Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса ( теория и практика)
методическая разработка
Настоящий проект предназначен для студентов 1 курса и может быть также использован в работе преподавателей математики. Он поможет систематизировать имеющиеся знания по математике и ликвидировать пробелы в них, если такие окажутся. Особенно он может быть полезным при подготовке к контрольным работам и экзамену. Проект включает краткий теоретический материал по основным темам математики 1 курса; примеры решения типовых заданий с подробными комментариями ; упражнения для самостоятельной работы.
В состав проектной группы входят студенты, хорошо успевающие по дисциплине. Работа над проектом поможет студенту - будущему преподавателю и в общении, и в профессиональной деятельности. В связи с этим творческое развитие становится явной необходимостью.
Новизна проекта заключается в том, что нами предпринята попытка кратко изложить теоретический и практический материал по математике 1 курса, привлекая для работы над проектом студентов 1 курса. Основная идея нашей работы – использование творческого потенциала студентов, раскрытие их талантов, предоставление возможности поделиться своими знаниями и опытом друг с другом, развитие интереса к математике, нахождение занятий, приносящих удовлетворение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Корни | 22.78 КБ |
Четность функции | 23.49 КБ |
Иррациональные уравнения | 21.1 КБ |
Комбинаторика | 25.82 КБ |
Координаты и векторы | 44.71 КБ |
Логарифмы | 21.11 КБ |
Основы тригонометрии | 333 КБ |
Паспорт | 90.01 КБ |
Преобразование графиков | 21.8 КБ |
Простейшие тригонометрические уравнения | 23.77 КБ |
Рациональные уравнения | 23.02 КБ |
Степени | 23.95 КБ |
Презентация проекта | 369.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Корни » | ||
Краткий справочный материал по теме | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
Читаем: «Корень n-ой степени из числа а» | - читаем: корень 3-ей степени из 2-х; - читаем: корень 5-ой степени из с | Прочитайте: , |
= 2 <=> 23 = 8 = 3 <=> 34 = 81 = = 5 <=> 52 = 25 = -3 <=> (-3)3 = -27 = <=> ( )5 = | Вычислите: 1) ; 2) ; 3) ; 4) | |
∙ = | ∙ = = = 3 ∙ = = = -3 | Вычислите: 1) ∙ ; 2) ∙ |
= в ≠ 0 | = = = 2 | Вычислите: 1) ; 3) 2) ; |
= k к > 0 | = 2 = = 2 | Измените степень корня; найдите значение подкоренного выражения: 1) = 2) = |
k = ()k Если k ≤ 0, то а≠ 0 | 2 = ()2 = 42 = 16 3 = ()3 = 33 = 27 | Вычислите: 1)4; 2)2 3)3 |
n = an/m m > 0 | 8 = 28/4 = 22 = 4 3 = 63/3 = 6 | Вычислите: 1)12; 2)7 |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема: « Четность ( нечетность) функций » | ||
Краткий справочный материал по теме | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
Функция называется четной, если для любого х из ее области определения f(-х) = f(х). График четной функции симметричен относительно оси ординат (ОY). Функция называется нечетной, если для любого х из ее области определения f(-х) = - f(х). График четной функции симметричен относительно начала координат. Тригонометрические функции : y = cos x – четная функция cos (-x)= cos (x) y = sin x - нечетная функция sin(-x) = - sin (x) y = tg x - нечетная функция tg(-x) = - tg (x) y = ctg x - нечетная функция ctg(-x) = - ctg (x) | Определить четность (нечетность) функции:
Решение: f(-x) = (- x)4 + 5 = x4 + 5 = f(x) – четная функция
Решение: f(-x) = (-x)3 - 3(-х) = - x3 + 3х = - (x3 - 3х) = - f(x) – нечетная функция
Решение: f(-x) = (-x)2 - 2(-х) = x2 + 2х = - (-x2 - 2х) – функция общего вида (не является четной, не является нечетной)
Решение: f(-x) = cos2(-x) - 2(-х) 2 = cos2 x - 2х2 = f(x) – четная функция
