Актуальность использования метода БОС для детей с ОВЗ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
применение здоровосберегающей технологии | 13.53 КБ |
сущность метода БОС | 213.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема роста детей с ОВЗ не теряет своей актуальности.
Ограничение возможности здоровья у детей часто обусловливается минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Данный контингент детей характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности, что сопровождается нарушениями памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Также увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем, недостаточности фонетико-фонематического восприятия и слухоречевой памяти.
Очевидно, что многие дети испытывают чувство тревожности, нервозности, эмоциональной нестабильности, стресса и депрессии при изменении социальной ситуации (6-7 лет, период подготовки к обучению и адаптация в школе).
А для того чтобы обеспечить процесс социализации детей с ОВЗ необходимо проводить их грамотную социальную реабилитацию. Основой социальной реабилитации является развитие в личности способности к самостоятельной жизнедеятельности, к адаптации отрицательным влияниям окружающей среды, активизация его социального потенциала. В отношении детей с ОВЗ социальная реабилитация должна быть направлена как на самих детей с ОВЗ, так и на их окружение. Основным итогом социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов является формирование навыков, которые позволят ему вести полноценную жизнь, развивать и сохранять психологическое и психическое здоровье, быть коммуникабельным, способным при всевозможных отклонениях получить образование, освоить трудовые и профессиональные навыки, обрести чувство социальной значимости в социальной среде. Одной из сторон социальной реабилитации детей с ОВЗ является психологическая помощь, которая позволяет гармонизировать личностный и интеллектуальный потенциал и проводить коррекцию имеющихся нарушений в психофизическом развитии.
Поэтому применение технологии БОС актуально в нашей работе, т.к. это современный метод немедикаментозной коррекции нарушений в психофизическом развитии детей. Он оказывает положительное влияние на динамику умственного и личностного развития, способствует повышению социальной активности, развитию самостоятельности и самоконтроля, развитию интеллектуальных процессов, коррекции и развитию эмоционально-волевой и мотивационной сферы, повышению коммуникативных навыков.
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС «БОС-ЗДОРОВЬЕ»
Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. По существу, работа дыхания и сердца - это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека.
Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца, по сути своей, является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологически оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.
Современная инновационная технология «БОС-здоровье»:
* позволяет продиагностировать состояние здоровья человека по количественным показателям уровня гармонии работы дыхания и сердца;
* выдать Паспорт здоровья с оценкой по пятибалльной шкале;
* всего лишь за 10-15 интерактивных занятий улучшить гармонию дыхания и сердца и повысить качество здоровья человека.
По одной оценке мы получаем достоверную информацию о взаимодействии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это оценка состояния здоровья ученика. А дальше технология «БОС-здоровье» позволяет эффективно корректировать нарушения функционального состояния.
Прежде всего включаем естественное, природное диафрагмальное дыхание, которым каждый ребёнок владеет с рождения. Но испытываемые им стрессы, перенапряжения, плохая экология и другие факторы негативно влияют на согласованность работы сердца и лёгких, и навык правильного дыхания нарушается.
Количественными показателями гармонии работы кардиореспираторной системы является разница пульса на вдохе и на выдохе. Чем больше эта разница, тем лучше здоровье человека. У детей эта разница достигает 40-50 ударов в минуту. На вдохе 120, а на выдохе 80 при каждом дыхании. Эта величина получила название дыхательной аритмии сердца (ДАС). Именно она определяет взаимосвязь работы сердца и лёгких, и является Паспортом здоровья каждого человека. В системе образования эта величина ДАС преобразуется в отметку за здоровье по общепринятой 5-балльной шкале.
Здоровьеразвивающая технология «БОС-здоровье» в школе позволяет каждому ребёнку и педагогу выработать навык правильного диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной величиной ДАС. Для реализации технологии используются современные возможности мультимедийной компьютерной техники, оборудование БОС (Биологическая обратная связь) и программное обеспечение.
Занятия по технологии «БОС-здоровье» проходят в специально оборудованном компьютерном классе на 12 посадочных мест. В состав комплексов «БОС-здоровье» входят электронные приборы для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС). Приборы соединены с компьютерами, на которых установлено программное обеспечение биологической обратной связи. Комплекс обеспечивает непрерывное мультимедийное информирование ученика о изменениях текущей величины ДАС (увеличение ЧСС на вдохе и уменьшение ЧСС на выдохе).
Длительность одного занятия на компьютере составляет 9-12 минут. Цель занятий: развитие, сохранение и укрепление здоровья путём выработки навыка гармоничной работы сердечно-сосудистой системы через постановку диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС, а так же мониторинг и контроль состояния здоровья и функциональных резервов организма каждого ребёнка. Оценка здоровья производится по 5-балльной системе.
В ходе занятия учащиеся проходят индивидуальный тренинг постановки диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС по методу биологической обратной связи. Курс занятий проводится два раза в год. Рекомендуется проводить занятия, как с детьми, так и с педагогами образовательного учреждения.
Здоровьеразвивающая технология «БОС-здоровье» свободно вписывается в схему организации учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы образовательного учреждения:
1. Занятия на комплексе «БОС-здоровье» проводится в рамках стандартного урока в школе.
2. Отметка за здоровье по итогам каждого занятия автоматически сохраняется в электронной карточке ученика и «Журнале здоровья» и доступна учителю для анализа динамики оздоровительных занятий, а так же для работы с учеником и родителями.
3. Уникальность применяемой технологии оздоровления позволяет организовывать внеклассные занятия с отдельными группами детей, нуждающимися в индивидуальной коррекции здоровья или поведения: группы часто и длительно болеющих детей; гиперактивные дети; дети с дефицитом внимания и т.п.
Системность применения технологии «БОС-здоровье» и объективные количественные показатели здоровья позволяют данной технологии стать ядром любой создаваемой или уже работающей программы оздоровления и здоровьесбережения в школе.
Что дает технология «БОС-здоровье» для формирования конкурентоспособной личности?
* Повышает успеваемость детей и эффективность образовательного процесса
* Улучшает поведение
* Делает внимательными
* Учит правильно и красиво говорить
* Нормализует функциональное состояние
* Корректирует психоэмоциональное состояние
* Оценивает уровень здоровья и выдает паспорт здоровья
* Снижает уровень заболеваемости ОРЗ и гриппом в три раза и более.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом
Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...
Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры.
Основная задача использования метода круговой тренировки на занятиях физической культуры - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени. Принцип круговой тренировк...
Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....
Об актуальных задачах центра цифрового образования детей «IT-куб» и привлечении IT-компаний в качестве партнеров
Тезисы к докладу...
Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»
Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...
Актуальность использования металлообрабатывающих станков
Самым популярным материалом, используемым в строительстве, машиностроении, кораблестроении и других направлениях, является металл. Поэтому сфера металлообработки набрала большой размах. А значит, возн...
План по самообразованию "Использование методов мнемотехники для развития речи детей"
Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста....