Методические рекомендации по учебной и производственной практике по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
методическая разработка
Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно – образовательном комплексе современной образовательной организации и профессиональных компетенций для практической работы.
Организация практики на всех этапах направлена на:
- выполнение требований ФГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присвояемой квалификацией;
- непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekom._k_praktike.docx | 127.75 КБ |
Предварительный просмотр:
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Обоянский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по учебной и производственной практике
по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление
здоровья ребенка и его физическое развитие
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
2020
Рассмотрено: Протокол заседания ЦМК Преподавателейпрофессионального цикла по специальности 44.02.01 Дошкольное образование от «_7_» _февраля__2020 г. №_6__ | Согласовано: Зам. директора __________ Г.М. Колоткова «____» _______________2020 г. |
Организация – составитель: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский педагогический колледж»
Составитель: Каменева В.М., преподаватель ОБПОУ «ОПК»
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………….…...…….4
- Требования к результатам освоения программы учебной и производственной практики …………………………………………………………………………..…….….....4
- Распределение объёмов часов на учебную и производственную практику…………6
- Содержание учебной и производственной практики………………………………….6
- Организационно – методические указания к выполнению видов работ на учебной и производственной практики…………………………………………………………….9
- Оценочный материал………………………………………………………………..….26
- Литература ……………………………………..……………………………………….36
- Приложения …………………………………………..………………………….……..37
Пояснительная записка
Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно – образовательном комплексе современной образовательной организации и профессиональных компетенций для практической работы.
Организация практики на всех этапах направлена на:
- выполнение требований ФГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присвояемой квалификацией;
- непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практик.
2. Требования к результатам освоения программы учебной и производственной практики
Результатом освоения учебной и производственной (по профилю специальности) практики по ПМ.01 является овладение студентами, следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями студент в ходе учебной и производственнойпедагогической практики должен:
Иметь практический опыт:
ПО 1. Планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
ПО 2. Организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
ПО 3. Организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
ПО 4. Организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации;
ПО 5. Взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей;
ПО 6. Диагностики результатов физического воспитания и развития;
ПО 7. Наблюдения и анализ мероприятий по физическому воспитанию;
ПО 8. Разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания.
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательной организации;
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации, определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;
- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
- показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной организации.
3. Распределение объёмов часов на учебную и производственную практику
Наименование профессионального модуля (ПМ), междисциплинарного курса (МДК) | Объём часов учебной практики | Объём часов производственной практики |
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие | 36 | 180 |
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья | 4 | 0 |
МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста | 32 | 99 |
МДК.01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков | - | 81 |
4. Содержание учебной и производственной практики
Наименование профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК). | Содержание учебной практики (виды работ) | Объём часов | Содержание производственной практики (виды работ) | Объём часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития | ||||
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья. | Профилактика травматизма и особенности организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения. Процесс адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Определение способов введения ребенка в условия дошкольного образовательного учреждения. Организация и проведение наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении. | 4 | ||
МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. | Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению режимных моментов первой и второй половины дня (утренний приём,умывание, питание, одевание, сон) в разных возрастных группах. Анализ требований к организации питания в ДОУ. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению утренней гимнастики, гимнастики после сна с учетом возраста детей. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению подвижных игр с учетом возраста детей. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению прогулки с учетом возраста детей. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению физкультурных занятий (НОД) игрового типа с учетом возраста детей. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению физкультурных занятий (НОД) кроме игрового типа с учетом возраста детей. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению физкультурных досугов с учетом возраста детей. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению мероприятий закаливающего характера с учетом возраста детей. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению физкультурных праздников в разных возрастных группах. | 32 | Планирование, организация, проведение и анализ режимных моментов первой и второй половины дня (утреннего приёма, умывания, питания, одевания, сна) в разных возрастных группах. Планирование, организация, проведение и анализ утренней гимнастики с учетом возраста детей. Планирование, организация, проведение и анализ гимнастики после сна с учетом возраста детей. Планирование, организация, проведение и анализ подвижных игр с учетом возраста. Планирование, организация, проведение и анализ прогулки с учетом возраста детей. Планирование, организация, проведение и анализ физкультурных занятий игрового типа с учетом возраста детей. Планирование, организация, проведение и анализ физкультурных занятий различных видов (кроме игрового типа). | 99 |
МДК.01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков. | Планирование, организация и проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультурных занятий с учетом возраста детей. Проведение и анализ мероприятий закаливающего характера. Планирование, организация, проведение и анализ физкультурных досугов с учетом возраста детей. Планирование, организация, проведение и анализ физкультурных праздников в соответствии с возрастом детей. Диагностика результатов физического воспитания и развития детей. Разработка предложений по коррекции процессов физического воспитания. | 81 |
5. Организационно - методические указания к выполнению видов работ на учебной и производственной практике
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО МДК 01.01
Задание:Изучитьтребования к приёму детей в образовательные организации, режиму дня и учебным занятиям.
Определить способы введения ребенка в условия дошкольной образовательной организации.
Цель: Познакомить студентов с требования к приёму детей в образовательные организации, режиму дня и учебным занятиям; определить способы введения ребенка в условия дошкольной образовательной организации.
Методические рекомендации
- Изучите требования к приёму детей в образовательные организации, режиму дня и учебным занятиям. (Приложение 1).
- Познакомьтесь с памяткой по организации педагогического процесса в период адаптации детей, определения способов введения ребенка в условия образовательной организации. (Приложение 2).
- Выделите из прочитанного текста основные требования к приёму детей, способы введения ребенка в условия образовательной организации, запишите их в дневнике педагогической практики.
Задание:Провести наблюдение и анализ соблюдения требований к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель:Учить студентов выделять и анализировать соблюдение требований к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за соблюдением требований к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации.
- Проанализируйтесвои наблюдения.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
1. Соблюдение требований к организации земельного участка (место расположения, состояние почвы, размер, зеленые насаждения); к размещению сооружений (навесов, веранд); к игровому и спортивному оборудованию на участке ДОО (песочницы, стенки гимнастические, пеньки, качели, рукоходы и др.).
2. Соблюдение требований к оборудованию, мебели, раздевальных, групповых и туалетных комнат, спален (шкафы для верхней одежды и обуви; размеры, покрытие и размещение столов, стульев, кроватей и др.).
3. Соблюдение гигиенических требований к игрушкам, дидактическому материалу, инвентарю для работы на участке (материал, из которого они изготовлены; форма, вес, размер, окраска, гигиенический уход за игрушками).
Задание:Организовать проведение наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательнойорганизации.
Цель:Учить студентов анализировать изменения в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации.
Методические рекомендации
- Организуйте наблюдение за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации.
