Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д
тест

Черняк Элеонора Олеговна

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики направленности учебной мотивации

(Методика Дубовицкой Т.Д.)

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса [2].

Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы [3, 4, 5, 7]. Л. М. Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» [7, с. 93].

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а

Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

В связи с этим автором статьи разработана методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция: Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания соответствующий вам ответ, используя для этого предложенные обозначения:

Верно - (++)

Пожалуй, верно – (+)

Пожалуй, неверно – (-)

Неверно – (--)

1.Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить способности.

2.Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.Учебные занятия по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

5.Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.Считаю, что трудные теоретические вопросы по этому предмету можно было бы не изучать.

8.Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути дела.

9.На занятиях по данному предмету у меня бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

11.Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают или помогают.

13.По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.Считаю, что все знания по данному предмету ценными и по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.Данный предмет дается мне с трудом и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно, пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно, неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем меньше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Полученные результаты можно расшифровать следующим образом:

0-10 – внешняя мотивация

11-20 – внутренняя мотивация

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0-5 балла – низкий уровень внутренней мотивации

6-14 –средний уровень внутренней мотивации

15-20 –высокий уровень внутренней мотивации

«Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» (Л.М.Фридман).

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть, в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета будет являться и мотивом и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом является целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность является в том случае, когда овладение содержанием учебного предмета является не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованию учителя, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации знание не является целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы не являются для учащегося внутренне принятыми, внутренне мотивированными. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностной ценностью.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1)        для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2)        для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3)        для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4)        для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

5)        в преподавании курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в вузах и педагогических колледжах для практического знакомства студентов с различными видами мотивов учебной деятельности и поиска методов и приемов активизации мотивационной сферы учащихся.

Результаты исследования могут рассматриваться:

1)        как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2)        как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3)        как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

Литература

1.        Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

2.         Гребенюк О. С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тез. науч. сообщений советских психологов к IV Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. 4.2. М., 1983.

3.        Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

4.        Маркова А. К., Матис Т, А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

5.        Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы пси-хологии. 1987. № 5.

6.        Общая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

7.        Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. М., 1997.

Приложение

Бланк ответов

Групаа  ___________________          курс _____________

Ф.И.О. _______________________________________________________________________

Наименование дисциплины____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Инструкция: Проставьте напротив номера высказывания соответствующий вам ответ, используя для этого предложенные обозначения:

Верно - (++)

Пожалуй, верно – (+)

Пожалуй, неверно – (-)

Неверно – (--)

№ вопроса

Наименование предмета

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итого



Предварительный просмотр:

Методика диагностики направленности учебной мотивации

(Методика Дубовицкой Т.Д.)

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса [2].

Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы [3, 4, 5, 7]. Л. М. Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» [7, с. 93].

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а

Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

В связи с этим автором статьи разработана методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция: Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания соответствующий вам ответ, используя для этого предложенные обозначения:

Верно - (++)

Пожалуй, верно – (+)

Пожалуй, неверно – (-)

Неверно – (--)

1.Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить способности.

2.Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.Учебные занятия по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

5.Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.Считаю, что трудные теоретические вопросы по этому предмету можно было бы не изучать.

8.Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути дела.

9.На занятиях по данному предмету у меня бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

11.Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают или помогают.

13.По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.Считаю, что все знания по данному предмету ценными и по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.Данный предмет дается мне с трудом и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно, пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно, неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем меньше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Полученные результаты можно расшифровать следующим образом:

0-10 – внешняя мотивация

11-20 – внутренняя мотивация

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0-5 балла – низкий уровень внутренней мотивации

6-14 –средний уровень внутренней мотивации

15-20 –высокий уровень внутренней мотивации

«Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» (Л.М.Фридман).

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть, в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета будет являться и мотивом и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом является целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность является в том случае, когда овладение содержанием учебного предмета является не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованию учителя, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации знание не является целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы не являются для учащегося внутренне принятыми, внутренне мотивированными. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностной ценностью.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1)        для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2)        для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3)        для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4)        для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

5)        в преподавании курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в вузах и педагогических колледжах для практического знакомства студентов с различными видами мотивов учебной деятельности и поиска методов и приемов активизации мотивационной сферы учащихся.

Результаты исследования могут рассматриваться:

1)        как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2)        как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3)        как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

Литература

1.        Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

2.         Гребенюк О. С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тез. науч. сообщений советских психологов к IV Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. 4.2. М., 1983.

3.        Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

4.        Маркова А. К., Матис Т, А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

5.        Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы пси-хологии. 1987. № 5.

6.        Общая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

7.        Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. М., 1997.

Приложение

Бланк ответов

Групаа  ___________________          курс _____________

Ф.И.О. _______________________________________________________________________

Наименование дисциплины____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Инструкция: Проставьте напротив номера высказывания соответствующий вам ответ, используя для этого предложенные обозначения:

Верно - (++)

Пожалуй, верно – (+)

Пожалуй, неверно – (-)

Неверно – (--)

№ вопроса

Наименование предмета

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

Методика выявляет направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов...

Диагностика учебной мотивации

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированн...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)...

Диагностика учебной мотивации студентов

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также ут...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Методика диагностики направленности учебной мотивации(Методика Дубовицкой Т.Д.)...