3.1. Открытый урок № 1 «Петр I и его реформы».
материал
3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)
Экспертный лист оценивания, протокол посещения и разработка открытого урока "Петр 1 и его реформы" для студентов первого курса на базе основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспертный лист "Петр 1 и его реформы" | 618.22 КБ |
Протокол посещения урока "Петр 1 и его реформы" | 1.45 МБ |
Технологическая карта "Петр 1 и его реформы" | 29.91 КБ |
Разработка урока "Петр 1 и его реформы" | 51.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Петр I и его реформы».
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Организационный этап.(2мин) 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.) Повторение пройденного материала (15мин) | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | На доске вывешены портреты исторических личностей. Вы их узнали? Кто это? Мы на протяжении нескольких уроков говорили с вами о Петре I. Давайте поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую? (5 мин). | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов. Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов. | Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах | Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание) |
4. Рассмотрение новой темы (25) 5.Работа в группах(27) | Поиск решения учебной задачи. Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Отработки способа. | -Тема нашего урока «Петра I и его реформы», на котором нам предстоит определить значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны. -Работа над эпиграфами (Слайд) Зачитать эпиграф, вопрос: Обратите внимание на эпиграфы урока. Это знаменитые пушкинские строки. Кому они посвящены? Как характеризуют данные строки личность и деятельность Петра I? -Слово преподавателя: Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене «истиннорусским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой». В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям- ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века, воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: (слайд ) «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее». 4. Изложение нового материала 1. Сообщение студента Ботоева Дарья «Личность Петра I, детство, приход к власти» 2. Сообщение студента Кыргыс Янзоо «Великое посольство» (Сообщения студенты делают с сопровождающей презентацией) 3.После прослушивания сообщений ответить на вопросы: 4.Назовите период правление Петра I (1682 - 1725) 1.Кто правил в период несовершеннолетия Петра с 1682 — 1689гг. (Софья) 2.Какие полки носили название гвардейские? (Семеновский и Преображенский) 3.В чем была цель поездки Великого Посольства? (поиск союзников против Турции; познакомиться с промышленностью и военным делом, с культурой и обычаями европейцев) 4. Каковы результаты деятельности Великого Посольства? (В Россию приглашено 800 мастеров разных специальностей. Петр и его сподвижники многому научились, увидели достижения европейской цивилизации) 5. Какую цель поставил перед собой Петр возвращаясь в Россию? (Превратить свою страну в такую развитую, просвещенную и сильную, как европейские страны)
4. Давайте мы с Вами рассмотрим внутренние преобразования Петра I, попробуем понять значение петровских реформ в истории России, дать характеристику личности Петра Великого. Для этого мы с Вами разделились на подгруппы, каждая получила тексты и исторические документы (Приложение 1), составляете свою часть кластера, затем добавляем ее на общий кластер на доске. Также каждой группе даны документы, где известные историки писали о личности Петра I, после составления кластера, ответить на вопросы по этим источникам (Приложение 2) | Отделяют главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. Заполняют кластер. Проводят коллективное исследование; Приводят как можно больше аргументов в защиту своей точки зрения. | Презентуют свой кластер. Участвуют в обсуждении содержания материала Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Класс делится на 5групп. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой. Группы использует в своем поиске отобранные книги, справочники и энциклопедии. Отстаивают свою точку зрения. |
6. Закрепление (5) | Коррекция отработки способа. | А теперь для закрепления знаний выполним небольшое тестовое задание. (Приложение №3) | Выполняют тест, оценивают результат. |
| Самопроверка. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин) | Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Предлагаю вам ответить на вопрос: "Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?" | Пригодятся. Мы не будем столь категоричны в оценке проводимых реформ в нашу современность. Это учит нас, что любое событие или явление следует рассматривать с разных сторон и пытаться оценить объективно. | Мы поняли, что у каждого из нас также есть право на свою оценку исторических деятелей, тех или иных событий при условии, что мы, как и наши ученые, сможем ее доказать. | |
Выставление оценок Домашнее задание (5 мин) |
| Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание в тетрадь. |
|
|
Предварительный просмотр:
3.1 Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.
Автономная некоммерческая образовательная организация
«Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации»
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Петр1 и его реформы»
«Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Составитель: Монгуш Елена Чечен-ооловна, преподаватель истории АНОО ПО «Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации» по учебному предмету история.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: комбинированный урок с использованием современных образовательных и информационных технологий, с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности
Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, методы развивающего обучения
Оборудование: учебник, интерактивная доска (проектор), компьютер, тексты исторических документов и задания к ним, тексты для чтения, презентация «Эпоха петровских преобразований», тестовые задания
Цели:
Образовательные: Создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра I, определить особенности курса Петра I. Углубить представления студентов о реформах Петра I, комплексе причин, их вызвавших, содержании преобразований и последствиях.
Воспитательные: Создать условия для воспитания любви к истории страны, для воспитания патриотизма, нравственности, ориентировать учащихся на гуманистические ценности. Формировать у учащихся толерантность, способность рассматривать события с точки зрения их обусловленности, дать возможность вырабатывать собственное отношение к событиям прошлого
Развивающие: Способствовать формированию общих компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в коллективе и команде, ориентироваться в условиях частой смены технологий.
