Система возрастной диагностики учебной мотивации
материал

Савина Светлана Александровна

материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики и разработки методики диагностики важно выделить определённые содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации. Поскольку рекомендации эти адресованы учителям, им предстоит пользоваться методикой, она должна быть компактной, чтобы использоваться в любом образовательном учреждении для экспресс-диагностики. Выделим пять таких блоков.  

  1. Личностный смысл учения.  А.К.Маркова определяет его как внутреннее отношение школьника к учению, «прикладывание» его к себе, к своему опыту, своей жизни. Постижение смысла учения, его личностной значимости не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний. Личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Поэтому содержание обучения, его методы учителю полезно анализировать с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам школьников этого возраста.

Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из окружения – общества, семьи. Благодаря этому у многих детей ещё в дошкольном возрасте складывается определённое представление об учебной деятельности. Однако с приходом в школу оно может существенно меняться. Как сложное личностное качество, смысл учения включает: осознание объективной его значимости, нравственными ценностями, приятными в социальном окружении, и прежде всего в семье, уровень притязаний ребёнка, его самооценку. Поскольку всё это в ходе учебной деятельности находится в процессе развития, то и смысл учения может развиваться или угасать.

Особую роль в мотивации имеет успешность учебной деятельности – запас и качество знаний, способы, приёмы их приобретения. Всё, что легче усваивается, становиться более доступным – к тому и интерес не гаснет. Материал лучше запоминается, легче концентрируется внимание, возрастает работоспособность.

  1. Следующий блок, отражающий существенные компоненты мотивации, - целеполагание. 

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательную систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Умение ставить цель – показать зрелости мотивационной сферы школьников, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придаёт человеку определенную нравственную устойчивость.     

  1. Виды мотивов учения. Расстроим две группы мотивов – познавательные и социальные.
  2. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к знаменитым фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также те, что свидетельствуют об интересе к способам добывания знаний – методам научного познания, саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда. Познавательные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми. Например: стремление быть полезным обществу, чувство ответственности перед родителями, учителями. К социальным относятся и так называемые позиционные мотивы – стремление занять определенную позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д. Мотивы социального сотрудничества – в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их. Это мотив – основа самовоспитания, самосовершенствование.

Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью). Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы. Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д. Если ученики решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы учителей и т.д. Внутренними – интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является лишь внешним для ученика.

  1. Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства , испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, бояться критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Школьники со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объемом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – везением или легкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.

Отсюда вытекает основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Все эти мотивы мы учитывали при составлении диагностической методики.

  1. Реализация мотива в поведении. Следует отличать мотивы от мотивировки. Как правило, она является «социально-желательным» объяснением отдельных поступков и поведения школьников. Мотивировка поступка может быть результатом опасения негативной оценки со стороны учителя. Учитывая это, мы и ввели блок «Реализация мотива в поведении». В нем отражены такие аспекты мотивации: влияние на ход учебной деятельности и поведение, на разные виды деятельности, на выбор форм учебных заданий. Важно в данном случае определить устойчивость мотивов, частоту их проявления, актуализации во всех учебных ситуациях или в большинстве из них.

Школьник с внутренним мотивом, личностным смыслом с удовольствием работает над освоением учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает любознательность. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей, влияют на выбор профессии. Это большая ценность для человека.

И, наконец, 5-й блок – эмоциональный компонент мотивации учения.

Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение к учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение, и зависит от особенностей деятельности и её организации.

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками: отсутствием конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлеченность им. Ученик живет при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.

Всеми силами школе, учителю следует заботиться о создании, о восстановлении (если он утрачен) положительного эмоционального климата. Особенно в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю, а то и к школе, порождающая постоянную тревожность и беспокойство. Давайте задумаемся вот над чем: мы провозгласили личностно-ориентированную, гуманистическую пародигму. Но отказались ли от привычной угрозы «двойкой», вызовом родителей и т.д.? А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают подобные наши действия. Как часто у школьника возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть «плохим учеником», у которого ничего не получается. Поэтому будем всемерно заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом нашем уроке. Право же, это и учителям полезно.

Как я уже говорила, мотивация в различных возрастных группах школьников проявляется по-разному. Чтобы понять возрастную специфику мотивов в каждом школьном периоде, надо соотнести их с особенностями возраста.

Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех её показателей) считаю целесообразным проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Нами разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами. Формулировки вопросов в анкетах для различных возрастов в большинстве совпадают, однако пилотажное исследование и апробация методик позволили выявить различия в формулировках ответов у учащихся различных возрастов, что мы и считали необходимым отразить при составлении анкет.

Итак, анкета:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Для учащихся 8-9-й классы

АНКЕТА

Дата__________________Ф.И._______________________Класс____________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

    а) получения образования;    б) поступления в вуз;    в) будущей профессии;

    г) ориентировки в жизни;    д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

    а) было школы;    б) жил в России;    в) родители;    г) получал знания;    д) жил.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

    а) хорошие отметки;    б) успехи в учебе;    в) приложенные усилия;

    г) мои способности;    д) выполнение домашнего задания;    е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

    а) работать, жить и наслаждаться жизнью;    б) хорошо знать школу;

    в) доставлять пользу людям;    г) учение.

5. Моя цель на уроке…

    а) усвоить что-то новое;    б) пообщаться с друзьями;    в) слушать и понимать учителя;

    г) получить хорошую оценку;    д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы, я…

    а) обдумываю ее;    б) повторяю, что проходили на уроке;

    в) внимательно читаю задание;    г) стараюсь сделать сразу всё;

    д) открываю «готовые домашние задания»;    е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

    а) общение с друзьями;    б) общение с учителем;    в) новая тема, отработка материала;

    г) объяснение учителя;    д) получать хорошие отметки;    е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

    а) он для меня интересен;    б) у меня хорошее настроение;    в) меня заставляют;

    г) не дают списать;    д) надо исправить отметку;    е) стараюсь всегда.

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

    а) тихо и ничто меня не отвлекает;    б) задают мало;

    в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

    г) я понимаю тему;    д) есть «готовые домашние задания»;

    е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

    а) деньги, которые я заработаю в будущем;    б) родители и (или) учителя;

    в) чувство долга;    г) низкие оценки;    д) желание знаний;    е) общение.

  11. Я более активно работаю на уроках, если…

    а) ожидаю одобрения окружающих;    б) мне интересна выполняемая работа;

    в) мне нужна отметка;    г) хочу больше узнать;    д) хочу, чтоб меня заметили;

    е) изучаемый материал мне нужен.

    12. «Хорошие» оценки – это результат…

    а) моей упорной работы;    б) «подлизывания» к учителям;

    в) подготовленности и понимания на уроках;    г) везения;

    д) получения хороших знаний;    е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

    а) настроения;    б) понимания заданий;    в) моих способностей;

    г) приложенных усилий и старания;    д) везения;

    е) внимания к объяснению учителя;

   14. Я буду активным на уроке, если…

    а) хорошо знаю тему и понимаю материал;    б) смогу справиться;

    в) почти всегда;    г) не будут ругать за ошибку;    д) уверен, что отвечу хорошо;

    е) довольно часто;

    15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

    а) ничего не предпринимаю;    б) прибегаю к помощи других;

    в) мирюсь с ситуацией;    г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

    д) надеюсь, что пойму потом;

    е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

    а) делаю его снова, исправляя ошибки;    б) теряюсь;    в) прошу помощи;

    г) приношу извинения;    д) продолжаю думать над заданием;

    е) бросаю это задание.

    17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

    а) обращаюсь за помощью;    б) не выполняю его;    в) думаю и рассуждаю;

    г) не выполняю его, потом списываю;    д) обращаюсь к учебнику;

    е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они требуют…

    а) большого умственного напряжения;    б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

    в) письменные домашние;    г) не требуют сообразительности;

    д) сложные и большие;    е) неинтересные, не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Для учащихся 10-11-ых классов

АНКЕТА

Дата__________________Ф.И._______________________Класс____________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

    а) дальнейшей жизни;    б) поступления в вуз, дальнейшего образования;

    в) моего общего развития, совершенствования;    г) будущей профессии;

    д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);    е) создания карьеры;

    ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

    а) не было школы;    б) не было необходимости в этом;

    в) не поступление в вуз и будущая жизнь;    г) не чувствовал, что это надо;

