Образец КСР специальности 44.02.03 ПДО
методическая разработка

Шерина Наталья Валерьевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МДК. 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области ИЗО деятельности

Раздел 11 Аппликация и коллаж с методикой работы

для студентов, обучающихся по специальности

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и прикладного искусства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ksr_mdk_01.02r11_2020.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МДК. 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования

в области ИЗО деятельности

Раздел 11 Аппликация и коллаж с методикой работы

для студентов, обучающихся по специальности

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и прикладного искусства»

Автор-составитель

Шерина Н. В.

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

          Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по ПМ.01. «Преподавание по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности» 

          Рекомендуемое количество часов на освоение программы

максимальной учебной на грузки обучающегося                    - 39

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -    26

самостоятельной работы обучающегося                                  - 13

         В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

--оценивать постановку цели и задачи уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

  находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;  

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

 значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

  принципы обучения и воспитания;

  особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования;  

- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации индивидуализации обучения и воспитания;  

- педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;  особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;  

- средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

         Педагог в результате освоения данной учебной дисциплины должен овладеть профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. Организация досуговых мероприятий.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, МДК, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ

             Результаты обучения (умения и навыки, ПК и ОК) соответствуют ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и прикладного искусства (ППССЗ) СПО;

             Группы ПК и ОК, ориентированы на виды профессиональной деятельности педагога соответствующей квалификации, указанные в квалификационных характеристиках.

           Умения и знания соответствуют ФГОС и формируются в процессе изучения учебной дисциплины.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, входящие в ОК, ПК)

Основные показатели оценки результатов

У1 - находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям;

- применение современных технических средств обучения в процессе преподавания;

- создание информационных объектов (сообщение, доклад, реферат, презентация, конспекта)

У2 - определять цели и задачи занятия, планировать его с учетом особенностей данного направления, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

определение целей и задач УМК, умение планировать согласно санитарно-гигиеническим нормам

У3 - использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на занятиях, строить их с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

подбор и изготовление наглядных пособия с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся

У4 - планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

планирование и проведение работы с одаренными детьми

У5 - планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

планирование и проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении

У6 - использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

использование ТСО, применение информационно -  коммуникационные технологии

У7 - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

наблюдение за природными явлениями и использование наблюдений в учебном процессе

У8 - осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении урочных занятий;

самоанализ и самоконтроль при проведении урока

У9 - анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным направлениям, корректировать и совершенствовать их;

анализ процессов и результатов педагогической деятельности

У10- анализировать занятие для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

самоанализ,  самоконтроль при проведении занятий, анализ своей речи с точки зрения ее нормативности

У11 - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятия;

использование словарей, выразительных средств русского литературного языка, текстов различных жанров в учебном процессе

З1 - особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности школьников;

использует в образовательном процессе особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности школьников

З2 - требования образовательного стандарта начального общего образования;

выполняет требования образовательного стандарта начального общего образования

З3 - воспитательные возможности урока в начальной школе;

широко использует на занятиях воспитательные возможности

З4 - методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на занятиях по всем направлениям;

использует методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на занятиях  по всем направлениям

З5 - особенности одаренных детей школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

продумывает направление работы с одаренными детьми

З6 - основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

продумывает направление работы с детьми, имеющими трудности в обучении

З7 - основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

применяет ТСО в образовательном процессе

З8 - содержание процесса обучения по всем основным направлениям учебной деятельности  и общения школьников в области:

изобразительная деятельность

построение занятия, исходя из содержания процесса обучения по всем основным направлениям  учебной деятельности:

изобразительная деятельность

З9 - педагогические и гигиенические требования к организации обучения занятия;

при проведении занятий соблюдает педагогические и гигиенические требования

З10 - логику анализа занятий;

анализ занятий, видов учебной документации

З11 - виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению

ведет учебную документацию, владеет требованиями к ее ведению и оформлению

 №   п/п

Темы, краткое

содержание

Количество      часов

 

        Виды КСР

Формы и методы       контроля КСР

1

Завершение работы:

Цветочная бумажная композиция  в технике:  «Мозаика».

3

Самостоятельная работа № 1.

Практическая работа

Проверка наглядного материала -аппликации

2

Анализ программы ПДО

3

Самостоятельная работа № 2.

Письменная работа (тетрадь)

Проверка – устный опрос

3

Завершение работы: композиции  в технике коллаж

4

Самостоятельная работа № 3.

Практическая работа.