- Проанализируйте результаты своих наблюдений.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
- Кто осуществляет наблюдение за изменениями в самочувствии детей во время их пребывании в ДОО?
- Изменения в самочувствии детей во время бодрствования (утренний прием, гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, прогулка, занятия), во время cнa (его длительность, особенности засыпания и пробуждения детей).
3. Симптомы, которые помогают определить самочувствие ребенка (капризничает, отказывается есть, не хочет заниматься, часто отвлекается во время занятий, беспокойно спит или совсем не спит днем, нарушение уравновешенного настроения, повышенная утомляемость на занятиях, заторможенность, сильная потливость, покраснение лица или его резкая бледность и др.).
Студент наблюдает за изменениями в самочувствии детей постоянно в течение всего периода практики.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО МДК 01.02.
Задание:Изучить требования к организации физического воспитания дошкольников.
Цель: Познакомить студентов сосновными требованиямик организации физического воспитания дошкольников.
Методические рекомендации
- Изучите требования к организации физического воспитания дошкольников. (Приложение 3).
- Выделите из прочитанного текста основные требования, запишите их в дневнике педагогической практики.
Задание:Изучить требования к организации питания в ДОО;основные принципы рационального питания детей от 1 года до 6 лет; требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде.
Цель: Познакомить студентов с основными требованиями организации питания в ДОО.
Методические рекомендации
- Изучите требования к организации питания в ДОО. (Приложение 4).
- Выделите основные принципы рационального питания детей от 1 года до 6 лет.
- Познакомьтесь с требованиями к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде.
- Запишите в дневнике педагогической практики основные требованияк организации питания в ДОО.
Задание:Провести наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению режимных моментов первой и второй половины дня (приём детей, умывание, питание, одевание, сон) в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения режимных моментов первой и второй половины дня в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за организацией и руководствомрежимных моментов первой и второй половины дня (приём, умывание, питание, одевание, сон) в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
- Выполните анализ.
Примерные вопросыдля наблюдения и анализа режимных процессов
в I половине дня
1.Какие виды деятельности были использованы воспитателем в ходе приёма детей (работа с родителями, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа, подвижные, дидактические, строительные игры, утренний круг).
2. В котором часу воспитатель начинает сбор детей на гимнастику? Какие при этом используются приёмы?
3. Как организовать переход от гимнастики к умыванию? Есть ли пауза, готовит ли воспитатель детей к умыванию, чем это выражается?
4. Успевает ли воспитатель одновременно готовить детей к умыванию и группу к завтраку (внимание к сервировке стола, к участию в этом детей)?
5. На что обращает внимание воспитатель во время умывания, использует ли при этом режимный момент для расширения кругозора детей? Какие приёмы использует, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно?
6. Точно ли по режиму сели завтракать? Сколько времени длился завтрак? Соответствует ли это время установленному режиму? Почему дети вовремя не успели закончить завтрак?
7. На что обращает внимание воспитатель во время завтрака? Какие моменты упускает? Есть ли в работе воспитателя интересные приёмы? Как сервирован стол? Умеют ли дети пользоваться столовыми приборами?
8. Что делают дети после завтрака? Организовывает ли воспитатель деятельность детей, показывает ли игры, занятия? Какие? Сколько времени длится перерыв между завтраком и занятием? Соответствует ли это время установленному режиму?
9. В котором часу начались занятия? Сколько времени они длились? Соответствует ли оно установленному режиму?
10. Интересно ли организован перерыв между занятиями? Обеспечивается ли детям отдых? Почему да? Почему нет?
11. Чем занимаются дети в группе после занятия? В котором часу выходят одеваться на прогулку? Соответствует ли это время установленному режиму?
12. Созданы ли удобные условия для одевания детей? Какие? Чего не хватает?
13. На что в первую очередь обращает внимание воспитатель во время одевания? Про что забывает? Какие приёмы работы с детьми, кроме напоминания и замечания? Какие можно было бы применить приёмы?
14.Сколько времени длилось одевание? Правильно ли это время или оно должно быть короче (длиннее)?
Примерные вопросы для наблюдения и анализа режимных процессов во II половину дня
- В котором часу поднимает воспитатель детей после дневного сна? Соответствует ли это установленному режиму?
2. Как организована гимнастика после дневного сна?В какой последовательности проводились упражнения (упражнения в постели, самомассаж, упражнения на прикроватном коврике, ходьба по массажной дорожке, ОРУ, упражнения на дыхание).
3. Как организована уборка постели? Какое участие в этом принимали дети? Руководит ли воспитатель детьми и как?
4. Умывание детей перед полдником анализируется так же, как мытьё рук перед завтраком, обедом.
5. Какие условия созданы для одевания детей (свободно или тесно, есть ли возможность одеваться сидя, следит ли воспитатель за тем, чтобы дети не стояли босиком на полу)?
6. Какую воспитательно-образовательную работу проводит воспитатель во время одевания? Проводит ли работу по воспитанию самостоятельности во время одевания, по воспитанию вежливости, аккуратности, взаимопомощи, по приучению детей к правилам дисциплинированного поведения? Использует ли воспитатель этот режимный момент для расширения кругозора детей? В чём это выражается?
7. Какие приёмы использует воспитатель в работе с детьми во время одевания (напоминание, контроль, игровые приёмы и т. д.)? Понравились ли вам эти приёмы? Какие приёмы использовали бы вы?
8. В котором часу началась подготовка к полднику? С чего она началась (сервировка стола с участием детей)? Соответствует ли время начала подготовки к полднику установленному режиму? Какие ошибки допустила воспитатель в организации режима? В чём вы хотели бы ей подражать?
9.Полдник анализируется так же, как завтрак, обед.
10. Что делают дети после полдника? Успевает ли воспитатель распределять своё внимание между детьми, заканчивающими полдник, и детьми, которые уже вышли из-за стола?
11. В котором часу дети выходят одеваться на вечернюю прогулку? Соответствует ли это время установленному режиму?
12. Одевание детей на прогулку анализируется так же, как утром.
13. Чем отличается работа воспитателя по проведению вечерней прогулки от работы по организации утренней? Интересно ли была организованна вечерняя прогулка? Почему? Какие виды деятельности детей вы наблюдали? Как бы вы организовали вечернюю прогулку?
14. В чем особенности организации Вечернего круга?
Задание:Провести наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению прогулки с учетом возраста детей.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения прогулки в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за организацией и руководством проведения прогулки в условиях дошкольной образовательной организации.
- Выполните анализ.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
1. Место прогулки в режиме дня (время выхода, длительность, значение).
2. Содержание детской деятельности (составные части прогулки, их чередование).
- Методика организации и руководства детской деятельностью на прогулке.
- Активность и эмоциональное состояние детей во время прогулки.
- Оборудование, используемое на прогулке.
Задание:Провести наблюдениеи анализ деятельности воспитателя по организации и проведению утренней гимнастики с учетом возраста детей.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения утренней гимнастики в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за организацией и руководством проведения утренней гимнастики в условиях дошкольной образовательной организации.
- Выполните анализ.
Примерные вопросы для анализа утренней гимнастики:
- Условия проведения.
- Соответствие подбора упражнений требованиям.
- Последовательность проведения упражнений.
4. Проведение гимнастики:
а) соответствие приемов возрасту детей, характеру упражнений;
б) контроль за качеством движений, за дыханием, умение предупреждать, исправлять ошибки детей;
в) продолжительность гимнастики, дозировка, темп.
5. Выполнение требований к воспитателю:
а) качество показа упражнений;
б) умение видеть всех детей;
в) умение владеть голосом, подавать команды;
г) культура речи, тон, такт в обращении с детьми.
6. Оценка проведения гимнастики. Предложения.
Задание:Провести наблюдениеи анализ деятельности воспитателя по организации и проведению гимнастики после сна с учетом возраста детей.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения гимнастики после дневного сна в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей.
Методические рекомендации
1. Понаблюдайте за организацией и руководством проведения гимнастики после дневного сна в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Выполните анализ.
Примерные вопросы для анализа гимнастики после дневного сна:
1. Условия проведения гимнастики после дневного сна, её продолжительность;
2. Соответствие подбора упражнений требованиям (их количество, последовательность, темп выполнения, отсутствие запрещенных движений);
3. Соответствие приемов проведения возрасту детей, характеру упражнений;
4. Индивидуальный подход к детям, умение видеть всех детей;
5. Выполнение требований к воспитателю:
а) качество показа упражнений;
в) владение голосом, эмоциональный микроклимат;
г) культура речи, тон, такт в обращении с детьми.
6. Воспитательные моменты при проведении гимнастики после сна;
7. Закаливающие мероприятия, их оздоровительная направленность;
8. Оценка проведения бодрящей гимнастики. Предложения.
Задание:Провести наблюдениеи анализ деятельности воспитателя по организации и проведению подвижных игр с учетом возраста детей.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения подвижных игр в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за организацией и руководством проведения подвижных игр в условиях дошкольной образовательной организации.
- Выполните анализ.
Примерные вопросы для наблюдения и анализа подвижных игр
- Название игры, основное движение, входящее в игру.
- Подготовка воспитателя и детей к игре.
- Сбор детей на игру.
- Приёмы создания интереса к игре.
- Объяснение игры, её правил.
- Распределение ролей.
- Выбор водящего на игру.
- Смена водящего в ходе игры.
- Руководящая роль воспитателя.
- Использование мелких и крупных пособий.
- Воспитательные моменты при проведении подвижной игры.
- Общая оценка проведения подвижной игры.
Задание:Провести наблюдениеи анализ деятельности воспитателя по организации и проведению физкультурных занятий (НОД) с учетом возраста детей.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения физкультурных занятий (НОД) в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за организацией и руководством проведения физкультурных занятий (НОД)в условиях дошкольной образовательной организации.
- Выполните анализ.
Примерные вопросы для наблюдения и анализа физкультурного занятия.
- Создание условий для проведения физкультурного занятия.
- Форма проведения занятия (традиционная, сюжетная, игровая).
- Соответствие программных задач возрасту детей, их индивидуальным особенностям, условиям проведения занятия.
- Общее время занятия и его структура (продолжительность каждой части).
- Создание воспитателем положительного настроя на занятие.
Вводная часть занятия
Виды строевых упражнений.
Освоение различных способов ходьбы и бега.
Проведение упражнений на внимание.
Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
Ориентировка в пространстве.
Применение методических приёмов:
- использование воспитателем терминологии, четкость подачи команд и распоряжений.
- использование зрительных ориентиров.
- ритмическое сопровождение ходьбы и бега.
- контроль качества выполнения движений.
Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений.
Содержание основной части занятия.
Общеразвивающие упражнения.
- Общеразвивающие упражнения. Их сочетание в комплексе, количество и дозировка.
- Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений.
- Проведение упражнений из разных исходных положений.
- Использование имитационных упражнений с целью воспитания выразительности движений у детей.
Применение методических приёмов:
- способы раздачи предметов для проведения ОРУ;
- качество объяснения и показа упражнений воспитателем.
- контроль воспитателя за принятием исходного положения (туловища, ног, рук).
- контроль качества выполнения упражнений детьми.
- оказание помощи детям при выполнении общеразвивающих упражнений.
Содержание обучения детей основным видам движений.
- Подбор основных движений, их сочетание, дозировка.
- Профилактика травматизма на занятии.
Применение методических приёмов:
- использование зрительных ориентиров
- качество показа и пояснения воспитателя в соответствии с этапом обучения
движению.
- способы организации детей во время обучения основным движениям,
целесообразность их использования.
- продуманное участие детей при подготовке и уборке инвентаря.
Проведение подвижной игры.
Обеспечение физиологической и эмоциональной нагрузки на физкультурном занятии.
Объяснение правил подвижной игры, выделение сигнала.
Вопросы по уточнению правил подвижной игры, способ выбора водящего.
Руководство воспитателя подвижной игрой (соблюдение правил,
качество движений, взаимоотношения детей в игре).
Вариативность проведения подвижной игры.
Подведение итогов подвижной игры.
Содержание заключительной части физкультурного занятия.
Обеспечение снижения нагрузки в заключительной части занятия (заключительная
ходьба, малоподвижная игра).
Задание:Провести наблюдениеи анализ деятельности воспитателя по организации и проведению физкультурных досугов и праздников с учетом возраста детей.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения физкультурных досугов и праздниковв условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за организацией и руководством проведения физкультурных досугов и праздников в условиях дошкольной образовательной организации.
- Выполните анализ.
Примерные вопросы для наблюдения и анализафизкультурных досугов и праздников:
1. Цель и задачи физкультурного досуга и праздника.
2. Место и время проведения досуга или праздника в режиме дня, их длительность.
- Содержание физкультурного досуга и праздника.
- Использование приемов, способствующих созданию положительных эмоций, стимулированию активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
- Оборудование и инвентарь, используемые во время досуга и праздника, их размещение.
6. Подготовка детей и воспитателя к проведению физкультурного досуга ипраздника.
Задание:Провести наблюдениеи анализ деятельности воспитателя по организации и проведению мероприятий закаливающего характера с учетом возраста детей.
Цель: Познакомить студентов с особенностями организации и проведения мероприятий закаливающего характерав условиях дошкольной образовательной организации с учетом возраста детей.
Методические рекомендации
- Понаблюдайте за организацией и руководством проведения мероприятий закаливающего характера в условиях дошкольной образовательной организации.
- Выполните анализ.
Примерные вопросы для наблюдения и анализамероприятий закаливающего характера:
1. Средства закаливания, используемые в дошкольном образовательномучреждении, являющемся базой практики.
- Виды закаливания, время их проведения в режиме дня, продолжительность.
- Условия для проведения закаливающих процедур.
- Методика проведения закаливающих процедур.
5. Осуществление индивидуального подхода при проведении закаливающихмероприятий.
Студент должен провести закаливающие процедуры не менее 3-4 раз.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА МДК 01.02; МДК 01.03.
Задание:Планирование, организация, проведение и анализ режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья в 1-й и 2-й половине дня (приём детей, умывание, питание, одевание, сон) в разных возрастных группах.
Цель:Формировать у студентов умение отбирать материал для планирования и организациирежимных моментов 1-й и 2-й половины дня, проводить и анализироватьрежимные моменты в соответствии с возрастом детей.
Методические рекомендации
- Действия воспитателя в проведении режимных моментов
- Приём детей.
Прием детей - это очень важный момент в режиме дня. Встречая ребенка, воспитатель каждый раз должен показывать как он ему рад, как он его любит, назвать ребёнка по имени, приобнять, погладить; при необходимости подсказать ребенку, во что он может поиграть до зарядки; если позволяет время, поговорить с ребенком, расспросить его (что делал дома, где гулял и т. д.).
Особое внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.
Утренний прием детей - возможность для персонального общения воспитателя с родителями. Надо стремиться использовать это время максимально эффективно.
Педагог должен:
- Встречать детей приветливо, доброжелательно, здороваясь персонально с каждым ребенком, постаратьсяпо внешнему виду определить, здоров ли ребенок.
- Пообщаться с родителями, обменяться необходимой информацией (сообщить о предстоящих событиях, об успехах и проблемах ребенка).
- Организовать индивидуальную работу или работу с подгруппой детей;
- Организоватьнаблюдения за комнатными растениями в уголке природы, работу с календарём природы (дети отмечают день недели, число, месяц, осадки);
- Можно организовать труд в уголке природы. Дети поливают растения, рыхлят землю, при этом закрепляют названия комнатных растений, пошагово выполняя правила ухода за ними.
- Можно предложить ребенку порисовать, или работу с пластилином или с глиной.
- Можно организовать игру малой подвижности или игру на внимание.
- Организовать проведение «Утреннего круга» (обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.
1. Умывание (мытьё рук).
1. Организует умывание (мытьё рук) постепенно, небольшими группами.
2. Перед тем, как дети пойдут умываться, объясняет (напоминает, уточняет с детьми) правила поведения – перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть над раковиной, отжать ладошки, не брызгать на пол воду, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок.
3. В процессе умывания следить за температурой воды, чтобы у раковины были не более 2-3 человек, чтобы дети не толкали друг друга.
4. При необходимости делает соответствующие замечания.
5. Обращает внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.
6.В процессе умывания уточняет с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму материал (например: из чего сделана мыльница) и другие свойства (например: вода теплая, холодная).
7.Формируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания учитывает особенности развития детей данной группы (использует методические приемы с учетом возраста детей, объясняет и показывает отдельные действия умывания, напоминает, указывает, оценивает действия детей, помогает, использует потешки, стихотворения, загадывает загадки, контролирует действия детей (вносит куклу, мишку и другие игрушки).
2. Питание
1. Обращает внимание, как накрыты столы к завтраку (обеду).
2. Уточняет правила поведения за столом, название блюд.
3. Отмечает заботу взрослых (няни, повара) о детях.
4. Создает у детей положительное настроение к еде, желает приятного аппетита.
5. В процессе еды постоянно следит за осанкой детей, при необходимости напоминает детям о правильной осанке, добивается, чтобы дети съедали всю пищу, малышей подкармливает.
6. Воспитывает у детей культурно-гигиенические навыки еды (в соответствии с программой и возрастом детей).
3. Подготовка к прогулке (одевание)
1. Предлагает детям убрать игрушки на место, проверяет порядок в группе.
2. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объясняет, напоминает, уточняет с детьми правила поведения в раздевальной комнате.
3. Создает удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, следит, чтобы каждый ребенок сел около своего шкафчика, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, брали ее аккуратно.
4. Добивается, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объясняет, напоминает, уточняет с детьми последовательность одевания).
5. В процессе одевания поддерживает с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названной одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закрепляет и активизирует словарь детей (рукава, манжет, пуговицы, завязать, сапог, ботинок, правый, левый и т.д.).
4. Подготовка к дневному сну (сон).
1.В процессе раздевания (подготовка ко сну) следит, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, добивается тишины, дисциплины.
2. Создает спокойную обстановку в спальне.
3. Воспитывает у детей положительное отношение ко сну.
4. Во время раздевания следит за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей.
5. Воспитывает бережное отношение к вещам личного пользования.
6. Обращает внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, использует при этом приемы одобрения, похвалы, замечания.
7. Проверяет порядок на стульчиках с одеждой, помогает дежурным.
8. Помогает детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла.
II. Напишите конспект режимного процесса, подготовьтесь к проведению.
Примерные конспекты проведения режимных моментов см. Приложение 5.
III. Выполните анализ (см. вопросы для анализа в учебной практике).
Студент должен провести режимные моменты в первую или вторую половину дня не менее 10-12 раз.
Задание:Планирование, организация, проведение и анализ прогулки в условиях дошкольной образовательной организации с учетом возраста детей.
Цель: Формировать у студентов умение планировать, проводитьи анализироватьпрогулку с учетом возраста детей.
Методические рекомендации
Прогулка состоит из: наблюдения, подвижной игры (спортивной игры (в зависимости от возраста детей) спортивных упражнений), трудовых поручений, самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы с детьми.
I. Действия воспитателя в проведениипрогулки
1. Воспитатель организует интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке.
2. Выйдя на участок, знакомит детей с наличием игрушек.
3. Уточняет с детьми, с кем и во что дети хотели бы поиграть, напоминает детям о правилах игры.
4. В процессе прогулки наблюдает за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре.
5. Следит за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.
6. Организовывает (проводит с детьми) подвижную игру (игры); элементы спортивных игр или упражнений.
7. Привлекает детей к уборке участка, указывает содержание труда (что дети будут делать), группе детей дает трудовое задание.
8. Организует с детьми наблюдения.
9. За 30 минут до конца прогулки переводит детей на более спокойную деятельность (проводит наблюдения, словесные игры, беседует с детьми).
10. Перед уходом с прогулки контролирует, чтобы дети убрали игрушки на место.
11. Дает детям указание на предстоящую деятельность (напоминает, что при входе в помещение детского сада, надо хорошо вытереть обувь, в группу идти тихо, не кричать).
