Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою»
материал

Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою»

 

Цель: 1.вовлечь воспитанников в поисковую работу, связанную  с жизнью и творчеством ненецкого поэта Леонида Лапцуя;
 

Задачи: 1.Обобщить знания о творчестве  и биографии,

  популяризация литературы северных писателей;

2.Формировать умения работать в группах;

3.Развивать речь, память, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskiy_chas_lv_laptsuy.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою»

Цель: 1.вовлечь воспитанников в поисковую работу, связанную  с жизнью и творчеством ненецкого поэта Леонида Лапцуя;

Задачи: 1.Обобщить знания о творчестве  и биографии,

  популяризация литературы северных писателей;

2.Формировать умения работать в группах;

3.Развивать речь, память, внимание.

Оборудование: доска, листы с заданиями

 портрет Л. Лапцуя; книги писателя;

презентация по творчеству Л.В.Лапцуя. 

       1К ВАШ ПУТЬ:

1-2-3    

2К ВАШ ПУТЬ:

2-3-1

          3К ВАШ ПУТЬ:

3-1-2

ИГРОВАЯ: станция Едейко

КУХНЯ: музей-квартира

КЛАССНАЯ КОМНАТА: Биография поэта

Орг. момент: воспитанники садятся на свои места в классной комнате.

Ход воспитательского часа:

Воспитатель: Здравствуйте, гости и участники нашей встречи. Сегодня мы с вами будем говорить о писателе ЛВ Лапцуе, ненецком писателе и поэте. О нем часто говорят, упоминают в литературе, в средствах массовой литературы в связи с праздниками, датами, и какими-то важными событиями в регионе, на Ямале. Сегодня необычность воспитательского часа заключается в том, что мы все станем исследователями, вместе будем искать материал по творчеству поэта ЛВ Лапцуй. И давайте приступим к этому. Проведем наше мероприятие в форме квеста, т.е.

«Quest» по-английски означает «поиск», «искомый предмет». Созвучный глагол «to quest» переводится как «искать», «разыскивать».

Выражаясь простыми словами, квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.

Наш поиск заключается в поиске материала по поэту. Сегодня мы попробуем коллективно создать образ простого человека, который так любил свою землю и всеми силами своей души воспевал её.

2 часть.

Нам надо разделиться на три группы:

1 комната: Классная комната – Биография Л.В Лапцуя,

1. Где родился, даты жизни и смерти,  интересные факты из жизни, родители поэта, кем работал, принадлежность к партийной работе.

2. Произведения, названия

2 комната:  Кухня – Музей – квартира

Задания: 1. В каком году был открыт музей-квартира, где находится музей –квартира. Кем был открыт.

2. Основное направление в работе музея-квартиры и цель создания музей.

3. Из чего состоит экспозиции музея, сколько разделов. Какие мероприятия происходят в музее?

3 комната: Игровая – Едейко

  1. Найти моменты в поэме,  касающиеся интернатской жизни в интернате Едейко. Что общего в вашей жизни и Едейко.

( прочитать по книге)

  1. Найти стихи о природе. (прочитать)
  2. Найти стихи о войне.(прочитать)

4.Его отношение к песенному творчеству.

Пройти всем группам по станциям, или комнатам для исследовательской работы, используя телефоны и интернет, книги, которые вы найдете в игровой.

Затем собираемся в классной комнате для обсуждения собранного материала.

3 часть

,Вопросы:

По биографии:

1.Сколько лет исполнилось бы  Л.В Лапцуй?

2.Расскажите про семью.

3.Какие учебные заведения окончил поэт?

4. Его первые произведения.

5.Кем работал ЛВ Лапцуй?

По музей квартире:

1. В каком году был открыт музей-квартира, где находится музей –квартира. Кем был открыт.

2. Основное направление в работе музея-квартиры и цель создания музей.

3. Из чего состоит экспозиции музея, сколько разделов. Какие мероприятия происходят в музее?

