Целостный педагогический процесс
план-конспект урока
Конспект урока по теме «Целостный педагогический процесс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_tselostnyy_ped_protsess.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Целостный педагогический процесс»
Цель:
- Познакомить студентов с понятием «педагогический процесс»; познакомить с элементами целостного пед. процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный; рассказать о его функциях и этапах протекания.
- Развивать аналитические умения, образное мышление посредством оформления информации в схемы.
- Воспитывать желание познавать новый материал.
Материал: на доске схемы
Литература:
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А.Смирнов. – М.: Академия,1999. – С.6-9.
- Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 161-179.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 328-344.
- Сластёнин В.А. Общая педагогика. Книга 1 – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 103-122.
План:
- Понятие о педагогическом процессе. Признаки пед. процесса
- Педагогический процесс как система.
- Свойства пед. процесса.
- Структура пед. процесса.
- Этапы протекания целостного пед. процесса.
Сегодня нам с вами предстоит разобрать понятие пед. процесс. Когда мы с вами говорили о характеристике базовых пед. понятий, рассуждали о том, что человек, осваивая окружающий, получает знания о нём. И говорили, что существуют две основные формы знаний (сами студенты):
- правила, принципы, законы, теоремы, закономерности, требующие теоретического освоения;
- правила поведения, обычаи, традиции, ценности, требующие практического освоения.
Теоретическое и практическое освоение социального опыта может быть спонтанным и организованным. Когда речь идёт об организованном освоении социального опыта, говорят о пед. процессе.
1. Понятие о педагогическом процессе. Признаки пед. процесса.
ПП – главная структурная единица процесса воспитания. Это понятие было введено Каптеревым в начале 20 века.
Пед. процесс – есть всестороннее усовершенствование личности на почве её органического саморазвития (биологическая сторона пед. процесса) и в мере её сил сообразно социальному идеалу (социальная сторона пед. процесса).
(Каптерев П.Ф.)
Как мы записывали при рассмотрении основных пед.категорий.
- это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.
(Подласый И.П.)
(схема из конспекта)
ПРИЗНАКИ ПЕД. ПРОЦЕССА: (студенты пробуют сами, исходя из определения и схемы) целенаправленность, двусторонность, динамичность.
2. Педагогический процесс как система.
1. пед. процесс как система состоит из ряда компонентов
образование | воспитание | Развитие |
В каждом есть и социальное и биологическое
2. пед процесс как система выполняет определённые функции
Обучающая Освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений. | Воспитывающая Формирование определ. качеств, свойств и отношений человека. | Развивающая Формирование и развитие психических процессов. |
Образование, воспитание и развитие выполняют те же функции, но в каждом есть главная функция: в образовании – главная обучающая, в воспитании – главная воспитывающая, в развитии – главная развивающая.
3. у каждой функции должен быть определённый результат. 3 вида результата:
Знания, умения, навыки | Освоение норм и правил поведения | Определённый уровень развития |
3. Свойства пед. процесса.
3 свойства (ЦСК):
Целостность – это единство составляющих ПП. Целостность бывает
ОБЪЕКТИВНАЯ Т.е. от природы: 1. целостность, единство деятельности воспитателя и воспитанника (если разорвать единство, то нет ПП) 2. целостность, единство содержательной и деятельностной стороны ПП (чтобы освоить содержание, необходимо организовать деятельность, включиться в неё) | ПЛАНИРУЕМАЯ Т.е. которая создаётся специально, намеренно: 1. единство трёх задач ПП: образовательных, воспитательных, развивающих (оно не дано изначально, мы создаём его) |
Системность – проявляется в следующем: если изменяется какой-то компонент ПП, то изменяется весь ПП в целом.
Комплексность – сочетание компонентов ПП. Компоненты, специально создаваемые специально в ПП:
- комплекс задач
- комплекс методов
- комплекс средств и приёмов
- комплекс форм обучения и воспитания
4. Структура пед. процесса. (строение)
4 компонента:
1. Целевой – выражен в цели ПП.
2. Содержательный – выражен содержанием ПП. Определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
3. Деятельностный – выражен деятельностью воспитателя и деятельностью воспитанника, которая реализуется через методы, средства и формы.
4. Результативный – достигнутые результаты и степень эффективности ПП.
5. Ресурсный (некоторые выделяют) – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания ПП, его финансовое, материальное, правовое обеспечение.
(схема из лекций)
Целевой компонент – системообразующий. От него зависит всё.
От содержания зависят деятельность и результат.
Нет стрелок взаимообрата. Есть одна обратная стрелка конфликта от результата к цели, т.к. результат будет определять следующую цель. Но эта стрелка будет проявляться не всегда: если только начали деятельность, то всё идёт с цели, появляется тогда, когда продолжаем.
5. Этапы протекания целостного пед. процесса.
ПП имеет циклический характер. В развитии всех ПП можно обнаружить одни и е же этапы – последовательности развития процесса. Главные этапы: подготовительный, основной, заключительный.
Этап подготовки – создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап осуществления ПП (основной) – содержит в себе:
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и учеников;
- использование намеченных методов, средств и форм ПП;
- создание благоприятных условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
- обеспечение связи ПП с другими процессами.
Важную роль на этом этапе играют обратные связи.
Анализ достигнутых результатов (заключительный) – ещё раз внимательно проанализировать ход и результаты ПП после его завершения. Осуществление анализа и самоанализа.
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство в педагогическом процессе дисциплин гуманитарного цикла
Интеграция предметов гуманитарного цикла...
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная педагогика Амонашвили. Система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека...
"Проблемы толерантности и терпимости в педагогическом процессе"
Статья подробно разбирает понятия этих явлений и связанные с ними проблемы педагогического процесса....
Урок-как основная форма педагогического процесса
Раскрытие что такое урок....
использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию
В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...
Педагогический процесс как целостное явление в профессиональном образовании
Важным компонентом учебно-воспитательного процесса является содержание образования, в котором воплощаются социальные цели, которые ставятся перед системой профессионального образования по подготовке р...
Презентация к уроку педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений"
Данная презентация может быть использована при проведении урока педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных...