Проект "Путь к успеху"
проект
Методика повышения мотивации студентов к обучению в СПО и НПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_uspehu.doc | 481.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования ЯНАО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
Проект индивидуально- коррекционной программы
по работе с маломотивированными студентами « Путь к успеху»
Автор: преподаватель
Матошина Н.А.
г. Салехард 2014г
Название проекта «Путь к успеху»
Программа проекта
Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов СПО и НПО России, знание мотивов, побуждающих к работе в выбранной профессиональной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор абитуриентов, эффективно обучать студентов, планировать профессиональную карьеру с учетом способностей, и мотивации к тому или иному виду деятельности.
Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Изучение самой проблемы мотивации студентов к обучению - принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация выбора той или иной профессии, мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи в профессиональной деятельности.
Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них – монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации студентов СПО и НПО.
Не секрет, что часть студентов нашего колледжа приобретают профессию, не имея профессиональной мотивации, студенты не только не имеют представления какими знаниями, умениями и навыками должен обладать выпускник, но и изначально не имеют желания работать по выбранной профессии. Поэтому, изучение проблемы малой мотивированности студентов СПО и НПО в условиях образовательного процесса, сегодня, является чрезвычайно актуальной задачей.
Цель проекта:
Внешняя цель- повышение престижа профессионального образования
Внутренняя цель - сохранение контингента студентов и учащихся
( ЯМК) с низкой мотивацией к учебе
Ожидаемый результат: повышение качества образования, повышение престижа выбранной профессии, повышение мотивации студентов к обучению, снижение количества лиц отчисленных в результате неуспеваемости.
Задачи проекта
1. Провести мониторинг мотивации студентов к обучению. Выделить из общего числа студентов долю маломотивированных (студентов) на всех отделениях колледжа с помощью специальных методик
2. Исследовать причины малой мотивации студентов.
3. Разработать индивидуальную, коррекционную программу по работе с маломотивированными студентами
Этапы реализации проекта
ПЕРВЫЙ ЭТАП – Программа 1 «Лаборатория успеха» Подготовка методической базы (освоение тестовых методик, разработка мотивационной карточки)
ВТОРОЙ ЭТАП - Программа 2 « Первый шаг к успеху» (обучение персонала, педагогические семинары, беседы с воспитателями колледжа)
ТРЕТИЙ ЭТАП - Программа3 «Второй шаг к успеху» (коррекционная, развивающая и воспитательная работа со студентами колледжа)
Содержание основных программ индивидуально- коррекционной работы по психолого- педагогоческому сопровождению студентов с малой мотивацией к обучению.
Таблица 1
Название и содержание программ | Задействованные кадровые ресурсы | Контроль и управление | Формы и методы |
Психолого-педагогическая программа №1 «Лаборатория успеха» 1.Суть программы: ежегодное выявление мало мотивированных студентов и учащихся и причин малой мотивации к обучению (после первых 3 месяцев обучения в семестре) | психологи колледжа, классные руководители | Заместитель директора по воспитательной работе | тестирование анализ классных журналов собеседование работа с родителями |
Программа №2 Организационно – обучающая программа « первый шаг к успеху» 1Совместная учебно- воспитательная работа воспитателей общежития, классных руководителей и преподавателей предметников, для формирования полной социально- педагогической характеристики каждого учащегося. | воспитатели общежития, классные руководители и преподаватели предметники | Заместитель директора по воспитательной работе | Наблюдение Опрос Создание и заполнение мотивационной карточки |