Проверка наглядного материала

4

Завершение работы:

композиции объемной аппликации.

3

Самостоятельная работа № 4.

Практическая работа

Проверка наглядного материала

Вид КСР: Выполнение  творческих  работ  по «Изобразительному искусству», декоративные композиции, анализ программ ПДО.

Форма контроля: Представление портфолио  с пособиями по темам.

Цель работы: Формирование у студентов практических навыков самостоятельной работы обучающегося –13 часов

Тема 1. Завершение работы: Цветочная бумажная композиция  в технике:  «Мозаика».

Вид КСР: Самостоятельная работа № 1. Практическая работа.

Форма контроля: Проверка наглядного материала.

Методические рекомендации к выполнению задания:

  1. Завершение аудиторную работу «Мозаика» на формате А4 (цветная бумага).

Время на выполнение: 3  часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 2.

Подбор и изготовление наглядных пособия с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся.

У 3

Подбор и изготовление наглядных пособия с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся

З 5

Продумывает направление работы с одаренными детьми

З 6

Продумывает направление работы с детьми, имеющими трудности в обучении

З 11

Ведет учебную документацию, владеет требованиями к ее ведению и оформлению

Рекомендуемая литература для подготовки

  1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  2. Мититело К. "Чудо - Аппликация".  Эксмо:, 2008 г.
  3. Митителло К.  Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.

Тема 2. Анализ программы ПДО

Вид КСР: Самостоятельная работа № 2. Письменная работа (тетрадь).

Форма контроля: Проверка – устный опрос.

Методические рекомендации к выполнению задания:

  1. Изучить предложенные в списке литературы программу и записать:

-  названия и Ф.И.О. авторов  программ в области аппликации;

- возраст учащихся;

- срок обучения программы;

-  основную концепцию, отличительную особенность программ;

  1. Планируемые результаты (УУД) освоения программы по аппликации к концу срока обучения.

Время на выполнение: 3 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Создание информационных объектов (сообщение)

У 11.

Использование словарей, выразительных средств русского литературного языка, текстов различных жанров в учебном процессе

З 4.

Использует методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на занятиях  по всем направлениям

З 8

Построение занятия, исходя из содержания процесса обучения  

Изобразительной  деятельности.

Рекомендуемая литература для подготовки

  1. Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика" https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/01/22/obrazovatelnaya-programma-tvorcheskogo-obedineniya
  2. Образовательная программа по аппликации "Веселая мозаика".

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2011/11/01/obrazovatelnaya-programma-po-applikatsii

  1. Образовательная программа «Мозаика +» для детей 8 – 10 лет.

 https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/01/31/obrazovatelnaya-programma-mozaika-dlya-detey-8

  1. Образовательная программа "Мозаика из ткани"

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/10/07/obrazovatelnaya-programma-mozaika-iz-tkani

  1. Рабочая программа кружка "Лоскутная мозаика" https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/09/12/rabochaya-programma-kruzhka-loskutnaya-mozaika

Тема 3. Завершение работы: композиции  в технике коллаж.

Вид КСР: Самостоятельная работа № 3. Практическая работа.

Форма контроля: Проверка наглядного материала.

Методические рекомендации к выполнению задания:

1.        Завершение аудиторную работу на формате А3 (материал на выбор студента).

Время на выполнение: 4 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 2.

Подбор и изготовление наглядных пособия с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся.

У 3

Подбор и изготовление наглядных пособия с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся

З 5

Продумывает направление работы с одаренными детьми

З 6

Продумывает направление работы с детьми, имеющими трудности в обучении

З 11

Ведет учебную документацию, владеет требованиями к ее ведению и оформлению

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Бринёва Ю.В. Коллаж. – изд. «АСТ»,  2006 г.
  2. Нехорошева Г., Крысько Н. Стильный коллаж: Энциклопедия: Техника. Приёмы. Изделия. - изд. «АСТ- Пресс», 2007 г.
  3. Соколова О. «Коллаж и ассамбляж». – «Феникс», 2014 г.

Тема 4. Завершение работы: композиции объемной аппликации

Вид КСР: Самостоятельная работа № 4.  Практическая работа. 

Форма контроля: Проверка наглядного материала.

Методические рекомендации к выполнению задания:

1.        Завершение аудиторную работу на формате А3 (материал на выбор студента).

Время на выполнение: 3 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 2.

Подбор и изготовление наглядных пособия с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся.

У 3

Подбор и изготовление наглядных пособия с учетом особенностей направления, возраста и уровня подготовленности обучающихся

З 5

Продумывает направление работы с одаренными детьми

З 6

Продумывает направление работы с детьми, имеющими трудности в обучении

З 11

Ведет учебную документацию, владеет требованиями к ее ведению и оформлению

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Объёмная аппликация «Сердечки». http://www.ochagidom.com/obyomnaya-applikatsiya-serdechki-avtor-mk-irina-zavorotchenko/
  2. Объемная аппликация — поделки (картины) в технике коллаж

https://willcomfort.ru/obemnaya-applikaciya-kartiny.html

   

Рекомендуемая литература студенту для подготовки:

  1. Бринёва Ю.В. Коллаж. – изд. «АСТ»,  2006 г.
  2. Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги.Ташкент,1988
  3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  4. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  5. Лоскутное шитьё без иголки и нитки. Анна Зайцева. М. Эксмо, 2009.- 64 с.
  6. Мититело К. "Чудо - Аппликация".  Эксмо:, 2008 г.
  7. Митителло К.  Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.
  8. Менчинская Е.А. О. С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек – сувениров М.,Просвещение,1990.
  9. Нехорошева Г., Крысько Н. Стильный коллаж: Энциклопедия: Техника. Приёмы. Изделия. - изд. «АСТ- Пресс», 2007 г.
  10. Панфилова Т.В. Весёлые самоделки из разных материалов.  М.,  Грандпресс.1995.
  11. Соколова О. «Коллаж и ассамбляж». – «Феникс», 2014 г.
  12. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.
  13. Школа Изо и декоративно-прикладного искусства в 10 выпусках. – М.: ИЗО Искусство, 2003.

Интернет  – ресурсы:

  1.  Айрис фолдинг https://ru.pinterest.com/pin/429530883195356010/
  2.  Группа Педагог СПб. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club113095418
  3.  Мастер-классы по теме Аппликация и коллаж.

    https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/applikatsiya-i-kollazh

  1.  Мастер – класс по объёмной аппликации в технике «Бумагапластика».

    http://doshkolnik.ru/podelki-iz-bumagi/18307.html

  1. Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса (материалы для самостоятельной работы). Материалы преподавателя Шериной Н.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://college4.ru/students/metodmat/634-materialy-prepodavatelya-sherinoj-natali-valerevny
  2. Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика" https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/01/22/obrazovatelnaya-programma-tvorcheskogo-obedineniya
  3. Образовательная программа по аппликации "Веселая мозаика".

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2011/11/01/obrazovatelnaya-programma-po-applikatsii

  1. Образовательная программа «Мозаика +» для детей 8 – 10 лет.

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/01/31/obrazovatelnaya-programma-mozaika-dlya-detey-8

  1. Образовательная программа "Мозаика из ткани"

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/10/07/obrazovatelnaya-programma-mozaika-iz-tkani

  1. Объёмная аппликация «Сердечки». http://www.ochagidom.com/obyomnaya-applikatsiya-serdechki-avtor-mk-irina-zavorotchenko/
  2. Объемная аппликация — поделки (картины) в технике коллаж

https://willcomfort.ru/obemnaya-applikaciya-kartiny.html

  1. Программы и аннотации http://college4.ru/about/obrazovanie/861-programmy
  2. Рабочая программа кружка "Лоскутная мозаика" https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/09/12/rabochaya-programma-kruzhka-loskutnaya-mozaika
  3. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Социальная сеть работников образования. Сайт педагога изобразительного искусства Шериной Н.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/sherina-natalya
  5. Хандигырим и Чигири-е. Бумажная живопись. https://www.liveinternet.ru/users/5153342/post329947545


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина ОП. 05 Материаловедение ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина  ОП. 05 Материаловедение  ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ...

Образец самоанализа о внеклассном мероприятии

Самоанализ о внеклассном мероприятии Игра "Что? Где? Когда?"...

Образец характеристики на студента

Материал может использоваться кл.руководителями...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (Образец)

Рекомендации по выполнению ВКР студента....

Образец презентации на тему: "Технология выполнения мужской стрижки "Каре" и окрашивание волос"

Технология выполнения мужской стрижки "Каре" и окрашивание волос....

Образец КСР Внеурочная деятельность: ИЗО и ДПИ по специальности 44.02.02 ПНК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВМДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы....

Образец календарно - тематического плана по курсу МДК 01.02 раздел 11, специальности 44.02.03 ПДО

Календарно-тематический план По курсу МДК 01.02. "Подготовка педагога дополнительного образования  в области ИЗО деятельности». Раздел 11. «Аппликация и коллаж с ...