Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста
статья
Курсовая работа "Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста | 60.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому применение пословиц и поговорок на занятиях в детских дошкольных учреждениях считается наиболее эффективным и необходимым для развития детской речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Введение в занятия пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка [3, 27].
Пословицам и поговоркам уделяют внимание на всех занятиях. Отбор пословиц и поговорок определяется темой конкретного занятия и его целями: образовательными, развивающими, воспитательными.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое.
Актуальность исследования заключается в том, что русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными. Работа с пословицей и поговоркой развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь. Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер, а у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.
Цель: исследовать влияние пословиц и поговорок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и значение словаря детей старшего дошкольного возраста;
2) Изучить основные особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
3) Раскрыть значение пословиц и поговорок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: Анализ и обобщение психологической и педагогической литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Значение пословиц и поговорок в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста
Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как педагогических средств.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.
Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими и т.д. [4, 87].
Под пословицами понимаются краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение.
Пословица - меткое выражение, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.
Поговорки - это мост, переход от фразеологизмов к пословицам. Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие, как правило, только буквальный план. Пословицы бытуют в виде устойчивых, завершенных фраз, а поговорки допускают варьирование своего состава и не всегда выражают законченное суждение.
В процессе обучения старших дошкольников языку полезно использовать пословицы и поговорки. Дети воспринимают замечания, заложенные в пословицах, в прямом смысле, но уже понимают общий смысл этих выражений. Это способствует развитию логики и эрудиции, помогает познать разные понятия слов [1,12].
Поговорка отличается от пословицы тем, что содержит неполное высказывание и оставляет простор для последующих размышлений, построения аналогий. «Одной клепки не хватает», «У него не все дома» - это поговорки о глупом человеке.
Поговорки и пословицы наполнены иронией, которой не обладают малыши. Годам к 5 ребенок потихоньку начинает понимать шутки, содержащие переносные значения. Если человек говорит «Когда рак на горе свистнет», то он подразумевает легкую иронию по отношению к делу, а не то, что дело невозможно выполнить [3,416].
Поговорки и пословицы носят полезный рекомендательный характер, в них прослеживаются замечания и жизненные советы. На основе этого жанра народного фольклора созданы упражнения, нацеленные на формирование жизненных установок, ценностей и приоритетов. Во время занятий со старшими дошкольниками предложите несколько пар пословиц. Одна из них пусть несет положительный смысл, а вторая – отрицательный. Например: «Дело мастера боится» и «Работа не волк, в лес не убежит». В русском языке очень много таких противоположных пословиц. М.А. Рыбникова предлагает классификацию пословиц и поговорок, построенную на смысловом принципе:
1) окольное выражение, говорящее о человеке, характеристика внутренних и внешних качеств человека;
2) состояние человека: физическое, материальное, психическое;
3) определение и оценка действия;
4) обстоятельства: причина, место, время действия;
5) явления, предметы, их определение и оценка. Количество и качество [6,160].
Так же пословицы и поговорки могут классифицироваться по тематике: о семье, о работе, о хлебе, о дружбе и т.д.
При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать, во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества, во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно, и, в-третьих, признаки, дифференцирующие их. К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся:
1) краткость (лаконичность);
2) устойчивость (способность к воспроизведению);
3) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи);
4) принадлежность к искусству слова;
5) широкая употребляемость.
В строении пословиц и поговорок можно выделить некоторые особенности.
Семантическая структура. По смыслу, т. е. по ситуациям можно выделить 4 типа ситуаций:
1) Отношение между вещами.
2) Отношение между вещами и их признаками.
3) Отношение (соответствие) между признаками в зависимости от отношения между вещами.
4) Отношение (переференция) между вещами в зависимости от наличия у них определённых признаков. [6, 164].
Фонетические особенности. Будучи одним из самых богатых жанров фольклора, пословицы и поговорки существуют главным образом в устной форме. Поэтому их фонетическое устройство играет весьма важную роль в оформлении. Главными фонетическими особенностями являются гармоничная рифма и симметричный ритм.
Синтаксическая структура. Это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям, обращаются ко всем им. (Чему посмеёшься, тому поработаешь; Береги платье снову, а честь смолоду; Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь; По одёжке (платью) встречают, по уму провожают; Поживёшь дальше, увидишь больше).
