Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою»
материал
Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою»
Цель: 1.вовлечь воспитанников в поисковую работу, связанную с жизнью и творчеством ненецкого поэта Леонида Лапцуя;
Задачи: 1.Обобщить знания о творчестве и биографии,
популяризация литературы северных писателей;
2.Формировать умения работать в группах;
3.Развивать речь, память, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelskiy_chas_lv_laptsuy.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою»
Цель: 1.вовлечь воспитанников в поисковую работу, связанную с жизнью и творчеством ненецкого поэта Леонида Лапцуя;
Задачи: 1.Обобщить знания о творчестве и биографии,
популяризация литературы северных писателей;
2.Формировать умения работать в группах;
3.Развивать речь, память, внимание.
Оборудование: доска, листы с заданиями
портрет Л. Лапцуя; книги писателя;
презентация по творчеству Л.В.Лапцуя.
1К ВАШ ПУТЬ:
1-2-3
2К ВАШ ПУТЬ:
2-3-1
3К ВАШ ПУТЬ:
3-1-2
ИГРОВАЯ: станция Едейко
КУХНЯ: музей-квартира
КЛАССНАЯ КОМНАТА: Биография поэта
Орг. момент: воспитанники садятся на свои места в классной комнате.
Ход воспитательского часа:
Воспитатель: Здравствуйте, гости и участники нашей встречи. Сегодня мы с вами будем говорить о писателе ЛВ Лапцуе, ненецком писателе и поэте. О нем часто говорят, упоминают в литературе, в средствах массовой литературы в связи с праздниками, датами, и какими-то важными событиями в регионе, на Ямале. Сегодня необычность воспитательского часа заключается в том, что мы все станем исследователями, вместе будем искать материал по творчеству поэта ЛВ Лапцуй. И давайте приступим к этому. Проведем наше мероприятие в форме квеста, т.е.
«Quest» по-английски означает «поиск», «искомый предмет». Созвучный глагол «to quest» переводится как «искать», «разыскивать».
Выражаясь простыми словами, квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.
Наш поиск заключается в поиске материала по поэту. Сегодня мы попробуем коллективно создать образ простого человека, который так любил свою землю и всеми силами своей души воспевал её.
2 часть.
Нам надо разделиться на три группы:
1 комната: Классная комната – Биография Л.В Лапцуя,
1. Где родился, даты жизни и смерти, интересные факты из жизни, родители поэта, кем работал, принадлежность к партийной работе.
2. Произведения, названия
2 комната: Кухня – Музей – квартира
Задания: 1. В каком году был открыт музей-квартира, где находится музей –квартира. Кем был открыт.
2. Основное направление в работе музея-квартиры и цель создания музей.
3. Из чего состоит экспозиции музея, сколько разделов. Какие мероприятия происходят в музее?
3 комната: Игровая – Едейко
- Найти моменты в поэме, касающиеся интернатской жизни в интернате Едейко. Что общего в вашей жизни и Едейко.
( прочитать по книге)
- Найти стихи о природе. (прочитать)
- Найти стихи о войне.(прочитать)
4.Его отношение к песенному творчеству.
Пройти всем группам по станциям, или комнатам для исследовательской работы, используя телефоны и интернет, книги, которые вы найдете в игровой.
Затем собираемся в классной комнате для обсуждения собранного материала.
3 часть
,Вопросы:
По биографии:
1.Сколько лет исполнилось бы Л.В Лапцуй?
2.Расскажите про семью.
3.Какие учебные заведения окончил поэт?
4. Его первые произведения.
5.Кем работал ЛВ Лапцуй?
По музей квартире:
1. В каком году был открыт музей-квартира, где находится музей –квартира. Кем был открыт.
2. Основное направление в работе музея-квартиры и цель создания музей.
3. Из чего состоит экспозиции музея, сколько разделов. Какие мероприятия происходят в музее?
