Зимний пейзаж в творчестве И.И. Шишкина
методическая разработка

Маринина Наталья Викторовна

Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 году в маленьком городе Елабуге, окруженным могучими дубравами, рощами. Отец его интересовался историей, литературой. Любознательность и трепетное отношение к родной стране он привил своему сыну с детства. Любовь мальчика к природе была видна в его рисунках. Отец повез сына в Москву, учиться в училище живописи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_peyzazh_v_tvorchestve.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 9»  

Зимний пейзаж в творчестве И.И.Шишкина

Воспитатель:

Маринина Н.В.

Санкт-Петербург

2018г.

Программное содержание:

  1. Показать красоту зимней природы на примере  пейзажа И.И.Шишкина, донести до школьников поэтический образ природы в произведение художника6 «Зима».
  2. Развивать познавательную активность школьников, воображение; учить наблюдать, сравнивать и анализировать с помощью приема «вхождение в картину».
  3. Активизация словаря: И.И.Шишкин, Елабуга, Московское художественное училище, академия художеств, зимний пейзаж, лесной богатырь, царь леса.

Снег – белый, пушистый, плотный, рыхлый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.

Лес – спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.

Зима – волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница.

Музыка, стихи, художественные произведения.

  1. Коррекция речи через восприятие прекрасного мироощущения и чувства человека путем выражения стихами, музыкой, красками.
  2. Учить школьников усидчивости для более яркого восприятия прекрасного.

Материал:

  1. Проектор, экран, ноутбук, колонки, магнитофон.
  2. Детские работы: краски, кисточки, стаканчики с водой, передники, нарукавники.

Ход занятия

В. Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

В. Вот сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? (Снег, морозы, иней, оттепель)

В. Послушайте загадку:  «Белая скатерть все поле покрыла» Что это?(Снег)

В. Какой снег зимой? (белый, пушистый, плотный, рыхлый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый)

В. Каким словами можно сказать о зиме? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница)

В. Ребята, вы любите зиму? Почему любите? (Новогодний праздник, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах, зимние игры – забавы «Снежки», лепить снежную бабу, ледяной замок и другие.)

В. Ребята, очень многие талантливые люди, тоже любили зиму и продолжают любить. Композиторы посвящали зиме свои музыкальные произведения. Послушайте, фрагмент музыкального произведения «Метель» Георгия Свиридова. Понравился? (Да)

В. Поэты сочиняли стихи о Зиме.

Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

С.Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

А.С.Пушкин

Зимнее утро

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес, один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Снег пушистый, серебристый,

Мягким стелется ковром,

А снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

В. Да, зима очаровывает природу. Это жизнь сна, время белой и тихой природы.

Молодцы! Сегодня, мы с вами познакомим гостей с произведением И.И.Шишкина, который написал картину на зимнею тему.

Всмотритесь в портрет, который написал его друг художник Иван Крамской. Каким мы видим на портрете Иван Ивановича? (Богатырем леса, царем леса, лесным человеком)

В. Правильно ребята, да и фамилия у него лесная Шишкин. Вспомним краткую биографию этого великолепного художника.

Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 году в маленьком городе Елабуге, окруженным могучими дубравами, рощами. Отец его интересовался историей, литературой. Любознательность и трепетное отношение к родной стране он привил своему сыну с детства. Любовь мальчика к природе была видна в его рисунках. Отец повез сына в Москву, учиться в училище живописи.

После окончания учебы в училище Иван Иванович едет в Санкт – Петербург и поступает в академию художеств. Во время учебы в Академии художеств Иван Иванович участвует в выставках, где его картины получают награды, медали.

После окончания учебы в Академии И.И.Шишкин едет за границу, чтобы продолжить учебу у иностранных художников.

Три года художник был на чужбине, с радостью возвратился он на родину и сделал вывод: «Что лучше и краше русской природы нет на свете».

В. Давайте, ребята, с вами теперь попутешествуем. Оденем охотничьи лыжи, они широкие и не будут проваливаться в глубокий снег. Постараемся дойти до того участка леса, который так мастерски изобразил Иван Иванович Шишкин. Что мы видим?

- Перед нами дремучий лес, скованный морозом.

- Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На всех ветках деревьев тяжело лежит снег.

-На переднем плане мы видим поваленные старые стволы деревьев, крупные ветки и маленькие елочки. Все закрывают большие сугробы.

- В правой части леса в глубине густой, частый лес.

- В левой части леса более редкий.

- В глубине леса виден просвет между деревьями, он залит светом.

- Кажется, что лес немой, нет ни человеческого, ни звериного следа. Жизнь замерла в нем.

- Но нет, на одной ветке, мы видим, сидит птица. Она нам кажется сказочной в этом пейзаже.

- Есть в этой картине какая-то загадка. И если вдруг из-за деревьев выдут сказочные герои Морозко, гномик, мы не удивимся.

- Именно в этом замершем лесу, кажется, и происходят все народные зимние сказки.

В. Ребята, Иван Иванович назвал свою картину «Зима». А вы как ее назвали? («Зимний лес», «Сказочный лес», Волшебный лес» и т.д.)

В. Ребята ,скажите каким бывает зимний лес? (спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный)

В. Молодцы, ребята. Ребята, попробуем закрепить знания имен прилагательных к словам лес, снег, зима. Что получилось? (перечисляют, называют имена прилагательные)

В. А теперь еще с вами уточним, что обозначает слово пейзаж?

Если видишь на картине                   Рисуют в воздухе прямоугольник.

Нарисована река,                              Волнообразное движение кисти.

Или ель и белый иней,                       Руки вдоль туловища, пальцы        

                                                            растопырены, кисти чуть в стороны.

    Или сад и облака,                              Руки в кольцо над головой.

Или снежная равнина,                       Руки в стороны от груди.

Или поле и шалаш,                          

                                                            Кисти соединены над головой в виде                

                                                            крыши.

    Обязательно картина                                               Движения – И.Лебедева

Называется «пейзаж»

                            М.Яснов

В. А сейчас подойдите к своим столам, оденьте передники, нарукавники и закончите свои авторские работы.

Вам осталось нарисовать каким бывает снегопад.

Вот и закончилось наше путешествие в зимний, закалдованный сказочный лес. А помог нам совершить это путешествие И.И.Шишкин своей картиной «Зима!

Оценка занятия.

- Перед нами дремучий лес, скованный морозом.

- Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На всех ветках деревьев тяжело лежит снег.

-На переднем плане мы видим поваленные старые стволы деревьев, крупные ветки и маленькие елочки. Все закрывают большие сугробы.

- В правой части леса в глубине густой, частый лес.

- В левой части леса более редкий.

- В глубине леса виден просвет между деревьями, он залит светом.

- Кажется, что лес немой, нет ни человеческого, ни звериного следа. Жизнь замерла в нем.

- Но нет, на одной ветке, мы видим, сидит птица. Она нам кажется сказочной в этом пейзаже.

- Есть в этой картине какая-то загадка. И если вдруг из-за деревьев выдут сказочные герои Морозко, гномик, мы не увидимся.

- Именно в этом замершем лесу, кажется, и происходят все народные зимние сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс 2. Вечерний пейзаж в технике гризайль

Техника рисования мягкими материалами (соус, ретушь) [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7016326","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"640","width":"853"}}]]...

Программа учебного предмета "Литература" для 5-9 классов (базовый уровень). Разработана: Павлуцкой Е.В., Хомченко Н.П., Шишкиной Т.С.

Программа учебного предмета "Литература" для 5-9 классов (базовый уровень). Разработана: Павлуцкой Е.В., Хомченко Н.П., Шишкиной Т.С....

Программа учебного предмета "Русский язык" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Шишкиной Т. С.

Программа учебного предмета "Русский язык" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Шишкиной Т. С....

"Горный пейзаж". Создание декоративной композиции в технике холодного батика. Знакомство с творчеством Н.К.Рериха. Открытый урок.

Знакомство с творчеством Н.К.Рериха. Просморт слайдов. Беседа о цвете, характеристики цвета  (таблицы). Последовательное выполнение работы....

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

данный урок разработан для того, что бы учащийся смог в дальнейшем проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С.Пушкина.Данный урок подойдет для учащихся 3-х классов....

Презентация к уроку А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

Цель:продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина;развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать...