Устное народное творчество
учебно-методический материал
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении.
Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики которые обогащают и дополняют нас.
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДОУ определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания:
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении;
- ребёнок обладает развитым воображением;
- ребёнок проявляет любознательность;
- ребёнок уверен в себе, в своих силах, открыт внешнему миру.
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:
- обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;
- реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе приобщения детей к национальным традициям;
- организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игры;
- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались.
С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с рождения – колыбельные песенки, пестушки, потешки. Колыбельные песни – это не просто песенки, это заговоры-обереги, созданные на магической силе воздействия слова и музыки. Потешки – передают ребенку нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки я использую во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:
- неразрывную связь с природой, со средой обитания;
- открытость, воспитательный характер народной культуры России;
- способность к контакту с культурой других народов;
- самобытность;
- наличие целенаправленного эмоционального заряда;
- сохранение элементов языческой и православной культуры.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Русская культура выступает по отношению к исторической жизни народа как «вторая природа», которую он создает, творит .
Русская национальная культура как «вторая природа» это:
- материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории;
- способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей;
- своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;
- религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;
- совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
- способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.
В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственной культуры земледелия. Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру.
Русский человек не только коллективно, сообща трудился и оборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился. Общественная жизнь крестьянина широко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гуляниях и развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место. В традиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простое отдохновение от труда или узаконенное безделье. Он нёс в себе важные общественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.).
В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась, последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности традиций того или иного народа.
Наша страна – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишь Подмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это – федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.
Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – по косоворотке и кафтану; украинца – по расшитой рубахе с разрезом посреди груди; белоруса – по жилетке, надетой поверх полотняной сорочки; жителя Северного Кавказа – по черкеске или бешмету; узбека – по тюбетейке и традиционному халату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм – это визитная карточка человека определенной национальности, выражение традиций и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках
Презентация по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках" может использоваться на уроках истории отделении "Сестринское дело"...
"Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт....
Внеклассное мероприятие по чтению: Путешествие в город «Устное народное творчество»
Цель: формировать знания об устном народном творчестве. Задачи:Образовательная задача:• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.Коррекционно-развивающая задача:• р...
Разработка на тему «Связь поэзии Сергея Есенина с устным народным творчеством»
На уроках литературы, посвященных поэзии Есенина, очень важно, чтобы у учащихся сложилось представление о той, исключительной роли, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины. У Есенина об...
Мероприятие «Устное народное творчество».
Цели и задачи мероприятия: возрождение и развитие народной культуры;приобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством у...
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей от 3 до 4 лет
Цель: развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.Задачи: - Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного...