Проектная задача
методическая разработка
Как научиться ценить время?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_zadacha_kak_nauchitsya_tsenit_vremya.docx | 56.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача: Как научиться ценить время?
Цель урока: изучение программного материала, развитие речи, творческого мышления учащихся, формирование УУД.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
- Личностные результаты:
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
- Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
- В сфере регулятивных УД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
- В сфере познавательных УД:
- Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
- В сфере коммуникативных УД:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Ход урока.
- Организационный момент.
Песчинки сложились в секунды,
Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы.
Так пробежали сутки,
Время вперёд спешит.
- Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок.
- Стадия вызова.
-Послушайте, о чём идёт речь в загадке?
Оно длиннее всего на свете – и короче.
Быстрее всего – и медленнее.
Самое доброе – и самое неразрывное.
Его больше всего ценят,
Но больше всего сожалеют о его отсутствии.
Без него ничего не может быть сделано.
Когда его мало, оно пожирает всех и без следа,
А когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно. Что это? (время)
-А что такое время?
Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну.
-А надо ли управлять временем? Зачем?
-Хотите ли вы научиться управлять своим временем?
(примеры..)
Уметь управлять своим временем очень важно для каждого человека: не важно взрослый он или ребёнок, рабочий или президент.
-А как эта проблема решается в сказке Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»?
Постановка проблемы:
-Можно ли потерять время? Оно же не портфель?
- Почему нельзя терять время? (варианты записывают)
2.1. Актуализация, работа в группах
Б) 1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о времени и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учитель: Вы отлично справились с заполнением таблицы. И поэтому мы продолжаем работу.
-Давайте составим план работы с текстом, чтобы ответить на вопрос «Как научиться ценить время?»
В) ПРИЁМ «Верные и неверные утверждения»
- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…»
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указан № вопросов.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | _ | _ | + | _ | _ | + | _ | + | + |
|
|
|
|
|
Верите ли вы, что…
- Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
- Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)
- Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
- Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
- Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
- До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)
- Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
- Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)
- Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
- Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?
- На все ли вопросы вы ответили верно, мы узнаем в конце урока.
- Отложите листочки в сторону.
3.Осмысление .
А)Словарно-орфографическая работа.
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.
-Подберите синонимы к словам:
хмурый – угрюмый, невесёлый
сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.
-Подберите антонимы к словам:
состариться –помолодеть
трудиться – лениться, бездельничать.
Б) Работа с текстом.
Приём ТРКМ «Кластер»
-Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми стариками.
-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно
- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5. Чтение по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
- Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
- Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
- Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С. 11 Маруся Поспелова, с.12-13 Наденька Соколова, с. 13 Вася Зайцев.
- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Прочитайте, как просыпался город. С.10-11.чтение
- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.
-Почему дети смогли победить волшебников? Нашли друг друга и научились ценить время.
4. Работа в группах.
- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе. (другой цвет)
У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.
- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.
С.6 пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
с.8 терять время понапрасну/ Бездельничать
с.10 держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным
с.13 как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то
с.13 и в ус не дует /Не обращает никакого внимания
с. 14 не терять времени даром
Работа в группе.
№1
Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.
№2
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.
№ 3
Выделите главную мысль сказки.
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.
- Возвратимся к нашим вопросам. Снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы, а вы в третьей строке ставите нужный знак.
- Поднимите руку, чьё мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
- Самостоятельная работа
- А были у вас в жизни моменты, про которые можно сказать «Я потерял время???» (инд. работа мини-сочинение – рассуждение) (Признаки текста – рассуждения, взаимооценка) - Обсуждение
Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова . С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.
Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.
6. Рефлексия.
-Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?
-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
- Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне показалось интересным …
Меня удивило …
Я хочу похвалить … , за …
- Домашнее задание (на выбор)
Дома 1.напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления. Напишите, что можно сделать полезного за 1 минуту.
Приложение.
Текст - рассуждение.
1. Отвечает на вопрос: Почему? Зачем? С какой целью?
2. В этом тексте утверждается и доказывается какая – то мысль.
Строение текста – рассуждения.
I. Вступление – тезис, мысль, которая будет доказываться.
II. Основная часть – перечисление доказательств.
III. Заключение – вывод перекликается с тезисом.
Схема текста – рассуждения.
I. Вступление. Почему…?
II. Основная часть. Потому, что…
Во- первых, …..
Во- вторых, ….
В третьих, ….
III. Заключение. Вот почему……..
Верите ли вы, что…
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
1 группа.
Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.
2 группа.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.
3 группа.
Выделите главную мысль сказки.
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.
- Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне показалось интересным …
Меня удивило …
Я хочу похвалить … , за …
Листа оценки
метапредметных результатов
Ф. И. ученика: ________________________________________________________.
Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: "+" – "Я знаю и умею", "-" – "Пока не знаю, не умею", "?" – "Я знаю, но не уверен".
Критерий оценивания | Примерное задание | Самооценка ученика | Оценка учителя |
Регулятивные УУД | |||
Умение принимать учебную цель | Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?
Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов |
|
|
Умение следовать инструкции учителя | Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь.
Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов |
|
|
Умение оценить свой результат по одному критерию | Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.
Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне |
|
|
Познавательные УУД | |||
Умение читать простые модели и схемы, дополнять их | Расскажи, что изображает модель? 1. В парке посадили еще 2 2. дерева. Дорисуй их на модели.
Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях |
|
|
Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями | Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему? |
|
|
Умение ориентироваться в пространстве | Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо |
|
|
Умение сравнивать и группировать по одному критерию | Сравни объекты по величине, распредели их в группы.
Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке |
|
|
Чтение: работа с информацией | |||
Умение находить явную информацию в тексте | Выпиши из текста имена главных героев |
|
|
Умение ориентироваться в тексте учебной книги | Найди страницу ___. 1. Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы? 2. Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве 3. |
|
|
Умение находить 1–2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста | Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой? |
|
|
Коммуникативные УУД | |||
Умение задавать вопросы | Сформулируй два вопроса к тексту |
|
|
Умение работать в паре | Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя |
|
|
Умение строить монологическое высказывание | Составь краткий рассказ по иллюстрации |
|
|
Умение контролировать свои действия | Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова? |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"
Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...
Проектная работа по теме: Проектная методика - педагогическая технология нового образования
Краткая телрия о проектной методике и подробный конспект конкурса основанного на данной методике....
Проектная задача " Школа кулинаров"
Проектная задача " Школа кулинаров"...
Проектная задача " Школа кулинаров"
"Школа кулинаров" 3 класс...
Проектная задача "Обучение и производительность труда"
Цели задачи:Обучающая:· Формирование способов учебного сотрудничества.· Закрепление способ...
ПРОЕКТНО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ПРОЕКТНО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПМ 02. Выполнение технологических операций по обработке металлов, сплавов с учётом традиционных методов изготовления художественных изделий 54.01.06....
Методическая разработка Проектная задача "Есть точка на карте - мой город"
Данная технологическая карта поможет провести проектную задачу об остории вашего города...