Урок Эпоха Петра
учебно-методический материал
Повторительно-обобщающий урок "Эпоха Петра Великого" на районное методобъединение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_epoha_petra.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно - обобщающий урок по теме «Эпоха Петра I»
Цели урока:
Образовательные:
- приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему
- на основе полученных ранее знаний показать вклад Петра I в дело преобразований;
- сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки.
- показать взаимосвязанность внешней, внутренней и культурной политики в петровскую эпоху
- дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.
Развивающие:
- развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале;
- умения концентрировать внимание; умения выражать свою точку зрения.
- укрепление познавательного интереса к истории, историческим личностям и их деяниям
- формирование и развитие культуры речи учащихся;
- развитие мыслительных способностей учащихся;
- формирование навыков работы в группах и парах.
Воспитательные:
- способствовать привитию интереса к истории России;
- способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;
- способствовать формированию толерантности
- воспитание у учащихся уважения к культуре, традициям своего народа.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о событиях России в начале XVIII века.
- повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
- развивать у учащихся критическое мышление и учиться грамотно вести дискуссию;
- укрепление познавательного интереса к истории, историческим личностям и их деяниям
Эпиграф урока:
"В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни -
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни".
А.С. Пушкин
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя:
Вид урока – повторительно-обобщающий.
Время проведения урока – один урочный час.
Оборудование:
1. Карта «Российская империя в XVIII веке»;
2. Портрет Петра I;
3. Презентация «Эпоха Петра I»
4. Компьютер
5.Мультимедийный проектор
6. Карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий
Форма урока: групповая работа с элементами игры
Класс разделён на 2 группы.
Третья группа – болельщики
Экспертная группа из 3 чел.
Учитель: Времена не выбирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Петр Первый поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Таковы богатство и одаренность его натуры, противоречивость и цельность его характера. Царствование
свое он воспринимал как врученную Богом работу, которую следует делать неутомимо. Он был примером в этом служении Отечеству. Более таких универсальных правителей Россия не знала.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? Каковы цели нашего урока?
( Учитель обобщает ответы детей):
Да, вы правы, наша задача: повторить материал о Петровской эпохе.
Целью нашего занятия будет обобщение всего материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра в истории России.
«Закатилось солнце земли Русской» – эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» – высочайшая оценка, однако, были и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. «Одни прославляют Петра , другие шлют ему проклятья. Для одних – он «чудо», «царь – просветитель», « творец истории», «спаситель Отечества», для других – «чудовище», «злодей», «деспот», «тиран», «антихрист». А третьи очень осторожно подходят к оценке его деятельности (Н.М.Карамзин, С,М. Соловьев, В.О.Ключевский)
Разброс мнений по поводу личности Петра огромен, полярные оценки деятельности встречаешь на каждом шагу: «спас Россию – предал Россию», «мудрый государь – самовластный помещик»… и мы попробуем дать свою оценку деятельности Петра Первого, вспомнив все его реформы.
ПЕТР Алексеевич Романов родился в 1672г в семье Алексея Михайловича.
Он был 14 ребенком в семье. Отец его очень любил, но он умирает в 1676г На престол вступает старший сын Алексея Федор. Ему недолго пришлось править государством. После Федора в 1682 году в борьбе за власть столкнулись две группировки: Милославские ( родственники Ивана и Софьи) и Нарышкины (родственники Петра).На престол возвели сразу двоих: 16 летнего Ивана V и десятилетнего Петра. Царицей должна была стать Наталья Нарышкина, мать Петра но стрельцы отказались присягать Петру и регентшей становится коварная и властолюбивая сестра Софья Алексеевна. Петр с матерью уезжает в село Преображенское.
Там он время не теряет. Петр создает со своими сверстниками «Потешние полки». Они постоянно играют в военные игры, обучаясь военному делу. В 1689 году Петр ссылает сестру в монастырь, т к. она рвется к власти.