12. В раздевальной комнате следит за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно, убрали все свои вещи в шкаф.
13. Воспитывает у детей бережное обращение к вещам личного пользования.
14. Когда все дети разденутся, проверяет, как дети выполнили указания воспитателя, дает оценку детям, при необходимости предлагает ребенку навести порядок в шкафу.II. Напишите конспект прогулки, подготовьтесь к проведению.
Примерные конспекты прогулки см. Приложение 6.
III. Выполните анализ (см. вопросы для анализа в учебной практике).
Студент должен провести прогулку не менее 5-6 раз.
Задание:Планирование, организация, проведение и анализ утренней гимнастики с учетом возраста детей.
Цель: Формировать у студентов умение планировать, проводить и анализироватьутреннюю гимнастику с учетом возраста детей.
Методические рекомендации
- Составьте конспект утренней гимнастики
Алгоритм составления конспекта.
1. Уточните возраст детей, уровень двигательных способностей.
Помните! Что утренняя гимнастика всегда имеет оздоровительную направленность.
2. Отберите двигательное содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастом детей и требованиями программы. Сформулируйте цель и задачи утренней гимнастики в соответствии с отобранным материалом.
3. Продумайте оборудование, способы его раздачи.
4. Напишите план - конспект утренней гимнастики в соответствии с установленным алгоритмом написания.
Обратите внимание на:
- постепенность увеличения нагрузки, и её снижение к концу утренней гимнастики;
- целесообразность использования тех или иных строевых упражнений;
- особенности проведения ОРУ в соответствии с возрастом детей.
Напишите конспект в следующей таблице:
Содержание | Дозировка, темп | Организационно - методические указания |
Правила записи обшеразвивающих упражнений:
- запись упражнения должна быть краткой, точно отражать структуру движения, подчеркивая главное;
- в конкретной записи должна быть дана последовательность движений, темп и дозировка выполнения;
- для краткости записи используются сокращения: исходное положение - и. п. основная стойка - о. с.
например: «Мотор», и. п. ноги слегка расставлены, руки в стороны;
1- руки перед грудью, 3-4 круговые движения одной руки вокруг другой;
2- и. п.
5 раз, умеренно.
- При составлении конспекта обратите внимание на примерные конспекты утренней гимнастики (Приложение 7).
- Подготовьтесь и проведению утренней гимнастики
- Выучите план - конспект утренней гимнастики.
- Подготовьте спортивную обувь, спортивную одежду (для воспитателя).
- Продумайте размещение детей на площадке.
- Подготовьте место для проведения утренней гимнастики.
- Подготовьте оборудование (если оно необходимо).
- Проведите утреннюю гимнастику в форме деловой игры со студентами своей учебной группы.
При подготовке обратите внимание на следующие моменты:
1. Подбор упражнений с позиции требований к комплексу.
2. Умение использовать приемы руководства в ритм и темп упражнений.
3. Обеспечение физической нагрузки.
4. Эмоциональный микроклимат утренней гимнастики.
4. Выполните анализ
(См. примерные вопросы для анализа утренней гимнастики в учебной практике).
Студент должен провести утреннюю гимнастику не менее 5-6 раз.
Задание: Планирование, организация, проведение и анализ гимнастики после сна с учетом возраста детей.
Цель: Формировать у студентов умение планировать, проводить и анализировать гимнастику после сна с учетом возраста детей.
Методические рекомендации
- Составьте конспект гимнастики после сна
Алгоритм составления конспекта.
- Уточните возраст детей, особенности помещения в котором организуется дневной отдых детей.
- Отберите двигательное содержание гимнастики после сна в соответствии с возрастом детей и требованиями программы. Сформулируйте цель и задачи утренней гимнастики в соответствии с отобранным материалом.
- Продумайте особенности проведения бодрящей гимнастики, проверьте наличие необходимого оборудования, его размещение.
- Напишите конспект гимнастики после сна (оформление в таблице не обязательно). См. приложение № 8.
- Обратите внимание на:
- постепенное пробуждение под приятную музыку (1–3 минуты);
- наличие упражнений в постели (потягивания, поднимание и опускание рук и ног, выполнение элементов самомассажа и пальчиковой гимнастики (2–3 минуты);
- наличие упражнений на прикроватном коврике;
- наличиеходьбы по массажным (корригирующим, рефлексогенным) дорожкам, (1–2 минуты);
- наличие ОРУ с элементами дыхательной гимнастики (4–5 минут);
6. Важно, чтобы групповая комната была хорошо проветрена к пробуждению детей. Очень хорошо все упражнения проводить в игровой форме, сопровождать рифмовками, песенками.
2. Подготовьтесь к проведению гимнастики после сна:
- Выучите конспект бодрящей гимнастики.
- Подготовьте оборудование, продумайте его размещение.
- Подготовьте место для проведения коррегирующих, общеразвивающих упражнений.
3. Выполните анализ.
(См. примерные вопросы для анализа гимнастики после сна в учебной практике).
Студент должен провести гимнастику после сна не менее 3 раз.
Задание:Планирование, организация, проведение и анализ подвижных игр с учетом возраста детей.
Цель: Формировать у студентов умение планировать, проводитьи анализироватьподвижные игры с учетом возраста детей.
Методические рекомендации
- Составьте конспект подвижной игры
Алгоритм составления конспекта.
- Уточните возраст детей, уровень двигательных способностей.
- Отберите игру, соответствующую возрасту детей.
- Продумайте и сформулируйте задачи к игре, не начинайте со слова «учить», т.к. в игре мы закрепляем разученные ранее движения. Следует писать - «развивать», «упражнять», «совершенствовать», «закреплять».
- Помните! Должны быть образовательные и воспитательные задачи. Не забывайте о развитии физических качеств.
- Продумайте, как вы соберёте детей на игру, как заинтересуете их предстоящей двигательной активностью.
- Отразите в конспекте способ выбора на игру водящего (или главную роль будет выполнять воспитатель?).
- Продумайте, как в ходе игры будет меняться водящий.
- Напишите план - конспект подвижной игры в соответствии с установленным алгоритмом написания.
Напишите конспект в таблице:
Движения, входящие в игру | Дозировка | Организационно - методические указания |
- При составлении конспекта обратите внимание на примерные конспекты подвижных игр (Приложение 9).
- Подготовьтесь и проведению подвижной игры
- Выучите план - конспект подвижной игры.
- Продумайте размещение детей на площадке.
- Подготовьте место для проведения подвижной игры.
- Подготовьте оборудование (если оно необходимо).
При подготовке обратите внимание на следующие моменты:
1. Обращайтесь к участникам игры в соответствии с возрастом, указанным в конспекте.
2. Используйте приемы руководства соответствующие возрасту детей.
