Как одиночество искажает наше сознание: последствия социальной изоляции
статья

Золотухина Надежда Алексеевна

Мозг изолированного от контакта с другими людьми человека способен совершать странные метаморфозы с его сознанием.

Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали от  толпы и  разговоров с  однокурсниками и коллегами. Но  одиночество внутри группы людей и  наедине с собой - это две разные вещи. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция пагубно сказывается на психологическом здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волжский филиал ГАПОУ " Волгоградский медицинский колледж"

Скорая помощь психолога

Как одиночество искажает наше сознание: последствия социальной изоляции

Мозг изолированного от контакта с другими людьми человека способен совершать странные метаморфозы с его сознанием.Буду благодарна за ваши лайки и подписки, потому что вы поможете развитию канала :)

Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали от  толпы и  разговоров с  однокурсниками и коллегами. Но  одиночество внутри группы людей и  наедине с собой - это две разные вещи. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция пагубно сказывается на психологическом здоровье.

Мало кто поспорит, что изоляция  вредна для человека физически. Известно, что одинокие люди чаще страдают от высокого давления, они более уязвимы для вирусных инфекций, кроме того, у них повышенный риск развития синдрома Альцгеймера и  слабоумия. Одиночество отражается на самочувствии: состоянии сна, внимании, логическом и  вербальном мышлении, вызывает расстройство иммунной системы, гормональный дисбаланс, активизирует воспалительные процессы в организме. Что стоит за подобными нарушениями, до конца не ясно - возможно, причина кроется в эволюции - для наших предков оказаться без поддержки соплеменников было физически опасно.

В современном же мире отказ от контактов с другими людьми влечет за собой не только разного рода болезни, но наибольший удар приходится по работе сознания. Например, изоляция влияет на наше восприятие времени. Люди, которые провели долгое время без солнечного света, отмечали эффект временного сдвига.  

 Очевидно, мы теряем немало сил, оказываясь вне общества. Изоляция, по мнению писателя Томаса Кэрлайла, лежит в основе несчастья. Однако, существуют и  более оптимистичные оценки, которые не  менее справедливы - мы всегда можем остаться в  здравом уме, даже находясь в одиночестве, если сумеем найти утешение за границами собственного "я". Нужно всегда быть наготове  и  уметь проявлять стойкость.

Человек - это примат, а приматы - существа социальные, их выживание зависит от принадлежности к той или иной группе. Всем нам инстинктивно необходимо общение с себе подобными. Неудивительно, что психологи всего мира давно отмечают, что эффект от социальной депривации есть, и почти всегда он негативный. Степень этого "негатива" зависит от продолжительности изоляции и степени одиночества. Но социальная изоляция влияет не только на психику, но и непосредственно на физиологию.

Британские ученые Стептоу и Шанкар показали, что у изолированных от общества пожилых людей на 26% повышается риск умереть по сравнению с теми, кто ведет активную социальную жизнь. Похожие результаты показали исследования 2006 года, когда ученые работали с 2800 женщинами, имеющими диагноз ракa молочной железы. Выяснилось, что те из них, кто меньше общался с родственниками и друзьями, умирали от своего диагноза в пять раз чаще, чем  их  более  контактные  соседки.

Впрочем, это касается не только пожилых людей. Исследование 2015 года, проведенное профессором психологии из Университета Бригама Янга Джулианной Холт-Лунстад, показало схожие результаты для всех возрастных групп. Правда, речь шла о длительной изоляции, которая, по выводам профессора, повышает риск смерти на целых 29%. А психологи из Университета Чикаго и Университета Огайо пришли к заключению, что у людей, испытывающих социальную депривацию, понижается иммунный ответ организма к инфекциям и прочим болезням, что даже чревато хроническими  воспалениями  тех  или  иных  органов.