Первыми масштабными шагами Петра I были – Азовские походы. и
Великое посольство
Итоги Азовских походов 1695 и 1696 годов:
- Россия получила выход к Чёрному морю;
- положено начало военно-морскому флоту России;
- основан г.Таганрог – первый русский порт на Азовском море.
«Великое посольство» — дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах.
Цели:
- 1) создание союза против Турции;
- 2) приглашение специалистов на русскую службу;
- 3) закупки вооружения.
Практический результат - создание предпосылок для организации союза против Швеции.
События | Содержание |
Реформа армии | Создание регулярной армии(113 тыс. солдат) и флота (900 кораблей) Создание офицерских школ «Устав воинский», «Устав морской» Рекруты- 25 лет службы |
Реформы в экономике | Создание отечественной промышленности: мануфактуры (более 200) меркантилизм протекционизм рост налогов, введение подушной подати изменения в сельском хозяйстве (коса, грабли, овцы, шелковичные черви) посессионные и приписные крестьяне работные люди природоохранные меры |
Государственные реформы | Коллегии Сенат Синод «Табель о рангах» Возможность представителям народа дослужиться до высших чинов |
Строительство каналов, портов, г. Санкт-Петербурга | Укрепление военной мощи государства, развитие торговли Строительство портов, каналов, «города на костях» |
Народные выступления | Астраханское восстание Восстание К. Булавина Башкирское восстание Выступление старообрядцев Выступления работных людей Восстание стрельцов |
Перемены в культуре России | Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев и порядков |
Тест. Экономическая политика Петра I
Вариант 1
| Вариант 2 1.В какую структуру были объединены мастера- ремесленники по приказу Петра I в 1722г.? 1) артели; 2) цехи; 3) команды; 4) товарищества. 2. Главными экономическим отраслями, которым государство отдавало предпочтение в годы правления Петра I, были отрасли, обслуживающие 1) развитие науки; 2) армии и флот; 3) нужды сельского хозяйства; 4) лёгкую промышленность. 3. Выделите один из итогов развития экономики в годы правления Петра I: 1) расширение торговых связей с Европой; 2) сокращение промышленного производства; 3) появление железнодорожного транспорта; 4) отказ от торговли с внешним миром. 4. Какой город стал центром международной торговли России к концу правления Петра I? 1) Архангельск; 2) Санкт- Петербург; 3) Москва; 4) Казань. 5. Какая единица налогообложения была введена в годы правления Петра I? 1) с каждого мужчины; 2) с каждого двора; 3) с каждой семьи; 4) с земельного надела. |
Учитель. На сегодняшнем уроке мы должны узнать, как развивалась Россия в правление Петра I, определить место и значение Азовских походов, Великого посольства, Северной войны, Реформ Петра мы обращаемся к тому времени...
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
- Что подразумевает Пушкин под «бореньями»? (Северная война. 1700-1721гг - между Россией и Швецией.)
- Какую цель преследует Россия, вступая в этот военный конфликт? (Завоевание выхода в Балтийское море.)
- Почему Россия считает 1700 год наиболее удачным периодом для начала войны? (Европа занята войной, 1700 год - мир с Турцией.)
- Какие страны обещают России помощь в войне? (Дания, Саксония.)
- Оправдались ли ожидания Петра? (Нет, Дания выходит из войны в первые месяцы, Саксония становится союзником Швеции.)
- Вспомним, каким был для России первый год войны. (Россия терпит поражение под Нарвой.) Почему? (Слаба, не подготовлена, плохо обучена и вооружена армия России. В ходе сражения иностранные офицеры перешли на сторону противника.)
-А теперь послушайте комментарий историка и постарайтесь объяснить его: «Нарва была первым серьезным поражением русских, сумевших даже поражение превратить в орудие победы». (Россия учла ошибки, Петр начал проведение военной реформы.)
- Какие же преобразования в военном деле были сделаны
Вопросы к документам:
- Чем обеспечивалась комплектация русской армии?
- По какому принципу формировались полки русской армии? (При ответах на вопрос вводятся новые понятия: рекрутский набор, регулярная армия.)