Решение: f(-x) = 2 sin(-x) - 5(-х) = -2 sin x + 5х = - (2 sin x - 5х) = = - f(x) – нечетная функция | Определить четность ( нечетность) функций: f(x) = 2 x3 + 5x; f(x) = 5 x2 + 8; f(x) = 2sin2 x + cosx-3; f(x) = sin x – cos x +x ; f(x) = sin x + x – 9 ; f(x) = sin x cos x – 3x. |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема : «Иррациональные уравнения» | |||
Краткий справочный материал | Пример решения уравнений | Задание для самостоятельной работы | |
Иррациональные уравнения - это уравнения, содержащие переменную величину под знаком корня того или иного показателя: Пример: , . Решение иррациональных уравнений сводится к освобождению их от корней. Примечание: 1. Если в иррациональные уравнения входят корни четной степени, то предполагается, что они имеют только арифметические значения; 2. Иррациональные уравнения необходимо проверять т.к. в процессе освобождения от корней могут появиться “лишние”, посторонние решения. | Решите уравнения: Решение: x2- 5 = 4 x2- 9 = 0 (x-3) (x+3) = 0 X – 3 = 0 или x + 3 = 0 X = 3 x = -3 Ответ: -3; 3 2. Решение: 6 ∙ 49 = 4x – 54 4x – 54 – 294 = 0 4x = 348 x = 348 : 4 x = 87 Ответ: 87 | Решение: x – 2 = x2 – 16x + 64 x2- 17x + 66 = 0 D = (-17)2 – 4 ∙ 1 ∙ 66 = 25 x1;2 = x1 = 6 ; x2 = 11 Проверка: x = 6 – неверно x = 6 – не подходит x = 11 – верно Ответ: 11 | Решите уравнения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. = x + 4 7. |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе :
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема: «Элементы комбинаторики»
Комбинаторика - раздел математики, который изучает какие и сколько комбинаций можно составить из определенного числа объектов, называемых элементами.
Рассмотрим три типа комбинаций, которые можно составить из некоторого числа (n) различимых между собой элементов.
Тип комбинаций | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
Возьмем n различных элементов: А, В, С, … М; будем переставлять эти элементы всевозможными способами, оставляя неизменным их число и меняя лишь их порядок. Каждая из таких комбинаций называется перестановкой. Р – число всех перестановок; n – количество элементов. = 1∙2∙3∙…∙n = n! Читаем: n! – эн факториал | 1.Найти число перестановок из трех элементов А, В, С. Решение: Выпишем возможные варианты перестановок: АВС ВАС САВ АСВ ВСА СВА. Проверим по формуле: n= 3; P3 = 1∙2∙3 = 3! = 6 Ответ: 6 перестановок. 2.Найти число перестановок из трех элементов: 1,2,3. Решение: выпишем возможные варианты перестановок: 123 213 312 132 231 321. Всего получилось 6 перестановок. Проверим по формуле: n= 3; P3 = 1∙2∙3 = 6 Ответ: 6 перестановок. 3.Сколькими способами можно расставить на полке 6 различных книг: Решение: n=6; P6 = 6! = 1∙2∙3∙4∙5∙6 = 720 Ответ: 720 различных вариантов. | 1. Сколько трехсловных предложений можно составить из слов: сегодня, дождь, идет? 2. В пассажирском поезде 15 вагонов. Сколькими способами можно распределить по вагонам 15 проводников, если за каждым закрепляют 1 вагон? 3.Сколько 5-тизначных чисел (без повторения цифр) можно составить из чисел: 0,3,4,6; 8. 4.Сколькими способами можно выстроить очередь в кассу, если хотят получить зарплату 6 человек? |
Тип комбинаций | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
Будем составлять из n различных элементов в каждой, располагая взятые m элементов в различном порядке. Каждая группа из m элементов называется размещением из n элементов по m элементов. А – число всех размещений; n- количество всех элементов; m- количество элементов в группе. = | 1. Найдите число размещений из трех элементов: 7,4,5 по два. Решение: выпишем возможные варианты: 74, 75, 47, 45, 57, 54 – всего 6 различных групп по 2 элемента. Проверим по формуле: n = 3; m = 2 = = = 6 Ответ: 6 размещений. 2. Найдите число размещений из четырех элементов: A, B, C, D по два. Решение: n = 4, m = 2 = = = 3∙4 = 12 Ответ: 12 размещений 3. Из 10 студентов группы надо выбрать старосту, его заместителя и редактора газеты. Сколькими способами это можно сделать? Решение: n = 10; m= 3 = = = = 720 Ответ: 720 способами. | 1. В забеге участвуют 5 спортсменов. Сколькими способами можно предсказать распределение первых трех мест между ними ? 2. В классе изучают 7 предметов, в среду 4 урока, причем все разные. Сколькими способами можно составить расписание на среду? 3.В розыгрыше кубка страны по футболу участвуют 17 команд. Сколько существует способов распределения золотой, серебряной и бронзовой медалей ? |