Стилистическая окраска. В пословицах и поговорках широко используются тропы как эффективные языковые средства для усиления образности и выразительности изречений: метафора, олицетворение, при помощи которых прямое предметное значение переходит в переносное [5,67].
Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Через пословицы и поговорки у детей формируются:
1) основы национального самосознания и любви к отечеству;
2) развивается интерес к исконно русским традициям;
3) положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам;
4) основы художественной культуры;
5) обогащается русская речь, расширяется словарный запас.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия. Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как: «Семь пятниц на неделе»; «С корабля на бал»; «За словом в карман не лезет» - это и есть поговорки [9,402].
Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также порицает такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность: «На чужой роток не накинешь платок», «Любишь кататься, люби и саночки возить». «С кем поведешься, от того и наберёшься».
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук: « Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит», «В иных руках и горсть пыли в золото превращается», «Делу время – потехе час», «Каков мастер, такова и работа».
Тема природы является одной из значимой в воспитании детей. Природа не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах: « Дуб - батюшка, Волга - матушка», «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд», «Ржаной хлебушко – калачам дедушка» [5,67].
Пословицы и поговорки – богатейший материал для работы над речью ребенка: коррекция правильного звукопроизношения, формирование словарного запаса, развитие ритмико-интонационной выразительности речи.
Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому детей надо научить объяснять пословицы и поговорки своими словами [1,13].
Таким образом, пословицы и поговорки, созданные народом, являются богатством русского языка. Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языка и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Пословица - это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмоинтонационным и фонетическим оформлением. Поговорка - это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла, с чем часто связана синтаксическая незаконченность.
- 2 Развитие мышления и связной речи у старших
дошкольников посредством ознакомления с пословицами поговорками
Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» [4,87].
С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. К концу дошкольного возраста они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества.
Пословицы и поговорки вызывают интерес не только у школьников и взрослых, но и у малышей. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.
Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму» [7,293].
Развитие речи старших дошкольников как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ребенка в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Вопросы развития речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов. (К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, В.В. Виноградов, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. Д. Алферов и др.).
К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальней [4,90].
Принцип ФГОС ДО, гласит, что необходимо приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это возможно осуществить, в том числе и с помощью пословиц [2, 244].
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, логично, образно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение выразительно описывать предмет, дать ему яркую характеристику. Вопросы ознакомления старших дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.
Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами.
На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки».
Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.
Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице [15, 39].
В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь все более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, все чаще и чаще у них возникают вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?». Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. "Пословицы и поговорки заносят в ум детей ряд нравственных факторов, которые были бы мертвой буквой, если бы передавать их в отвеченной форме", - писала российский педагог, стоявшая у истоков дошкольного образования в России, А. С. Симонович.
Пословицы и поговорки понятны взрослым, но не всегда понятны детям, поэтому задача воспитателей заключается в отборе народных изречений, которые соответствовали бы всем требованиям старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это воспримут и дети. Ребята в группе бывают разные, одни говорят очень хорошо, легко пересказывают, придумывают загадки и сказки; другие – имеют недостаточную речевую подготовку; одни любят слушать книги и знают пословицы и загадки, других - они не очень интересуют, ибо в отгадывании их и заучивании они испытывают трудности. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо: научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества, понимать и объяснять их смысл, знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту [14,145].
Способов и методов применения пословиц в детском саду очень много. Но даже применение некоторые из них, показывает, как меняется речь детей, становится ярче, эмоциональнее, образнее.
Пословицы и поговорки нужно использовать к месту в режимных моментах, в играх и на занятиях, чтобы ребята постоянно их слышали.
Пословиц и поговорок очень много, но наиболее понятны детям пословицы и поговорки: о маме; о природе; о родине; о дружбе [1,10].
Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и четко характеризуют особенность каждого из них: «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина», «Февраль богат снегом, а апрель водой», « Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», «Малая птичка соловей, а май знает».
Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определенную, характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении: заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая.