- Почему русскую армию называли самообеспеченной? Как переносил русский солдат лишения военной жизни?
- Что было сделано для создания грамотного офицерского корпуса?
- Какой военный документ обеспечивал единообразную подготовку солдат
- Петр I реорганизовал свою армию?
- Какова роль Петра I как политика, военного руководителя во вновь сложившейся ситуации? (Мудрый политик, военный руководитель здраво оценивал возможности русской армии и в начале Северной войны создал боеспособную, сильную армию.)
каким полководцем был Петр? (Опытным, мудрым. Умело использовал особенности местности, мог предвидеть действия противника.)
Карл XII. Воины! Я призываю вас овладеть этой землей, ее богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!
Петр I. Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришел час решить судьбу Отечества!
Петр, оценивая значение Полтавской битвы, сказал: «Солнце Полтавы». Объясните его слова. (Полтавская битва — переломный момент в ходе Северной войны и в развитии России.)
- Каким государством становится Россия в правление Петра I? (Более сильным государством.) И заслуга в этом царя Петра, впоследствии получившего почетное прозвище Великий.
Положительное в правлении Петра I: Кластер
Великое посольство, создал регулярную армию, открыл Навигационную школу, основал Санкт-Петербург, победа под Полтавой, выход к Балтийскому морю, Россия стала империей, выход к Каспийскому морю, заключил выгодный Ништадтский договор, преобразовал государственную систему, церковь стала частью государственной системы, ввел «Табель о рангах», произвел первую перепись населения, провел административно-территориальное деление, произошел подъем в экономическом развитии страны, создал сильный флот, наладил кораблестроение, проводил политику протекционизма, наладил экспорт, ввел новый календарь, открывались новые школы, стала издаваться первая газета «Ведомости», открывались библиотеки и музеи, Академия наук, развивалась живопись, изменения в быту в лучшую сторону, завозились новые диковинки.
Казнь стрельцов, устранил сестру Софью от власти, не смог завоевать выход к Черному морю, ввел новую систему налогов, подавил восстание в Астрахани, восстание Булавина, жестоко обошелся с царевичем Алексеем.
Учитель на доске приклеивает кластеры вокруг портрета Петра I. положительные и отрицательные действия из сказанного лириками и критиками. На доске должна появиться схема.
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: "То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
Пётр был одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от правителей, которые правили до него, поскольку был склонен к реформаторству и был уверен, что правитель это не бог и должен учиться на опыте своём и чужом. Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.
Ученики называют:
• борьба со Швецией за восточный балтийский берег,
• завершение переустройства войска в регулярную армию,
• развитие промышленности, торговли.
Учитель: Давайте проверим насколько хорошо вы помните события эпохи Петра Первого. (Работа с презентацией.) Молодцы!
Учитель: Петру I было посвящено много произведений литературы. Русские писатели возвеличивали Петра, одним из них был А. С. Пушкин.
На сегодняшнем уроке у нас есть возможность самим принять решение: защитить или обвинить Петра, признать его Великим, «Чудом» в истории России или назвать его «Чудовищем». И ответить на вопрос: « … Что такое Пётр: чудо или чудовище…» Обращение к эпиграфу
Сейчас каждая группа получает документ - характеристику Петра I разных исторических деятелей. Ваша задача – проанализировать документы.
Первая группа будет на основе документов и знаний добывать информацию по защите Петра (адвокаты), а вторая группа постарается доказать, что Петр «Чудовище».(прокуроры).
Работа с кейсами.
Помним, что высказывая свою точку зрения нужно соблюдать правила.
Правила дискуссии
1. Выслушай оппонента до конца.
2. Умей задавать вопросы.
3. Умей отвечать на вопрос.
4. Умей понимать оппонента.
5. Защищай идею, а не личность.
6. Анализируй, делай выводы.
Дуэль точек зрения. Каждая группа высказывает своё мнение и аргументирует его.
Учитель: А теперь настало время обратить внимание на ваши цветограммы.