Тип комбинаций | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
Из n различных элементов будем составлять группы по m элементов в каждой, не обращая внимание на порядок, но так, чтобы число элементов не повторялось (в сочетаниях АВ и ВА считаются эквивалентными) Любая группа из n элементов по m элементов в каждой (различными считаются те, которые имеют неодинаковый состав элементов) называется сочетанием. С – число сочетаний n - количество всех элементов m - количество элементов в группе = | 1. Найдите все сочетания из трех элементов: 7, 4, 5 по два элемента в каждом. Решение: Выпишем группы по 2 элемента (но 47 и 74 – эквиваленты(одинаковые) группы): 74, 75, 45. Всего - 3 группы, т.е. 3 сочетания. Проверим по формуле: n = 3, m = 2; = = = 3 Ответ: 3 сочетания. 2.Найдите все сочетания из пяти элементов: A,B,C,D,E по три в каждом. Решение: n= 5, m= 3; = = = 10 Ответ: 10 сочетаний. 3. Сколькими способами можно выбрать из 6 человек комиссию, состоящую из трех человек? Решение: n= 6, m= 3; = = = 20 Ответ: 20 способов. | 1. Из 10 рабочих необходимо выделить для поездки за границу 6 человек. Сколькими способами это можно сделать? 2.На тренировке занимаются 12 баскетболистов. Сколько может быть образовано тренером различных стартовых пятерок ? 3. При встрече 12 человек обменялись рукопожатиями. Сколько сделано рукопожатий? 4.В группе 20 человек. На дежурство в столовую надо назначит 4 дежурных. Сколькими способами это можно сделать ? |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе: 1. Тюрин Ю.Н. Теория вероятностей и статистика. М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема: «Координаты и векторы» | ||
Произвольная точка А в пространстве характеризуется тремя числами: абсциссой xA, ординатой yA, аппликатой zA, что записывается так: А( xA; yA; zA) – координаты точки. | ||
Краткий справочный материал по теме | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
А М В
А( xA; yA; zA) , В( xA; yA; zA) Длину отрезка АВ находим по формуле: АВ= Точка M – середина отрезка АВ. Координаты середины отрезка находим по формуле : M () | Найдите длину отрезка AB и координаты середины отрезка AB, если А (3;-4;0) ; В (-1;2;4). Решение: АВ = = = = = – длина отрезка АВ. M ( ) M ( 1;-1;2 ) – координаты середины отрезка АВ. | Найдите длину отрезка CD и координаты его середины, если С (-2;1;5) , D (4;0;6) . |
Вектор – направленный отрезок. Обозначают: или А В А – начало вектора, В – конец вектора Длиной вектора называют длину соответствующего ему отрезка. Записывают так: || =| АВ| Вектор называется нулевым, если его начало совпадает с концом – нулевые векторы | ||
Координаты вектора:
| Найдите координаты вектора , если А (5;-6;3), В (-2;0;7). Решение: ( -2-5 ; 0-(-6) ; 7-3 ) ( -7 ; 6 ; 4 ) – координаты вектора | Найдите координаты вектора , если А (3;8;-1); В (-4;0;2) |
Краткий справочный материал по теме | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
Длина вектора: || = || = | 1.Найдите длину вектора , если А (5;-6;3), В (-2;0;7). Решение: ||= = = = – длина вектора 2. Найдите длину вектора ( 1;-3;2 ). Решение: || = = = | 1.Найдите длину вектора , если А (3;8;-1); В (-4;0;2). 2.Найдите длину вектора (4;-3;7). |
Угол между векторами
0 α A
В
