Целостный педагогический процесс
план-конспект урока

Конспект урока по теме «Целостный педагогический процесс» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_tselostnyy_ped_protsess.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по теме «Целостный педагогический процесс»

Цель:

  • Познакомить студентов с понятием «педагогический процесс»; познакомить с  элементами целостного пед. процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный; рассказать о его функциях и этапах протекания.
  • Развивать аналитические умения, образное мышление посредством оформления информации в схемы.
  • Воспитывать желание познавать новый материал.

Материал: на доске схемы

Литература:

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А.Смирнов. – М.: Академия,1999. – С.6-9.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 161-179.
  3. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 328-344.
  4. Сластёнин В.А. Общая педагогика. Книга 1 – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 103-122.

План:

  1. Понятие о педагогическом процессе. Признаки пед. процесса
  2. Педагогический процесс как система.
  3. Свойства пед. процесса.
  4. Структура пед. процесса.
  5. Этапы протекания целостного пед. процесса.

Сегодня нам с вами предстоит разобрать понятие пед. процесс. Когда мы с вами говорили о характеристике базовых пед. понятий, рассуждали о том, что человек, осваивая окружающий, получает знания о нём. И говорили, что существуют две основные формы знаний (сами студенты):

- правила, принципы, законы, теоремы, закономерности, требующие теоретического освоения;

- правила поведения, обычаи, традиции, ценности, требующие практического освоения.

Теоретическое и практическое освоение социального опыта может быть спонтанным и организованным. Когда речь идёт об организованном освоении социального опыта, говорят о пед. процессе.

1. Понятие о педагогическом процессе. Признаки пед. процесса.

ПП – главная структурная единица процесса воспитания. Это понятие было введено Каптеревым в начале 20 века.

Пед. процесс – есть всестороннее усовершенствование личности на почве её органического саморазвития (биологическая сторона пед. процесса) и в мере её сил сообразно социальному идеалу (социальная сторона пед. процесса).

(Каптерев П.Ф.)

Как мы записывали при рассмотрении основных пед.категорий.

                - это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.

(Подласый И.П.)

(схема из конспекта)

ПРИЗНАКИ ПЕД. ПРОЦЕССА: (студенты пробуют сами, исходя из определения и схемы) целенаправленность, двусторонность, динамичность.

2. Педагогический процесс как система.

1. пед. процесс как система состоит из ряда компонентов

образование

воспитание

Развитие

В каждом есть и социальное и биологическое

2. пед процесс как система выполняет определённые функции

Обучающая

Освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений.

Воспитывающая

Формирование определ. качеств, свойств и отношений человека.

Развивающая

Формирование и развитие психических процессов.

Образование, воспитание и развитие выполняют те же функции, но в каждом есть главная функция: в образовании – главная обучающая, в воспитании – главная воспитывающая, в развитии – главная развивающая.

3. у каждой функции должен быть определённый результат. 3 вида результата:

Знания, умения, навыки

Освоение норм и правил поведения

Определённый уровень развития

3. Свойства пед. процесса.

3 свойства (ЦСК):

Целостность – это единство составляющих ПП. Целостность бывает

ОБЪЕКТИВНАЯ

Т.е. от природы:

1. целостность, единство деятельности воспитателя и воспитанника (если разорвать единство, то нет ПП)

2. целостность, единство содержательной и деятельностной стороны ПП (чтобы освоить содержание, необходимо организовать деятельность, включиться в неё)

ПЛАНИРУЕМАЯ

Т.е. которая создаётся специально, намеренно:

1. единство трёх задач ПП: образовательных, воспитательных, развивающих (оно не дано изначально, мы создаём его)

Системность – проявляется в следующем: если изменяется какой-то компонент ПП, то изменяется весь ПП в целом.

Комплексность – сочетание компонентов ПП. Компоненты, специально создаваемые специально в ПП:

- комплекс задач

- комплекс методов

- комплекс средств и приёмов

- комплекс форм обучения и воспитания

4. Структура пед. процесса. (строение)

4 компонента:

1. Целевой – выражен в цели ПП.

2. Содержательный – выражен содержанием ПП. Определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

3. Деятельностный – выражен деятельностью воспитателя и деятельностью воспитанника, которая реализуется через методы, средства и формы.

4. Результативный – достигнутые результаты и степень эффективности ПП.

5. Ресурсный (некоторые выделяют) – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания ПП, его финансовое, материальное, правовое обеспечение.

(схема из лекций)

Целевой компонент – системообразующий. От него зависит всё.

От содержания зависят деятельность и результат.

Нет стрелок взаимообрата. Есть одна обратная стрелка конфликта от результата к цели, т.к. результат будет определять следующую цель. Но эта стрелка будет проявляться не всегда: если только начали деятельность, то всё идёт с цели, появляется тогда, когда продолжаем.

5. Этапы протекания целостного пед. процесса.

ПП имеет циклический характер. В развитии всех ПП можно обнаружить одни и е же этапы – последовательности развития процесса. Главные этапы: подготовительный, основной, заключительный.

Этап подготовки – создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Этап осуществления ПП (основной) – содержит в себе:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаимодействие педагогов и учеников;

- использование намеченных методов, средств и форм ПП;

- создание благоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

- обеспечение связи ПП с другими процессами.

Важную роль на этом этапе играют обратные связи.

Анализ достигнутых результатов (заключительный) – ещё раз внимательно проанализировать ход и результаты ПП после его завершения. Осуществление анализа и самоанализа.

  1. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная педагогика Амонашвили. Система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека...

"Проблемы толерантности и терпимости в педагогическом процессе"

Статья подробно разбирает понятия этих явлений и связанные с ними проблемы педагогического процесса....

использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию

В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...

Педагогический процесс как целостное явление в профессиональном образовании

Важным компонентом учебно-воспитательного процесса является содержание образования, в котором воплощаются социальные цели, которые ставятся перед системой профессионального образования по подготовке р...

Презентация к уроку педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений"

Данная презентация может быть использована при проведении урока педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях  разных...