4. Что такое «лапцуевские чтения» ?
У нас в школе проходят или нет?
Вопросы по станции Едейко:
часть1.Какие произведения написал поэт?
(Названия произведений)
2. О ком он писал в поэме Едейко?
1 комната: Классная комната – Биография Л.В Лапцуя,
1. Где родился, даты жизни и смерти, интересные факты из жизни, родители поэта, кем работал, принадлежность к партийной работе.
2. Произведения, названия
2 комната: Кухня – Музей – квартира
Задания: 1. В каком году был открыт музей-квартира, где находится музей –квартира. Кем был открыт.
2. Основное направление в работе музея-квартиры и цель создания музей.
3. Из чего состоит экспозиции музея, сколько разделов. Какие мероприятия происходят в музее?
3 комната: Игровая – Едейко
- Найти моменты в поэме, касающиеся интернатской жизни в интернате Едейко. Что общего в вашей жизни и Едейко.
( прочитать по книге)
- Различия ваших жизней. (сравнить)
- Его отношение к песенному творчеству.
Выразительно прочитать стихи из книг.
- Строка моя –
Счастливая зарница,
Я от тебя хочу лишь одного:
Чтоб ты могла
В сердцах людей светиться
Волнениями сердца моего.
Строка моя –
Счастливая зарница,
Я от тебя хочу лишь одного:
Чтоб ты могла
В сердцах людей светиться
Волнениями сердца моего.
После прохождения квеста собираемся в классной комнате.
Зачитать:
1 воспитанник:Портрет Леонида Лапцуя и краткая биографическая справка поэта (сообщение ученика)
Леонид Васильевич пишет: «Своим днем рождения я выбрал 28 февраля 1932 года - в этот день, но только в 1946 году, в марте, всех ребят 14-летнего возраста принимали в комсомол. Тот период был временем установления Советской власти на Севере. Жизнь наша была тяжелой. Родители кочевали по Ямальской тундре. Поэт вспоминал: «Меня рано разбудили – оттого, что хочу еще поспать немного, сижу в чуме на постели и плачу. Через входное отверстие вижу: природа только что проснулась. Птицы поют. Маленькие оленята поднимаются на свои неустойчивые ножки. Увидев все это, я улыбнулся сквозь слезы. А отец сказал: «Умойся. Как ты «вчерашними» глазами будешь смотреть на своих друзей? Даже самая маленькая птица проснулась раньше тебя, смеется, что тебя опередила». С этого дня, считает поэт, в нем родился новый человек. Он понял тогда: если человек с детства впитал в себя запахи тундры, то его возвращение в родные края, даже через многие годы, придает ему силу. Семья Лапцуя все время кочевала по тундре. Мальчик познал тяжелый труд рыбака, пастуха в оленеводческой бригаде, рабочего в сейсмической партии, вдоль и поперек исходил всю Новопортовскую тундру вплоть до Мыса Каменного.
2-й ученик. Варлам Шаламов сказал: «Поэт – инструмент, с помощью которого высказывается природа, переводчик с языка природы на человеческий язык». Таким поэтом был и Леонид Лапцуй.
Писать он начал с 1951 года. В 1952 году он принес поэту И.Истомину свой первый рассказ на ненецком языке «В снегах песцовых». Истомин сразу увидел в нем самобытного художника. Один за другим в окружных и областных газетах, журнале «Литературная жизнь» печатаются на русском языке рассказы «Чайки над Обью», «Дедушка Аби», «Северное сияние» и др., повествующие о суровом северном крае, о трудовых буднях рыбаков, оленеводов, охотников.
А еще он писал стихи и замечательно пел…Кому же он посвящает свои стихи? Ямальским геологам – поэма «Победившие смерть», поэма «Сполохи Севера» посвящена главному геологу Ямала В.Т. Подшибякину, комсомольцам-строителям – поэма «Надымский меридиан», знатному оленеводу нашего края, Татьяне Салиндер, - поэму «Олени бегут на восход». Среди героев поэта и Валентин Иванович Костецкий – учитель всех учителей на Ямале, который ввел в школах обучение на родном языке. Ему посвящена поэма «Тундра шепчет».
Я писал эти строки от имени всех,
Кому помнится добрый большой человек.
Валентину Костецкому их посвятив,
Эти строки на ненецкий пел я мотив.
Пусть безногие ветры трубят на весь свет,
Что теперь между нами Костецкого нет.
Я не верю холодной большой темноте.
В тундре нет и не будет конца доброте.
Это просто пустой и беспамятный слух,
Что костер этой жизни внезапно потух.
Воспитатель: Интересные факты биографии.
Роза Ивановна Канюкова из Г. Нарьян-Мара вспоминает: «В начале 60-х годов многих студентов пригласила к себе в гости аспирантка Института языкознания Академии наук Елена Сусой. Приехал с Ямала ее муж – Леонид Лапцуй. Все собравшиеся наперебой читали стихи ненецких поэтов: В.Ледкова, Г. Пуйко, И. Истомина, И. Юганпелика. Лапцуй сам читал свои стихи на ненецком языке и пел народные песни. Все, как завороженные, долго слушали его. Запомнился он всем веселым, общительным, улыбающимся». Елена Сусой рассказывала о том, что в детстве Леонид Лапцуй учил уроки вслух. Все сначала думали, что он в комнате с кем-то разговаривает. Он пересказывал вслух все, что прочитал в учебниках, добавлял то, что слышал от учителей и то, что сам успел испытать и увидеть в жизни. Взрослым он любил всем домашним читать вслух газеты, чтобы все были в курсе событий в округе и стране.
Сам же поэт вспоминал: «Во время войны мне пришлось рыбачить. В ледяной воде бывало теплее, когда на суше ветер тебя пронизывал со всех сторон. В такую погоду ты сам бросаешься в ледяную воду. Тот, кто сильнее и здоровее – выживал, а слабые погибали в пути, особенно в 1943 году».
Воспитатель: 28 февраля 2020 года Леониду Лапцую исполнилось бы 98 лет. Поэт ушел из жизни 14 февраля 1982 года, не дожив 2-х недель до своего 50-летия.Я думаю, что мы все с вами будем читать произведения нашего талантливого поэта и восхищаться его творчеством.
Ямальская поэтесса Наталья Иосифовна Грудинина написала:
Мой заботливый тундровый лебедь!
В лютый холод весну предрекая,
Свой языческий странный молебен
Отслужил ты, меня опекая.
Упрежденьем своим горделивым
Не давал оплошать, оступиться,
Угадав, что давно над обрывом
Проторенная тропка крошится.
И пока ты кружил надо мною,
Я не верила в ложь и измену.
Так останься же песней земною
И надеждой моей сокровенной.
И когда мне скомандуют выйти
В бой неравный на стыке столетий,
Распластай надо мною, хранитель,
Шумных крыльев серебряный ветер.
Подари доброту и усталость,
Упаси от предсмертного страха
И умчи, чтоб врагам не досталось
Моего беззащитного праха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте
Данный проект разработан для учащихся системы НПО, изучающих немецкий язык. Проект может быть использован при изучении темы «Литература» в разделе «Творчески познаём искусство»....
Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".
Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....
методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»
цель данного урока активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Литературная гостиная "Жизнь и творчество Л.Лапцуя"
Час семьи,посвященный творчеству ямальского писателя Л.В.Лапцуя...
Литературное краеведение. Творчество А. В. Перегудова. «СЕРДЦЕ, ЛЮБЯЩЕЕ ЗЕМЛЮ…»
произведения талантливого Художника живут независимо от идеологических оценок, поскольку есть вечное и преходящее. Вечное – это природа, родная земля, человек, живущий в ладу с природой и любящи...