Разработка урока на тему "Подвижные игры в детском саду"
методическая разработка

Каменева Валентина Михайловна

Тематическая папка предназначена для организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», тема: «Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте».

Данная тематическая папка содержит задания для актуализации знаний по теме «Теоретические основы и методика проведения самостоятельной двигательной деятельности в детском саду» (тесты).

Тема: «Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте»

раскрывается в следующих вопросах:

  1. Определение, значение подвижных игр
  2. Классификация подвижных игр
  3. Методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте:

А) характеристика подвижных игр в разных возрастных группах;

Б) объяснение игры в разных возрастных группах;

В) распределение ролей, выбор ведущего;

Г) руководство ходом игры;

Д) подведение итогов игры.

4. Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения

 

 

В папке представлены контрольные вопросы и задания для организации контроля и самоконтроля  усвоения материала по указанной теме.

Настоящие материалы могут быть использованы для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\А4 общая для метод рек.jpg

            Методическая разработка темы

            «Подвижные игры в детском саду»

              МДК.01.02 Теоретические и методические основы

                физического воспитания и развития детей

                   раннего и дошкольного возраста

                                                     

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование


областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Обоянский педагогический колледж»

Методическая разработка темы

            «Подвижные игры в детском саду»

              МДК.01.02 Теоретические и методические основы

                физического воспитания и развития детей

                   раннего и дошкольного возраста

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Преподаватель: Каменева В.М.

2019


Одобрено:

Протокол заседания ЦМК преподавателей профессионального цикла

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование протокол № 6 от 14.01.2019

Организация - составитель: ОБПОУ «ОПК»

Составитель: Каменева В.М., преподаватель ОБПОУ «ОПК»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Технологическая карта урока …………………………………………………….…………..4
  2. Тематическая папка «Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте»……………….…..8
  3. Проведение урока с позиции технологии здоровьесбережения (рекомендации педагогу)………………………………………………………………………………………….29
  4. Литература………………………………………………………………………..…...………………32

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Преподаватель: Каменева В.М.

Тема: «Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте»

Цели урока:

Образовательные:

  • создание условий для усвоения студентами теоретических и методических положений  организации и руководства подвижных игр с  детьми раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
  • формирование умения определять содержание, методы и приёмы руководства двигательной деятельностью  детей.

Развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие аналитических умений студентов: анализ, сравнение, обобщение;
  • совершенствование навыка контроля и самоконтроля;
  • развитие умения оценки и анализа источника информации в соответствии с учебной задачей;
  • развитие умения обосновывать свою точку зрения, лаконично высказывать свои мысли;
  • совершенствование рефлексивных умений.

Воспитательные:

  •  воспитывать положительное отношение к собственному здоровью и здоровью своих воспитанников;
  • формирование умения работать в группе;
  • воспитание умения выслушивать и уважать мнение других;
  • формирование положительного отношения к профессии воспитателя.

Тип урока: комбинированный

Технология: здоровьесберегающая

Формируемые знания, умения:

Знать:

  • теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
  • теоретические основы двигательной активности;
  • методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима.

Уметь:

  •  определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения (в части проведения подвижных игр, входящих в такие формы двигательной активности, как физкультурные занятия, физкультурные досуги и праздники, прогулки, утренняя гимнастика).

Формируемые компетенции:

Общие:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Профессиональные:

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Медиапроектор;
  • Компьютерная презентация;
  • Тематические папки.

Ход занятия:

Название этапа

Учебные задачи этапа

Формы учебного взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

1. Организационный

Создание комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии.

Фронтальная

Приветствие обучающихся.

Установление взаимосвязей урока с предыдущей темой.

Ориентация на продуктивное групповое взаимодействие.

Знакомство с представленной для работы тематической папкой. Выбор  лидеров групп.

Тематическая

папка;

Компьютерная презентация, слайд 1.

2. Контроль знаний

Контроль знаний по теме «Теоретические основы и методика проведения самостоятельной двигательной деятельности в детском саду».

Организация продуктивного взаимодействия в группах.

Индивидуальная, групповая

Организация выполнения и оценки тестовых заданий по теме: «Теоретические основы и методика проведения самостоятельной двигательной деятельности в детском саду».

Выполнение задания №1 в тематической папке: изучение содержание задания; осмысливание; обсуждение;

заполнение таблицы оценки знаний;

самопроверка выполненного задания.

Тематическая папка;

таблица 

оценивания знаний,

слайд 2, 3.

3. Постановка учебной проблемы.

Определение затруднения. Создание мотивационного поля.

Фронтальная

Руководство процессом определения обучающимися учебной задачи.

Определение учебной задачи

Компьютерная презентация, слайд 4,

слайд 5.

4. Реализация учебной задачи. «Открытие» нового знания.