2.Обучение преподавателей и воспитателей колледжа эффективным методам повышения мотивации у студентов, путём проведения педагогических семинаров. Примерные темы семинаров: « Особенности психологического подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности», «Особенности обучения право, лево - полушарных детей и амбидекстр», «Роль мотивации в профессиональном становлении личности», « Роль актуализации в формировании мотивации к обучению у студентов», «Формирование мотивации к обучению -актуальная задача воспитательной работы в Ямальском многопрофильном колледже» | Методисты, психологи. | Заместитель директора по воспитательной работе | Проведение пед. семинаров |
Программа3 Индивидуальная коррекционная программа «Второй шаг к успеху». 1.Знакомство студентов с работой других отделений колледжа. Возможность профессиональной переориентации студентов. | Заведующие отделениями. Лица ответственные за проф.ориентационную работу | Заместитель директора по воспитательной работе | Экскурсия Просмотр фильма о колледже |
2. Посещение первокурсниками практических занятий и открытых мероприятий профессиональной направленности, проводимых на старших курсах | Зав. отделения, классные руководители, преподаватели предметники | Заместитель директора по воспитательной работе | Метод подсадной утки |
3. Проведение внутриколледжных конкурсов и соревнований на темы: « Своей профессией горжусь!» « Лучший по профессии», конкурс-соревнование на тему: «Лучшая группа колледжа. | методисты | Заместитель директора по воспитательной работе | Конкурс талантов конкурс сочинений конкурс чтецов Фото конкурс Конкурс рисунков Конкурс песен Конкурс проф.мастерства конкурс-соревнование |
4.Создание на аудиторных занятиях и занятиях кружка ситуации успеха, постоянное подчеркивание важности осваиваемой профессии (все преподаватели предметники) | Преподаватели предметники, руководители кружков | Заместитель директора по воспитательной работе | Типовые уроки Творческие и открытые уроки Занятия кружка Внеаудиторные мероприятия |
5. Повышение престижа обучения в Ямальском многопрофильном колледже ( применять гимн колледжа и флаг колледжа, стихи прославляющие профессию, обеспечить повсеместную наглядность этой атрибутики). | Методисты | Заместитель директора по воспитательной работе | Творческий конкурс |
6. Доведение до студентов информации центра занятости по наличию вакансий по получаемым профессиям (на классных часах) Тема классного часа: «Куда пойти работать?» | классные руководители, зав. практикой, специалисты центра занятости | Заместитель директора по воспитательной работе | Беседа Лекция-презентация |
7. Проведение классных часов на тему: « секрет моей профессии», встреча с заслуженными учителями, врачами, передовиками производства и их выступление на классном часе по теме: «Мой путь в профессию». | Методисты, классные руководители | Заместитель директора по воспитательной работе | Круглый стол |
8. Программа 3 «Второй шаг к успеху» Развитие интереса к профессии посредством волонтерского движения старшекурсников Классные часы на темы: « Сколько существует медицинских (и др.) профессий?» | Классные руководители старших курсов | Заместитель директора по воспитательной работе | Классные часы Беседы |
9.Внеаудиторные мероприятия призванные сплотить студентов колледжа, например: Дискотеки, приуроченные к какому либо празднику (билеты давать тем, кто стал лучше учиться) | Ответственные лица из отделения культуры. Зам. директора по воспитательной работе. | Заместитель директора по воспитательной работе | Внеаудиторное мероприятие |
10. Празднование профессиональных праздников. (На официальной части отметить похвальными листами не только отличников, но и тех, кто стал учиться лучше) | |||
11. Использование всеми преподавателями колледжа в своей педагогической деятельности заданий разного уровня сложности (минимальный, базовый, творческий). Разработка системы поощрений малоуспешных учащихся при переходе с одного уровня на другой. | Методисты, преподаватели предметники. | Заместитель директора по воспитательной работе | Устное поощрение Выпуск молний и информационных листков (ежемесячная аттестация) Благодарственные письма родителям Грамоты Вручение дипломов, поощрительных призов (ценные подарки, пригласительные билеты, |
12 Психологические тренинги для студентов и учащихся, направленные на повышение уровня мотивации и самооценки тема тренинга: «Я – профессионал» | психологи | Заместитель директора по воспитательной работе | тренинг |
Реализация основных этапов индивидуально- коррекционной программы по работе
с маломотивированными студентами
№ | Этапы реализации программы | Основные направления проекта | Основные мероприятия программы |
1 | Организационный | Диагностическое | Анализ литературных данных, 1.Разработка методики по определению доли мало мотивированных из общего числа учащихся, выявление причин малой мотивации, разработка критериев оценки мотивации, разработка мотивационной карточки. 2.Тестирование с целью: выявления доли мало мотивированных студентов и учащихся и причин малой мотивации к обучению. 3.Совместная учебно- воспитательная работа воспитателей общежития, классных руководителей и преподавателей предметников, для формирования полной социально- педагогической характеристики каждого учащегося. Заполнение мотивационной карточки 4.Обучение преподавателей и воспитателей колледжа эффективным методам повышения мотивации у студентов, путём проведения педагогических семинаров. Примерные темы семинаров: « Особенности психологического подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности», «Дети индиго», «Роль мотивации в профессиональном становлении личности», « Роль актуализации в формировании мотивации к обучению у студентов», «Формирование мотивации к обучению - актуальная задача воспитательной работы в Ямальском многопрофильном колледже». |
2 | практический | воспитательное | 1.Проведение внутриколледжных конкурсов и соревнований на темы: « Своей профессией горжусь!» « Лучший по профессии», конкурс-соревнование на тему: «Лучшая группа колледжа» |
Коррекционное | 1.Знакомство студентов с работой других отделений колледжа. Возможность профессиональной переориентации 2.Использование всеми преподавателями колледжа в своей педагогической деятельности заданий разного уровня сложности (минимальный, базовый, творческий). Разработка системы поощерений малоуспешных учащихся при переходе с одного уровня на другой. 3.Психологические тренинги для студентов и учащихся, направленные на повышение уровня мотивации и самооценки тема тренинга: «Я – профессионал» | ||
Развивающее | 1.Посещение первокурсниками практических занятий и от крытых мероприятий профессиональной направленности, проводимых на старших курсах 2.Повышение престижа обучения в Ямальском многопрофильном колледже (разработать гимн колледжа и флаг колледжа, стихи прославляющие профессию, обеспечить повсеместную наглядность этой атрибутики). 3.Проведение классных часов на тему: « секрет моей профессии», встреча с заслуженными учителями, врачами, передовиками производства и их выступление на классном часе по теме: «Мой путь в профессию». 4.Проведение классных часов на тему: « секрет моей профессии», встреча с заслуженными учителями, врачами, передовиками производства и их выступление на классном часе по теме: «Мой путь в профессию». 5.Развитие интереса к профессии посредством волонтерского движения старшекурсников Классные часы на темы: « Сколько существует медицинских ( и др) профессий 6.Доведение до студентов информации центра занятости по наличию вакансий по получаемым профессиям (на классных часах) Тема классного часа: «Куда пойти работать?» | ||
обучающее | 1.Создание на аудиторных занятиях и занятиях кружка ситуации успеха, постоянное подчеркивание важности осваиваемой профессии (все преподаватели предметники) | ||
3 | аналитический | Представление результатов проекта | Отчет |
ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК
"Измерение мотивации достижения", (ТМД) А. Мехрабиан, М.Ш. Магомед-Эминов, Д.Я. Райгородский Практическая психология: методики и тесты.
Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.
Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б).
Инструкция: "Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - нейтрален; - 1 - скорее не согласен, чем согласен; - 2 - не согласен; - 3 - полностью не согласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте +, соответствия степени вашего согласия.
Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!"
