Воспитание особенного ребенка
консультация
В каждой группе детского сада, в каждом дворе и на любой детской игровой площадке есть ребенок, который сразу обращает на себя внимание. Он самый шумный, заводной, неугомонный и у его родителей довольно усталый вид. Вы и есть этот усталый родитель «трудного» ребенка? Ничего страшного, давайте перестанем называть его «трудным», а назовем «особенным», ведь такое поведение – именно проявление его индивидуально-психологических особенностей. А с этим можно справиться, выполняя некоторые рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_osobogo_rebyonka.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка родителю «особенного» ребенка.
В каждой группе детского сада, в каждом дворе и на любой детской игровой площадке есть ребенок, который сразу обращает на себя внимание. Он самый шумный, заводной, неугомонный и у его родителей довольно усталый вид. Вы и есть этот усталый родитель «трудного» ребенка? Ничего страшного, давайте перестанем называть его «трудным», а назовем «особенным», ведь такое поведение – именно проявление его индивидуально-психологических особенностей. А с этим можно справиться, выполняя некоторые рекомендации.
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку: хвалите его, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах. Если возникает необходимость критиковать или ругать ребенка, делайте это конструктивно: критикуйте поступок ребенка, а не самого ребенка.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Это невротизирует ребенка. Однако запреты необходимы. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению. Все остальное - можно. К счастью, мир не делится только на "черное" и "белое". Существует прием четырех цветовых зонн поведения ребенка.
Зеленая зона - все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить и т. д.
Желтая зона - в нее входят действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенок может действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила.
Например: можно шлепать по лужам, но в резиновых сапогах, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.
Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь. Если ребенок понимает смысл ограничений и принимает их без конфликтов, то со временем эти ограничения становятся его собственными, запрет со стороны взрослого превращается в самозапрет.
Оранжевая зона включает такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются.
Например: в Новогоднюю ночь ребенку разрешают лечь спать позже обычного. Или ребенок напуган страшным сном и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Эти исключения, если они действительно редки и оправданы, только подтверждают правила.
Красная зона включает действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические "нельзя", из которых не делается исключений.
Обычно они связаны с причинением вреда (физического, морального) себе или другим. Например: нельзя играть с огнем, обижать тех, кто слабее, перебегать дорогу в неположенном месте.
Список этот "взрослеет" вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
- Избегайте шумных праздников и мероприятий.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить и оценить качество выполнения.
- Для подкрепления устных инструкций (они не должны быть более 10 слов) используйте зрительные подкрепления (мимику и жестикуляцию)
- Общайтесь с ребенком так, чтобы он не чувствовал, что он «особенный» и что к нему используют «особый» подход.
- Перед сном лучше организовать спокойную деятельность ребенка. Беготня, шумные игры или другие шумные и слишком активные занятия приведут к тому, что ребенок не уснет.
- Избегайте больших скоплений людей (рынков, больших торговых центров, «народных гуляний»).
- Придерживайтесь дома четкого распорядка дня. Время приема пищи, выполнения домашних дел и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Оберегайте ребенка от переутомления. Это снижает самоконтроль и приводит к нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис. Нежелательны агрессивные и командные виды спорта).
- Говорите с ребенком сдержано, спокойно, мягко. Окрики и повышенный тон еще больше растормаживают ребенка и приводят к нарастанию гиперактивности.
- Поощряйте выполнение ребенком видов деятельности, требующих концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание).
- В воспитании ребенка все взрослые должны придерживаться одной и той же стратегии. Недопустимо предъявлять к ребенку разные требования и все время их менять. Ребенок должен чувствовать стабильность и надежность своего мира.
- В конце дня обсуждайте с ребенком его достижения.
Если Вы проявите должное терпение и настойчивость и эти рекомендации смогут перерасти в привычку, Вы сами заметите, как переменится Ваш ребенок и обнаружите, что его особенности приносят не только перевозбужденность и проблемы поведения, но и живой острый ум и замечательные способности к творчеству.
Список использованной литературы:
1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Памятка для родителей, воспитывающих «особого ребенка»
Ваша семья-это лучшая поддержка
Говорите с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми. Важно понимание того, что вы можете по-разному воспринимать свою роль, как родители, видеть разные пути решения проблем. Как можно больше проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом. Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме. Если у вас есть другие дети, говорите с ними тоже, не забывайте о них, удовлетворяя их эмоциональные потребности. Если вы чувствуете себя опустошенными и не можете нормально общаться с другими вашими детьми, найдите в вашей семье человека, который на время возьмет на себя эти обязанности. Боль, разделенная, не так тяжела, иногда помочь может и профессиональный психолог. Если вам кажется, что это принесет результаты, используйте и помощь профессионалов.