Получение и анализ обучающимися конкретной информации по изучаемой теме. Организация продуктивного взаимодействия в группах.

Обеспечение самоконтроля и взаимоконтроля.

Формирование умения применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Групповая

Сопровождение процесса получения обучающимися новых знаний:

-организация выполнения заданий;

-организация самоконтроля и взаимоконтроля выполнения заданий;

- контроль постановки вопросов;

- корректировка ответов;

- организация дискуссии;

 -анализ работы студентов.

Освоение нового материала: Выполнение задания №2, №3, №4 (заполнение таблицы «Классификация подвижных игр, проверка правильности выполнения задания). Выполнение задания №5 (изучение содержания задания; воспроизведение полученных знаний; формулирование вопросов; обсуждение; оценивание). Выполнение задания №6 (демонстрация объяснения игры при помощи мини-сказки). Выполнение задания №7 (изучение содержания; осмысливание; обсуждение).  

Выполнение задания №8 (демонстрация различных способов выбора водящего).

Выполнение задания №9 (изучение содержания; осмысливание; обсуждение).  

Тематическая папка.

Слайд 6.

5. Включение нового знания в систему знаний

Формирование умения применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Фронтальная

Осуществление контроля первичного закрепления материала через организацию выполнения тестовых заданий.

Выполнение задания №10 (решение тестовых заданий).

Взаимооценка тестовых заданий.

Тематическая папка;

Таблица контроля

знаний по теме

урока слайд 7,8.

6.

Рефлексия

Осмысление обучающимися своей деятельности на уроке. Обеспечение самоконтроля.

Фронтальная

Побуждение обучающихся к оцениванию степени решения учебной задачи.

Руководство игрой «Светофор»,  направленной на выявление уровня удовлетворённости собственной работой на уроке.

Оценивание степени выполнения учебной задачи.

Осуществление самооценки деятельности посредством участия в игре «Светофор».

Смайлики

красного, желтого, зелёного цветов.

7.

Домашнее задание

Организация внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся

Фронтальная

Формулировка задания, установка на выполнение домашнего задания. Ориентация студентов на источник информации для закрепления теоретического материала.

Фиксация домашнего задания.

С.О. Филиппова. Теоретические и методические основы физического воситания и развития детей раннего  и дошкольного возраста. С. 82-87. Сравнительный анализ методики проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

Записать в тетрадь

5 считалок,

выучить их.

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                          «Обоянский педагогический колледж»

Специальность 44.02.01. Дошкольное образование

МДК.01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»

Тематическая папка

Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте

Для студентов 2-А группы

Обоянь – 2019

Тематическая папка предназначена для организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», тема: «Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте».

Данная тематическая папка содержит задания для актуализации знаний по теме «Теоретические основы и методика проведения самостоятельной двигательной деятельности в детском саду» (тесты).

Тема: «Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте»

раскрывается в следующих вопросах:

  1. Определение, значение подвижных игр
  2. Классификация подвижных игр
  3. Методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте:

А) характеристика подвижных игр в разных возрастных группах;

Б) объяснение игры в разных возрастных группах;

В) распределение ролей, выбор ведущего;

Г) руководство ходом игры;

Д) подведение итогов игры.

4. Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения

В папке представлены контрольные вопросы и задания для организации контроля и самоконтроля  усвоения материала по указанной теме.

Настоящие материалы могут быть использованы для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Составитель: преподаватель ОБПОУ «ОПК»  Каменева В.М.

Содержание

1. Задания для контроля знаний по теме «Теоретические основы и методика проведения самостоятельной двигательной деятельности в детском саду»

2. Изучение нового материала:

  1. Определение, значение подвижных игр
  2. Классификация подвижных игр
  3. Методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте:

А) характеристика подвижных игр в разных возрастных группах

Б) объяснение игры в разных возрастных группах

В) распределение ролей, выбор ведущего

Г) руководство ходом игры

Д) подведение итогов игры

4. Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения

5. Тестовые задания по теме: «Подвижные игры»

3. Литература

Приложение 1. Мини-сказки (авторский прием Э.Я. Степаненковой)

Приложение 2. Считалки для подвижных игр

Приложение 3. Загадки для создания у детей интереса к игре

Задания для контроля знаний по теме: «Теоретические основы и методика проведения самостоятельной двигательной деятельности в детском саду»

Задание 1. Выполните тестовые задания.

Выберите правильный ответ:

  1. Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает:

А) по инициативе ребенка;

Б) по инициативе воспитателя;

В) спонтанно;

Г) по распоряжению заведующего ДОУ.

  1. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются:

А) спортивные и подвижные игры;

Б) движения, которые предлагает детям воспитатель;

В) подвижные игры, организованные воспитателем;

Г) разнообразные движения, которые ребенок выбирает сам.