Тест проводится в письменной форме без сообщения каких-либо дополнительных сведений испытуемому. Бланк для ответов (форма А)
Фамилия, имя, отчество; образование; п ол, возраст,д ата заполнения
№ П/п | Утверждение | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
1 | Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой | |||||||
2 | Если бы я должен был выполнять сложное, незнакомое задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку | |||||||
3 | Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу | |||||||
4 | Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности | |||||||
5 | Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что может хорошо получиться | |||||||
6 | Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой должен сам определять свою роль | |||||||
7 | Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной | |||||||
8 | Я предпочел бы важное, трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному | |||||||
9 | Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим | |||||||
10 | Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами | |||||||
11 | Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в игру трудную, требующую размышлений | |||||||
12 | Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где силы всех участников приблизительно равны | |||||||
13 | В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечения | |||||||
14 | Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие | |||||||
15 | Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 1000 у. е. и размер ее может оставаться таким неопределенное время, чем работу, где начальная зарплата равна 500 у. е. и есть гарантия, что не позже чем через 2 года буду получать более 1500 у. е. | |||||||
16 | Я скорее бы стал играть в команде, чем соревноваться один на один | |||||||
17 | Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока меня полностью не удовлетворит полученный результат, чем стремиться закончить дело быстро и с меньшим напряжением | |||||||
18 | На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения | |||||||
19 | Я скорее бы выбрал дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достичь высоких результатов, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится | |||||||
20 | После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну (пронесло!), чем порадуюсь хорошей оценке | |||||||
21 | Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то скорее вернулся бы к делу трудному, чем к легкому | |||||||
22 | При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить | |||||||
23 | Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход | |||||||
24 | После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело | |||||||
25 | Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем приму в нем участие | |||||||
26 | Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на его успешное завершение | |||||||
27 | Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность | |||||||
28 | Мне больше нравится выполнять сложное, незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен | |||||||
29 | Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда формулируют задачу лишь в общих чертах | |||||||
30 | Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную ей, чем перешел бы к задаче другого типа | |||||||
31 | Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство | |||||||
32 | Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить | |||||||
Сумма баллов |
Бланк для ответов (форма Б)
Фамилия, имя, отчество
Среднее специальное
Образование
____Ж___ _____21________________________
Пол Возраст
________12.09.09________
Дата заполнения
№ П/п | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | |
1 | Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой | + 6 | ||||||
2 | Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу | + 2 | ||||||
3 | Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности | + 2 | ||||||
4 | Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что может хорошо получиться | + 6 | ||||||
5 | Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где сама должна определять свою роль | + 1 | ||||||
6 | Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех | + 6 | ||||||
7 | Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра | + 5 | ||||||
8 | Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному | + 2 | ||||||
9 | Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим | + 6 | ||||||
10 | Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами | + 7 | ||||||
11 | После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну ("пронесло!"), чем порадуюсь хорошей оценке | + 5 | ||||||
12 | Если бы я собралась играть в карты, то скорее бы сыграла в развлекательную игру, чем в игру трудную, требующую размышлений | + 3 | ||||||
13 | Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где силы всех участников приблизительно равны | + 5 | ||||||
14 | После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело | + 6 | ||||||
15 | Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи | + 7 | ||||||
16 | В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство | + 5 | ||||||
17 | Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило | + 4 | ||||||
18 | Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное | + | ||||||
19 | Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела | + 3 | ||||||
20 | Если я заболела и вынуждена остаться дома, то использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать | + 5 | ||||||
21 | Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, то предпочла бы сама организовать ее, вместо того, чтобы это сделала какая-нибудь другая | + 7 | ||||||
22 | Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама искать выход | + 5 | ||||||
23 | Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство | + 4 | ||||||
24 | Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на его успешное завершение | + 4 | ||||||
25 | Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность | + 1 | ||||||
26 | Мне больше нравится выполнять сложное, незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена | + 2 | ||||||
27 | Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа | + 3 | ||||||
28 | Я работаю продуктивнее над заданием, когда задачу формулируют лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять | + 2 | ||||||
29 | Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и попытаться исправить положение | + 5 | ||||||
30 | Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить | + 4 | ||||||
Сумма баллов | 124 |
Обработка результатов.
За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ. Будьте внимательны!
Ключ к форме А
№ П\п | 3 | 2 | 1 | 0 | - 1 | - 2 | - 3 |
1 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
13 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
14 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
17 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
21 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
23 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
24 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
26 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
27 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
28 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
29 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
31 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
32 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ключ к форме Б
№ П\п | 3 | 2 | 1 | 0 | - 1 | - 2 | - 3 |
1 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
14 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
17 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
21 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
23 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
26 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
27 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
28 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
29 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Интерпретация полученных результатов.
Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов - стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие - наоборот.
Претенденты с высокими показателями стремления к достижению успеха могут оказаться предпочтительными при подборе на должности, где требуется инициативность, лидерские качества, ориентация на достижение. Те же, у кого преобладает тенденция к избеганию неудач, лучше подойдут для профессий, в которых крайне нежелательны ошибки (или высока цена ошибки).