3. Держите в поле зрения всех детей.
4. Руководите игрой.
4. Выполните анализ
(См. примерные вопросы для анализа подвижной игры в учебной практике).
Студент должен провести не менее 6-8 различных подвижных игр.
Задание:Планирование, организация, проведение и анализ физкультурных занятий (НОД) с учетом возраста детей.
Цель: Формировать у студентов умение планировать, проводитьи анализировать физкультурных занятий (НОД) разных типов с учетом возраста детей.
Методические рекомендации
- Составьте конспект физкультурного занятия/технологической карты
Алгоритм составления конспекта/технологической карты физкультурного занятия.
1. Уточните возраст детей, уровень двигательных способностей.
2. Продумайте и сформулируйте цель и задачи НОД.
Помните! Должны быть образовательные и воспитательные задачи. Не забывайте о развитии физических качеств.
3. Продумайте оборудование, его размещение на занятии.
4. Напишите план-конспект / технологическую картузанятия. Обратите внимание на:
- преемственность структурных частей занятия;
- целесообразность использованных приемов руководства;
- организацию детей в разных видах упражнений.
Схема плана - конспекта занятия:
- Тема (форма проведения занятия)
- Дата проведения
- Место проведения
- Время проведения
- Одежда детей
- Оборудование
- Цель и задачи
- Ход занятия (конспект пишется в таблице с указанием следующих граф: содержание работы, дозировка, темп, организационно-методические указания).
Напишите конспект в следующей таблице:
Содержание | Дозировка, темп | Организационно - методические указания |
- Познакомьтесь с примерными планами - конспектами физкультурных занятий для детей младшего и старшего дошкольного возраста (Приложение 10).
Схема технологической карты физкультурного занятия:
Тема занятия:
Возрастная группа:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Дополнительные задачи:
Планируемый результат занятия:
Подготовительная работа:
Материалы и оборудование:
№п/п | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
- Познакомьтесь с примерным содержанием технологических карт физкультурных занятий для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
(Приложение 11).
4. Подготовьтесь и проведению физкультурного занятия в вашей возрастной группе.
- Выучитесодержание плана - конспекта физкультурного занятия/технологической карты.
- Подготовьте спортивную обувь, спортивную одежду (для воспитателя).
- Продумайте размещение детей на площадке.
- Подготовьте место для проведения физкультурного занятия (гигиенические условия, разметки площадки)
- Подготовьте оборудование (необходимое для проведения ОРУ, ОВД, подвижной игры)
- Подготовьте детей к проведению физкультурного занятия (одежда, обувь, показ упражнений ребёнком и т. д.)
При подготовке обратите внимание на следующие моменты:
- Подбор ОРУ, ОВД, подвижных игр в соответствии с возрастом и требованиями программы и безопасности детей.
- Отбор методов и приёмов руководства двигательной активностью детей в соответствии с возрастом детей.
- Объяснение и показ физических упражнений в соответствии с возрастом, ритмом музыкального сопровождения.
- Использование распоряжений, команд, указаний, поощрения детей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.
- Выбор способов организации детей на выполнение основных видов движений в соответствии с возрастом.
4. Выполните анализ
(См. примерные вопросы для анализа физкультурного занятия в учебной практике).
Студент должен провести не менее 2-3 физкультурных занятий различных типов.
Задание:Планирование, организация, проведение и анализ физкультурных досугов и праздников с учетом возраста детей.
Цель: Формировать у студентов умение планировать, проводитьи анализироватьфизкультурные досуги и праздники с учетом возраста детей.
Методические рекомендации
- Составьте сценарий физкультурного досуга
Алгоритм составления сценария досуга.
- Уточните возраст детей, уровень двигательных способностей.
- Отберите двигательный материал, соответствующий возрасту детей, выбранной тематике.
- Помните! Данное мероприятие должно доставлять детям радость от совместной двигательной активности.
- Продумайте оборудование (оно должно быть красочным, необычным), его размещение на площадке.
- Напишите сценарий досуга. Его содержание должно быть направлено на активизацию двигательной активности детей при рациональном сочетании ее с отдыхом, а также на максимальное пребывание детей на воздухе, развитие интереса к разным видам игр и упражнений, на укрепление детского коллектива.
- Сценарий запишите обычным текстом (не в таблице).
2. Познакомьтесь с примерными сценариями физкультурных досугов (Приложение 12).
3. Подготовьтесь и проведению физкультурного досуга.
Вам необходимо:
- выбрать место для проведения (зал, стадион, площадка) и с учетом его особенностей отбирать подвижные игры (3-4), сопутствующий литературно-художественный материал;
- к подготовке атрибутов и украшений (плакаты, значки, ориентиры, маски-шапочки и др.) необходимо привлечь детей;
- продумать способы подачи игрового материала (по тону и эмоциональной окраске).
- продумать игровые зачины, сюрпризное внесение атрибутов для игр, приемы распределения ролей, нестандартные оценки действий детей.
4. Выполните анализ.
(См. примерные вопросы для анализа физкультурного досуга в учебной практике).
Студент должен провести не менее 1-2 физкультурных досугов, 1 праздник.
Оценочный материал учебной и производственной практики по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его
физического развития
№ п/п | Объект оценки | Критерии оценки | Показатели оценки |
1. | Планирование мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие | Планирование режимных моментов в Iи IIполовину дня направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков | Осуществление планирования режимных моментовс учетом особенностей возраста детей |
Определение цели, задач режимного момента в соответствии с программой | |||
Отбор художественно-речевого материала для планирования режимных моментов | |||
Осуществление отбора методов и приёмов работы в соответствии с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков и укреплением здоровья дошкольников | |||
Оформление конспекта в соответствии с существующим алгоритмом | |||
Планирование утренней гимнастики, гимнастики после сна | Осуществление планирования утренней гимнастики, гимнастики после сна с учетом особенностей возраста детей | ||
Конкретность, измеримость, достижимость, значимость цели утренней, бодрящей гимнастики | |||
Соответствие задач утренней гимнастики, гимнастики после сна поставленной цели | |||
Соответствие оборудования возрастным особенностям детей | |||
Подбор и чередование элементов ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей | |||
Соответствие спланированных методов и приемов возрасту детей | |||
Соблюдение структуры построения утренней гимнастики, гимнастики после сна | |||
Соответствие количества повторений упражнения возрасту детей | |||
Отсутствие запрещенных упражнений в содержании гимнастики | |||
Планированиефизкультурного занятия | Осуществление планирования физкультурного занятия с учетом особенностей возраста детей | ||
Конкретность, измеримость, достижимость, значимость цели физкультурного занятия | |||
Соответствие задач физкультурного занятия поставленной цели | |||
Соответствие оборудования возрастным особенностям детей, цели и задачам занятия | |||
Подбор и чередование элементов ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей | |||
Подбор строевых упражнений в соответствии с возрастом детей | |||
Подбор количества и дозировки ОРУ, ОВД в соответствии с возрастом детей и уровнем их физического развития | |||
Подбор игр и игровых упражнений в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами | |||
Соответствие спланированных методов и приемов возрасту детей | |||
Соблюдение структуры построения физкультурного занятия | |||
Отсутствие запрещенных упражнений в содержании физкультурного занятия | |||
Планирование прогулок, закаливания | Осуществление планирования прогулки с учетом особенностей возраста детей, временем года, погодными условиями | ||
Определение цели, задач прогулки в соответствии с её содержанием | |||
Продуманное использование двигательной активности в сочетании с воздушными процедурами | |||
Составные части прогулки, их чередование | |||
Наблюдения напрогулке (за неживыми предметами, живой природой, транспортом, живыми объектами, трудом взрослых и др.) | |||
Подбор двигательной активности на прогулке: подвижных игр (игр-эстафет), игровых упражнений, спортивных упражнений, элементов спортивных игр в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами | |||
Индивидуальная работа или работа с подгруппой детей в соответствии с требованиями программы конкретного возраста | |||
Элементарная трудовая деятельность (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе) | |||
Самостоятельная двигательная деятельность детей | |||
Экспериментальная деятельность детей | |||
Планирование физкультурных досугов, праздников | Осуществление планирования физкультурного досуга, праздника с учетом особенностей возраста детей, требованиями программы, местом проведения мероприятия двигательного режима | ||
Определение цели, задач активного отдыха детей | |||
Отбор двигательного материала с учетом уровня физического развития, места проведения, наличия оборудования, учета требований безопасности | |||
Использование приёмов создания интереса к двигательной активности | |||
Соответствие двигательного материала возрасту детей (подвижные игры, игры-эстафеты, коллективные выступления детей, аттракционы, показательные выступления) | |||
Соответствие спланированных методов и приемов проведения двигательной активности возрасту детей и их физическому развитию | |||
Завершение активного отдыха, подведение итогов, награждение | |||
2. | Проведение режимных моментов направленных на воспитание культурно - гигиенических навыков и укрепление здоровья в соответствии с возрастом | Организация, проведениеи анализ умывания (мытья рук), одевания, питания, сна | Создание педагогических условий проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом |
Осуществление режимного момента в соответствии с возрастом детей (мотивация, художественное слово и т.д) | |||
Соблюдение алгоритма проведения режимного процесса, контроль за детьми | |||
Использование оптимальных методов и приемов для организации режимного момента в соответствии с возрастом детей, требованиями программы | |||
Расширение знаний детей о кгн во время режимного момента | |||
Мотивация на самостоятельное проявление детьми кгн | |||
Охват вниманием всех детей в момент проведения режимного момента | |||
Эмоциональность, грамотность речи педагога | |||
3. | Проведение мероприятий по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима в соответствии с возрастом детей. | Проведениеи анализ утренней гимнастики. | Проведение утренней гимнастики с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм |
Построение детей на гимнастику в соответствии с возрастом | |||
Владение бубном при проведении разновидностей ходьбы и бега | |||
Чередование элементов ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей | |||
Выполнение строевых упражнений (перестроений, размыкания) в соответствии с возрастом детей | |||
Объяснение и показ ОРУ в соответствии с возрастом детей | |||
Техника показа ОРУ педагогом | |||
Показ физических упражнений, ритмических движений под музыку | |||
Охват вниманием всех детей | |||
Индивидуальный подход к детям в ходе выполнения физических упражнений | |||
Отбор двигательного содержания утренней гимнастики с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм | |||
Владение методами и приёмами проведения утренней гимнастики в соответствии с возрастом детей | |||
Подведение итога утренней гимнастики в соответствии с возрастом детей | |||
Подготовка необходимого оборудования, рациональность выбора способа раздачи и сбора оборудования | |||
Грамотность речи, эмоциональность педагога | |||
Владение терминологией в области физического воспитания и развития детей; | |||
Соблюдение структуры построения утренней гимнастики | |||
Соответствие времени проведения утренней гимнастики возрастным особенностям детей. | |||
Проведение и анализ гимнастики после дневного сна | Проведение гимнастики после сна с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм | ||
Создание условий для проведения гимнастики после сна, подготовка оборудования, помещения | |||
Создание условий для закаливания детей в ходе мероприятия двигательного режима | |||
Проведение этапа пробуждения: упражнения «лежа в кровати» (наличие и содержание этапа) | |||
Проведение основного этапа: упражнения «сидя в кровати» с элементами самомассажа (наличие и содержание этапа) | |||
Проведение основного этапа: упражнения «на прикроватном коврике» (наличие и содержание этапа) | |||
Проведение основного этапа: упражнения «на профилактическом оборудование» (наличие и содержание этапа) | |||
Проведение основного этапа: выполнение ОРУ с элементами дыхательной гимнастики (наличие и содержание этапа) | |||
Заключительный этап: подготовка к закаливающим процедурам (наличие и содержание этапа) | |||
Грамотность речи, эмоциональность педагога | |||
Владение терминологией в области физического воспитания и развития детей; | |||
Соблюдение структуры построения гимнастики после дневного сна | |||
Соответствие времени проведения гимнастики после сна возрастным особенностям детей | |||
Разработкапредложений по коррекции процесса физического воспитания | |||
Проведение и анализ подвижных игр | Проведение подвижных игр с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм | ||
Сбор детей на игру, приёмы создания интереса к игре | |||
Объяснение игры, её правил | |||
Размещение детей на площадке | |||
Использование мелких и крупных пособий | |||
Способ выбора водящего, смена водящего в ходе игры | |||
Подведение итога игры | |||
Воспитательные моменты при проведении подвижной игры | |||
Общая оценка проведения подвижной игры | |||
Разработкапредложений по коррекции процесса физического воспитания | |||
Проведениеи анализ физкультурных занятий | Проведение физкультурных занятий с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм | ||
Создание условий для проведения физкультурного занятия.Проведение работы по предупреждению детского травматизма: проверка оборудования, материалов, инвентаря, сооружений на пригодность использования в работе с детьми | |||
Создание воспитателем положительного настроя на занятие | |||
Содержание вводной части физкультурного занятия | |||
Владение бубном при проведении разновидностей ходьбы и бега | |||
Чередование разновидностей ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей | |||
Выполнение строевых упражнений (построений, перестроений, размыкания) в соответствии с возрастом детей | |||