  1. На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют:

А) личный двигательный опыт ребенка;

Б) степень развития самостоятельности;

В) самочувствие;

Г) интерес;

Д) климатические и гигиенические условия;

Е) наличие физкультурно-игровой среды;

Ж) всё вышеперечисленное.

  1. Показателями успешности хорошо организованной самостоятельной двигательной деятельности являются:

А) достаточный объем двигательной активности;

Б) разнообразие использованных двигательных умений;

В) хорошее настроение;

Г) положительные отношения между детьми;

Д) достаточное количество речевых реакций;

Е) всё вышеперечисленное.

  1. В ходе самостоятельной двигательной деятельности воспитатель:

А) не обращает внимание на то, чем дети заняты;

Б) поддерживает, поощряет, стимулирует двигательную деятельность детей;

В) поощряет только правильно выполняемые движения;

Г) хвалит наиболее активных детей.

  1. Наиболее подходяще время для самостоятельной двигательной деятельности:

А) утренний прием;

Б) до занятий и между занятиями;

В) на прогулке;

Г) после сна в вечернее время;

Д) всё вышеперечисленное.

  1. Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен помнить о специальных приемах:

А) наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать  необходимую помощь;

Б) привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке;

В) предлагать детям пособия, соответствующие их опыту;

Г) менять расположение пособий;

Д) показывать  правильность выполнения тех или иных движений;

Е) постоянно руководить детьми;

Ж) все вышеперечисленные.

  1. Установите соответствие:

Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют:

  1. Младший дошкольный возраст

а) каталки;

б) городки;

в) шары для прокатывания в воротца; катания и скатывания с горки;

г) кольцеброс;

д) щитобол;

е) серсо;

ж) настольный теннис;

з) бадминтон,

и) баскетбол;

к) полоса препятствий.

  1. Старший дошкольный возраст

Изучение нового материала

Тема: «Подвижные игры: определение, значение, классификация и методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте».

Задание №2. Прочитайте теоретический материал

Определение, значение подвижных игр

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направлена на решение двигательной задачи.

 Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости, и в целом к физическому развитию дошкольников.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи (многие подвижные игры имеют словесное сопровождение), упражнения в счете (когда дети сами используют считалки, в которых есть счет). Всё это способствует умственному развитию детей. Помогая воспитателю подготовить площадку для проведения игры, дети вместе с воспитателем размещают необходимое оборудование, после игры помогают его убрать, всё это будет способствовать трудовому воспитанию дошкольников. Чистота помещения и используемого в игре оборудования влияют на эстетическое воспитание. Таким образом, подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение подвижной игре.
  2. Как игра влияет на ребенка-дошкольника?
  3. Что вы можете сказать о всестороннем развитии ребенка через подвижную игру?

Задание №3. Прочитайте теоретический материал

Классификация подвижных игр 

Подвижные игры делят на:  элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твёрдо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны г. младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки и пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения. 

(Рассмотрим схему «Классификация подвижных игр»).

Задание №4: Заполните таблицу «Классификация подвижных игр».

Подвижные игры классифицируются:

Их отличительные признаки

По сложности

По формированию физических качеств

По двигательному содержанию

По образному содержанию

По использованию пособий и снарядов

По степени нагрузки (интенсивности)

По возрасту

Задание №5. Прочитайте теоретический материал

Методика проведения подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте

Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1—2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3—4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми.

В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой — возвращаются на свои места.

Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы — веселые ребята» и др.).

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

Контрольные вопросы:

  1. Какие подвижные игры организуются с детьми раннего возраста?
  2. Чем отличаются подвижные игры для старших детей?

Объяснение игры в разных возрастных группах

Объясняя игру, важно правильно разместить детей.

Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснение идет в ходе самой игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями голоса воспитатель старается охарактеризовать персонаж. Объяснение сюжетных игр часто проводится в форме рассказа – малютки. Основное внимание обращается на сигналы, по которым дети меняют действия. Объяснения часто сопровождает показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик, как летает воробушек. Часто используются игры со словами.

В средней группе воспитатель объясняет правила по ходу игры. По ходу объяснения он показывает действия различных героев. Возможно и объяснение через сюжетный рассказ или мини-сказку (см. содержание мини-сказок, приложение 1).

В старшем дошкольном возрасте желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует; дети естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя.

Контрольные вопросы:

  1. Как следует объяснять правила игры младшим дошкольникам?
  2. Как объяснить содержание и правила подвижной игры детям 4-5 лет?
  3. Какая последовательность объяснения подвижной игры используется в старшем дошкольном возрасте?

Задание №5. Продемонстрируйте объяснение игры при помощи мини-сказки.

Задание №6. Прочитайте теоретический материал

Распределение ролей, выбор ведущего

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В средней группе главную роль уже могут выполнять дети, но иногда воспитатель может брать на себя роль ведущего.

