Анатомия и физиология лимфатической системы
методическая разработка

Актуальность теоретического занятия на тему «Анатомия и физиология лимфатической системы» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на лимфатическую систему  в частности, так и на ее роль в  функционировании целостного организма.

Цель работы: обобщение ранее изученного материала по разделу «Лимфатической  система»  по принципу «от частного к общему».

В этой связи были поставлены следующие задачи:

1.на основании предварительно изученных разделов «Основы цитологии»,  «Сердечнососудистая система», «Система крови», «Органы иммуногенеза», «Система крови», элементы «Частной эмбриологии и гистологии» проанализировать закономерности строения и физиологии гемомикроциркуляторного русла (ГМЦР), образования тканевой жидкости, законов гемодинамики, топографии и  иннервации и морфологии лимфатических узлов протоков;

2. отметить особенности топографии органов лимфатической системы в  грудной и брюшной полостях, области головы и шеи;

3. акцентировать внимание на морфологию полых и паренхиматозных органов системы;

4. отметить положение органов системы по отношению к брюшине;

5.определить филогенетические и онтогенетические закономерности развития органов;

6. обосновать  гистологические особенности органов в связи с их функциями;

7. Определить «функциональные комплексы» и аргументировать принятое решение;

8. использовать  русскую, латинскую и греческую терминологию по назначению;

9. продемонстрировать многообразие деятельности лимфатической системы путем заполнения обобщающей таблицы №1 «Физиология лимфообразования» (см. Приложение);

10. Рационально использовать полученные знания с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomiya_i_fiziologiya_limfaticheskoy_sistemy.docx200 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

                                                                                                         

   

Теоретическое  занятие по теме

Анатомия и физиология лимфатической системы

Методическое пособие для преподавателей

по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»

для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1

ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Разработано:

Анненковой О.М.

Санкт-Петербург

2019 год


ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Название этапа

 занятия

Описание деятельности

(Содержание, формы и  методы)

Цель деятельности

(методич. обоснование)

Время

примерное

Оснащ.

(Дидактическая структура занятия

преподавателя

студентов

1

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих

Староста докладывает об отсутствующих студентах

Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия

1мин.

Журнал группы

Мотивация учебной деятельности студентов

Активизирует внимание студ.на сущности и социальной значимости темы в соответствии с изучаемыми компетенциями

Подготовка  к выполнению поставленного педагогом  задания

Наличие рабочей тетради

Обоснование темы занятия

Беседа со студентами о социальной  значимости темы. .Преподаватель записывает задачи занятия на доске.

Студенты слушают преподавателя и записывают тему и задачи занятия

Показать практическую значимость  для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление

2 мин

Доска, мел

цели занятия

Сформировать гражданскую и профессиональную позицию студента в соответствии с компетенциями.

Формируют  заданные позиции.

Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии, формирование целенаправленности, активизация познавательной деятельности

2мин.

Презентация,

Таблицы.

2

Актуализация опорных знаний

Задает вопросы в устной форме.

Отвечают на вопросы преподавателя и обсуждают ошибки.

Выяснение готовности группы к занятию и формирование единого исходного уровня знаний

Реализация межпредметных связей.

20 мин.

Конспекты, учебник, журнал. Презентация,

Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки.

контроль исходного уровня знаний на протяжении занятия.

3

Систематизация знаний умений и навыков.

Изложение обобщающего материала с одновременным заполнением таблицы №1 (самостоятельно).

Поясняет правила заполнения и цель заполнения таблицы. Раздает Приложение №1. Наблюдение

оперативная обратная связь, предупреждение ошибок, подбадривание, одобрение, похвала,

 индивидуальная помощь

Студенты слушают  преподавателя и одновременно заполняют таблицу №1 самостоятельно.

Определение ориентиров к предстоящей деятельности.

Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия.

Стимулирование познавательной деятельности студентов,

формирование самостоятельности, профессиональной этики, норм общения, ответственности

50мин.

Карта самост. Работы (Приложение №1)

Тетради. Презентация,

Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки.

4

Закрепление

 изученного материала.

Проводит

заключительный

контроль

Закрепление

 изученного материала.