Такие воспаления способствуют развитию сердечно - сосудистых заболеваний и онкопатологий. Кроме того, исследователи из Чикагского университета обнаружили, что у одиноких людей повышен уровень "гормона стресса" — кортизола. Вероятно, это и есть одна из причин ухудшения здоровья.

Конечно, карантин - не тотальная изоляция в звуконепроницаемой камере, тем не менее, социальные связи ослаблены и в этом случае, поэтому элементы "хардовой" социальной депривации присутствуют и здесь. Тем более, что исследования, посвященные изоляции во время эпидемий (свиного гриппа, лихорадки Эбола, атипичной пневмонии и других) есть и их немало.

Выводы исследователей сходны и сводятся к тому, что люди, переживавшие самоизоляцию по причине карантина, пребывают в стрессе, испытывают раздражение и гнев, мучаются бессонницей и скукой, у них ухудшается настроение, а некоторые начинают злоупотреблять психоактивными веществами, например, алкоголем. У них наблюдаются симптомы депрессии, тревожности, повышается неуверенность в себе.

Такие эффекты могут иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Так, во время вспышки атипичной пневмонии 549 работников больниц в Пекине (часть из них находилась на самоизоляции, часть - работала в зоне заражения), сообщили о том, что стали употреблять больше алкоголя даже через три года после карантина, а у 9% оставались сильные депрессивные симптомы.

Риск развития таких и подобных проблем, по данным ученых, возрастал спустя десять дней после изоляции, при условии, правда, что у людей не было доступа к информации о причинах происходящего, или он был ограничен. Однако проблемы все равно могут возникнуть, если сроки карантина будут превышать несколько недель. Ведь помимо первичных психологических проблем (которые вызваны непосредственно социальной депривацией), накладывается и стресс от неизбежного экономического кризиса, безработицы, дефицита продуктов и других последствий пандемии. Не говоря уже о возможной смерти близких или друзей вследствие болезни.

И особенно от таких последствий страдают все те же пожилые люди, которые и без карантинных мер зачастую живут изолированно от общества. То же самое касается людей, которые уже имеют депрессивные или тревожные расстройства и другие психологические проблемы. Еще одна мишень для карантина - неблагополучные семьи. Известно, что в условиях изоляции чаще проявляются случаи домашнего насилия, что повышает риск разводов. Зато более успешные ячейки общества совместное времяпрепровождение может наоборот укрепить.

Другая уязвимая группа для изоляции - дети. Многие и без психологов понимают, что им нужно много общаться и гулять, они чаще страдают от скуки без внешних стимулов. Кроме того, многочисленные исследования (Жана Пиаже, Г. Мида, Г. Салливана и других) показывают, что общение со сверстниками помогает поддерживать не только социальное, но и личностное развитие детей.

Они учатся видеть причинно-следственные связи во взаимодействиях со сверстниками, снижается уровень эгоцентризма в социальных отношениях, совершенствуются навыки общения. Поэтому одним из следствий социальной изоляции может стать развитие застенчивости, которая связана с тревогой перед встречей с другими людьми. У ребенка может усилиться страх социального неодобрения, неуверенность в себе, скованность, заторможенность, сдержанность в поведении и проявлении эмоций.

Что делать?

Поскольку огромную долю информации люди считывают путем невербальной коммуникации, отсутствие таковой может пагубно сказаться на работе мозга, отчего повысится уровень стресса. Поэтому в условиях социальной изоляции важно использовать современные технологии и почаще звонить близким и друзьям не только по телефону, но и при помощи видеосвязи.

Полезно устраивать "совместные" перерывы на обед или кофе с коллегами по работе, а не просто перекидываться парой слов в мессенджере. Если у вас нет такой возможности, то стоит почаще звонить близким людям хотя бы посредством телефона. Это позволит не только поддерживать друг друга в трудную минуту, но и даст сигнал собеседнику, что ваши отношения имеют  для  вас  ценность.

Кстати, о поддержке. Другие исследования вышеупомнятого профессора психологии из Университета Бригама Янга Джуланны Холт-Лунстад показали, что оказание помощи другим людям может быть полезнее самому помогающему, чем тому, кому помогают. Это позволяет почувствовать свою значимость, а также уменьшить воздействие негативных эмоций. Так что волонтерская помощь старикам и нуждающимся людям -  действенный способ избежать стресса во время карантина.

Не стоит забывать и про жизнеутверждающий настрой. Оптимизм — наше все!

Любой профессиональный медик вам точно скажет, что:

  • защита от любой болезни и лечение от неё наиболее эффективны, когда в это включён иммунитет больного или пока ещё здорового человека. Всё прочее - лишь устранение симптоматики заболевания, средства облегчения тяжести болезни, либо повышения всё того же иммунитета, чтобы с ней справиться. Антибиотики, вакцины, антидоты - лишь экстренное, недостаточное, опасное, и в целом нежелательное, или даже  вредное  вторжение.
  • иммунитет в человеческом организме создаётся целым рядом факторов, из которых важнейшим является т.н. калиево-натриевый баланс-барьер, пресловутый "настрой" на излечение или даже в целом мощное позитивное, оптимистическое настроение. Иначе зачем мы постоянно слышим от врачей эти фразы-заклинания, "мы вас вылечим, но вы нам должны помочь", "тут многое будет зависит от вас", "мы рассчитываем на ваш энтузиазм, на ваше желание, волю и стремление к выздоровлению" и прочее.

Настрой, настроение человека формируются многими вещами. Не раз, не два описаны эпизоды и случаи полного выздоровления даже от тяжелейших заболеваний на фоне вспыхнувшего чувства, влюблённости, экстремальных позитивных переживаний, полного переключения сознания в другое "тело", положительного стресса, повышения жизненного тонуса (радость, смех, восторг, изумление, открытие, гармония, чувство полноты и наслаждения жизнью), включения заботы о другом, любимом, близком (близких), ответственности за них и прочее. В отсутствии этого мы с вами будем наблюдать не сокращение случаев заражения, а, напротив, увеличение их. И уж точно следующие волны вирусной инфекции (а они ещё наверняка придут) мы встретим снова безоружными, так как ничто сегодня не укрепляет наш слабеющий иммунитет, не повышает наш снижающийся жизненный тонус.

Весна - это спасение для человека! Весной особенно часто надо бывать на воздухе, на солнце, радоваться наступающим погожим дням, набухающим почкам, распускающимся листьям, первому цветению, распахнутым навстречу лицам, улыбкам, заинтересованным взглядам, влюблённости, душевному подъёму. Человеку, как воздух, нужен серотонин, адреналин, дофамин,   эндорфин  -   эти  гормоны  помогают  в  борьбе  с  болезнями.

Нам жизненно необходимо сделать всё, чтобы не подавлять, не угнетать наш иммунитет, а напротив, стимулировать и укреплять его, доверяя ему роль главного оружия и средства в борьбе не только с нынешней эпидемией, но  и  с  любой  заразой, инфекциями  и  болезнями  в  будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алмаева Р. Я. дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Природе нашу заботу»

Переход начальной школы на федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная ...

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение. "Суд над сигаретой"

Внеклассное мероприятие по профилактике курения....

Одиночество подростка.

Статья о подростках, которые испытывают одиночество в семье....

«Причины подросткового одиночества»

Проект на тему: "Причины подросткового одиночества"...

Измерение сопротивлений и сопротивления изоляции

В материале представлены лекция и практическая работа к МДК "Проверка и наладка электрооборудования"...

«Смартфоны в наших руках: негативные и позитивные последствия использования»

laquo;Смартфоны в наших руках: негативные и позитивные  последствия использования»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социального проекта «ГТО в нашей школе»

Цель: мотивировать обучающихся школы к занятию спортом, совершенствовать физические качества, воспитывать культуру здоровогообраза жизни. Задачи:⦁ воспитывать желание ответственного отношен...