В старшем дошкольном возрасте главную роль выполняют дети. Для них ведущая роль – всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован (например, «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша. У него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?»). Часто используются считалки (считают сами дети). На кого выпало последнее слово, тот и будет водить. За рукой считающего ревниво следят все, поэтому делить слова на части нельзя. Возможен выбор на роль по желанию ребенка. Можно использовать загадку (кто первый отгадает, тот и водит). Можно выбирать на роль при помощи «волшебной стрелки». Как поощрение, по жребию, по веданию. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил (например, «Дети, какая Света молодчина, и от волка увернулась, и Ваню выручила. Теперь она будет волком…»)

Задание №7.  Продемонстрируйте выбор водящего:

- при помощи считалки;

- используя «волшебную стрелку»;

- загадку.

Задание №8. Прочитайте теоретический материал

Руководство ходом игры

Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя воспитатель в игре. Играя с малышами, он действует наравне с ними, выполняя главную роль и руководя игрой. Главная задача – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. В первой младшей группе обязательно непосредственное участие педагога в игре; он чаще всего сам выполняет главную роль. Во второй младшей группе в знакомым играх выполнение главной роли поручается детям. Игру всегда организует воспитатель.

В средней группе вначале воспитатель выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары.

В старшей группе  воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидения на корточках, стояния на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Подведение итогов игры

Итог игры с младшими дошкольниками должен быть оптимичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить.

В средней группе итог игры должен быть короткий: надо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту, и похвалить всех детей.

Подводя итог с детьми старшего дошкольного возраста, отмечают тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Воспитатель называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведения игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения

Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний). Или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе. Усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста возможно использование различных вариантов подвижных игр.

Задание №10.

Задания для контроля знаний по теме: «Подвижные игры»

Выполните тестовые задания.

1. Дополните предложение:

  1. Все подвижные игры делятся на ……………
  2. Элементарные игры делятся на ……………..
  3. К сложным играм относятся ………………...

Выберите правильный ответ

2.Сюжетные игры это:

А) Игры, в которых есть правила, но нет сюжета;

Б) Игры, которые имеют готовый сюжет, и твёрдо зафиксированные правила;

В) Игры, в основе которых лежит сюжетно-ролевая игра.

3. Бессюжетные игры это:

А) Игры, не имеющие сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей;

Б) Игры, не имеющие сюжета, ролей и правил;

В) Игры связанные с выполнением конкретного двигательного задания, построенного на сюжете.

4. В играх-забавах…

А) Принимают участие все дети, игры проводятся в необычных условиях;

Б) Используется элемент соревнования, который  выполняется в необычных условиях, участвуют все дети;

В) Задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания, остальные дети являются зрителями.

5. Играми большой подвижности называют игры, в которых …

А) активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

Б) одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

В) движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

6. Играми малой подвижности называют игры, в которых …

 А) активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

Б) одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

В) движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

7. Играми средней подвижности называют игры, в которых…

А) активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

Б) одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

В) движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

8. С детьми первого года жизни проводятся

А) игры вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие;

Б) игры, включающие в себя сложные движения;

В) игры, включающие в себя большое количество движений.

9. Количество ролей в играх для младших дошкольников

А) 1-2;

Б) 2-3;

В) 3-4.

Установите соответствие:

10.Объяснение игры

  1. Младший дошкольный возраст
  2. Средний возраст
  3. Старший дошкольный возраст

А) объяснение идет в ходе самой игры;

Б) проводится в форме рассказа – малютки или

мини-сказки;

В) перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы

убедиться, что все дети поняли правила игры

11.Распределение ролей, выбор ведущего

  1. Младший дошкольный возраст
  2. Средний возраст
  3. Старший дошкольный возраст

А) главную роль уже могут выполнять дети, но иногда воспитатель может брать роль водящего на себя;

Б) главную роль выполняют дети;

В) воспитатель берет на себя исполнение главной роли.

12. Дополните предложение:

1. Выбрать водящего для игры можно следующими способами: ….

2. Итог игры должен быть…

  1. Анализ проведения подвижных игр

Вопросы для наблюдения и анализа подвижных игр

  1. Название игры, основное движение входящее в игру.
  2. Подготовка воспитателя и детей к игре.
  3. Сбор детей на игру.
  4. Приёмы создания интереса к игре.
  5. Объяснение игры, её правил.
  6. Распределение ролей.
  7. Руководящая роль воспитателя.
  8. Использование мелких и крупных пособий.
  9. Воспитательные моменты при проведении подвижной игры.
  10. Общая оценка проведения подвижной игры.

Литература:

1.Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., 2010.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2010.

3. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста. М., 2003.