α – угол между | 1.Если α = => векторы соноправленные 0 В А 2.Если α = 90° => – векторы перпендикулярные B
0 A | 1. Покажите угол между векторами, определите его градусную меру
О |
Скалярное произведение векторов: = || ∙ || ∙ cos α = | 1.Найдите скалярное произведение векторов, если ( 2; 8; -4 ), ( 0; 1; -3 ). Решение: = 2∙0+8∙1+(-4)∙(-3) = 0+8+12 = 20 2. Найдите скалярное произведение векторов, если угол между ними равен 90°. Решение: Т.к. α = 90°, cos 90° = 0 => 3.Докажите, что векторы взаимно перпендикулярны, если Решение: Т.к. => cos α = 0 => α = 90° => | 1. Найдите скалярное произведение векторов, если (-2;4;6). 2. Докажите, что вектора взаимно перпендикулярны: (2;6;2). 3.Найдите cos А, если дан треугольник АВС, заданный координатами своих вершин: А(-6;4;-2), В(0;-2;8),С(8;-6;2). |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема : « Логарифмы »
Краткий справочный материал по теме | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
logab = c Читаем: логарифм числа b по основанию a равен c | log39 = 2 Читаем: логарифм 9 по основанию 3 равен 2 | Прочитайте: log2 8 = 3; log5 1 = 0 |
logab = cac=b a0, b0, a1 | log2 8 = 3, т. к. 23 = 8 log5 25 = 2, т. к. 52 = 25 log3 = -4, т. к. 3-4 = | Вычислите: 1) log4 16; 3) log 1; 2) log3 27; 4) log2 |
a log a b = b a0, b0, a 1 | c logc 8 = 8 ; 5 log5 9 = 9 | Вычислите: 3 log3 7 ; 4 log4 13 |
loga 1 = 0 a0 | log3 1 = 0, т. к. 30 =1 log 1 = 0, т. к. 0 = 1 | Вычислите: log7 1; log 1 |
loga a = 1 a0 |
log5 5 = 1, т. к. 51 = 5 | Вычислите: log7 7 ; log |
loga ( x y) = loga x + loga y a0, x0, y0 , a | log3(9) = log3 9 + log3 27 = 2+3 = 5 log4 8 + log4 2 = log4 (8) = log4 16 = 2 | Вычислите: 1) log2 (162) ; 2) log4 32 + log4 2 |
loga = loga x - loga y a0, x0, y0, a | log3 = log3 9 – log3 27 = 2-3 = -1 log4 8 – log4 2 = log4 = log4 4 = 1 | Вычислите: 1) log3 ; 2) log4 32 – log4 2 |
loga x p = ploga x a0, x0, a | log7 3434 = 4log7 343 = 4 3 = 12 4 log4 24 = log4 16 = 2 | Вычислите: log3 812 ; 8 log4 2 |
log10 b = lg b десятичный логарифм | log10 7 = lg 7 | Вычислите: lg 8 + lg 125 ; lg 13 – lg 130 |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе: 1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема: « Основы тригонометрии»
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе: 1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Астраханский государственный технический университет»
Система менеджмента качества в области образования, воспитания, науки и инноваций
сертифицирована DQS по международному стандарту ISO 9001:2015
ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Социальный проект
Краткий справочный материал
по математике
для студентов 1 курса
( теория и практика )
Руководитель и автор проекта: Шмейло Н.В.
Астрахань,2020
Паспорт проектной работы
1. Название проекта: Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса ( теория и практика)
2. Руководитель проекта: Шмейло Н.В., ФГБОУО «АГТУ»,ФСПО
3. Консультанты проекта: Сибряева Е.С.
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: математика.
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта : математика.
6. Возраст студентов, на который рассчитан проект: 15-21 лет
7. Состав проектной группы :
№ п\п | ФИО студента | № группы | Предполагаемая роль |
1 | Канавин Владислав | ДКНО-12 | Представление проекта |
2 | Канавин Вячеслав | ДКНО-12 | Составление краткого справочного материала |
3 | Манахов Дмитрий | ДКНО-12 | Презентация |
4 | Пекин Олег | ДКНО-12 | Составление краткого справочного материала |
5 | Куликов Анатолий | ДКНО-12 | Презентация |
6 | РедвановАндрей | ДКНО-12 | Представление проекта |
7 | Кашкамбаева Алина | ДКНО-12 | Составление краткого справочного материала |
8 | Сафаров Али | ДКНО-12 | Составление краткого справочного материала |
8. Тип проекта: практико-ориентированный, информационный, творческий .
9. Заказчик проекта:
10. Проблема проекта: программа по математике 1 курса очень насыщенная: изучаются разделы алгебры, геометрии, начала математического анализа, комбинаторики, статистики и теории вероятности. На изучение некоторых тем отводится небольшой объем часов. Для слабоуспевающих студентов, для студентов, пропустивших занятия, нет кратного изложения теоретического материала с примерами решения типовых заданий, который помог бы им овладеть необходимыми знаниями , умениями и навыками по математике.
11. Цель проекта: улучшение качества формирования математической компетенции - знаний, умений и навыков с использованием краткого теоретического материала по математике 1 курса с примерами решения типовых заданий.
12. Задачи проекта: ФГБОУО «АГТУ»,ФСПО, Г. Астрахань
- оказание помощи студентам при изучении курса математики 1 курса,
- поддержка и создание психолого-педагогических условий и среды для развития и реализации творческого потенциала студентов,
- организация совместной коллективно – творческой деятельности студентов.
13. Вопросы проекта:
- какие ключевые темы изучаются к каждом разделе;
- что должны знать и уметь студенты в результате изучения ключевых тем;
- какой краткий теоретический материал выделить по каждой выбранной теме;
- какие привести примеры типовых заданий с решениями по каждой выбранной теме;
- какие задания подобрать по каждой теме для самостоятельной работы студентов;
- как скомпоновать и оформить материалы проектной деятельности.
14. Необходимое оборудование:
- Учебные издания : 1. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.- М., 2010
2. Башмаков М.И.Алгебра и начала математического анализа(базовый уровень). 10 кл. М. 2010
3. Погорелов А.В. Геометрия 10-11 “Базовый уровень” - М. 2011
4. Тюрин Ю.Н. Теория вероятностей и статистика- М. 2010
- ПК;
- Принтер.
15. Аннотация:
Настоящий проект предназначен для студентов 1 курса и может быть также использован в работе преподавателей математики. Он поможет систематизировать имеющиеся знания по математике и ликвидировать пробелы в них, если такие окажутся. Особенно он может быть полезным при подготовке к контрольным работам и экзамену. Проект включает краткий теоретический материал по основным темам математики 1 курса; примеры решения типовых заданий с подробными комментариями ; упражнения для самостоятельной работы.
В состав проектной группы входят студенты, хорошо успевающие по дисциплине. Работа над проектом поможет студенту - будущему преподавателю и в общении, и в профессиональной деятельности. В связи с этим творческое развитие становится явной необходимостью.
Новизна проекта заключается в том, что нами предпринята попытка кратко изложить теоретический и практический материал по математике 1 курса, привлекая для работы над проектом студентов 1 курса. Основная идея нашей работы – использование творческого потенциала студентов, раскрытие их талантов, предоставление возможности поделиться своими знаниями и опытом друг с другом, развитие интереса к математике, нахождение занятий, приносящих удовлетворение.
16. Предполагаемый продукт проекта:
- Планируется создать краткий справочный материал-«шпаргалку» для студентов по основным темам математики 1 курса.
17. Этапы работы над проектом:
Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | |
Организационный | Определение темы проекта, постановка цели и задач | Сентябрь - ноябрь 2020 г. | |
Основной | Сбор и оформление информации по темам проекта: | ||
1. «Корни» | Ноябрь 2020 г. | ||
2. «Степени» | Ноябрь 2020 г. | ||
3. «Логарифмы» | Ноябрь 2020 г. | ||
4. «Элементы комбинаторики» | Ноябрь 2020 г. | ||
5. «Координаты и векторы» | Декабрь 2020 г. | ||
6. «Основы тригонометрии» | Декабрь 2020 г. - январь 2021 г. | ||
7. «Функции, их свойства (четность/нечетность)» | Февраль - март 2021 г. | ||
8. «Преобразование графиков функции» | Март 2021 г. | ||
9. «Иррациональные уравнения» | Апрель 2021 г. | ||
10. «Рациональные уравнения» | Май 2021 г. | ||
11. «Решение простейших тригонометрических уравнений» | Май 2021 г. | ||
Продукт проекта Краткий справочный материал – «шпаргалки» по математике для студентов 1 курса |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА |
Достижения участников проекта:
Приняли активное участие в конкурсе проект ФГБОУО «АГТУ»,ФСПО
- Были награждены Дипломом 2-ой степени;
- Приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов «Пространство детства: современность и будущее» - подготовили стенд-доклад.
