Литературное краеведение. Творчество А. В. Перегудова. «СЕРДЦЕ, ЛЮБЯЩЕЕ ЗЕМЛЮ…»
статья на тему

Малиновская Аделина Адольфовна

произведения талантливого Художника живут независимо от идеологических оценок, поскольку есть вечное и преходящее. Вечное – это природа, родная земля, человек, живущий в ладу с природой и любящий свою землю. Родная земля – это земля Подмосковья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tv-vo_a.v._peregudova.docx953.97 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное краеведение

Творчество А. В. Перегудова

«СЕРДЦЕ, ЛЮБЯЩЕЕ ЗЕМЛЮ…»

Малиновская  Аделина  Адольфовна,

  преподаватель русского языка и литературы

  Ногинского филиала  ГОУ ВО МО МГОУ

г. Ногинск Московской обл.

«Я отчетливо вижу все, что пережито мною в прошлом. Как много там света, голубого неба, изумрудной зелени лесов, полей и лугов! Как много там свежих запахов деревьев, цветов и трав! Как хороша и любима та далекая земля!» - говорил Александр Владимирович Перегудов на склоне лет. В его произведениях – многоцветная палитра красок, звуки, запахи русской земли.

 «Сердце, любящее землю» - так назвал А. В. Перегудов свой рассказ, герой которого – старый лесничий Иван Петрович Кораблев, знакомый читателям и по другим произведениям 50-х-70-х годов. Но с полным правом эти слова можно отнести к самому писателю, который «стремится обратить внимание людей на доброту, щедрость и красоту родной земли…Каждая страница его книг согрета тёплым чувством, овеяна дыханием родной природы» (И. Трофимов).

 Родная земля – это земля Подмосковья. И хотя большую часть жизни Перегудов прожил в Ликино-Дулево, прочные нити связывали его с Ногинском. Остались дневниковые записи «Наша детская жизнь в селе Дулеве и городе Богородске» (1907), дневники (1907 – 1959), записные книжки с набросками произведений, стихами, рисунками. В заметке «Ногинск в моей судьбе» («Знамя коммунизма», Ногинск, №16, 27 января 1973 г.) А. В. Перегудов писал: «Ногинск (бывший Богородск) сыграл большую роль в моей судьбе. В 1907 году я поступил в первый класс Богородского реального училища, только в том году открытого. Во втором классе учился Борис Вогау. Жили мы на Рогожской улице, и дома, в которых мы жили (Вогау — в доме Богдановых, я—в доме Сопова), стояли рядом, разделенные небольшим пустырем. Борис и я мечтали стать писателями, и мечтам нашим удалось сбыться: Вогау стал известным Борисом Пильняком, я всю свою жизнь посвятил литературе. В Богородске я начал писать стихи.В 1911 году в местной газете «Богородская речь» (№ 20 от 26 июня 1911 г.) появилось мое первое печатное произведение, стихотворение «Море», подписанное псевдонимом Александр Чайка. Этот псевдоним придумал Пильняк. «Чайка» только однажды взмахнула крылом и навсегда исчезла, на смену ей пришла фамилия Перегудов.В 1912 году я перевелся из Богородского реального училища в Московское промышленное, которое и окончил в 1917 г. Впервые после своего отъезда в Москву я посетил Ногинск, уже сделавшись писателем, в 1928 году вместе с Б.А.Пильняком и нашим общим другом — писателем А.С. Яковлевым.Мы приехали на литературный вечер, который состоялся в реальном училище. Я и Борис застали в нем учителей, у которых учились, будучи реалистами...»

А. В. Перегудов писал в районной газете «Знамя коммунизма» 14 апреля 1979 года: «Город Ногинск мне дорог и близок, в нем я учился в реальном училище, в его предреволюционной газете «Богородская речь» в 1911 г. было напечатано первое произведение – стихотворение «Море», хотя моря в то время еще не видел».

http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/31996/70.JPG

 В краеведческом музее города Ногинска хранятся документы писателя А.В.Перегудова: свидетельство об окончании реального училища, черновые наброски романа "Фарфоровый город", письма, фото, в том числе с писателями Б. Пильняком и А. С. Новиковым-Прибоем.

Богородское реальное училище, в котором учились А. В. Перегудов и Б. А. Пильняк, располагалось в здании, где сейчас учатся студенты Ногинского филиала Московского государственного областного университета, бывшего педагогического колледжа (ранее – училища). И стены этого старинного здания хранят память о замечательных людях, талантливых писателях.  В  библиотеке хранится свидетельство о еще одной встрече с А. В. Перегудовым: книга «Избранное» 1958 года издания с дарственной надписью: «Библиотеке Ногинского педагогического училища с дружеским приветом от автора». Подпись и дата: 18 апреля 1964 года. Возникает удивительное чувство сопричастности к жизни и творчеству человека с добрым, любящим сердцем, бесконечно преданного родной земле.

Племянница писателя и хранительница дома-музея в Ликино-Дулево В. И. Тодорская в статье «От крестьянских корней» приводит отрывки из автобиографии А. В. Перегудова: «Родился я в местечке Дулево Владимирской губернии Покровского уезда, ныне город  Ликино-Дулево Московской области, в 1894 г. Здесь отец работал конторщиком на известном фарфоровом заводе фабриканта Кузнецова. Учился сначала в начальной школе местной, потом с 1907 по 1912 г. — в Богородском реальном училище...в 1912 г. перешел в Московское промышленное училище, которое закончил в 1917 г. Учась в промышленном училище, вечерами посещал народный университет им. Шанявского. В 1917 г. я окончил это училище, получив диплом техника-механика. Как мне удалось окончить — не знаю... Техник из меня получился самый плохой, какие были с того времени, как человек поднялся на задние лапы, а в передние взял дубинку. По своей специальности я работал на Шостенском пороховом заводе в Черниговской губернии (с лета 1917 по весну 1918), на Дулевском фарфоровом заводе — года полтора... Самый страшный сон, какой я вижу — я работаю техником и ничего не знаю. Давно уж таких снов я не видел, а раньше они часто снились. Я просыпался как встрепанный...

…В Гражданскую войну служил в железнодорожных войсках Красной Армии. По демобилизации снова вернулся на Дулевский фарфоровый завод, где совместно с комсомолом организовал школу фабричного образования (ФЗО), был первым ее директором. В 1922 г. был избран в завком Дулевского завода, работал членом президиума завкома, ведал культурно-просветительной работой. Одновременно около десяти лет был режиссером рабочего драматического коллектива и руководителем кружка рабкоров. В то время был тесно связан с газетой «Правда», вернее с ее «отделом рабочей жизни», где часто помещал заметки под псевдонимом А. Свой. В 1925 г. оставил всякую работу и занялся только литературой.

Первая книжка «Лесные рассказы» вышла в издательстве «Круг» в 1924 г. С тех пор вышло десять сборников рассказов и избранных произведений и романы «Фарфоровый город», «Солнечный клад», «В те далекие годы», «Суровая песня» и «Повесть о писателе и друге» — книга о жизни и творчестве писателя А.С.Новикова-Прибоя. В 1935 г. вышел на экран первый звуковой приключенческий советский фильм, поставленный по моему сценарию В.А.Шнейдеровым, впоследствии первым председателем «Клуба кинопутешественников».

 Позже, вспоминая свое детство, Александр Владимирович рассказывал: «Дулево со всех сторон окружено было лесами, очень красивыми, грибными. Мы, мальчишки, все время проводили в лесу, строили шалаши на деревьях, под деревьями. С детства и началась любовь к природе. Ее развивала, углубляла мать, которая не только о птицах и зверях, но и о каждом дереве, цветке, травинке говорила, как о живом существе. Она приучила меня обращать внимание на окраску, форму цветка или листа, на бабочек, стрекоз и так далее. Вот о природе и о матери — самые мои дорогие воспоминания детства и юности...».

Начало литературной деятельности А. В. Перегудова приходится именно на период его жизни в Богородске. В. И. Тодорская пишет: «Первый свой рассказ, вернее этюд («Две песни») Перегудов написал в 1911 г. в возрасте 17 лет, на каникулах, в лесу, под шум старых, тенистых и мудрых сосен. Это была перекличка двух песен — песни соловья и песни бродяги, изгоя; обе песни сочетались в единой внутренней мелодии — как хвала свободе и природе. Рассказ был напечатан в ежемесячном московском журнале «Охотничий вестник».

В предреволюционные годы (1912-1917) Перегудов печатался в «Женской жизни», «Ежемесячном журнале» и «Газетке для детей и юношества» (это, кстати, было очень интересное издание, широко публиковавшее стихи и прозу молодежи). Несомненным успехом было появление в 1916 г. его рассказа «В лесу» в «Ежемесячном журнале» В.С.Миролюбова, которого считали взыскательным редактором, а его издание — уважаемым и прогрессивным «толстым» журналом. А в 1919 г., в армии, урывками, на клочках бумаги написал рассказ «Казенник», относящийся к числу самых лучших его произведений  …

…А.М.Горький, прочитав два сборника А. В. Перегудова — «Человечья весна» (1926) и «Баян» (1927), в письме к писателю отметил достоинство книг: умение живописать природу, свежесть и колоритность языка…»

Войдя в литературную группу «Перевал», утверждавшую принципы реализма, «внеклассовой искренности и гуманизма», А. В. Перегудов воплощал их в своих произведениях.  Перевальцы противостояли схематизации человека, считая задачей творчества «оформление человеческой личности в ее неисчерпаемом многообразии…  раскрытие внутреннего мира художественными методами, составляющими сложный творческий процесс». Рядом с Перегудовым - талантливые писатели и поэты:  М. А. Светлов, М. Голодный, М. М. Пришвин, Э. Г. Багрицкий, П. А. Павленко, А. П. Платонов, Артем Веселый, И. И. Катаев и др.  Перевальцы отдавали преимущество не политическому единомыслию, а общности художественных принципов, среди которых были интуитивизм, искренность, «поток внерассудочных восприятий». «Перевал» был ликвидирован после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932. Катаев, Зарудин, Лежнев, Веселый, Воронский погибли в ходе сталинских репрессий. Друг детства и близкий по духу человек – писатель Борис Пильняк – расстрелян. Судьба была милостива к А. В. Перегудову: не арестован, не расстрелян, но официальная критика поставила клеймо на всём его творчестве.

Почему же так скудно представлено творчество Перегудова в энциклопедиях – биографической, литературной, Википедии? Словно механически перенесены из подцензурных 30-х слова-обвинения: «поэтизация звериного начала в человеке», «любовь, трактуемая чрезвычайно упрощенно», «не удалось поднять социально-производственную тему на должную идейную высоту, а в обрисовке людей стройки избежать схематизма, банальности и даже фальши», «натурализация вносила элементы упрощения в изображение действительности», «мировоззрение строителей социализма дано П. отвлеченно, декларативно», «идеализация близкой к природе первобытной психологии»…

Но произведения талантливого Художника живут независимо от идеологических оценок, поскольку есть вечное и преходящее. Вечное – это природа, родная земля, человек, живущий в ладу с природой и любящий свою землю…

В статье Б. Маркова «Писатель с добрым сердцем охотника», написанной к 90-летию  А. В. Перегудова, есть строки: «Редко увидишь такого необыкновенного человека. Он поражает светлым умом, чистой и нежной любовью к природе. Александр Владимирович - это сама живая человеческая радость, которую он щедро передает людям и в жизни, и в своих книгах…Александр Владимирович свято продолжает лучшие традиции русских писателей-охотников - С. Т. Аксакова, Е. Э. Дриянского, И. С. Тургенева. Эту безграничную, поистине сыновью, любовь к природе писатель ярко передает в своих охотничьих рассказах. Природа для него - как светлый лик Родины».

Высоко оценил художественное мастерство А. В. Перегудова французский писатель Ромен Роллан, написавший ему: «…у Вас есть, мне кажется, очень замечательное чувство природы… У меня создался чрезвычайно живой образ этих лесов, - деревьев, зверей, немного суровых людей, в этих лесах живущих. Пока я Вам пишу, я еще чувствую запах ночей, охоты, которые Вы описываете…»

Кисть Мастера, Художника слова – во всех произведениях, начиная от самых ранних. Завораживают пейзажи – красками, звуками, запахами ЖИВОЙ природы; необычные метафоры, эпитеты, сравнения создают удивительные образы: «Постепенно закудрявились березовые перелески, засинели сосны и ели, пустили коричневые душистые ростки, сбежала оставшаяся от половодья вода, и весна шумно и молодо воцарилась в Казеннике. Кочки покрылись ярким мохом, низинки — изумрудной травой, а луга —  пестрою сетью цветов. Запахло горьковатым запахом клейких березовых листьев, смолой, травами и цветами. Апрель, солнечный и трогательно ласковый, прошел пестрой вереницей суматохи, радости, полный любовного дурмана и ликующей страсти. В первых числах мая ударили морозцы. По утрам звенели в лужах тонкие листочки льда, и серебряный иней покрывал полянки. С середины мая природа, пьяная от бурлящих в ней соков, пышно распустилась, возмужала, наполнилась очарованиями теплых ночей и жарких, душных полдней. … …Пожелтели и покраснели перелески, запестрели палевыми пятнами различных тонов и оттенков. Как будто кто-то обмакнул исполинскую кисть в желтую краску и окропил ею перелески, потом в багряную, багровую, золотую — и снова окропил. И запестрели, разукрасились березы, клены, осины, наступили звонкие прозрачные дни. Осень справляла поминки по умершему лету, и траурными флагами похорон был цвет нежно-палевый и золотой.Багряное солнце выползло из-за камышей и окропило розовыми лучами хрустально-белый лес. Заискрились и засверкали кусты и ветки, загорелись под холодной лаской румяного утра». («Казенник»)

Глаголы в пейзажных зарисовках писателя несут особую смысловую нагрузку: они передают вечное, неостановимое движение жизни природы, подмеченное чутким, внимательным, любящим родной край художником.

«Прошло теплое и ясное лето, наступила ядреная осень. Пожелтели березы, зарделись рябины и клены, на земле разостланы ковры опавших листьев. Бодрыми, прозрачными днями хорошо было ходить по лесу, смотреть, как в холодных пожарах сгорает чернолесье. Багряны были вечерние зори за поредевшими ветвями берез, холодом дышало побледневшее небо, и утрами мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыши изб. (В те далекие годы»)

«…Туча-птица полнеба охватила своими крылами; вырастая, она менялась в цвете: из темно-свинцовой превращалась в синюю, лиловую, серую. От взмаха ее крыльев ветер зашумел по шапке горы. Низко нагнулись березы и липы. Грозно закачали своими пиками верхушки елей и пихт.   …В это утро медведь не вернется в свое логово и не увидит красного солнца — птицу, роняющую золотые перья. И мне жаль лежащего внизу большого и сильного зверя».  («На медведя»). Не торжество охотника-победителя, а жалость к убитому зверю…

Такое же чувство охватывает героя рассказа «Лесная ворожба»: «…вместе с этой красотой гнездится в моем сердце тихая, пробужденная жалостью печаль о погубленной древней птице в самую прекрасную пору ее жизни». Не победить первобытному инстинкту охотника чувства радости единения с природой, способности, забыв обо всем, любоваться ее красотой: «…Но ведь ты видел весенний предутренний лес. Ты обонял его запахи и слушал его звуки. Ты видел серебряный туман, зеленое небо рассвета, тихие сосны и багровую луну. Ты видел глухаря, единственную птицу, оставшуюся от каменного века. Ты слышал его песню любви. Что же тебе нужно? Постепенно успокаиваюсь и снова жадно смотрю вокруг. Палевая заря порозовела, потом начала наливаться золотом. На золотом этом фоне четко рисуются верхушки сосен. У их подножий серебряный туман превратился в сиреневый и медленно поднимается. Запахами смолы, хвои, влажной земли насыщен воздух. Глубокими вздохами пью его. Пусть укоризненно посмотрит на меня Иван Захарович — увиданное и пережитое в эти часы для меня неизмеримо дороже убитой птицы…» («Глухарь»).

В повести «О писателе и друге» есть замечательные слова, которые можно отнести не только к А. С. Новикову-Прибою, но и к самому А. В. Перегудову: «Человеку, близкому к природе, земля открывает многие свои тайны. Такому человеку ведомы голоса земли, тайная жизнь зверей и птиц, его до слез может взволновать красота весеннего утра, далекое токованье тетерева, печальные крики журавлей».

Произведения А. В. Перегудова, нашего земляка, открывают тайну великой любви к родной земле…

Литература

Альманах"Богородский край" N 3 (96)

Тодорская В. И. От крестьянских корней: http://www.ohot-prostory.ru/

 Лихачев К. Добрая память о писателе-земляке

www.bogorodsk-noginsk.ru

http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/325136/bio/ http://www.zuevo.ru/persons/art/PeregudovAV.html 

Марков Б. И.  Писатель с добрым сердцем, 1984 huntlib.ru

Трофимов И.    Самобытный художник слова: http://www.hunthouse.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki

Большая биографическая  энциклопедия:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography

Краткая литературная энциклопедия: http://feb-web.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по курсу «Литературное краеведение»

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения. Программа рассчитана на студентов16 – 18 лет. Содержание программы реализуется в течение года из расчета  34 часа в год...

авторское творчество - Эссе "Делать милость сердцу

Эссе отражает мое понимание  такого термина как милосердие....

Литературное краеведение "Здесь все моё" (Дмитрий Попов: жизнь, судьба, творчество)

 Цели работы: познакомиться с биографией и творчеством поэта-земляка Дмитрия Попова; выявить основные темы и мотивы поэтических произведений поэта.    Дмитрий Попов - и...

Конспект урока по творчеству М. Булгакова ("Собачье сердце")

Конспект урока по творчеству М. Булгакова "Собаье сердце"...

Литературное краеведение как региональный компонент географического образования. Денисова К. А. Преподаватель естественных дисциплин ГБПОУ КО « КГТК » г.Кондрово

Литературное краеведение не только способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности, но и является активным способом художественного самообразования....

Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою»

Воспитательский час. О жизни и творчестве Л.В.Лапцуй «О своей земле пою» Цель: 1.вовлечь воспитанников в поисковую работу, связанную  с жизнью и творчеством ненецкого поэта Леони...

Методическая разработка литературного вечера-портрета «Я оставлю свой след на земле…», посвященного алексеевскому поэту Ю.И. Бондаренко

Литературный вечер-портрет «Я оставлю свой след на земле…», посвященный алексеевскому поэту Ю.И. Бондаренко, формирует ценностный ряд «от малой Родины – к большой»...