4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Cинтез, 2016.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Мини-сказки

(авторский прием Э.Я. Степаненковой)

«Наседка и цыплята» 

Жила-была мама-курица, и были у нее маленькие пушистые цыплятки. Жили они в курятнике, а по утрам курочка водила цыпляток гулять: травки поклевать, червячков поискать, водички попить. Ходят цыплята по двору, зернышки клюют, песок лапками разгребают, водичку пьют. Вдруг налетела Большая птица. Мама-наседка крикнула: «Опасность!» - и цыплята быстро побежали к ней. Большая птица никого не поймала.

«Птичка и птенчики»        

Жила-была птичка, и было у нее много птенчиков. Однажды мама-птичка уснула в гнездышке, а птенчики вылетели из гнезда и разлетелись в разные стороны. Стали они жучков искать, по травке ходить, высоко лапки поднимая, летать. Проснулась мама, увидела, что птенчиков нет в гнездышке, и очень испугалась за них. Тогда она позвала их: «Птенчики, в гнездышко!» — и птенчики скорее полетели к маме под крылышко.

«Кролики»

Жил-был дедушка Ваня, и были у него кролики. Каждое утро дедушка выпускал кроликов во двор побегать, пощипать травку. Кролики выбегали из своих клеток и начинали прыгать, скакать, бегать. А вечером дедушка говорил: «Хватит травку вам щипать, пора в домик поскакать» — и кролики быстро бежали в домик.

«Воробушки и кот»

Под крышей дома жили воробушки с мамой-воробьихой и папой-воробьем. Мама и папа носили деткам корм, а когда воробушки окрепли и подросли, стали сами вылетать из гнезда. Но они не знали, что по соседству живет кот Василий — зеленые глаза, пушистый хвост, неслышная походка. Воробушки расшумелись, расчирикались и разбудили кота. Проснулся Василий, сказал: «Мяу!» — и погнался за воробушками. А воробушки быстро-быстро полетели в свое гнездышко.

   «Самолеты»

   В сказочном городе Аэродроме жил мастер Самоделкин. Он мастерил маленькие самолетики и играл с ними. Самоделкин любил свои самолетики, и они его слушались. Перед игрой самолетики заправлялись горючим, потом заводили моторы, расправляли крылья и ждали сигнала Самоделкина. Когда мастер командовал: «Полетели!» — самолетики начинали полет. Они летали по всему городу, но не сталкивались друг с другом, не ломали крылья. А если все-таки случалась авария, подъезжали к мастеру для ремонта и потом вновь отправлялись в полет. Когда мастер командовал: «Самолеты, на посадку!» — все самолетики сразу же возвращались в свои домики-ангары. Потом они заправлялись горючим и снова летали над городом.

«Цветные автомобили»

В волшебном городе жила-была добрая фея. В этом городе все дома были разноцветные, и жили в них автомобили. В зеленых домиках жили зеленые автомобили, в красных — красные, а в синих —

синие. А фея жила в разноцветном домике. По утрам она выходила из своего красивого домика и взмахивала своей волшебной палочкой. Если она поднимала палочку красного цвета, из красных домиков выезжали красные автомобили. Как только она опускала палочку, автомобили уезжали обратно. Потом фея поднимала палочку другого цвета, и автомобили внимательно следили, кому можно ехать. Так они весело катались по городу, но однажды фея подняла сразу три палочки. Догадались автомобили, что теперь они должны ездить все вместе, и стали ездить по городу в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. А когда фея опустила палочки, автомобили направились в свои домики.

«Совушка»

На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки: зайчата, медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили — кто как умел, и всем было весело. А в дупле дерева жила совушка-сова. Днем она спала, а по ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» — и летит за добычей. Услышат зверюшки ее ухание и скорей бегут в домики. А когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть.

«Лохматый пес»

Жили-были дедушка и бабушка. И был у них добродушный лохматый пес. Любил этот пес спать, нежиться на солнышке. Вот приехали к бабушке и дедушке внуки и захотели поиграть с ним. Но псу это не понравилось: ему ведь мешали спать. Терпел он, терпел, рассердился да как гавкнет: «Гав!» Испугались дети и убежали к дедушке и бабушке. А те и говорят: «Не бойтесь, наш песик добрый, это он с вами играет». И ребята опять побежали играть с псом.

«Ловля обезьян»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Много в его стране было животных, но никогда царь не видел обезьян. Вот позвал он своих ловчих и приказал поймать обезьян. Отправились ловчие в джунгли, где живут обезьяны, но поймать, ни одну не смогли. Как только они приближались к обезьянам, те быстро залезали на деревья. Они перескакивали с одного дерева на другое, лакомились бананами, качались на лианах и были очень ловкими. Тогда главный ловчий сказал охотникам: «Вы знаете, что обезьяны любят передразнивать. Давайте покажем им разные движения: будем прыгать, лазить по канату, играть с мячом, а потом спрячемся. Увидят обезьяны, что мы ушли, спустятся с деревьев и будут нас передразнивать. Тут я скажу вам: «Лови!» — и вы попытаетесь поймать обезьян. Но ловить их мы сможем только на земле. По деревьям мы с вами быстро лазить не умеем.