13 мин.

Задание (Приложение №2)

Тетради.

Заключительный контроль

Раздает

задания (Приложение №2).

Проверяет

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы (Приложение №2)

Определение уровня усвоения и достижения  целей занятия, формирование ответственности, освоение компетенций

Журнал

5

Домашнее задание

Определяет тему следующего

Занятия.

Записывают домашнее задание

Глава 10, с.267-283.

Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки

2мин.

Тетради

6

Подведение итогов

Выставляет оценки в журнал

Слушают оценки

Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого

5 мин.

Журнал

9.0 УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИИ

этапы работы

Формируемые

компетенции

Способы выполнения

(описываются ориентировочные основы действий или ссылка на алгоритмы)

вопросы

для самоконтроля

Определение целей и задач

 ОК 1

Знакомятся с презентацией.

Определяют значимость темы

Систематизация знаний и умений

 ОК 1

ПК 4.7.

ПК 4.8

Систематизируют материал в виде конспекта и таблицы.

Устные вопросы и заполнение таблицы. (Приложение №1).

Предварительный контроль

ОК 12.

План ответа по разделам темы.

Устные вопросы, (Презентация).

Выполняют самостоятоятельную  работу

ОК12.

ПК 4.7.

Заполнение таблицы №1 (Приложение №1).

Заполнение таблицы №1 «Физиология лимфообразования»..

Закрепление изученного материала

ОК.1

ОК.12 ПК.4.7 ПК.4.8

Выполнение итогового контроля письменно.

Итоговый контроль (Приложение №2).

   10.0 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В критерии оценки уровня подготовки студента по теме занятия входит:

  • уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;
  • уровень теоретических знаний, продемонстрированных студентом при выполнении заключительных заданий;
  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.

Результаты достижений студентов в устной и письменной форме по теме оцениваются за каждый вид заданий: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" , "неудовлетворительно"

Отметка «5» (отлично) ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить задание на практике, привести необходимые примеры;

3) Излагает материал последовательно и правильно.

Отметка «4» (хорошо) ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в последовательности излагаемого.

Отметка «3» (удовлетворительно)ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий.

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Во время прослушивания раздела лекции о функциях органов пищеварительной системы, необходимо заполнить таблицу №1.

Задания.

  1. Озаглавить таблицу.
  2. Подписать группу, курс и Ф.И.О. студента.
  3. Заполнить ячейки аккуратно, печатными буквами с читабельными сокращениями  ручкой с тонким стержнем.

Цель: установить особенности строения лимфы и лимфатических сосудов.

Задача: провести сравнительный анализ лимфы и лимфатических сосудов с кровью, с кровеносными сосудами, заполнить таблицу:

КРИТЕРИИ

КРОВЬ

ЛИМФА

1. Цвет

2. Состав

а. химические

б. клеточные

3. Свертываемость

КРИТЕРИИ

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

ЛИМФАТИЧЕСКИЕ СОСУДЫ

1. Строение

2. Направление движения содержимого

3. Наличие клапанов

Приложение 3.Итоговый контроль.

Задание 1.Выполнить в письменном виде задания

Цель: с помощью графических изображений (схема 1, график 1) установить механизм образования лимфы и выполните задания:

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Лимфатическое русло является дополнительным к:

а) артериальному руслу;

б) венозному руслу.

2. Основной функцией лимфатической системы является:

а) дренаж-удаление из тканей избытка межклеточной жидкости;

б) газообмен;

в) поддержка кислотно-щелочного равновесия.

3. Лимфа как составляющая внутренней среды организма образуется в результате:

а) разницы гидростатического давления в кровеносных капиллярах и тканевой жидкости;

б) разницы гидростатического и онкотического давления в крови и тканях.

Б. Закончите предложения:

1. Уровень гидростатического давления в капиллярах (способствует, препятствует) образованию лимфы. Повышение онкотического давления (способствует, препятствует) образованию лимфы.

2. Онкотическое давление на артериальном участке сосуда (максимальное) равно……………, а на венозном участке сосуда (минимальное) равно……........

(при оформлении ответа воспользуйтесь показателем РОК предложенного графика).

