Мероприятие «Устное народное творчество».
план-конспект занятия
Цели и задачи мероприятия: возрождение и развитие народной культуры;
приобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством участия в мероприятии; воспитание бережного и уважительного отношения к обрядам и традициям; вспомнить народный фольклор, творчество, игры; расшить кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие «Устное народное творчество».
Цели и задачи мероприятия: возрождение и развитие народной культуры;
приобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством участия в мероприятии; воспитание бережного и уважительного отношения к обрядам и традициям; вспомнить народный фольклор, творчество, игры; расшить кругозор детей.
Ход мероприятия:
Добрый день, гости дорогие, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие, а на какую тему она будет посвящена, вы узнаете, прослушав стихотворение.
ЧТЕЦ:
Испокон веков на Руси - матушке
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
Ребята, как вы думаете: сказки, частушки, дразнилки, поговорки, как их можно назвать одним словом, к какому жанру они относятся?
Правильно, это жанры фольклора, устного народного творчества. А как вы думаете, кто их сочинил? Народ.
Устное народное творчество, фольклор - это «народная мудрость». В давние времена их сочиняли простые люди из народа. Созданные ими произведения никто не записывал, так как в те времена не было письменности. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей, поэтому и пошло название – народное.
Наше мероприятие, посвящено к году народного творчества в России. Сегодня мы с вами окунемся в прошлое, узнаем для себя что-то новое, вспомним забытое старое.
Устное народное творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни. И знакомство с ним начинается с самых первых дней жизни человека на Земле, с колыбели. Колыбельная—очень древний жанр фольклора. В колыбельных мать часто пела о том, каким ей представляется будущее младенца. Оно обязательно связано с трудом в поле, в лесу, в доме. Древние люди верили, что сон—подобие смерти, и если ребёнок во сне уже переживает что-то страшное, то в реальной жизни это его уже не коснётся. Вот почему в колыбельных встречается «серенький волчок», который придёт и «ухватит за бочок». Эти колыбельные дошли и до наших дней, ваши мамы также поют своим деткам эти колыбельные песенки.
(Колыбельная песня «Баю, баюшки, баю». Исполняет Диана).
(Выходит чтец)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они - великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
советы мудрые дают,
порой чему-то поучают
и от беды нас берегут.
Следующий вид жанра фольклора, всеми известные нами пословицы. С этими пословицами мы с вами сталкиваемся неоднократно. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее.
Ребята, давайте мы с вами вспомним некоторые пословицы, которые дошли до наших дней.
Попрошу выйти в зал детей, которые получили карточки с пословицами. На карточке у вас написана ситуация, вы должны вспомнить, как называется данная пословица.
Ребенок взялся за несколько дел сразу и ни одного не довел до конца?
(за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)
Ученик долго не могли решить задачу один, а второй ему помог?
(Ум хорошо, а два лучше.)
Ты взялся что-то делать, поторопился и у тебя ничего не получилось?
(Поспешишь - людей насмешишь.)
В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности?
(Язык до Киева доведет)
Выходят по очереди дети и, импровизируя, рассказывают потешки.
5 б
Два ученика:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
5 б
Девочка и мальчик:
- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.
4класс
Девочка и мальчик:
- Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну, так сам иди.
- Да он меня не пускает.
5 а
Два мальчика:
-Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Петру помогаю.
-А что Пётр делает?
-Да на печи лежит.
Ребята, как вы думаете, к какому жанру народного творчества можно отнести диалог детей. Ребята, такой жанр назывался – потешками. В потешках создаются элементарные игровые ситуация, или проигрывается какая–то простая деятельность. Цель потешек – развеселить народ, потешиться.
Следующий жанр Фольклора – небылицы. Как вы понимаете это слово?
Небылицы – рассказывают о невероятном, приближенная к сказкам.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.
Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.
Самый известный жанр устного народного творчества, это… ? Как вы думаете?
Правильно, частушки. Без частушек не обходится ни один праздник. В разных местах народ называл частушки по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой.
Еще один жанр фольклора, это заклички. Заклички относятся к древнейшим обрядам. Заклички - обращение к живой и не живой природе. Наши предки с помощью закличек обращались за помощью к природе.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех
Падай, падай на село
На гусиное крыло
Поле белым укрывай
Будет летом каравай
Ветер, ветер, ветродуй,
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С теплым летом!
А сколько дразнилок было придумано нашими предками. Хотите послушать?
Ваня, Ваня – простота.
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь по - немножку.
Федя - медя, требуха,
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят-
Только хвостики висят.
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
— Это, бабушка, не я!
Это — кошечка твоя.
Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Дразниться в шутку это хорошо, но чтобы никто друг на друга не обижался. Раньше на дразнилки никто не обижался. Сейчас у нас другие времена, другие нравы, на любое обидное слово, мы обижаемся, пускаем кулаки. Правда, ребята. А, как известно, кулаками дерутся только слабые, сила должна быть в словах, в поступках.
Ребята, что бы помириться друг с другом, что мы должны сделать? Правильно помириться. Давайте вы все хором будете проговаривать всем известную мирилку, а наши дразнилки будут мириться, держась за мизинец.
Ребята, а вы знаете, как называется жанр фольклора, в котором фразы нужно произносить быстро и четко? Молодцы, их называют скороговорками. Выходят в зал дети, которые получили карточки со скороговорками. Ваша задача громко и быстро проговорить скороговорки, а задача зала повторить, то, что они услышали.
Как и в наши дни, наши предки любили играть. К устному народному творчеству так же относится игра.
А сейчас я предлагаю вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Игра называется «Петушиные бои», в эту игру любили играть дворовые ребятишки, они мерялись силами. Выходят два мальчика, кто получил карточки с названием – петушиный бой. Задача игроков, встать на стул, подушкой столкнуть соперника, но при этом участники не должны сдаваться быстро, должны продержаться как можно дольше.
В старину все события в жизни народа отражались в хороводных песнях, в танцах. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к природе, к людям, к быту. Хороводный танец «Во поле береза стояла».
К жанру устного народного творчества еще относятся: загадки, сказки,
Произведения устного народного творчества учат нас мудрости, они открывают перед нами дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему любить Родину, надо знать, изучать не только настоящее, но и прошлое. Если нет прошлого, то и не будет будущего. Если мы не будем интересоваться фольклором, значит, мы не будем интересоваться своей историей.
Вы все посещаете библиотеку, на заметку вам, возьмите книги связанные с фольклором. Прочитайте, так же можно воспользоваться с источников интернета, может, кому то понравиться данная тема. И может быть, кто-то из вас, в будущем, выберет профессию «Фольклориста», который изучает русское народное творчество, или иную, например – ненецкую.
Рефлексия. Что нового узнали для себя, что именно понравилось в мероприятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках
Презентация по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках" может использоваться на уроках истории отделении "Сестринское дело"...
"Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт....
Внеклассное мероприятие по чтению: Путешествие в город «Устное народное творчество»
Цель: формировать знания об устном народном творчестве. Задачи:Образовательная задача:• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.Коррекционно-развивающая задача:• р...
Разработка на тему «Связь поэзии Сергея Есенина с устным народным творчеством»
На уроках литературы, посвященных поэзии Есенина, очень важно, чтобы у учащихся сложилось представление о той, исключительной роли, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины. У Есенина об...
Устное народное творчество
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и тр...
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей от 3 до 4 лет
Цель: развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.Задачи: - Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного...