Статья "Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"
статья

Корчинская Оксана Александровна

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно-познавательной деятельности. В рамках системно - деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

В новых стандартах обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, причем к предметным результатам добавились и «метапредметные».

Метапредметными результатами обучения  в начальной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание учебного материала, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

  Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования.

·      Метод смыслового видения;

·      Метод вживания;

·      Метод образного видения;

·      Метод графических ассоциаций;

·      Метод фонетических, художественных ассоциаций, комбинированный;

·      Метод символического видения;

·      Метод гипотез (рабочих, реальных);

·      Метод наблюдений;

·      Метод сравнений;

·      Метод эвристических бесед;

·      Метод ошибок;

·      Метод регрессии.

  Метапредметное обучение предполагает следующие формы работы с детьми:

Экспериментальная деятельность;

Исследовательская работа,

Организационно – познавательные игры,

Проект.

Основным принципом в метапредметном обучении является движение от простого к сложному:

первый этап – мотивация;

второй этап-достоверность, научность знаний;

третий этап – творчество.

Для развития мотивации способствуют решения задач, направленные на заинтересованность изучения предмета.

Переход к «научности» осуществляется путем усложнения заданий к эксперименту, помимо наблюдения появляется возможность определения объективности выводимых положений, а также обратный процесс: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов и их экспериментальная проверка.

Третий этап является следствием предыдущих двух, так как творчество без мотивации и научности невозможно. Здесь можно использовать как творческие задания, так и экспериментальные задачи.

Если посмотреть цель и задачи каждого вида метапредметного обучения, то можно убедиться , что они полностью совпадают с требованиями новых стандартов, т.к . в их основе изначально заложен системно- деятельностный подход.

При изучении школьного предмета перед учеником можно выделить три основные задачи:

освоить предметные понятия и термины,

научиться работать с применением универсальных учебных действий;

уметь прогнозировать, какой будет результат  в определенных условиях.

 Таким образом, при комплексном решении данных задач, ученик осваивает  метапредметную технологию, которую можно применять не только при освоении предметов, но и в других областях. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.    

В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Методы, направленные на развитие метапредметных результатов, способствуют развитию в школьниках интереса к предмету, самостоятельности, свободному общению, умению высказывать свою точку зрения, осознано воспринимать информацию. Только в процессе их собственной мыслительной деятельности и происходит максимальное усвоение знаний.

Исходя из выше сказанного, можно сделать  вывод, , что реализация метапредметного подхода в обучении способствует не только  созданию собственного  мировоззрения и развитию творческого мышления обучающихся в области школьных предметов,  но и приближают его   к реальной жизни и повседневной практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  ...

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...

Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Выступление по теме: "Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания"...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Данная методическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению обучающихся на занятиях. Методические материалы семинара нацелены на повышение пс...