Предварительный просмотр:
Тема: « Преобразование графиков функции » | ||
Краткий справочный материал по теме | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
Дан график функции y = f (x) Чтобы получить графики следующих функций, необходимо :
сместить на : в>0 вверх по оси ОY ( поднять ) в<0 вниз по оси OY ( опустить)
растянуть в k раз вдоль оси ОХ
сжать в k раз вдоль оси ОХ
сместить вдоль оси ОХ на а>0 – вправо а<0 – влево
растянуть в k раз вдоль оси ОХ
сжать в k раз вдоль оси ОХ | 1. Дан график функции f(х) = sin х. Какие преобразования необходимо выполнить, чтобы получить график функции : f(x) = 4 sin(3x - π/2 ) + 1 ? Решение:
2. Дан график функции f(х) = соs х. Какие преобразования необходимо выполнить, чтобы получить график функции : f(x) = 1/3 cos(x/2 + π/4) - 5 ? Решение:
| 1. Дан график функции f(х) = sin х. Какие преобразования необходимо выполнить, чтобы получить график функции : f(x) = 3 sin(x/5 - π/6 ) + 4 ? 2. Дан график функции f(х) = cos х. Какие преобразования необходимо выполнить, чтобы получить график функции : f(x) = 1/5 cos(2x + π/8 ) -7 ? |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение простейших тригонометрических уравнений» | ||
Краткий справочный материал | Примеры решения уравнений | Задания для самостоятельной работы |
sin x = a, |a|≤ 1 x=(-1)n arcsin a + πn, n∈Z Частные случаи: 1) sin x = -1 x= - + 2πn, n∈Z 2) sin x = 0 x = πn, n∈ Z 3) sin x = 1 x = + 2πn, n∈ Z | Решите уравнения : 1) sin x = х = (-1)n ∙ arcsin + πn, Ответ: x = (-1)n∙+ πn, n∈Z 2) 2sin x – 1 =0 2sin x = 1 sin x = x = (-1)n∙ arcsin + πn Ответ: x = (-1)n∙ +πn, n∈ Z 3) sin x - =0 sin x = sin x = sin x = 1 – частный случай! Ответ: x = + 2πn, n∈ Z | Решите уравнения: 1) sin x = 2) 2sin x + = 0 3) 6sin x + 6 =0 |
cos x = a, |a|≤ 1 x = ± arccos a + 2πn, n∈ Z Частные случаи: 1) cos x = -1 x = π + 2πn, n∈ Z 2) cos x = 0 x = + πn, n∈ Z 3) cos x = 1 x = 2πn, n ∈Z | Решите уравнения : 1) cos x = x = ±arccos + 2πn, n∈Z Ответ: x = ± + 2πn, n∈Z 2) 2 cos x - = 0 2cos x = cos x = x = ±arccos + 2πn, n∈Z Ответ: x = ± + 2πn, n∈Z 3) cos x - = 0 cos x = cos x = 1 - частный случай! Ответ: x=2πn, n∈Z | Решите уравнение: 1)cos x = 2)2cos x+ = 0 3) 4cos x – 4 = 0 |
tg x = a, -π/2< a < π/2 x = arctg a + πn, n∈Z | Решите уравнения: 1) tg x = √3 x = arctg √3 + πn, n∈Z Ответ: x = π/3 +π n, n∈Z 2) 2tg x – 2 = 0 2tg x = 2 tg x = 2/2 tg x = 1 x = arctg 1 +π n Ответ: x = π/4 + πn, n∈Z | Решите уравнения: 1) tg x = 0 2) tg x = /3 3) 2tg x - 2 = 0 |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема : « Рациональные уравнения »
Краткий справочный материал | Примеры решения уравнений | Задания для самостоятельной работы |
1. Уравнения с одной переменной Общий вид:
где х – переменная величина, P(x), Q(x), F(x) и R(x) – выражения, содержащие переменную, причем Q(x) ≠0 , R(x) ≠0. Для решения (*) воспользуемся главным свойством пропорции: P(x) ∙ R(x) = Q(x) ∙ F (x) (**). (**) после преобразования может стать одним из следующих: 1. ax2+bx+c=0 – уравнение 1-ой степени. Решение: ax = -b x= - 2. ax2+bx+c = 0 – квадратное уравнение Решение: X1;2= , где D= b2-4ac – дискриминант. Здесь возможны случаи: D > 0 - уравнение имеет два действительных различных корня. D = 0 - уравнение имеет один корень. D < 0 - нет действительных корней. | Решите уравнения: 1. - x = Решение: - ∙ x = x = : x= -5 Ответ: -5 2. x2 – 2x -3 = 0 Решение: D = (-2)2- 4 ∙ 1 ∙ (-3) = 4 + 12 = 16 x1;2 = ; x1 = -1 ; x2 = 3 Ответ: -1; 3 3. = Решение: x (x-2) = 6x -15 x2- 2x – 6x -15 x2- 8x + 15 =0 D= 64 – 4 ∙ 15 = 4 > 0 => 2 действия корня. X1;2 = ; x1 = 5 x2 = 3 Ответ: 3; 5 | Решите уравнения: 1) ∙ x = 2) = 5 3) x2 + 12x+36 = 0 4) = 1 5) = 1 6) = 7) –x2 – 2x + 15 = 0 |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе :
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема : «Степени»
Краткий справочный материал по теме | Примеры решения типовых заданий | Задания для самостоятельной работы |
a a …a = an Читаем: an – « a в n-ой степени» | a a = a2 ( читаем: a во 2-ой степени) x x x x = x4 ( читаем: x в 4-ой степени) 33 3 = 33 ( читаем: 3 в 3-ей степени) | Прочитайте: bn , y5 , 42 |
an am = an+m | 1) a3 a4 = a3+4 = a7 2) 42 4-3 = 42+(-3) = 4-1 3) = = 4) 3 = 3 1 = 3+1 =4 = = | Упростите выражения: 1) b4 b5 ; 2) 32 3-4 ; 3) ; 4) 4 |
an : am = an-m | 1) a5: a3 = a5-3 = a2 2) 3-2 : 3-5 = 3-2-5 = 3-7 3) : = = =
4) 4 : 2 = 4-2 = 2 = | Упростите: 1) a7 : a5 ; 2) 48 : 4-5 ; 3) : ; 4) 6 : -3 |
(an)m = anm | 1) (a4)3= = 12 2) (35)3= = 315 3) = = | Упростите: 1)(с7)2 ; 2) (32)7 ; 3) 4 |
n = b0 |
| Раскройте скобки: 1)4 ; 2)3 |
a-n = a0 |
1) a-3 = 2) 4-2 = = 3) a4 = 4) 52 = | Запишите в виде дроби: 1) с-4 ; 2) 6-3 ; 3) b2 ; 4) 34 |
-n = n a0 , b0 | 1) -3 = 3 2) – 4 = 4 | Избавьтесь от знака «-» в показателе степени: 1)-2 ; 2)-3 |
a0 = 1, a0 00 - не существует! | 1) с0 = 1, c 0 2)0 = 1 | Вычислите: 1) 60 ; 2) (-9)0 ; 3) 0 |
Подробнее информацию по данной теме можно найти в следующей литературе: 1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа . 10-11 кл. – М. 2009 г. ;
2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10-11 кл. – М., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы расскажем вам о Проблемах: Целях проекта: Продукте проекта : Программа по математике 1 курса очень насыщенная: изучаются разделы алгебры, геометрии, комбинаторики и статистики. Для слабоуспевающих студентов, для студентов, пропустивших занятия, нет кратко изложенного теоретического материала с примерами решения типовых заданий, который помог бы им овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками по математике. Улучшить качества знаний по математике у студентов с использованием краткого теоретического материала с примерами решения типовых заданий (т.е. «шпаргалки») «Шпаргалки» по всем основным темам математики 1 курса. В I полугодии сделаны «шпаргалки» по 6 основным темам. Во II полугодии планируем подготовить «шпаргалки» по 7 темам.
Как мы работали : 1 этап : Организационный. Появилась проблема: отсутствие студентов по болезни, пробки на дорогах, спортивные сборы – студенты пропускают занятия, не получают необходимые знания. Что делать ? Как им помочь ? Решили принимать меры: сделать шпаргалки по каждой теме, но не простые, а такие, чтобы из них можно было узнать и формулы, и как решать задачи, и потренироваться самому решить аналогичные задания. 2 этап : Основной. После изучения каждой темы каждый из участников проектной группы составлял свою шпаргалку. После этого мы собирались, обсуждали идеи друг друга и разрабатывали окончательный вариант «шпаргалки» по теме. Шесть основных пройденных тем – и шесть готовых шпаргалок !
В результате работы над проектом мы Систематизировали свои знания по каждой пройденной теме, выделяли главное в теоретической и практической части, анализировали пройденный материал; Совместно работали , творчески подходили к достижению поставленной цели; Сделали шпаргалки по математике, с помощью которых можно: - самостоятельно освоить пропущенные темы; - повторить пройденный материал; - подготовиться к итоговому экзамену.
Вот что у нас получилось Тема : « Логарифмы» Краткий справочный материал по теме Примеры решения типовых заданий Задания для самостоятельной работы log a b = c Читаем: логарифм числа b по основанию a равен c log 3 9 = 2 Читаем: логарифм 9 по основанию 3 равен 2 Прочитайте: log 2 8 = 3; log 5 1 = 0 log a b = c a c =b a>0 , b>0 log 2 8 = 3, т. к. 2 3 = 8 log 5 25 = 2, т. к. 5 2 = 25 Log 3 (1/81)= -4 , т. к. 3- 4 = 1/81 Вычислите : 1) log 4 16; 3) log ½ 1 ; 2) log 3 27; 4) log 2 ½ a log a b = b а >0 , b>0 c log c 8 = 8 ; 5 log 5 9 = 9 Вычислите : 3 log 3 7 ; 4 log 4 13 log a 1 = 0 a> 0 log 3 1 = 0 , т. к. 3 0 =1 log 6 1 = 0, т. к. 6 0 = 1 Вычислите: log 7 1 ; log 2 1 log a a = 1 a> 0 l og 5 5 = 1, т. к. 5 1 = 5 Вычислите: log 7 7 ; log 3 3
Тема : « Степени» Краткий справочный материал по теме Примеры решения типовых заданий Задания для самостоятельной работы a * a * a * … * a = a n Читаем : a n – « a в n -ой степени» a * a = a 2 ( читаем: a во 2-ой степени ) x * x * x * x = x 4 ( читаем: x в 4-ой степени) 3 * 3 * 3 = 3 3 ( читаем: 3 в 3-ей степени) Прочитайте: b n , y 5 , 4 2 a n a m = a n+m a 3 a 4 = a 3+4 = a 7 4 2 * 4 -3 = 4 2+(-3) = 4 -1 Упростите выражения : 1) b 4 b 5 ; 2) 3 2 * 3 -4 a n : a m = a n-m a 5 : a 3 = a 5-3 = a 2 2) 3 -2 : 3 -5 = 3 -2-5 = 3 -7 Упростите : 1) a 7 : a 5 ; 2) 4 8 : 4 -5 (a n ) m = a nm 1 ) (3 5 ) 3 = = 3 15 Упростите : 1)(с 7 ) 2 ; 2) (3 2 ) 7
С п а с и б о з а в н и м а н и е !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ по математике для 1 курса специальности 35.02.07.Механизация с/х / 38.02.05.Товаровед и эксперт кач потреб товаров
Экзаменационный материал содержит краткую инструкцию для обучающихся, критерии оценки выполнения работы, четыре варианта работы....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.02 МАТЕМАТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ І КУРСА
Данная методическая разработка посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов, методам организации, мотивации деятельности студентов, описывается личный опыт. Рассматрива...
Справочный материал по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация
Соотношение старых русских и современных мер....
Справочный материал
Справочный материал...
Удостоверение о повышении квалификации Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия (ЦОПП РБ ГБПОУ «БРИТ») «Педагогический дизайн онлайн-курса: теория и практика разработки образовательной программы» 72 ч – дата выдачи: 29.10.2021 г;
Удостоверение о повышении квалификации Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия (ЦОПП РБ ГБПОУ «БРИТ») «Педагогический дизайн онлайн-курса: теория и практика ...
Методическая разработка практической работы по MS Excel для студентов курса теории индустрии красоты.
Тема: Оформление документов для салона красоты.Цель: Изучение информационной технологии создания деловой документации, а также редактирование и форматирования документов в MS Excel.Инструментарий: ПЭВ...