Технология БОС в работе логопеда
материал
данный материал представляет теоретические аспекты данного вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_bos_shishkina_s.v.docx (21.59 КБ) | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология БОС в работе логопеда.
Подготовила
Учитель-логопед
Шишкина С.В.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:
- Технология логопедического обследования.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология развития интонационной стороны речи.
- Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
- Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технология логопедического массажа.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.
За прошедший 2019-2020 учебный год я познакомилась с совершенно новой технологией, которая успешно применяется в логопедии. Меня очень заинтересовал опыт по применению данной современной технологии в работе многих специалистов, и я решила познакомиться с ним поближе. Мной были пройдены курсы в Институте Биологически Обратной Связи, по программе: «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС, для системы дошкольного и общего развития» по ФГОС. Конечно я только на начальном пути изучения и внедрения данной технологии в свою деятельность. В большей степени в течение года мной изучалась теория данного направления. Поэтому в своем выступлении могу больше раскрыть теоретический аспект и преимущества данной технологии.
На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья актуальной является проблема разработки и использования инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Более того, наиболее активно в образовательном процессе стали применяться компьютерные технологии. Особое место среди них занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применён при разработке метода биологической обратной связи (далее «БОС»). Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на ребёнка. Кроме того, если раньше интерес к технологии БОС был наиболее широк за рубежом, то в настоящее время сфера применения данного метода расширяется и в России. Метод внедрен во многие частные и государственные медицинские учреждения, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций. Но работа по сохранению здоровья не может вестись только в рамках медицинской деятельности. Она должна быть игровой, что вполне естественно в дошкольном детстве и непринужденной, что во многом зависит от личностных и профессиональных качеств педагога. Поэтому происходит постепенное внедрение метода в дошкольную образовательную систему. Тем самым возникает потребность во внедрении и использовании метода БОС в дошкольных образовательных учреждениях и организациях.
Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. В связи с этим нужно упомянуть великих русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова - авторов теории условных рефлексов. В ХХ веке идейными продолжателями исследований И. М. Сеченова и И. П. Павлова стали К. М. Быков (теория кортико-висцеральных связей), Н. П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний).
Применение технологии БОС в России и за рубежом за последние несколько лет принесло огромные положительные результаты. Накопленный специалистами в этой области практический опыт вывели технологию БОС на уровень национальной идеи сохранения и укрепления здоровья. Наиболее эффективно данный метод применяется в коррекционной работе с детьми с нарушениями речевого развития.
Метод биологической обратной связи (БОС) направлен на формирование нового типа дыхания, с хорошим длинным выдохом, с чётко выраженной максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). Так как для формирования свободной плавной интонированной речи «рабочим» становится только выдох, работа с учащимися начинается с обретения устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.
Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционнооздоровительные методические рекомендации [8]. Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности. Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмальнорелаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.
Коррекция речи осуществляется в два этапа: 1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип). 2) в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребенка обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом. Метод позволяет, во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать традиционными методами крайне сложно, так как для исключения нежелательных проявлений необходим постоянный контроль над физиологическими показателями ребенка. Во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней. Таким образом, технология БОС в рамках ФГОС ДО позволяет решать ряд задач, описываемых в альтернативной программе Лопатиной Л.В. Так же, работать над коррекцией и профилактикой ряда заболеваний, и сформировывать новый стереотип дыхания, улучшая физиологические показатели детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"
В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...
нормативно - правовые основы в работе логопеда
описание нормативно-правовых документов в работу учиетеля-логопеда...
"Гимнастика мозга" для оптимизации работы логопеда
Хочу предложить вашему вниманию упражнения, которые помогут оптимизировать вашу работу с детьми. Упражнения активизируют три блока мозга и выстраивают связи между ними, восстанавливают проводимо...
Сказкотерапия в работе логопеда с детьми с ОВЗ
Статья содержит небольшой обзор здоровьесберегающих технологий, используемых в логопедической работе с детьмии с ОВЗ....
Технология БОС в работе логопеда
данная презентация преназначена для освещения вопроса Технология БОС в работе логопеда...
Использование Су-Джок терапии в работе логопеда
Су-Джок отлично развивает иелкую моторику...
"Миофункциональная коррекция в работе логопеда"
Статистические данные по всему миру говорят, что количество речевых расстройств с каждым годом увеличивается. Поэтому очень важно проводить у детей профилактику речевого нарушения в глобальном аспекте...