Содержание основной части физкультурного занятия | |||
Способы раздачи предметов для проведения ОРУ | |||
Объяснение, показ и проведение ОРУ в соответствии с возрастом детей | |||
Показ физических упражнений, ритмических движений под музыку | |||
Подбор основных движений, их сочетание, дозировка | |||
Продуманное участие детей при подготовке и уборке инвентаря | |||
Проведение основных видов движений: показ, контроль качества выполнения упражнений, способы организации детей | |||
Проведение подвижной игры. Объяснение, уточнение правил подвижной игры, размещение детей на площадке, способ выбора водящего, выделение сигнала | |||
Содержание заключительной части физкультурного занятия | |||
Обеспечение снижения нагрузки (заключительная ходьба, малоподвижная игра) | |||
Подведение итога занятия в соответствии с возрастом детей | |||
Отбор двигательного содержания занятия с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм | |||
Владение методами и приёмами проведения физкультурного занятия в соответствии с возрастом детей | |||
Охват вниманием всех детей | |||
Индивидуальный подход к детям в ходе выполнения физических упражнений | |||
Разработкапредложений по коррекции процесса физического воспитания | |||
Проведениеи анализ прогулок, закаливающих процедур | Проведение прогулки с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм | ||
Санитарное состояние участка. Проведение работы по предупреждению детского травматизма: проверка оборудования, материалов, инвентаря, сооружений на пригодность использования в работе с детьми | |||
Наличие выносного материала по сезону (используются ли в играх атрибуты, игрушки) | |||
Использование двигательной активности в сочетании с воздушными процедурами | |||
Организация наблюдения за природой и состоянием погоды(руководство воспитателя наблюдениями, используемые приемы, их соответствие возрасту) | |||
Организация труда детей в природе | |||
Организация подвижных, дидактических, строительных игр, спортивных упражнений, элементов спортивных игр (в соответствии с возрастом детей) | |||
Самостоятельная организация детьми игровой деятельности детей | |||
Организация индивидуальной работы с детьми или работы с подгруппой | |||
Организация экспериментальной деятельности детей | |||
Сочетание физической нагрузки с отдыхом | |||
Длительность прогулки (соответствие режиму) | |||
Разработкапредложений по коррекции процесса физического воспитания | |||
Проведение и анализ физкультурных досугов, праздников | Проведение активного отдыха с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм | ||
Место и время проведения досуга или праздника в режиме дня | |||
Длительность активного отдыха | |||
Содержание физкультурного досуга и праздника | |||
Использование приемов, способствующих созданию положительных эмоций | |||
Показ физических упражнений, ритмических движений под музыку | |||
Соответствие используемых методов и приёмов проведения возрастным особенностям детей | |||
Стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей | |||
Проведение работы по предупреждению детского травматизма: проверка оборудования, материалов, инвентаря, сооружений на пригодность использования в работе с детьми. Рациональность размещения используемого оборудования | |||
Соответствие двигательнойактивности уровню физического развития, месту проведения, наличию оборудования, учету требований безопасности | |||
Подготовка детей и воспитателя к проведению физкультурного досуга ипраздника | |||
Разработкапредложений по коррекции процесса физического воспитания | |||
Осуществление педагогического наблюдения за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременность информированиямедицинского работника об изменениях в его самочувствии в ходе проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, прогулки, физкультурных занятий, активного отдыха | Наблюдение за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации | ||
Определение способовконтроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка | |||
Взаимодействие с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей. Своевременность сообщения воспитателю, помощнику воспитателя, медработнику о самочувствии детей (покраснение кожных покровов, увеличение частоты дыхания, потливость) | |||
4. | Диагностика результатов физического воспитания и развития | Диагностика результатов физического воспитания и развития детей | Проведение разминки перед выполнением контрольных двигательных заданий |
Учет индивидуальных возможностей ребёнка | |||
Осуществляет адекватный отбор диагностических методик проверки сформированности психофизических качеств, уровня физического развития ребенка | |||
Соответствие двигательногозадания возрасту, уровню физического развития, учету требований безопасности детей | |||
Оценка динамики физического развития дошкольников | |||
Внесение полученных данных в протокол обследования и диагностическую карту | |||
Использование полученных данных в дальнейшем физическом развитии ребёнка | |||
5. | Наблюдение и анализ мероприятий по физическому воспитанию | Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению режимных моментов (утренний приём, умывание, питание, одевание, сон) с учетом возраста детей | Определение места режимного момента в режиме дня ДОО |
Оценка условий проведения режимного момента, их соответствие требованиям СанПиНа, наличия необходимого для проведения оборудования | |||
Соответствие содержания режимного момента возрасту детей и требованиям программы | |||
Адекватное оценивание действий педагога в ходе режимного момента | |||
Определение методов и приёмов работы воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков | |||
Выделение игровых приёмов, использования художественного слова, личного примера, помощи детям, наглядности | |||
Оценка развития КГН в соответствии с возрастом в ходе режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон)в условиях образовательной организации | |||
Разработкапредложений по коррекции процесса физического воспитания | |||
Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, прогулки, физкультурных занятий (НОД), физкультурных досугов, праздников с учетом возраста детей | Определение места мероприятия двигательного режима в общем режиме дня ДОО | ||
Оценка условий проведения мероприятия двигательного режима, их соответствие требованиям СанПиНа, наличия необходимого для проведения оборудования | |||
Соответствие содержания мероприятия двигательного режима возрасту детей и требованиям программы | |||
Выделение структуры проведенного мероприятия, его содержания, оптимальности способов организации детей | |||
Определение методов и приёмов работы воспитателя по физическому развитию детей в ходе мероприятий двигательного режима | |||
Оценка действий педагога по руководству мероприятием двигательного режима | |||
Разработкапредложений по коррекции процесса физического воспитания |
- ЛИТЕРАТУРА
Основные источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование./Утвержден постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. №466.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой/ издание пятое (инновационное). - М.: Мозаика-Cинтез, 2019.
- Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду – М., 2010.
- Кокина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей – М.: Айрис-дидактика, 2010.
- Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет - М.: Речь, 2010.
- Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.Н., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы – М.: Владос, 2008.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М .: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., Академия, 2010.
- Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб., «Детство-Пресс», 2008.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Коспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Изд. «Гном и Д», 2008.
- Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2013.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учеб.пособие / Под ред. С.О. Филипповой. – М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники
- Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В.Н. Методика физического воспитания для детей дошкольного возраста – М., 2005.
- Кузнецова Н.М. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ – М., 2010.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5–7 лет. – М., 2000.
- Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровлении в условиях детского сада. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – СПб., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»
В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физич...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Комплект оценочных средств по ПМ 01. Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста содержит практические задания для студентов ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...
Учебный модуль дополнительного профессионального образования и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития1....
Рабочая программа профессионального модуля Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Д...
Рабочая программа по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)
Программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 44.02...
Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки итоговых образовательных результатов освоения ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физ...