4. Что такое «лапцуевские чтения» ?

У нас в школе проходят или нет?

Вопросы по станции Едейко:

 часть1.Какие произведения написал поэт?

(Названия произведений)

2. О ком он писал в поэме Едейко?

1 комната: Классная комната – Биография Л.В Лапцуя,

1. Где родился, даты жизни и смерти,  интересные факты из жизни, родители поэта, кем работал, принадлежность к партийной работе.

2. Произведения, названия

2 комната:  Кухня – Музей – квартира

Задания: 1. В каком году был открыт музей-квартира, где находится музей –квартира. Кем был открыт.

2. Основное направление в работе музея-квартиры и цель создания музей.

3. Из чего состоит экспозиции музея, сколько разделов. Какие мероприятия происходят в музее?

3 комната: Игровая – Едейко

  1. Найти моменты в поэме,  касающиеся интернатской жизни в интернате Едейко. Что общего в вашей жизни и Едейко.

( прочитать по книге)

  1. Различия ваших жизней. (сравнить)
  2. Его отношение к песенному творчеству.

Выразительно прочитать стихи из книг. 

  1. Строка моя – 

    Счастливая зарница,

    Я от тебя хочу лишь одного:

    Чтоб ты могла 

    В сердцах людей светиться

    Волнениями сердца моего.

Строка моя – 

Счастливая зарница,

Я от тебя хочу лишь одного:

Чтоб ты могла 

В сердцах людей светиться

Волнениями сердца моего.


После прохождения квеста собираемся в классной комнате.

Зачитать:

1 воспитанник:Портрет Леонида Лапцуя и краткая биографическая справка поэта (сообщение ученика)

Леонид Васильевич пишет: «Своим днем рождения я выбрал 28 февраля 1932 года - в этот день, но только в 1946 году, в марте, всех ребят 14-летнего возраста принимали в комсомол. Тот период был временем установления Советской власти на Севере. Жизнь наша была тяжелой. Родители кочевали по Ямальской тундре. Поэт вспоминал: «Меня рано разбудили – оттого, 
что хочу еще поспать немного, сижу в чуме на постели и плачу. Через входное отверстие вижу: природа только что проснулась. Птицы поют. Маленькие оленята поднимаются на свои неустойчивые ножки. Увидев все это, я улыбнулся сквозь слезы. А отец сказал: «Умойся. Как ты «вчерашними» глазами будешь смотреть на своих друзей? Даже самая маленькая птица проснулась раньше тебя, смеется, что тебя опередила». С этого дня, считает поэт, в нем родился новый человек. Он понял тогда: если человек с детства впитал в себя запахи тундры, то его возвращение в родные края, даже через многие годы, придает ему силу. Семья Лапцуя все время кочевала по тундре. Мальчик познал тяжелый труд рыбака, пастуха в оленеводческой бригаде, рабочего в сейсмической партии, вдоль и поперек исходил всю Новопортовскую тундру вплоть до Мыса Каменного.



2-й ученик. Варлам Шаламов сказал: «Поэт – инструмент, с помощью которого высказывается природа, переводчик с языка природы на человеческий язык». Таким поэтом был и Леонид Лапцуй.

Писать он начал с 1951 года. В 1952 году он принес поэту И.Истомину свой первый рассказ на ненецком языке «В снегах песцовых». Истомин сразу увидел в нем самобытного художника. Один за другим в окружных и областных газетах, журнале «Литературная жизнь» печатаются на русском языке рассказы «Чайки над Обью», «Дедушка Аби», «Северное сияние» и др., повествующие о суровом северном крае, о трудовых буднях рыбаков, оленеводов, охотников.

А еще он писал стихи и замечательно пел…Кому же он посвящает свои стихи? Ямальским геологам – поэма «Победившие смерть», поэма «Сполохи Севера» посвящена главному геологу Ямала В.Т. Подшибякину, комсомольцам-строителям – поэма «Надымский меридиан», знатному оленеводу нашего края, Татьяне Салиндер, - поэму «Олени бегут на восход». Среди героев поэта и Валентин Иванович Костецкий – учитель всех учителей на Ямале, который ввел в школах обучение на родном языке. Ему посвящена поэма «Тундра шепчет».


Я писал эти строки от имени всех,

Кому помнится добрый большой человек.

Валентину Костецкому их посвятив,

Эти строки на ненецкий пел я мотив.

Пусть безногие ветры трубят на весь свет,

Что теперь между нами Костецкого нет.

Я не верю холодной большой темноте.

В тундре нет и не будет конца доброте.

Это просто 
пустой и беспамятный слух,

Что костер этой жизни внезапно потух.



Воспитатель: Интересные факты биографии.

Роза Ивановна Канюкова из Г. Нарьян-Мара вспоминает: «В начале 60-х годов многих студентов пригласила к себе в гости аспирантка Института языкознания Академии наук Елена Сусой. Приехал с Ямала ее муж – Леонид Лапцуй. Все собравшиеся наперебой читали стихи ненецких поэтов: В.Ледкова, Г. Пуйко, И. Истомина, И. Юганпелика. Лапцуй сам читал свои стихи на ненецком языке и пел народные песни. Все, как завороженные, долго слушали его. Запомнился он всем веселым, общительным, улыбающимся». Елена Сусой рассказывала о том, что в детстве Леонид Лапцуй учил уроки вслух. Все сначала думали, что он в комнате с кем-то разговаривает. Он пересказывал вслух все, что прочитал в учебниках, добавлял то, что слышал от учителей и то, что сам успел испытать и увидеть в жизни. Взрослым он любил всем домашним читать вслух газеты, чтобы все были в курсе событий в округе и стране.

Сам же поэт вспоминал: «Во время войны мне пришлось рыбачить. В ледяной воде бывало теплее, когда на суше ветер тебя пронизывал со всех сторон. В такую погоду ты сам бросаешься в ледяную воду. Тот, кто сильнее и здоровее – выживал, а слабые погибали в пути, особенно в 1943 году».

Воспитатель: 28 февраля 2020 года Леониду Лапцую исполнилось бы 98 лет. Поэт ушел из жизни 14 февраля 1982 года, не дожив 2-х недель до своего 50-летия.Я думаю, что мы все с вами будем читать произведения нашего талантливого поэта и восхищаться его творчеством.

 Ямальская поэтесса Наталья Иосифовна Грудинина написала:

 
Мой заботливый тундровый лебедь!

В лютый холод весну предрекая,

Свой языческий странный молебен

Отслужил ты, меня опекая.

Упрежденьем своим горделивым

Не давал оплошать, оступиться,

Угадав, что давно над обрывом

Проторенная тропка крошится.

И пока ты кружил надо мною,

Я не верила в ложь и измену.

Так останься же песней земною

И надеждой моей сокровенной.

И когда мне скомандуют выйти

В бой неравный на стыке столетий,

Распластай надо мною, хранитель,

Шумных крыльев серебряный ветер.

Подари доброту и усталость,

Упаси от предсмертного страха

И умчи, чтоб врагам не досталось

Моего беззащитного праха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте

Данный проект разработан для учащихся системы НПО, изучающих немецкий язык. Проект может быть использован при изучении темы «Литература» в разделе «Творчески познаём искусство»....

Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".

Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Литературная гостиная "Жизнь и творчество Л.Лапцуя"

Час семьи,посвященный творчеству ямальского писателя Л.В.Лапцуя...

Литературное краеведение. Творчество А. В. Перегудова. «СЕРДЦЕ, ЛЮБЯЩЕЕ ЗЕМЛЮ…»

произведения талантливого Художника живут независимо от идеологических оценок, поскольку есть вечное и преходящее. Вечное – это природа, родная земля, человек, живущий в ладу с природой и любящи...