«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
учебно-методический материал
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов дошкольного образования.
Мы, как специалисты стремимся создать максимально благоприятные условия, для развития речевых способностей ребенка, используя всевозможные педагогические практики: традиционные методы и приемы, а также современные инновационные технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс учителя-логопеда Шишкиной С.В.
по обобщению опыта
Тема: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
Цель: Познакомить участников мастер-класса с опытом работы логопеда по использованию STEM - Набора «Робомышь» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть с участниками мастер-класса возможности применения на практике основ алгоритмики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста;
- развивать у педагогов навыки и умения работы с интерактивным оборудованием;
-формировать у участников мастер-класса мотивацию для использования образовательной робототехники на примере «Робомышь» в своей работе.
Форма проведения мастер - класса: Теоретическое сообщение по заявленной теме. Практические игры и задания с педагогами и с детьми.
Структура мастер - класса:
- Вступительная часть:
- Сообщение темы мастер-класса, ее актуальности;
- Знакомство с цель и задачами мастер-класса.
- Теоретически-демонстрационная часть:
- Основы STEM образования;
- Представление STEM-набор «Робомышь»;
- Представление Тематических полей для Робомыши и Картотеки игр;
- Этапы работы с Робомышью ( видео материал и практическая игра с детьми).
- Практическая часть:
- Игра с участниками мастер-класса: «Составь слово»;
- Творческое задание «Презентация идей».
- Рефлексия участников мастер-класса: «Рефлексивный экран».
Ход мастер-класса.
Вступительная часть:
Добрый день уважаемые коллеги! На сегодняшней встрече я хочу поделиться с вами опытом своей работы в направлении Речевая коррекция и робототехника.
Тема моего мастер класса: STEM - Набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда.
Актуальность данной темы состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Появление новых информационных технологий в нашей жизни - это неизбежность, с которой сталкиваются современные дети. И чем раньше они будут с техникой на «ты», тем проще и легче им освоиться в сложном, современном мире техники и электроники.
- Цель данного мероприятия: Познакомить участников мастер-класса с опытом работы логопеда по использованию STEM - Набора «Робомышь» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
- Задачи, которые я запланировала на сегодняшнюю встречу таковы:
- Рассмотреть с участниками мастер-класса возможности применения на практике основ алгоритмики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста;
- Развивать у педагогов навыки и умения работы с интерактивным оборудованием;
- Формировать у участников мастер-класса мотивацию для использования образовательной робототехники на примере «Робомышь» в своей работе.
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов дошкольного образования.
Мы, как специалисты стремимся создать максимально благоприятные условия, для развития речевых способностей ребенка, используя всевозможные педагогические практики: традиционные методы и приемы, а также современные инновационные технологии.
Теоретически-демонстрационная часть:
Сегодня я хочу представить вашему вниманию «STEM-набор «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность. Данная аббревиатура STEM расшифровывается так:
S— science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.
«STEM - Набор «Робомышь» обеспечивает комплексное инновационное обучение для детей дошкольного возраста и позволяет решать следующие задачи: (я выделяю только те задачи, которые непосредственно могут решаться на логопедических занятиях)
- Формировать пространственное мышление: закрепление направлений направо, налево, вперед, назад;
- Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Развивать психические и познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительное восприятие, воображение;
- Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
-Развивать и корригировать речь.
Данный «STEM-Набор «Робомышь» — служит основой образовательной робототехнике, так как с помощью игрушек роботов формируется основа программирования - алгоритмика .
Алгоритмика - это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм - это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата.
Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, со средней группы детского сада. Он был специально разработан для дошкольного образования.
Актуальность данных игрушек – роботов, в свете ФГОС, очень значима. Во-первых, они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие); во-вторых, позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); в-третьих, формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотрудничества; в-четвертых, объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляя ребенку возможность создавать свой собственный мир.
Робот «Робомышь» прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, деятельности. «Робомышь» размером 10 см, на корпусе 7 кнопок для программирования:
голубая стрелка - шаг вперед,
желтая стрелка - шаг назад,
оранжевая стрелка - поворот влево,
фиолетовая стрелка – поворот вправо,
зеленая круглая кнопка – начало программы,
желтая кнопка стирает ранее набранную программу,
красная круглая кнопка – спец. движения.
С помощью этих кнопок задается алгоритм движения мыши.
Набор также включает в себя:
- 16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля площадью 50 кв.см.,
- 3 арки-туннеля,
- 1 кусочек сыра,
- 22 перегородки для формирования лабиринта (они могут быть как фиолетового цвета, так и синего),
- 10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов,
- 30 карточек с направлениями движения для создания последовательности пути мыши.
Красочные карты кодирования помогают отслеживать каждый шаг в последовательности. На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота. Карты согласованы по цвету, чтобы соответствовать кнопкам мыши.
Цель каждой игры - нажатием кнопок управления на корпусе, составить алгоритм движения для мышонка, позволяющий ему, выполнить определенное задание, например, найти заветный сыр.
Алгоритм движения мышки выкладывается внизу под полем слева направо. Следует добавить, что для работы с роботом-мышью нам необходимо тематическое поле, по которому мышка должна двигаться и выполнять определенные действия. Тематические поля для Робомыши есть в продаже, но они очень дорогие.
Исходя из того, что Робомышь может совершать маневры на любой поверхности (бумага, стол, пол)… я стала делать поля самостоятельно, вначале брала подходящие картинки, ламинировала склеивал их, но это очень трудоемкое занятие и я решила сделать игровое поле для своих занятий многофункциональным. Для его создания я использовала гибкое стекло (силиконовая скатерть) прозрачного цвета. Подготовила полотно размером 62,5см. на 62,5 см., поделила его на 25 квадратов, с обратной стороны поля наклеила прозрачные карманы, в которые помещаются карточки с заданиями. Расстояние между клетками соответствует шагу робота. Один шаг робо-мыши равен 12,5 см. Клетка игрового поля рассчитана таким образом, что она позволяет использовать карточки не только из картотек, но любые карточки из готовых дидактических пособий. Карточки кладутся в карманы игрового поля и перед играющими, ставится задача: используя робо-мышь , запланировать этапы своей деятельности.
Так же дети с удовольствием играют на платформе, которая составляется из плиток, здесь больше вариантов построения лабиринтов и маршрутов, больше возможности проявить творческие способности.
С помощью данных игровых полей и Набора «Робомышь» , я успешно решаю задачи по всем коррекционным направлениям:
- развитие артикуляционной моторики;
- автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие звукового анализа;
-развитие фонематического восприятия;
- развитие связной речи;
-развитие словаря по лексическим темам;
- развитие грамматического строя речи;
А сейчас остановлюсь на том, как строится работа с использованием игрушки робота. Работа ведется поэтапно:
- На первом этапе, при знакомстве с мышонком я самостоятельно выкладывала алгоритм движения , предлагая детям перенести схему маршрута на игрушку.
- На втором этапе — алгоритм просчитывался и выкладывался совместно с ребенком. Вначале учились ориентироваться на тематическом поле, пошагово выкладывали маршрут движения робо-мыши к цели, проговаривая каждое действие, затем переносили схему маршрута на мышку. Дети быстро осваивают принцип работы.
- И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают алгоритм движения мыши и отправляют ее к цели. По работе на третьем этапе мы предлагаем вам просмотр открытого занятия
Тема занятия: «Экскурсия в музей Военных Профессий»
Хочу обратить ваше внимание, что на занятии, помимо образовательной робототехники, будут использоваться и другие современные технологии
Пескотерапия - «сэндплэй» Доры Калфф;
Игровые технологии В. В. Воскобовича: «Кораблик Плюх-плюх», «Игровизоры»;
Нейроразвитие : нейротренажеры: сибирские борды, кинезиологические мешочки и мячи, напольная мишень. (показ открытого занятия)
Еще добавлю, что данное пособие Робо-мышь можно применять на логопедических занятиях как индивидуальной, так и подгрупповой формы. Робот ШУРШИК помогает сохранять благоприятный эмоциональный фон и заинтересованность детей на протяжении всей игры.
Попробовав на своих коррекционных занятиях «Робо-мышь», я поняла, насколько современные дети легко и быстро усваивают правила нового задания, связанного с интерактивной игрушкой. Такой вид деятельности незаметно привлекает внимание ребенка к выполнению любых речевых заданий и помогает доводить их до конца.
Практическая часть: СМАРТ - ТРЕНИНГ
А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в практической части моего мастер-класса. Прошу подойти ко мне обладателей буклетов, с мышонком. Занимайте места за столами, где вас поджидает мышонок-робот. Остальные участники будут вам помогать и поддерживать вас. Посмотрите, пожалуйста, на ваших столах вас ждут наши мышата, рассмотрите игрушку, вспомните, какие действия она умеет выполнять, как ее управлять. ( если нужно, можно еще раз повторить принцип управления мышонком) Так же на каждом столе находится игровое поле с цветными квадратами. Игра называется «СОБЕРИ СЛОВО». Для составления алгоритма движения мышонка, команды могут пользоваться карточками, указывающими направления движения. А так же могут зарисовывать схемы своих маршрутов на бумаге. Составлять маршрут и задавать алгоритм мышки предлагаю участникам в командах по очереди, что бы каждый смог овладеть навыками работы с интерактивной игрушкой. ЗАДАНИЕ: Ваша мышка должна двигаться только к карточкам вашего цвета. Команда должна с помощью мышки собрать все буквы на соответствующих карточках и из этих букв составить слово. Объявляю начало игры! Обратите внимание на экране представлены задачи, которые решаются в ходе этой игры. (команды выполняют задание, по необходимости оказываю помощь.)
Все собрали карточки с буквами, составили слова: ( РОДИНА, СОЛДАТ, СЛУЖБА.) Данные слова выбраны не случайно, в преддверии нашего государственного праздника День Защитника Отечества, предлагаю вам вспомнить пословицы с заданными словами или производными от этих слов. Группы поддержки помогают участникам, и тоже предлагают свои варианты. Очень много замечательных пословиц существует о наших доблестных солдатах, героях, защитниках и вот та самая ключевая пословица, внимание на экран * *
Я считаю, команды замечательно справились с заданием, хорошо освоили управление мышками и следующее задание будет на проявление командами творческих способностей. У нас есть три готовых поля, командам нужно придумать игру в соответствии с тематикой поля, сформулировать задачи, которые будут решаться в этой игре. (команды выполняют задание)
Вот уже, готовы новые пособия по игре с роботом-мышью, предлагаю командам представить нам, свои идеи……(команды представляют продукт своей деятельности). Какие интересные идеи приходят в процессе коллективного творчества. Спасибо вам большое за участие в практической работе, благодарю вас за вашу отзывчивость и активность , за желание овладеть новыми умениями и навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
Су-Джок терапия как средство речевого развития детей
Все мы знаем, что хорошо развитая речь – важна для всестороннего полноценного развития детей. Еще В.А Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В...
«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...
Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость ...
Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...
«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...
Методическая разработка из опыта работы на тему: «Робототехника как средство технического развития детей в конструктивно-модельной деятельности»
Трансляция педагогического опыта работы по использованию робототехники в образовательной деятельности ДОУ....