Предложено было 3 цвета:
Красный – положительная оценка
Зеленый – нейтральная оценка
Синий – отрицательная оценка. Голосуем!
Ребята, объясните, пожалуйста, почему вы так оценили?
- А хотели бы вы жить в петровское время и быть дворянином, крестьянином?
Учитель:
Мы выслушали выступления учащихся и пришли к выводу, что личность Петра I весьма противоречивая. Как сказал А.И.Герцен “и гений, и палач”. С одной стороны, это очень жестокий монарх. Простому народу жилось очень тяжело. При Петре I налоги и подати выросли в 3 раза. Неслучайно, именно в правление Петра I прокатилась волна народных выступлений. НО Проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Россия стала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать в течение двух столетий.
Рефлексия
Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?
-Как мы работали?
- Что мы сегодня повторили?
- Что нового, необычного было на занятии?
- Что показалась наиболее сложным?
- Сформировалось у вас свое отношение к Петру 1?
Решаем тест и отмечаем отношение к уроку.
Домашнее задание: составить кроссворд на 10 слов по эпохе Петра или написать письмо из прошлого.
8.Подведение итогов. Выставление оценок.
9.Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме (не менее десяти слов).
Вывод: петровские реформы , проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.. Народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора. Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
Личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
Приложение к уроку:
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКАМ:
- .Кого в Российской империи называли “оком государевым”? генерал-прокурор
- Какой орган ведал церковными делами после отмены патриаршества (Святейший правительствующий Синод 1700)
- Что такое кунсткамера
- С какой страной воевал П1 в Северной войне и как звали ее короля
- В каком году был основан С-П (1703)
- Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)
- “В честь какого события вы приказали выбить медаль с надписью “Исшед вон, плакася горько”.
- Название этой крепости трижды менялось. Произнесите эти названия.
- Ответ: Орешек, Нотебург, Шлиссельбург (Ключ-город). Взят 11.10. 1702г.
- Какой орган ведал церковными делами после отмены патриаршества (Святейший правительствующий Синод 1700)
- Какое отношение имела Софья к Петру I
- Как звали твоих родных братьев (Иван, Федор)
- Сколько коллегий было введено при Петре 1? (11)
- В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
- В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое “окно” было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – “окно в Европу” – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)
- Мануфактура –предприятие, основанное на разделение труда, с использованием наемной рабочей силы, но с применением ручного труда.
- Высший ранг чиновника в гражданской службе. Ответ. 1класс или ранг – канцлер.
- Тот « За шведских учителей»?
- Петр I в конце 17 века создавал “кумпанства”. Что это такое? (Организации, в которые включились дворяне, духовенства, горожане, для постройки кораблей будущего флота.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"
В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ ПЕТР I НАЗВАН ВЕЛИКИМ»...
Брейн-ринг "Эпоха Петра Великого"
Игра составлена на основе популярной телепередачи "Брейн - ринг". Разработку можно использовать для учебного занятия, для проведения внеклассного мероприятия. Она не только позволяет в интересной игро...
3.1. Открытый урок № 1 «Петр I и его реформы».
3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)...
Методическая разработка урок-квиз Эпоха Петра
Урок-квиз по теме «Эпоха Петра» предназначен для организации обобщения знаний, необходимых для усвоения и обобщения знаний в рамках учебной дисциплины История. Ссылка на разрабо...
"Известный неизвестный Петр I" (Указы Петра I по развитию сельского хозяйства России)
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 350-летию Петра I....
Транспорт в эпоху Петра I
Транспорт в эпоху Петра I. Данная презентация подготовлена к 350-летию со дня рождения Петра Великого I. Для студентов техникума железнодорожного транспорта, изучающие такие дисциплины как транспортна...
Методическая разработка урока: "Эпоха Павла Первого"
Методическая разработка урока "Эпоха Павла Первого" для студентов первого курса СПО включает в себя методические рекомендации, план и конспект урока, рассчитанного на 2 академических часа....