«Бездомный заяц»

Жили-были в лесу зайцы. Каждый день собирались они на полянке поиграть, травки поесть, веточек погрызть. Построили они себе домики, чтобы от опасности прятаться. А один зайчик заигрался и не построил себе ничего, остался бездомным. Вот однажды выбежали зайцы на полянку поиграть, и вдруг, откуда ни возьмись охотник. Захотел охотник поймать кого-нибудь из них. Зайцы скорей побежали в свои домики, а бездомному некуда было бежать. Подбежал он к одному зайчику, хотел спрятаться в его домике, но домики были такие маленькие, что уместиться в каждом из них мог только один зайчик. Пожалел один заяц другого и уступил свой домик, а сам стал от охотника спасаться, убегать от него, а когда устал, тоже попросился к товарищу в домик. Зайцы были дружными и помогали друг другу. Впустил зайчишка своего бездомного товарища в домик и сам стал бездомным.

«Котята и щенята»

Жили в одном дворе две семьи: кошка с котятами и собака со щенятами. По утрам котята выходили во двор поиграть. Они прыгали, влезали на бревнышки, перелезали через них, бегали за бабочками. Увидели их щенята и тоже захотели поиграть. Залаяли они, выбежали во двор и стали ловить котят. Котята испугались и убежали. Тогда щенята стали играть во дворе: бегать, прыгать, веселиться, — но скоро мама позвала их домой. Когда щенята ушли, снова выбежали котята, и опять началась игра.

«Лиса в курятнике»

У одной хозяйки в курятнике жили куры. Спали они на жердочке, а утром спрыгивали с нее и шли во двор. Они искали червячков, клевали зернышки, пили водичку. А неподалеку жила в своей норке лиса. Вот однажды подкралась она к курочкам и хотела схватить одну из них, да хозяйка увидела ее и крикнула: «Лиса!» Услышали курочки и скорей побежали в свой курятник.

«Перелет птиц»

Наступила осень, птицы собрались в стаи и начали советоваться, как будут лететь в теплые края. Они знали, что перелет будет опасным и трудным. И вот теплым ясным днем они отправились в путь. Летели они через моря и горы, через реки и леса. Но вот надвинулись черные тучи, завыл ветер, застучал дождь. Встревожились птицы. Но мудрый вожак стаи закричал: «Началась буря, всем в укрытие!» — и птицы быстро сели на деревья. А когда ветер утих, птицы продолжили свой полет.

«Мы — веселые ребята»

Повела мама Сережу первый раз в детский сад. Сережа очень боялся идти в сад: знакомых у него там нет, как его встретят ребята? А вдруг не захотят с ним играть? Стоит он один в сторонке. А ребята увидели, что новенькому мальчику неуютно и грустно, подошли и говорят: «Давай вместе играть! У нас есть хорошая игра. Нужно сказать такие слова: Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три, лови! Если хочешь, ты будешь ловишкой!» Обрадовался Сережа и стал весело играть с новыми друзьями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Считалки для подвижных игр:

За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

 Как за нашим за двором
Стоит чашка с творогом.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели,
Поклевали, улетели,
На лугу зеленом сели!

 Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
Не найдет тебя медведь,
Выходи тебе гореть.

Зайчишка – трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Капустку нашел, 
Морковку нашел.
Сидит, грызет,
Хозяин идет!

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты!

Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед.


Плыл по морю чемодан.
В чемодане был диван.
А в диване спрятан слон.
Кто не верит – выйди вон!

 Катилось яблочко мимо сада,
Мимо огорода, мимо частокола.
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробышек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся. Воробей,
Вылетай-ка, не робей!

 Ехала машина темным лесом
За каким-то интересом,
Инте – инте – интерес,
Выходи на букву «С». 

 Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыки драл.
Куда клал?
Под колоду!
Кто украл?
Родион -
выйди вон!

 Под мельницей,
Под вертельницей
Подралися два ерша.
Вот и сказка вся!

 Тара-бара
Домой пора.
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить.
А тебе водить!

Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Инцы-брынцы,
Балалайка!
Инцы-брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы-брынцы,
Не хочу!
Инцы-брынцы,
Вон пойду!

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты пойди-ка,
Поводи!

Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!

Эй, Иван, полезай в стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон!

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек? Отвечай!

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей – 
Говори поскорей,
Не задумывайся!

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет –
Тот вон пойдет.

Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак –
Отжимай один кулак! 

 

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного и белого,
Только не горелого.

Едет, едет солнце
В золотой карете,
Видит – видит солнце
Сверху все на свете:
И овцу, и петуха,
И козу с рогами –
И как Петя Иванов
Машет кулаками…

Раз, два, три, четыре –
Жили мушки на квартире.
И повадился к ним друг –
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь –
Паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи…
Ну-ка, Мишенька, води!

Раз, два – шли утята.
Три, четыре – шли домой.
Вслед за ними плелся пятый.
Впереди бежал шестой.
А седьмой от всех отстал, 
Испугался, запищал:
- Где вы? Где вы?
- Не пищи! Мы тут рядом, поищи!

Шла старушка мимо рынка
И несла цветов корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы:
Роза, ландыш, незабудка,
Что угодно для души?

 Шел котик по лавочке,
Всем давал булавочки:
Кому две, кому три – 
Выходи на букву И.

Шел крокодил,
Трубку курил.
Трубка упала и написала:
«Шишел, мышел,
Шлепнул, вышел!»

Я куплю себе дуду
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди!
Мы играем, ты – води!

Фара-фара-фараон,
Жил в Египте древнем он.
И в долине реки Нил
Пирамиды возводил.
Раб, папирус, колесница,
Лабиринт, тайник, гробница.
Вот идет верховный жрец-
Разбегайтесь, наконец!!!

Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Две лягушки ночевали,
На подушке задремали.
Утром встали,
Щей поели,
А тебе водить велели!

 Ходит цапля по болоту,
Не найдет себе работу.
На пенечек она села,
Пять лягушек сразу съела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.

 Кто засмеется,
Губа задернется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать.


Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей.
Не задерживай умных 
И честных людей, 
Не задумывайся!

 Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому водить!

У линейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Все съедали сто котлет.
А потом ложились спать.
Начинай считать опять.

 Тили-тели, птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить!


 Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я.

Цикал, цикал, мотоцикал.
Все дороги перецикал.
Он поехал в Ленинград
Выбирать себе наряд.
Красный, желтый, голубой –
Выбирай себе любой.

Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела – нам велела.
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим!

 Ходит свинка по бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет и берет,
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет,
Вон пойдет!

 Первенчики,
Другенчики,
Летели голубенчики.
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Здесь яблоки, орешки,
Медок, сахарок.
Поди вон
В уголок!

Комарики-мошки,
Тоненькие ножки.
Пляшут по дорожке.
Близко ночь, 
Улетайте прочь!

Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь, и не в пшеницу,
А до самой до столицы.
Колесо кто найдет, тот ведет.

 За морем горка,
На горке дубровка,
В дубровке царица, -
Красная девица.
Медок, сахарок -
Поди вон, королек!

Ой, ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя,
А кто зореньку найдет
Тот и вон пойдет.

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон!

Кони-огони
Сидели на балконе,
Чай пили, 
Чашки били,
По-турецки говорили.

За морями,
За горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

 Лиса по лесу ходила, 
Громким голосом вопила. 
Лиса лычки драла, 
Лиса лапти плела - 
Кто лапти найдет, 
Тот водить пойдет. 

Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем.
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять,
Невозможно сосчитать!

 Раз, два, три, четыре, пять! 
Вышел зайчик погулять. 
Вдруг охотник выбегает, 
Прямо в зайчика стреляет. 
Пиф! Паф! Не попал. 
Серый зайчик убежал! 

Конь ретивый с длинной гривой 
Скачет, скачет по полям 
Тут и там! Тут и там! 
Где проскочит он - 
Выходи из круга вон! 

Вышли мыши, как-то раз 
Поглядеть, который час. 
Раз, два, три, четыре, 
Мыши дернули за гири. 
Вдруг раздался страшный звон – 
Убежали мыши вон! 

Раз, два, три, четыре, пять. 
Мы собрались поиграть. 
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре – 
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйдет вон!

Бежит зайка по дороге, 
Да устали быстро ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать! 

Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи, тебе водить!

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком
Зацепилась за перила,
прямо в речку угодила.

 На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,
Не задерживай 
Добрых и честных людей!

Жили были три чертенка
И два маленьких котенка
Им велели дружно жить,
А тебе идти водить!

Вышел месяц из тумана,
Вынул деньги из кармана,
Всем нам дал он по рублю.
Я пойду, конфет куплю!

Конь ретивый, долгогривый.
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки сыграет!

