Игры на уроках английского языка.
статья
В статье рассматриваются проблемы использования игровых технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения. Проблемами исследования игровых технологий занимались такие известные ученые, как Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова, А.В. Конышева, Ю.Я. Пучкова, Н.В. Иванова, О.Я. Ремез, А.В. Запорожец и многие другие ученые. Они считали, что игра – это средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на уроках английского языка
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования игровых технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения. Проблемами исследования игровых технологий занимались такие известные ученые, как Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова, А.В. Конышева, Ю.Я. Пучкова, Н.В. Иванова, О.Я. Ремез, А.В. Запорожец и многие другие ученые. Они считали, что игра – это средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Ключевые слова: игровые технологии, иностранный язык, младший школьный возраст, лексические, грамматические, фонетические, орфографические и ролевые игры.
Школьный возраст – начало существенных изменений в развитии ребенка. В этом возрасте меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
В начальной школе у учащихся закладываются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов. Поэтому, на данном этапе необходимо привить учащимся любовь и интерес к языку, так же необходимо воспитывать патриотизм и гордость за свой народ, свой край, свою страну.
На начальном этапе познавательную и коммуникативную деятельность необходимо организовать на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (литературные герои, сказочные герои, герои мультфильмов и детских телепередач и др.). Различные герои, информативно содержательный сценарий, внезапные повороты сюжета, повторение сюжетных элементов в новых ситуациях - необходимы в учебной деятельности.
Для детей этого возраста характерна потребность в движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потери интереса. Обучение будет более эффективно, если на уроке происходит чередование видовой речевой деятельности, быстрая смена заданий, поворотов сюжетной линии, игровых и неигровых форм обучения, режимов работы и т. д. [1, с. 197]
У детей младшего школьного возраста очень хорошо развита слуховая память. Они могут запоминать большое число лексических единиц, если эти слова употребляются в игровой форме. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают используемые в ней фразы.
Совершенно очевидно, что маленького ребенка не усадишь за список из 10-15 слов и не заставишь их зубрить. Поэтому для того чтобы запомнить как можно больше слов, можно поиграть в игры.
Игры, как известно, предусмотрены с целью формирования на уроке творческой, теплой атмосферы общения между учащимися и учителем, для отработки навыков устной и письменной речи, а также для возможности актуального применения знаний английского языка. К тому же увеличивается время для речевой практики. Учащиеся больше и чаще по сравнению с другими формами обучения высказывают собственное мнение, выражают чувства и мысли персонажей, которых они играют [4, с. 3].
Игры воздействуют на эмоциональную, коммуникативную, волевую, интеллектуальную и другие стороны возрастающей личности.
С точки зрения языкового содержания игры можно разделить на:
- лексические игры.
Лексические игры способствуют расширению у учащихся запаса слов, но на начальном этапе обучения будет эффективно, если ученики начнут выбирать и использовать только тот речевой материал, который лично им необходим и который соответствует их индивидуальности.
Активно применяются игры на карточках, игры - соревнования, загадки, кроссворды, тесты, викторины и др.
С помощью лексических игр дети научатся узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, использовать в речи простейшие устойчивые словосочетания, речевые клише.
- грамматические игры.
Грамматические игры помогают овладению грамматическим материалом, так же использовать в речи основные коммуникативные типы предложений, соблюдая правильный порядок слов, что создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в использовании грамматических структур, требующая неоднократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят ожидаемых результатов.
Игры помогают сделать скучную, унылую и трудную работу более интересной и увлекательной. С помощью данных игр учащиеся научатся употреблять речевые образцы, содержащие определенные грамматические трудности. Затем, конечно же, учащимся необходимо сравнивать свои выводы с правилом в таблице со знаком “G” (“Grammar”).
- фонетические игры
Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. Такие игры тренируют учащихся в произнесении английских звуков, учат громко и отчетливо читать различные рассказы, диалоги, стихотворения и т.д.
Фонетическая зарядка (5 минут от каждого урока) является самым эффективным методом в обучении фонетике английского языка. Поэтому на фонетические зарядки лучше брать скороговорки, стишки, рифмовки или диалоги.
- орфографические игры
Орфографические игры помогают формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления, познавательный интерес.
Проведение орфографических разминок способствует расширению словарного запаса учащихся и развитию умения находить и объяснять орфограммы. Дети научатся группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения, сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка, отличать буквы от знаков транскрипции.
- ролевые игры
Ролевая игра — это своеобразная модель общения и специфическая для уроков иностранного языка форма организации коллективной учебной деятельности, целью которой является формирование навыков и умений в условиях общения, близких к естественным. Ролевая игра предусматривает присвоение учащимся определённых ролей и моделирование ситуаций общения в соответствии с заданными ролями.
С помощью ролевых игр учащиеся, исполняя свою роль, выбирают языковые средства в соответствии с ситуацией и учатся отстаивать свою точку зрения. [1, с. 218]. Чаще всего ролевые игры проводятся в рамках заключительного занятия по изученной теме.
Играть можно в любое время, если это пойдет на пользу ученикам. В начале урока игра необходима, чтобы повторить изученный материал на прошлом уроке. В конце урока она тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом и можно закончить урок «на высокой ноте», что, возможно, подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением.
Играя с учениками на начальном этапе обучения, правила игры должны быть просты и объясняться на родном языке, тратиться всего пару минут и остается достаточно времени на саму игру. Это лучше, чем все отведенное время объяснять правила на английском языке. Опора на родной язык важна при обучении графике и орфографии, при обучении лексике в овладении значениями, сочетанием слов и т.д.