Сумма баллов
168 - 177 Преобладает мотивация достижения успеха;
149 – 168 Одинаково преобладают обе тенденции;
123 - 149 Преобладает мотивация избегания неудачи.
6. Опросник аффилиации
Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для специалистов работающих с людьми быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.
Существует несколько методик для оценки аффилиации. Наиболее валидной, надежной, но вместе с тем и самой трудоемкой является проективная методика. Однако эта потребность такова по своей природе, что для ее диагностики с успехом могут быть использованы и методики опросного типа. Одна из таких методик описывается далее.
Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:
"Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:
+3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - ни да, ни нет; - 1 - скорее не согласен, чем согласен; - 2 - не согласен; - 3 - полностью не согласен
Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения".
Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой - второй.
Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым.
Фамилия, имя, отчество
Среднее специальное
Образование
Пол Возраст
Дата заполнения
№ П/п | Утверждение | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
1 | Я стесняюсь идти в малознакомое общество. | + 1 | ||||||
2 | Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым. | + 5 | ||||||
3 | Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях. | + 3 | ||||||
4 | Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума. | + 2 | ||||||
5 | Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми. | + 7 | ||||||
6 | Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят. | + 6 | ||||||
7 | Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен. | + 3 | ||||||
8 | Если я попрошу кого-то пойти со мной, а он мне откажет, то я не решусь попросить его снова. | + 3 | ||||||
9 | Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека. | + 2 | ||||||
10 | Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и попрошу повторить сказанное. | + 3 | ||||||
11 | Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же. | + 4 | ||||||
12 | Мне трудно говорить людям "нет". | + 1 | ||||||
13 | Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю. | + 7 | ||||||
14 | Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес. | + 3 | ||||||
15 | Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека. | + 5 | ||||||
16 | Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью. | + 4 | ||||||
17 | Я редко противоречу людям из боязни их задеть. | + 5 | ||||||
18 | Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически. | + 6 | ||||||
19 | Всякий раз, когда мне предстоит идти в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга. | + 5 | ||||||
20 | Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику | + 6 | ||||||
21 | Я легко осваиваюсь в новом коллективе. | + 7 | ||||||
22 | Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен. | + 6 | ||||||
23 | Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес. | + 3 | ||||||
24 | Я никогда не чувствую себя одиноким в компании. | + 4 | ||||||
25 | Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны. | + 3 | ||||||
26 | После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел. | + 4 | ||||||
27 | Когда мне необходимо за чем-то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут. | + 5 | ||||||
28 | Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко. | + 3 | ||||||
29 | Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это. | + 5 | ||||||
30 | Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором. | + 2 | ||||||
31 | Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне. | + 6 | ||||||
32 | Я стесняюсь просить, чтобы мне вернули книгу или какую-либо другую вещь, занятую на время у меня. | + 2 | ||||||
Сумма баллов | 131 |
Шкала теста для оценки силы стремления к людям.
Фамилия, имя, отчество
Среднее специальное
Образование
Ж 21
Пол Возраст
_______13.09.09______
Дата заполнения
№ П/п | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | |
1 | Я легко схожусь с людьми. | + 7 | ||||||
2 | Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному. | + 7 | ||||||
3 | Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным и общительным. | + 4 | ||||||
4 | Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей. | + 6 | ||||||
5 | Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях. | + 5 | ||||||
6 | От хорошего фильма или книги я получаю большее удовольствие, чем от хорошей компании. | + 6 | ||||||
7 | Мне нравится иметь как можно больше друзей. | + 3 | ||||||
8 | Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте. | + 2 | ||||||
9 | Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу. | + 5 | ||||||
10 | Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной. | + 5 | ||||||
11 | Излишняя откровенность с друзьями может повредить. | + 2 | ||||||
12 | Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, а не просто пройти мимо, поздоровавшись. | + 4 | ||||||
13 | Независимость и свободу от личных привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам. | + 5 | ||||||
14 | Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей. | + 4 | ||||||
15 | Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один. | + 5 | ||||||
16 | Я не доверяю слишком открытому проявлению чувств. | + 4 | ||||||
17 | У меня много близких друзей. | + 4 | ||||||
18 | Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет. | + 5 | ||||||
19 | Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым. | + 6 | ||||||
20 | Эмоционально открытые люди привлекают меня больше, чем сосредоточенные и серьезные. | + 3 | ||||||
21 | Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке. | + 6 | ||||||
22 | Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности одному. | + 6 | ||||||
23 | Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем тогда, когда я ее обсуждаю с друзьями. | + 4 | ||||||
24 | Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь друзей. | + 2 | ||||||
25 | Даже в обществе друзей трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел. | + 5 | ||||||
26 | Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых. | + 7 | ||||||
27 | Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми. | + 7 | ||||||
28 | Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу. | + 4 | ||||||
29 | Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать окружающим свои чувства, чем пытаться с кем-нибудь поделиться ими. | + 5 | ||||||
30 | Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в хорошей компании. | + 7 | ||||||
Сумма баллов |
Обработка результатов
За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ. Будьте внимательны!
Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым
№ П\п | 3 | 2 | 1 | 0 | - 1 | - 2 | - 3 |
1 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
14 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
17 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
18 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
22 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
25 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
26 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
27 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
28 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
29 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
30 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
32 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Шкала теста для оценки силы стремления к людям
№ П\п | 3 | 2 | 1 | 0 | - 1 | - 2 | - 3 |
1 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
14 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
17 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
20 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
22 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
26 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
27 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
29 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
30 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Выводы об уровне развития.
Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива "стремление к людям" и уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым". При этом пользуются следующей суммарной шкалой:
Сумма баллов от 32 до 80 - низкий уровень развития данного мотива.
Сумма баллов от 81 до 176 - средний уровень развития мотива.
Сумма баллов от 177 до 224 - высокий уровень развития мотива.
Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способы их интерпретации:
1. Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с высоким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.
2. Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с низким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.
3. Высокий уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым" в совокупности с низким уровнем развития мотива "стремление к людям" Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.
4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.
При средних значениях мотивационных тенденций "стремление к людям" и "боязнь быть отвергнутым" ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя.
В заключение отметим, что наиболее благоприятным для педагога сочетанием обоих мотивационных стремлений является такое, при котором "стремление к людям" развито сильно, а "боязнь быть отвергнутым" - слабо или средне.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - Выпуск 2.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
- Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. - С.122.
- Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.
- Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. - С.63.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. - С.41-42.
- Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.
- Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.
- Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993.
- Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1992. – 376 с.
- Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.
- Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978.
- Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.
- Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М., 1997.
- Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5 – 13.
- Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1985 - № 4.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996.
- Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 1970.
- Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. – Л., 1957-1960. – 264 с.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.
- Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1983.
- Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.
- Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
- Леонтьев А.Н. Лекция как общение. - М., 1974. - С.22.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1989. - С.225.
- Леонтьев А.Н. Психология общения. - Тартую, 1974. - С.178.
- Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17.
- Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1954.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.
- Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 1984.
- Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. – 254 с.
- «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах» Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970.
- Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.
- Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999.
- Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 1988. – 136 с.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 1990.-256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Номинация: «Я нацелен на успех» Тема проекта: «IT технологии»
Исследование рынка услуг предоставляемых сервисами обслуживания и ремонта компьютерного оборудования для нахождения и выбора оптимального пути развития собственного дела в этой сфере.Актуальност...
Самообразование - путь к успеху.
Соданная мною презентация является мотивирующим пособием для учителей внедряющих новые стандарты ФГОС. В ней описаны компетенции ,которыми должен владеть учитель нового времени....
ЧАС ОБЩЕНИЯ "Как добиться успеха"
Классный час для 8-9 класса по профориентации.Помочь воспитанникам лучше понять природу жизненного успеха и проанализировать пути его достижения . Формировать чувство самодостаточности через опр...
Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов
Доклад для педконференции или педсовета......
ПУТЬ К УСПЕХУ
Разработка социального проекта "Путь к успеху". Цель проекта – удовлетворение духовных и эстетических потребностей населения, - реализация творческих способностей детей в форме концертных...
Факторы успеха в изучении английского языка в средней школе
«..Изучать иностранный язык - не для всех легкая задача, поэтому на уроках я стараюсь использовать разнообразные методы обучения: от просмотра видеофильмов д...
Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...