Живите сегодня. Мысли о будущем могут парализовать вас. Нужно отбросить вопросы: что если в будущем…? Это может казаться невероятным, но хорошие вещи начнут происходить каждый день. Беспокойства о будущем только истощат ваши ограниченные ресурсы. Вам есть, о чем подумать, проживайте каждый день шаг за шагом.
Выучите терминологию. Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.
Ищите информацию . Самое важное – искать точную правдивую информацию. Не бойтесь задавать вопросы, ответы на вопросы будут первой ступенью к пониманию ребенка. Правильное формулирование вопросов – это искусство, которое может сделать вашу жизнь легче в будущем. Хорошо перед встречей написать вопросы и записывать их, когда они возникают по ходу встречи. Просите копии всех документов и записок о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.
Не позволяйте себя запугать. Многие родители чувствуют себя неуверенно в присутствии медиков или педагогов из-за их профессионального опыта, и иногда из-за их манеры себя вести. Не пугайтесь профессионализма тех людей, которые взаимодействуют с вашим ребенком, вы имеете право узнавать обо всем, что происходит. Не беспокойтесь, что вы надоели специалисту своими вопросами: это ваш ребенок, данная ситуация больше всего влияет на его и вашу жизнь, и поэтому для вас очень важно узнать как можно больше.
Не бойтесь показать свои чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои чувства. Им кажется, что показав их, они будут выглядеть слабыми. Самые сильные отцы детей с инвалидностью, не боятся показать свои чувства, поскольку понимают, что это не сделает их слабыми. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. От горечи и злости не уйти, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Очень важно понимать, что вы злы, и работать с этой злостью, может быть, и с посторонней помощью. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и
придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее и подготовиться к другим вызовам жизни, а также эти чувства перестанут отнимать у вас энергию и силы.
Будьте реалистом. Быть реалистом значит понимать, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить. Быть реалистом значит также понимать, что в жизни есть вещи, которые мы не можем изменить. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.
Помните, что время играет на вас. Время действительно лечит. Это не значит, что воспитание ребенка с инвалидностью дается очень легко, но это будет справедливо, если мы скажем, что со временем многие проблемы решаются. Поэтому время на вашей стороне.
Не забывайте о себе. Во время стресса все ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать: помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку и зарядиться положительным настроем.
Избегайте жалости. Инвалидом ребенка делает жалость ваша и других. Жалость не то, что вам нужно. Вам нужно скорее сочувствие.
Решите как реагировать на окружающих. В этот период вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестном или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Решите для себя, как реагировать на пристальные взгляды, вопросы, не отдавайте слишком много энергии на переживания по поводу неприятных вам реакций чужих людей.
Помните, что это ВАШ РЕБЕНОК. Это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, Но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка и получайте удовольствие от него. Во-первых – это ребенок, а, во-вторых, он инвалид, помните об этом. Постарайтесь делать позитивные шаги навстречу ребенку, вам обоим это будет полезно, и вы научитесь думать о будущем с надеждой. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
Помните, вы не одни! Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Эта статья содержит информацию, которая поможет вам преодолеть это чувство. Понимание того, что эти чувства испытывают многие, а также осознание того, что услуги и понимание будут доступны для вас и вашего ребенка поможет вам.
Особые дети - особое внимание
Особые дети – особое общение
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять напряженность, нервозность.
В течение длительного времени родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или, наоборот, чрезмерно застенчив. У него отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, затруднено общение.
Попробуйте изменить внешнюю форму общения. В воспитании детей нет абсолютов, нет легких ответов, нет методов, гарантирующих успех во всех случаях. Однако существуют установки врача-психиатра С.И. Бениловой, которые могут составить альтернативу в общении с ребенком.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА – максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком - предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛА- ТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.
В РЕЧИ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
- всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их;
- приказных фраз;
- глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
- местоимений Я, ТЫ.
ЖЕЛАТЕЛНО ВКЛЮЧАТЬ местоимение МЫ.
НЕ НАДО:
• вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
• хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
ПОМНИТЕ:
• телевизор, видео – НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи, это способствует установлению эмоционального контакта с ребенком, дает возможность уточнять восприятие услышанного и увиденного ребенком;
• от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.
СТАРАЙТЕСЬ:
НЕ говорить с иронией и насмешкой;
НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
НЕ ругаться и не кричать на ребенка;
ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;
НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;
КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы;
НЕ ГОВОРИТЕ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
НЕ ДАВАЙТЕ ребенку чувствовать себя плохим.
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2 – 3 вариантов деятельности или занятий.
ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда - ЛЮБОВЬ.
Г(О)БУ центр «СемьЯ»
Социальный педагог Болгова А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)
В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов. Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...
«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
В данной методической работе рассмативаются вопросы музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...
Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности
Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....
Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности
Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц
Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...
взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся
Мы уверены, что родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...
Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...