Для того чтобы игры были эффективны на начальном этапе обучения необходимо следовать схеме организации.
1-й этап - введение в речевую ситуацию. Ученикам должно быть понятно, почему встретились представители разных культур, какие у них взаимоотношения, какая проблема возникла, какая помощь им требуется от учащихся на изучаемом языке. Например, русским героям надо помочь найти и назвать по-английски как можно больше достопримечательностей Лондона и Москвы.
2-й этап - ученики осознают коммуникативную задачу: помочь героям найти и назвать на английском языке достопримечательности Лондона и Москвы.
3-й этап - ученики, выполняя задание, осознают значения лексических единиц и используют их в своих высказываниях, в предложениях, начатых учителем.
4-й этап - ученики выполняют коммуникативную задачу, находят и, опираясь на речевой образец, называют на английском языке достопримечательности Лондона и Москвы.
5-й этап - ученики приходят к выводу. Они смогли найти и назвать на английском языке достопримечательности Лондона и Москвы. На этом этапе важно вернуться к началу сюжета и показать ученикам, как коммуникативный результат повлиял на изменение ситуации общения. Важно помнить, что именно коммуникативный результат служит основным мотивирующим средством речевой деятельности учеников на уроке и условием, позволяющим перейти к выполнению следующего упражнения, к новому повороту сюжета. [2, с. 35-36]
После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность, чтобы отдохнуть.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элементы соревнования или свести их к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно, если цель игры – просто весело провести время, не считая очки и выигрывать.
Отличительной особенностью многих игр является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами или на себе. Здесь, видимо, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно условно назвать «память тела» или «память мышц». То, что такая память очень эффективна, стало ясно из следующего случая на уроке: один из учеников забыл, как будет по-английски слово хороший. Когда дети на уроке запоминали это слово, они гладили себя по голове и говорили good. Учитель предложила ученику погладить себя по голове и сказать хороший. Ученик, еще только поднеся руку к голове, тут же сказал good.
Если ученики могут по-английски сказать именно то, что они хотели бы сказать по-русски, то они чувствуют полное удовлетворение – ведь они владеют языком так хорошо, что могут высказать свои мысли на нем. Именно поэтому лексику надо давать не в недостаточном, а в избыточном объеме. Например, при описании внешности, одежды, домашних животных детям всегда хочется рассказать, но лексики для этого нет. Дети не чувствуют удовлетворения от своего высказывания, если они должны постоянно обращаться к учителю за помощью. А вот если заранее дать им необходимые слова или выражения, то они их запомнят, и будут знать, к тому же получат удовлетворение от возможности высказаться именно так, как им хочется.
С другой стороны, все эти слова должны употребляться не просто при ответе на вопрос, например: What are you wearing? или What do you put on to school? Ведь никому в жизни не придет в голову спросить соседа по парте: «Во что он одет?» или «Что ты обычно одеваешь в школу?». А вот предложить им похвастаться одеждой или чем-нибудь еще, что у них есть, - совсем другое дело.
Некоторые игры не требуют никакой заблаговременной подготовки, а некоторые осуществить сложнее, так как необходимы, например, игрушки или одежда, но дети или родители с удовольствием помогут преодолеть эти трудности. Результатом будет интересный, запоминающийся урок и довольно обширный освоенный материал. В играх может принимать участие любое количество детей. [3, с. 9-13].
Надо отметить, что во всех предлагаемых играх преподавателю отводиться роль дирижера. Он участвует в них лишь первый раз, чтобы показать детям, как играть, далее они все сделают сами.
Игры составляют важную часть учебного процесса на начальном этапе обучения, так как игра является одним из ведущих видов деятельности этого возраста. Являясь привычным образом жизни детей, игра представляет собой очень действенный прием при обучении английскому языку. Учебной игре присущи некоторые особенности: сотрудничество детей в достижении общей цели, нацеленность на результат, использование английского языка в естественной ситуации общения, воспитание уверенности в своих силах. Игры дают стимул к общению и развивают навыки говорения и аудирования.
Игры позволяют учителю исправлять ошибки учеников, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Они делают порой трудный и утомительный процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к учению, так же помогают выучить английский язык интереснее, быстрее и веселее.
Литература
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Теория обучения иностранным языкам. – М.: Издательство «Академия»,2006. – c. 197 - 218
- Кузовлев В.П., Книга для учителя. – М.: Издательство «Просвещение», 2013. - с.35-36
- Пучкова Ю.Я., Игры на уроках английского языка. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – с. 9-13
- Федорова Г.Н., Игры на уроках английского языка. – М.: Издательство «МарТ», 2005. – с.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры на уроках английского языка
приминение различных видов игр на уроках английского языка...
Игра на уроках английского языка в начальной школе
Роль обучающих игр на уроках английского языка в начальной школе....
Игры на уроках английского языка
Игры на уроках английского языка для среднего звена...
Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса на уроках английского языка
В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспеч...
Игры для уроков английского языка (возраст учащихся 15-20 лет)
В данной статье представлены несколько интересных игр, которые помогут разнообразить урок английского языка, сделать его более интересным, ярким, эмоциональным.Ведь известно, что события, которы...
Нейропсихологические игры на уроках английского языка.
В данном материале рассматривется особенность нейропсихологических игр на уроках аглийского языка....
Игры с перчаточными куклами на уроке английского языка
Перчаточная кукла может принимать участие во время изучения грамматических и лексических тем. При такой тренировке грамматики и лексики ученики чувствуют себя более раскрепощенными, не боятся доказать...