В золотые ворота
Проходите детвора.
Первый раз - прощается,
Второй раз-запрещается, 
Ну а в третий раз - не пропустим вас!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Загадки для создания у детей интереса к игре

 Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
(Медведь)

Зимой спит,
Летом — ульи ворошит.
(Медведь)

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кошка)

 У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
(Кошка)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.
(Кошка)

 Мягкие лапки,
А в лапках — цап-царапки.
(
Кошка)

 Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кот)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)

Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.
(Мышь) 

Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мышки)

Под полом таится,
Кошки боится.
(
Мышь)

Он живет на крыше дома–
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!
(Лягушка)

Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же ... ! 
(Лягушка) 

Быстро плавает в пруду,
Ловит целый день еду.
"Кто же ты? Шепни на ушко".  
"Ква! " – ответила…  (Лягушка). 

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)

За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее …
(Лиса)

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)

Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
(Собака)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака)

Закудахтала она: “Я большая птичка!

Поглядите, принесла жёлтое яичко!”

И пошла на улицу

Похвалиться…

(Курица)

Она кудахчет по утрам

Неся яйцо в подарок нам.

(Курица)

Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами.
(Сова)

Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(Сова)

Проведение урока с позиции

технологии здоровьесбережения

(советы учителю)

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих сохранению здоровья. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди молодёжи некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний молодых людей с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

  Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

На что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения

(по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»)

1.   Гигиенические условия в кабинете;

чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость студентов и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2.  Число видов учебной деятельности, используемых преподавателем;

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости студентов. Вместе с тем  необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от студентов дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

-  опрос,

- письмо,

- чтение,

- слушание,

- рассказ,

- рассматривание наглядных пособий,

- ответы на вопросы,

- решение поставленных задач,

- практические задания и т. д.

 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

Ориентировочная норма: 7-10 минут.

-   Число использованных учителем видов преподавания;

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и др.

-   Чередование видов преподавания;

не позже чем через 10-15 минут.

3. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов;

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

4.  Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

Для инсценирования дискуссии,  обсуждения, привития интереса к познавательным программам,  т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

5.  Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

-  Степень естественности позы студентов на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

-  Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации студентов, но и губительно отражается на их характере.

6.  Физкультминутки и физкультпаузы;

-  Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у студентов желания их выполнять.

7.  Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

 8.   Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

-интерес к занятиям,

-стремление больше узнать,

-радость от активности,

-интерес к изучаемому материалу и т.п.

 Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

 9.   Благоприятный психологический климат на уроке;

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных студентами и самим учителем определяет позитивное воздействие образовательного учреждения на здоровье.

10.   Преобладающее выражение лица учителя;

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

- улыбок,

- уместных остроумных шуток,

- использования поговорок,

- афоризмов с комментариями,

- музыкальных минуток и т.д.

11.   Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности;

12.   Темп и особенности окончания урока;

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

Студенты имели возможность задать учителю вопросы,

 учитель мог прокомментировать задание на дом,

 попрощаться со студентами.

13.  Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

-  Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид обучающихся, выходящих с урока.

 -  Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Упражнения для использования на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся

 -«растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все    

 системы   организма;

разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;

-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;

под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;

-«качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;

-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;

в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;

-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;

в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;

-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;

покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;

-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;

сесть за пстол, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;

-«медуза» - снимает психофизическое напряжение; сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Результат здоровьесберегающих технологи:

  • сохранение здоровья обучающихся в ходе всего периода обучения;
  • сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
  • умение использовать полученные знания в повседной  жизни.

 

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)

  • Смотрите на вещи оптимистично;
  • Стремитесь побороть страх;
  • Найдите время побыть наедине с собой;
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
  • Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно;
  • Не оказывайте давление на своих детей;
  • Не говорите: «Я этого не могу сделать»;
  • Используйте возможность выступить с речью;
  • Помните: маленькие радости в ваших руках;
  • Не забывайте, что вы красивы.

Литература:

1.Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., 2010.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2010.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПК и ПРО,2002.

4. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста. М., 2003.

5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Cинтез, 2016.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Игры с песком на участке детского сада

В статье предложено содержание, темы построек из песка, даны рекомендации выполнению постороек. К статье приложен проект творческой игры....

Методическая разработка для студентов педколледжа по МДК 02.05 "Теория и методика музыкального развития" на тему "Применение мультимедиа-технологий на музыкальных занятиях в детском саду"

Мультимедийные технологии на музыкальных занятиях в детском саду обогащают процесс обучения дошкольников, позволяют сделать его более эффективным....

Игра по развитию речи "Веселое лето" для младшей группы детского сада

Весёлая игра, направленная на развитие речи....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ВИКТОРИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИГРА». ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Овладение профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями обучающиеся должны приобретать на занятиях теоретического обучения  ипроизводственного обучения. Расска...

Методическая разработка квест - путешествие "Весёлые числа" для воспитанников старшей группы детского сада в рамках социального проекта.

Методическая разработка квест – путешествия «Весёлые числа» предназначена для проведения мероприятия обучающимися колледжа в детском саду (старшая группа) с целью формирования социал...