Рассматривая картины, придумывая рассказы, читая книги или просто проводя музыкальные и познавательные игры, можно вспомнить пословицы и поговорки о животных. Однако, используя их, надо учитывать и возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, бедность семантики словаря детей. Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, будут осмыслено употреблять разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится» [11,8].
Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты работы. К обеду звучит поговорка: «Дорога миска к обеду»; беседуем о весне - звучит пословица: «В апреле земля греет»; гуляем, когда мороз на улице: «Береги свой нос в большой мороз». При работе над звуком «Ш» можно разучить поговорки на этот звук: «У хорошего хозяина нет плохой лошади», а при работе со звуком «С»: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой».
Очень нравятся детям игры по пословицам и поговоркам. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Например: Один в поле …. (не воин); От горшка …. (два вершка).
Наиболее сложные лексические игры, где надо заменить в пословице неправильное слово: Аппетит проходит во время еды, Город не тетка.
Или игры, в которых по определенным словам надо составить пословицу: Пруд, труд, вынимать, рыбка; Семь, дитя, глаз, няньки.
Или ответить на вопрос пословицей или поговоркой: Когда считают цыплят?; Чем долг красен?; Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?
Очень нравится ребятам рисовать по пословицам и поговоркам, например таким: «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».
Очень нравится детям и разыгрывать пословицы и поговорки (по типу их драматизации). Удачно ребята изображают такие пословицы, как: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок активирует речь ребенка, вводит его в сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формировать свою мысль [10,11]. Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь. Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.
2 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ И ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста
Пословицы и поговорки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В образах, передаваемых в фольклоре, а особенно в поговорках и пословицах, как аккумуляторах вековой мудрости перед дошкольником открывается и объясняется жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Пословицы и поговорки, как элемент народного творчества обогащают эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы передают, учат детей лаконичному выражению своих мыслей, многообразными способами [11, 9].
Словарная работа связана со всей воспитательной работой. Её содержание определяется на основе анализа общеобразовательной программы развития и воспитания детей: это лексика, не обходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, совершенствования разных видов деятельности [6, 72].
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и название действий, состояний, признаков свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус). Слова, обозначающие видовые и родовые понятия (фрукты, овощи, посуда, игрушки, транспорт и пр.). Слова, создающие отвлечённые и обобщённые понятия: красота, добро, зло и другие.
Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении эти слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия
Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется [3, 352].
Если, рассматривать данное выше с художественной стороны, то здесь можно вспомнить методику Б. М. Хавратович. Эта программа отличается от имеющихся программ тем, что в ней обоснован подход приобщения детей к искусству на основе метода, который называется арт-терапия. В современной художественной педагогике он называется прогрессивный. Он используется в качестве малозатратного, немедикаментозного метода оздоровления, и как способ творческого развития детей, при укреплении их духовного иммунитета, с формированием социально-адаптивных способностей.
Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре [5, 88].
Художественная культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд – все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на эстетическое воспитание ребёнка, на формирование базиса его культурного восприятия мира. Педагог рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг [5, 89].
В результате почти каждый ребёнок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.
В процессе своей работы, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Дети с удовольствием рисуют рисунки к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют [16, 73].
По мнению Н.А. Дмитриева, что выражено, словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо. Определённость, ясность, пластичность художественной речи – это и есть определённость выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая применяемую речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Ушинский К.Д. подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах [6, 67].
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить словарный запас помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Привлекает детей звучность, ритмичность, напевность, занимательность поговорок, пословиц. Такое свойство фольклора вызывает желание повторить, запомнить сказанное. Это, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи [7, 10].
А.П. Усова, О. Ушакова считают, что пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой [12, 43].
Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод, включающий в себя составной частью фольклор – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на приемы народной педагогики [14,57].
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Кроме этого, знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, дает загадки, вместе с детьми поёт народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу.
Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
2.2 Методика ознакомления с пословицами и поговорками в процессе развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста
Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой проводились фронтально. Общий эмоциональный настрой на активное слушание создавался с помощью обращения к личному опыту детей; им предлагали понять мотивы поступков героев и выразить к ним своё отношение. Особое внимание уделялось средствам образности [15, 89].