    д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

    а) знания;    б) успехи в учебе;    в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

    г) способности и ум;    д) трудолюбие и работоспособность;    е) хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

    а) получить образование;    б) создать семью;    в) сделать карьеру;

    г) в развитии и совершенствовании;    д) быть счастливым;    е) быть полезным;

    ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

    з) пока не определена

5. Моя цель на уроке…

    а) получение информации;    б) получение знаний;

    в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

    г) выбрать для себя необходимое;    д) внимательно слушать учителя;

    е) получить хорошую отметку;    ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы, я…

    а) обдумываю её, вникаю в условия;    б) сначала отдыхаю;

    в) стараюсь сделать всё прилежно;    г) выполняю самое сложное сначала;

    д) стараюсь сделать её побыстрей.

III

7. Самое интересное на уроке…

    а) обсуждение интересного мне вопроса;    б) малоизвестные факты;

    в) практика, выполнение заданий;    г) интересное сообщение учителя;

    д) диалог, обсуждение, дискуссия;    е) получить отметку «5»;    ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

    а) он мне очень интересен;    б) он мне нужен;    в) мне нужна хорошая отметка;

    г) стараюсь всегда;    д) меня заставляют;    е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

    а) их мало и они не трудные;    б) когда я знаю, как их делать и у меня всё получается;

    в) они мне потребуются;    г) они требуют усердия;

    д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;

    е) у меня есть настроение;    ж) материал или задание интересны;

    з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

    а) мысль о будущем;    б) конкуренция и мысли об аттестате;

    в) совесть, чувство долга;

    г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;

    д) ответственность;    е) родители (друзья) или учителя.

  11. Я более активно работаю на уроках, если…

    а) ожидаю одобрения окружающих;    б) мне интересна выполняемая работа;

    в) мне нужна отметка;    г) хочу больше узнать;    д) хочу, чтоб меня заметили;

    е) изучаемый материал мне нужен.

    12. «Хорошие» оценки – это результат…

    а) моего напряженного труда;    б) труда учителя;

    в) подготовленности и понимания темы;    г) везения;

    д) добросовестного отношения к учебе;    е) таланта или способностей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

    а) настроения и самочувствия;    б) понимания материала;    в) везения;

    г) подготовки, прилагаемых усилий;    д) заинтересованности в хороших отметках;

    е) внимания к объяснению учителя;

   14. Я буду активным на уроке, если…

    а) хорошо знаю тему и понимаю материал;    б) смогу справиться;    в) почти всегда;

    г) не будут ругать за ошибку;    д) твердо уверен в своих успехах;    е) довольно часто;

    15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

    а) ничего не предпринимаю;    б) прибегаю к помощи других;    в) мирюсь с ситуацией;

    г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;    д) надеюсь, что пойму потом;

    е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

    а) делаю его снова, исправляя ошибки;    б) теряюсь;    в) прошу помощи;

    г) приношу извинения;    д) продолжаю думать над заданием;    е) бросаю это задание.

    17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

    а) обращаюсь за помощью;    б) бросаю его;    в) думаю и рассуждаю;

    г) не выполняю его, потом списываю;    д) обращаюсь к учебнику;

    е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они требуют…

    а) большого умственного напряжения;    б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

    в) зубрёжки и выполнения по «шаблону»;

    г) не требуют сообразительности (смекалки);    д) сложные и большие;

    е) неинтересные, не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

Процедура обработки результатов анкетирования одинакова для каждого из возрастов, поэтому привожу единое для всех методик описания обработки результатов. Различны только ключи и оценочные таблицы.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

учебный мотив – 5 баллов.

 

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 8-9-х классов

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

5

0

2

3

5

5

1

3

0

б)

4

3

2

0

1

3

3

1

3

в)

4

0

5

4

3

5

5

0

1

г)

3

5

2

5

2

3

4

0

3

д)

4

4

5

-

0

0

2

2

0

е)

-

-

3

-

-

1

3

5

5

I

II

III

Показатели мотивации

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 10-11-х классов

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

4

0

5

5

3

5

3

3

0

б)

5

4

2

4

5

1

3

3

3

в)

5

4

3

3

5

0

5

2

3

г)

4

5

3

5

3

3

0

5

5

д)

3

4

5

3

0

3

5

0

3

е)

3

-

2

4

2

-

2

1

1

ж)

3

-

-

4

1

-

1

-

3

з)

-

-

-

0

-

-

-

-

5

I

II

III

Показатели мотивации

Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.

