Статья "Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"
статья
Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно-познавательной деятельности. В рамках системно - деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
В новых стандартах обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, причем к предметным результатам добавились и «метапредметные».
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание учебного материала, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования.
· Метод смыслового видения;
· Метод вживания;
· Метод образного видения;
· Метод графических ассоциаций;
· Метод фонетических, художественных ассоциаций, комбинированный;
· Метод символического видения;
· Метод гипотез (рабочих, реальных);
· Метод наблюдений;
· Метод сравнений;
· Метод эвристических бесед;
· Метод ошибок;
· Метод регрессии.
Метапредметное обучение предполагает следующие формы работы с детьми:
Экспериментальная деятельность;
Исследовательская работа,
Организационно – познавательные игры,
Проект.
Основным принципом в метапредметном обучении является движение от простого к сложному:
первый этап – мотивация;
второй этап-достоверность, научность знаний;
третий этап – творчество.
Для развития мотивации способствуют решения задач, направленные на заинтересованность изучения предмета.
Переход к «научности» осуществляется путем усложнения заданий к эксперименту, помимо наблюдения появляется возможность определения объективности выводимых положений, а также обратный процесс: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов и их экспериментальная проверка.
Третий этап является следствием предыдущих двух, так как творчество без мотивации и научности невозможно. Здесь можно использовать как творческие задания, так и экспериментальные задачи.
Если посмотреть цель и задачи каждого вида метапредметного обучения, то можно убедиться , что они полностью совпадают с требованиями новых стандартов, т.к . в их основе изначально заложен системно- деятельностный подход.
При изучении школьного предмета перед учеником можно выделить три основные задачи:
освоить предметные понятия и термины,
научиться работать с применением универсальных учебных действий;
уметь прогнозировать, какой будет результат в определенных условиях.
Таким образом, при комплексном решении данных задач, ученик осваивает метапредметную технологию, которую можно применять не только при освоении предметов, но и в других областях. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.
В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Методы, направленные на развитие метапредметных результатов, способствуют развитию в школьниках интереса к предмету, самостоятельности, свободному общению, умению высказывать свою точку зрения, осознано воспринимать информацию. Только в процессе их собственной мыслительной деятельности и происходит максимальное усвоение знаний.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, , что реализация метапредметного подхода в обучении способствует не только созданию собственного мировоззрения и развитию творческого мышления обучающихся в области школьных предметов, но и приближают его к реальной жизни и повседневной практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые ...
Дипломная работа на тему "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломная работ, доклад на защиту, презентация и титульный лист....
Образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов при изучении предметов химии и биологии
Проектное обучение и метод моделирования...
Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"
Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...
Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания
Выступление по теме: "Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания"...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Данная методическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению обучающихся на занятиях. Методические материалы семинара нацелены на повышение пс...