лимфа-древнейшая жидкостная субстанция организма, совместно с кровью и тканевой жидкостью образует внутреннюю среду организма. Относительное постоянство внутренней среды организма называется гомеостаз. Количественный показатель гомеостаза рН=7.4.В этом случае в клетках отмечаются оптимальные показатели метаболизма, то есть обмена веществ. Любые изменения рН приводят к дистрофическим процессам в клетках и их гибели.Филогенетически лимфатической системе организма предшествовали межклеточное вещество тканей, полостная жидкость круглых червей, гемолимфа кольчатых червей. То есть лимфа имеет более древнее происхождение, чем кровь.
У высокоразвитых животных, к которым относится и человек, лимфатическая система является; 1) замкнутой дополнительной ветвью венозного русла большого круга кровообращения, выполняющей дренажную функцию; 2) частью иммунной системы человека.
Лимфа и лимфообразование. Образованию лимфы способствует увеличение гидростатического давления и уменьшение онкотического давления в артериальной части капилляра. На артериальном участке капилляра при этом максимальное онкотическое давление, равное 30 мм рт. столба, а на венозном участке минимальное, равное 15 мм рт. ствола. Разница давлений способствует диапедезу плазмы крови в ткани. В результате метаболизма тканевая жидкость совместно с продуктами метаболизма образует лимфу. Лимфа - бесцветная жидкость, представленная лимфоплазмой и форменными элементами. На первых этапах образуется из тканевой жидкости, не поступающей в венозное кровеносное русло (10%) ввиду низкого давления в тканях. Так как она поступает из наиболее удаленных от кровеносных капилляров участков ткане1, ее химический состав иной, чем плазмы крови. Так, меньшее количество воды (95%), большая плотность (1,026). Большее количество белка (3,0-50,0 г/л), жира (0.4-0,9%), катионы К (0.8-2.0 г/л), Ca (0.01-0,1 г/л) Na(1,0-2,0 г/л). Следовательно. повышается вязкость (по отношению к воде) – 1.7-2.0. Помимо этого, в случаях патологических нарушений в составе лимфы оказываются такие клеточные элементы, как бактерии, бактериальные яды, цисты простейших, споры грибов, яйца и личинки глистов, метастазирующие скопления опухолей. Они попадают в лимфатические капилляры, межклеточные пространства которых больше, чем таковые в венозных капиллярах, которые не имеют базальной мембраны и шире кровеносных капилляров.. Подобно венозным капиллярам, лимфатические капилляры имеют полулунные клапаны, предотвращающие обратный ток лимфы.
Задание 1 нарисовать строение лимфатического капилляра ( Курепина и др. Атлас по анатомии. Стр. 93, рис. 61).
Пути лимфоттока; лимфатические капилляры (внутриорганные и внеорганние), лимфатические сосуды, лимфатические стволы и протоки. Капилляры образуют многочисленные сети из анастомозов, отсутствуют только в органах центральной нервной системы, глазном яблоке, внутреннем ухе, костях, поверхностных слоях кожи, волосах. Сети капилляров сливаются в сосуды, прерывающиеся в корковом веществе лиматических узлов. В мозговом веществе лимфатических узлов обнаруживаются Т-лимфоциты различных генераций. В синусах узлов лимфа обогащается лимфоцитами. (в 200 раз больше, чем в крови). Помимо лимфоцитов, в лимфатические капилляры их тканей проникают эозинофилы и моноциты крови в меньшем количестве, чем в крови. Обогащенная форменными элементами лимфа в количестве 2 л в сутки покидает лимфатический узел по коллекторному (собирательному) сосуду
Задание 2. Нарисовать строение лимфатического узла (Курепина и др. Атлас по анатомии. Стр.94. Рис.63)
В каждой анатомической части тела есть магистральный сосуд – лимфатический ствол. Имеется девять лимфатических стволов: правый и левый поясничные, парные бронхосредостенные, парные подключичные, парные яремные, непарный кишечный.
Стволы впадают в два протока: грудной и правый.
Грудной начинается на уровне Х11 грудного - !! поясничного позвонков в забрюшинном пространстве слева от нижней полой вены, впадает в левый венозный угол. Собирает 75% лимфы и имеет длину 30-41 см и 7-9 полулунных клапанов на всем протяжении.. Правый проток собирает только 25% лимфы из правых бронхосредистенного, яремного и подключичного стволов и впадает в правый венозный угол. От обоих венозных углов начинаются венозные плечеголовные сосуды, сливающиеся в верхнюю полую вену. Следовательно, 2 л влившейся в кровеносное русло лимфы возвращают в сердце удаленные с мочой и потом 2 л. Плазмы. Этот немаловажный факт обеспечивает положительный сердечный индекс, необходимый для генерации деятельности проводящей системы сердца в синусном узле (узле Киса – Флека) в правом желудочке.
Топография лимфатических узлов отдельных анатомических областей
А. Верхняя конечность: локтевые и подмышечные;
Б. Голова и шея: затылочные, сосцевидные, лицевые, околоушные, поднижнечелюстные, подбородочные
В. Грудная полость: передние и задние средрстенные, околотрахеальные, трахеобронхиальные, бронхолегочные
Г. Нижняя конечность6 подколенные, паховые.
Таз: париетальные (наружные и внутренние подвздошные, крестцовые) и висцеральные (околоматочные, околопузырные и др.),общие подвздошные, поясничные.
Полость живота: чревные, левые желудочные (в большой кривизне желудка), правые желудочные (по правой кривизне желудка), печеночные (в воротах печени), пристеночные (париетальные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные вопросы по разделу «Анатомия и физиология дыхательной системы»
Контрольные вопросы по разделу "Анатомия и физиология дыхательной системы"...
Методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся"Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы"
Данное учебное пособие "Общие вопросы анатомии и физиологии органов пищеварительной системы" содержит учебные задания и теоретические сведения для их решения в соответствии с цел...
Учебно-методический материал на тему: Контрольная работа по разделу «Анатомия и физиология дыхательной системы»
Учебно-методический материал на тему: Контрольная работа по разделу «Анатомия и физиология дыхательной системы» составлен согласно рабочей программе дисциплины. содержит тесты (3 вар...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)...
Презентация по дисциплине Анатомия и физиология человека, тема "Анатомия и физиология пищеварительной системы"
Данная презентация содержит иллюстрированный материал по строению и функции отделов пищеварительной системы. Используются обучающимся в качестве дополнительного материала...