Во время чтения или рассказывания произведения, а также перед заучиванием наизусть текстов пословиц поговорок внимание детей акцентировалось на образных средствах текстах. Дошкольники часто затруднялись самостоятельно выделить средства образности.
Особое место в работе было уделено ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками, приучающими видеть и чувствовать необычность и художественность описания предмета и эмоционально откликаться на образность этого жанра.
Н. В Гавриш подчёркивает, что показателем богатства речи является не только объем словаря, но и разнообразием используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а так, же выразительное оформление связного высказывания. Поэтому каждая речевая задача связана с образностью речи. Цель словарной работы заключается в понимании смыслового богатства слова, помочь ребёнку найти точное слово в построении самостоятельного высказывания, уместно его употребить [8,160].
Методика, разработанная Н.В. Гавриш, частично использовалась в исследовании Л. А. Колдуновой «Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста». Центральной задачей стала работа над пониманием значений слов и их оттенков и использование полученных знаний в собственных сочинениях детей.
Прежде всего, обращалось внимание на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывались целенаправленные наблюдения.
Дети читали пословицы, пересказывали их, придумывая персонажей и интерполируя на них ситуацию из пословицы. При чтении поговорок и пословиц, дети отмечали слова с различными смысловыми оттенками. Задумывались о различных характеристиках персонажей пословиц. Это способствовало уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей [9, 499].
Е.В. Савушкина отмечает, что при работе над образным восприятием слов и развитием словаря дошкольников, следует в первую очередь обратиться к изобразительному искусству. То, что зафиксировано на бумаге фиксируется и в памяти. Она предлагает пословицы и поговорки не только читать пересказывать своими словами, но и изображать в виде рисунков. В процессе рисования дети изображают намного больше и интереснее чем могут рассказать. После того как рисунок нарисован, детям надо дать задание его объяснить. Например, изображая пословицу, «не рой другому яму сам в неё попадёшь», некоторые дети нарисуют яму, с человеком находящимся в нутри, иные нарисуют капкан с охотником, или что-либо похожее. В таком случае дети наглядно увидят, что рыть яму имеет множество значений, обозначающих одно, по сути. Планирование нечто плохого, оборачивается негативом самому автору злого умысла.
Детей, нарисовавших не прямой сюжет надо отметить, сделать как вариант конкурс, победитель которого получает особое поощрение. Рассказывая о содержании рисунка, ребёнок может не знать некоторых слов, чтоб дать полное описание. В таком случае воспитатель не должен сразу подсказывать пусть ребёнок попытается объяснить, используя синонимы.
Нельзя допускать, чтоб ребенок вошёл в ступор, и полностью перестал рассказывать. Если ребёнок остановился в своём рассуждении, можно предложить другим детям, в качестве викторины сказать, то слово, которое вызвало паузу. Если его никто из детей не знает, тогда воспитатель его называет, и рассказывает о его значениях, где это слово уместно применять.
Леонтьев отмечает в своих работах, что детская психология более чем взрослого зависит от двигательной памяти, поэтому пословицы и поговорки лучше всего непросто прочитывать, но и проигрывать, в виде дидактических игр, развивающих занятий, и театральных постановок, с участием самих детей.
В методике изучения пословиц в детском саду можно также использовать следующие приёмы: дописывание окончания в пословицу, исправление ошибки в слове, изображение на рисунке, сценке содержание пословицы [4, 416].
Три основных направления: игра, изобразительное искусство, чтение и пересказ. Применяемые при работе с детьми по развитию их словаря с помощью пословиц и поговорок привели к разработке обобщающего типового занятия [2, 12].
При проведении с детьми дошкольного возраста работы по развитию их словаря, воспитателю важно знать уровень усвоения пройденного материала. В первую очередь для того чтоб скорректировать занятия по своему содержанию, лишний раз повторив пройденный материал, при своевременном его усвоении, детьми, или при знании детей превышающих программу обучения расширить уже имеющийся материал чем-то новым [].