I, II, III – показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.  

Оценочная таблица в анкете для учащихся 8-9-х классов

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26-28

24-27

22-25

70-80

II

22-25

20-23

17-21

57-69

III

18-21

15-19

13-16

44-56

IV

15-17

9-14

7-12

29-43

V

до 14

до 8

до 6

до 28

Оценочная таблица в анкете для учащихся 10-11-х классов

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26-29

24-28

24-28

72-85

II

21-25

18-23

18-23

55-71

III

18-20

12-17

14-17

42-54

IV

15-17

8-11

9-13

30-41

V

до 14

до 7

до 8

до 29

Выявляются следующие итоговые уровни мотивации школьников;

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствует о способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.

Таблицы для выявления ведущих мотивов

у учащихся 8-9-х классов

Варианты

ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

и

п

о

б)

п

и

п

в)

у

в

и

г)

с

в

п

д)

о

о

в

е)

п

у

у

условные обозначения видов мотивов

у учащихся 10-11-х классов

Варианты

ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

п

п

в

б)

п

п

п

в)

у

о

п

г)

в

у

у

д)

у

в

п

е)

о

и

и

ж)

и

-

п

з)

-

-

у

условные обозначения видов мотивов

Условные обозначения видов мотивов:

у – учебный мотив; с – социальный мотив; п – позиционный мотив; о – оценочный мотив; и – игровой мотив; в – внешний мотив.

IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (№ 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в IV, V, VI показателях мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение (вопрос) будут такими:+10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом содержательном блоке - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут такими: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 10-11-х классов

Варианты

ответов

Номера предложений

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

б)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

в)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

г)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

д)

+5

-5

+5

-5

-5

-5

+5

+5

-5

е)

-5

+5

-5

+5

+5

+5

-5

-5

+5

IV

V

VI

Показатели мотивации

+30; +20 баллов, то можно говорить о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (IV показатель), о стремлении к успеху в учебной деятельности (V показатель) и реализации учебных мотивов в поведении (VI показатель);

+10; 0; -10 баллов – внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; -30 баллов – преобладают внешние мотивы над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении.

Таким образом, руководители школы и учителя могут с большой долей достоверности  определить с помощью этой диагностики, сколько в классе (или школе) учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким. Это показатели, как уже было сказано, напрямую связаны с успешностью деятельности образовательного учреждения. Если в выборах мотивов учащихся преобладают познавательный и социальный – значит, у педагогов с учениками хорошие взаимоотношения, нет конфликтов. Они могут увлечь ребят предметом. Это свидетельствует и о том, что школьники не испытывают перегрузки, что задания им доступны, а потом и учебная деятельность успешна, что и порождает внутреннюю мотивацию.

Если же преобладают только внешние мотивы, значит, в организации учебного процесса в школе, в методиках преподавания, в коммуникативной сфере есть недостатки.

Поскольку многие школы исповедуют сегодня личностно-ориентированную парадигму, ставят ученика в центр учебно-воспитательного процесса, то для них важно знать ребят.

Анализ основных показателей учебной мотивации поможет выявить также школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и тех, которые стремятся избегать неудач в учении, подростков, активно реализующих учебные мотивы в поведении, и тех, у которых отсутствует активность в поведении по реализации учебных мотивов.

С помощью школьного психолога учителя смогут скорректировать свои действия по развитию мотивационной сферы учеников. Методика, с которой вы ознакомились, помогает выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность ее отдельных составляющих, личностного смысла учения, способности к целеполаганию, стремления к достижению успехов или к избеганию неудачи и т.д.

Если сделать этот мониторинг постоянным, школа может отслеживать, расчет или уменьшается число ребят с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации. Без такой положительной динамики вряд ли можно вести речь о высоком качестве образования в этой школе. К источнику знаний учителя ребят позвали. Но вот захотят ли они припасть к этому источнику и черпать из него – вот вопрос…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

Методика выявляет направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов...

Диагностика учебной мотивации

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированн...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д...

Диагностика учебной мотивации студентов

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также ут...

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)...