Обозначения:

Ргк – гидростатическое давление в капилляре;

Ргт – гидростатическое давление тканевой жидкости;

Рок и Рот – онкотическое давление в капилляре и тканевой жидкости;

Рэфф – эффективное трансмуральное фильтрационное давление;

Ро – суммарное онкотическое давление;

Сб – концентрация белков в интерстициальной жидкости около артериального и около венозного концов капилляра.

Для упрощения схемы принято, что Рок и Рот одинаковы на всем протяжении капилляров.

Числа в процентах отражают относительный объем тканевой жидкости, который в норме реабсорбируется в капилляры (90%), а также удаляется по лимфатическим сосудам (10%).

Задание 2

Цель: установить взаимосвязь между составляющими лимфатической системы. Задание предполагает предварительное изучение материала учебных пособий: «Физиология» (под ред. профессора С.А. Георгиевой, 1986 г. Глава III, стр. 102-109) и «Атлас нормальной анатомии человека» (В.Я. Липченко, Р.П. Самусев, 1988 г., стр. 168-169).

Задача: расположить в правильном порядке звенья лимфатической системы:

1. Лимфатические капилляры.

2. Межклеточное пространство тканей.

3. Грудной и шейный лимфатические потоки.

4. Верхняя и нижняя полые вены.

5. Региональные лимфатические узлы.

6. Правое предсердие.

7. Крупные лимфатические сосуды.

Задание 3

Цель: обобщить изученный материал.

Задача: проанализировав выполненные задания 1-3 составить кластер.

Приложение 3

Конспект практического занятия по теме

 «Лимфатическая система человека»

Лимфатическая система относится к циркуляторным структурам организма человека. В этом смысле она выполняет функцию транспортировки лимфы. Лимфа-древнейшая жидкостная субстанция организма, совместно с кровью и тканевой жидкостью образует внутреннюю среду организма. Относительное постоянство внутренней среды организма называется гомеостаз. Количественный показатель гомеостаза рН=7.4.В этом случае в клетках отмечаются оптимальные показатели метаболизма, то есть обмена веществ. Любые изменения рН приводят к дистрофическим процессам в клетках и их гибели.Филогенетически лимфатической системе организма предшествовали  межклеточное вещество тканей, полостная жидкость круглых червей, гемолимфа кольчатых червей. То есть лимфа имеет более древнее происхождение, чем кровь.

У высокоразвитых животных, к которым относится и человек, лимфатическая система является; 1)  замкнутой дополнительной ветвью   венозного русла большого круга кровообращения, выполняющей дренажную функцию; 2) частью иммунной системы человека.

Лимфа и лимфообразование. Образованию лимфы способствует увеличение гидростатического давления и уменьшение онкотического давления в артериальной части капилляра. На артериальном участке капилляра при этом максимальное онкотическое давление, равное 30 мм рт. столба, а на венозном участке минимальное, равное 15 мм рт. ствола. Разница давлений способствует диапедезу плазмы крови в ткани. В результате метаболизма тканевая жидкость совместно с продуктами метаболизма образует лимфу. Лимфа -    бесцветная жидкость, представленная лимфоплазмой и форменными элементами. На первых этапах образуется из тканевой жидкости, не поступающей в венозное кровеносное русло (10%) ввиду низкого давления в тканях. Так как она поступает из наиболее удаленных от кровеносных капилляров участков ткане1, ее химический состав иной, чем плазмы крови. Так, меньшее количество  воды  (95%), большая плотность (1,026). Большее количество белка (3,0-50,0 г/л), жира (0.4-0,9%), катионы К (0.8-2.0 г/л), Ca (0.01-0,1 г/л) Na(1,0-2,0 г/л). Следовательно. повышается вязкость (по отношению к воде) – 1.7-2.0. Помимо этого, в случаях патологических нарушений в составе лимфы оказываются такие клеточные элементы, как бактерии, бактериальные яды, цисты простейших, споры грибов, яйца и личинки глистов, метастазирующие скопления опухолей. Они попадают в лимфатические капилляры, межклеточные пространства которых больше, чем таковые в венозных капиллярах, которые не имеют базальной мембраны и шире кровеносных капилляров.. Подобно венозным капиллярам, лимфатические капилляры имеют полулунные клапаны, предотвращающие обратный ток лимфы.

Задание 1 нарисовать строение лимфатического капилляра ( Курепина и др. Атлас по анатомии. Стр. 93, рис. 61).

Пути лимфоттока;  лимфатические капилляры (внутриорганные и внеорганние), лимфатические сосуды, лимфатические стволы и протоки. Капилляры образуют многочисленные сети из анастомозов,  отсутствуют только в органах центральной нервной системы, глазном яблоке, внутреннем ухе, костях, поверхностных слоях кожи, волосах. Сети капилляров сливаются в сосуды, прерывающиеся в корковом веществе лиматических узлов. В мозговом веществе лимфатических узлов обнаруживаются Т-лимфоциты различных генераций. В синусах узлов лимфа обогащается лимфоцитами. (в 200 раз больше, чем в крови). Помимо лимфоцитов, в лимфатические капилляры их тканей проникают эозинофилы и моноциты крови в меньшем количестве, чем в крови. Обогащенная форменными элементами лимфа в количестве 2 л в сутки покидает лимфатический узел по коллекторному (собирательному) сосуду

Задание 2. Нарисовать строение лимфатического узла (Курепина и др. Атлас по анатомии. Стр.94. Рис.63)

 В каждой анатомической части тела есть магистральный сосуд – лимфатический ствол. Имеется девять  лимфатических стволов: правый и левый поясничные, парные бронхосредостенные, парные подключичные, парные яремные, непарный кишечный.

Стволы впадают в два протока: грудной и правый.

Грудной начинается на уровне Х11 грудного - !! поясничного позвонков в забрюшинном пространстве слева от нижней полой вены, впадает в левый венозный угол. Собирает 75% лимфы и имеет длину 30-41 см и 7-9 полулунных клапанов на всем протяжении.. Правый проток собирает только 25% лимфы из правых бронхосредистенного, яремного и подключичного стволов и впадает в правый венозный угол. От обоих венозных углов начинаются венозные плечеголовные сосуды, сливающиеся в верхнюю полую вену. Следовательно, 2 л влившейся в кровеносное русло лимфы возвращают в сердце удаленные с мочой и потом 2 л. Плазмы. Этот немаловажный факт обеспечивает положительный сердечный индекс, необходимый для генерации деятельности проводящей системы сердца в синусном узле (узле Киса – Флека) в правом желудочке.

Топография лимфатических узлов отдельных анатомических областей

А. Верхняя конечность: локтевые и подмышечные;

Б. Голова и шея: затылочные, сосцевидные, лицевые, околоушные, поднижнечелюстные, подбородочные

В. Грудная полость: передние и задние средрстенные, околотрахеальные, трахеобронхиальные, бронхолегочные

Г. Нижняя конечность6 подколенные, паховые.

Таз: париетальные (наружные и внутренние подвздошные, крестцовые) и висцеральные (околоматочные, околопузырные и др.),общие подвздошные, поясничные.

Полость живота: чревные, левые желудочные (в большой кривизне желудка), правые желудочные (по правой кривизне желудка), печеночные (в воротах печени), пристеночные (париетальные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные вопросы по разделу «Анатомия и физиология дыхательной системы»

Контрольные вопросы по разделу "Анатомия и физиология дыхательной системы"...

Методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся"Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы"

Данное учебное пособие  "Общие вопросы анатомии и физиологии органов пищеварительной системы"  содержит учебные задания и теоретические сведения для их решения в соответствии с цел...

Учебно-методический материал на тему: Контрольная работа по разделу «Анатомия и физиология дыхательной системы»

Учебно-методический материал на тему:  Контрольная работа по разделу «Анатомия и физиология дыхательной системы» составлен согласно рабочей программе дисциплины. содержит тесты (3 вар...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)...

Презентация по дисциплине Анатомия и физиология человека, тема "Анатомия и физиология пищеварительной системы"

Данная презентация содержит иллюстрированный материал по строению и функции отделов пищеварительной системы. Используются обучающимся в качестве дополнительного материала...