Чтоб в процессе обучения материал не стал неинтересным, непонятным и в итоге не потерять контроль над группой, необходимо регулярно проверять уровень знаний. Особенно это касается пословиц и поговорок. Для того чтобы оценить уровень усвоения средств образности речи у детей. И умений дошкольников замечать и использовать инструменты придания речи образности в собственных суждениях, были выделены уровни восприятия, понимания и употребления детьми 5-6 лет орудий предающих речи образный характер [11, 9]:
Низкий уровень усвоения образности речи – характеризовался отсутствием умения понять и объяснить иносказание в сказке, загадке. При пересказе литературного текста делает длительные необоснованные паузы. Не понимает многозначное слово, вместо определения его значения даёт описание предмета, перечисляя признаки. Отказывается отвечать. При составлении описательных рассказов не использовались средства образности.
Средний уровень усвоения образности речи характеризовался умением ребёнка замечать образные средства в фольклорных произведениях (сказке, загадках), но при этом не объяснять о ком или о чём так было сказано. При пересказе редко использует авторские средства образности, нуждается в помощи взрослого. Не точно понимает, но пытается объяснить многозначные слова, своих примеров привести не сможет.
Высокий уровень усвоения образности речи характеризовался умением частично расшифровывать метафору пословицы, воспринимать средства которые речь сделали образной. Последовательно и самостоятельно передаёт литературный текст, используя авторские средства образности. Понимает и правильно. Объясняет значение многозначных слов. При составлении описания предмета и пейзажа использовались разнообразные средства лексической выразительности (описания, сравнения, метафора).
Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в работе с детьми старшего дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание [6, 165].
Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеева М. М., Яшина. Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - С. 400 – 405.
2) Бурлачко Т. С., Градусова Л. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами и поговорками [Текст] // Международный журнал экспериментального образования, 2014. – № 7-2. С. 12-13.
3) Вераксы Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] // Под ред. Вераксы Н. Е. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – С. 352.
4) Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] // Козлова С. А., Куликова Т. А. – 14 – изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 416.
5) Козлова С. А. Дошкольник [Текст] // «Методика и практика воспитания и обучения», 2017. - № 2. С. 87 – 90.
6) Липин Я. Г., Шерстянкина Т. В. Тематические группы русских пословиц и поговорок [Текст] // Сборник Восточного Центра , 2013. – С. 67-72.
7) Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми [Текст] // Дошкольное воспитание, 2014. - № 4. – С. 8-15.
8) Рыбникова М. А. Русская поговорка [Текст] // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. Под ред. Ю. Г. Круглова. - М.: Высшая школа, 2014. – С. 159-166.
9) Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования [Текст] // Сластенин В. А. – 6 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 496 - 501.
10) Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. [Текст] // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – С. 288 - 293.
11) Шинкарь Г. И., Новикова И Н. Использование фольклора в работе с детьми старшего возраста [Текст] // Дошкольное воспитание, 2013. - № 10. С. 8-10.
12) Багменко И. В. «Использование пословиц и поговорок в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс]: http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ispolzovanie-poslovic-i-pogovorok-v-umstvennom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
13) Бычкова Л. Н. Статья "Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте" [Электронный ресурс] : http://pedsovet.su/load/313-1-0-513
14) Дворецкая Т. Н. «Беседа о пословицах и поговорках в старшей группе» [Электронный ресурс] : http://kladraz.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-dvoreckaja/beseda-o-poslovicah-i-pogovorkah-dlja-detei-5-7-let.html
15) Печёнкина Е. Г. «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пословицами и поговорками» [Электронный ресурс] : http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-myshlenija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-procese-oznakomlenija-s-poslovicami-i-pogovorkami.html
16) Шенина Е. А. «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами» [Электронный ресурс]: https://dohcolonoc.ru/master-klasy/8473-razvitie-svyaznoj-rechi-starshikh-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...
ВКР: Пословицы как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опытно - экспериментальная работа студентки четвёртого курса Белой М.А. посвящена важной проблеме в теории и практике дошкольного об...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным фольклором».
Методическая разработка. Интегрированное развлечение "Русская ярмарка"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."
Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей) «Шёл солдат на поб...
ВКР: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой как средство воспитания патриотических чувств
Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки IV курса 143группы Зайцевой Анастасии Владимировны на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возрас...
Проект для детей 6-7 лет на тему: «Безопасность детей старшего дошкольного возраста в сети Интернет».
Актуальность проекта.Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уверенно входят в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого: они обеспечиваю...