Создать условия для развития критического мышления, для развития умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией.
Планируемые результаты:
Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.
Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;
Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;
УУД:
Личностные:
Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)
Познавательные:
Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.
Коммуникативные:
Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах
Эпиграф к уроку:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
Структура урока
- Организационный момент: (2 мин)
- Объяснение хода урока (3 мин)
- Повторение пройденного материала (15мин)
- Изложение нового материала, видео-фильм и презентация (25мин)
- Работа по подгруппам (27 мин)
- Закрепление (5мин)
- Подведение итогов (5мин)
- Домашнее задание и выставление оценок (5мин)
Ход урока
Организационный момент:
1.Приветствие, проверка готовности группы к занятию, создание рабочей обстановки в группе.
2 Ребятам разъясняется, как будет построена работа на паре (обучающиеся будут работать в подгруппах, в итоге урока у каждого студента в тетрадях должен будет заполнен кластер по теме урока. Кластер будет заполняться поэтапно: каждая подгруппа будет заполнять свою часть, готовить ответы на вопросы по своей теме, после чего будет демонстрировать свою работу для всех, записывать на доске свою часть кластера, чтоб другие смогли зафиксировать ее у себя в тетради)
3. Группа делится на 5 подгрупп (столы расставляются заранее)
4. Каждая группа получает задание: ответить на проблемные вопросы, составить часть кластера по одному из направлений: а) реформы в области экономики; б)военная реформа; в)реформы государственного управления; г)реформы в сфере культуры; д)социальные реформы
Группам раздаются конспекты, исторические документы согласно их теме
5. Урок сопровождается презентацией
2. Объяснение хода урока
3.Повторение пройденной темы.
Ребята, на прошлом уроке вы писали контрольную работу. Сообщение оценок. Анализ работ. Сейчас проведем работу над ошибками. Давайте будем отвечать на вопросы. Вопросы: 1. Поработаем с основными понятиями. 2. Внешняя политика Ивана Грозного. 3. Смута в России. 4. Первые Романовы. Социальные движения второй половины 17 в. 5. Внешняя политика 17 в.
4. - Слово преподавателя: Сегодня нас ожидает очень большая работа, поэтому настраиваемся на нее, чтобы максимально усвоить материал и получить хорошие оценки за урок.
- Сегодня нам предстоит работа в группах и по мере изучения нового материала мы с Вами будем составлять кластер по теме.
Вступительное слово преподавателя: (Слайд - тема урока, портрет Петра I)
-Тема нашего урока «Петра I и его реформы», на котором нам предстоит определить значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны.
-Работа над эпиграфами (Слайд )
Зачитать эпиграф, вопрос: Обратите внимание на эпиграфы урока. Это знаменитые пушкинские строки. Кому они посвящены? Как характеризуют данные строки личность и деятельность Петра I?
-Слово преподавателя:
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене «истиннорусским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям- ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века, воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: (слайд ) «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».
4. Изложение нового материала
1. Сообщение студента Ховалыг Севил «Личность Петра I, детство, приход к власти»
2. Сообщение студента Куулар Азияна «Великое посольство» (Сообщения студенты делают с сопровождающей презентацией)
3.После прослушивания сообщений ответить на вопросы:
4.Назовите период правление Петра I (1682 - 1725)
1.Кто правил в период несовершеннолетия Петра с 1682 — 1689гг. (Софья)
2.Какие полки носили название гвардейские? (Семеновский и Преображенский)
3.В чем была цель поездки Великого Посольства? (поиск союзников против Турции; познакомиться с промышленностью и военным делом, с культурой и обычаями европейцев)
4. Каковы результаты деятельности Великого Посольства? (В Россию приглашено 800 мастеров разных специальностей. Петр и его сподвижники многому научились, увидели достижения европейской цивилизации)
5. Какую цель поставил перед собой Петр возвращаясь в Россию? (Превратить свою страну в такую развитую, просвещенную и сильную, как европейские страны)
4. Давайте мы с Вами рассмотрим внутренние преобразования Петра I, попробуем понять значение петровских реформ в истории России, дать характеристику личности Петра Великого. Для этого мы с Вами разделились на подгруппы, каждая получила тексты и исторические документы (Приложение 1), составляете свою часть кластера, затем добавляем ее на общий кластер на доске. Также каждой группе даны документы, где известные историки писали о личности Петра I, после составления кластера, ответить на вопросы по этим источникам (Приложение 2)
5. Работа в группах
Примерные части кластера:
Реформы Петра I:
- Военные реформы.
а) создание регулярной армии;
б) создание военно-морского флота;
в) основание Санкт-Петербурга и Кронштадта.
- Экономические реформы.
а) создание отечественной промышленности;
б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма, денежная реформа.
- Социальные реформы.
а) дворянство;
б) крестьянство и налоговая реформа;
в) городское население и городская реформа.
- Политические реформы.
а) понятие камерализма;
б) создание Сената и прокуратуры;
в) создание коллегий;
г) губернская реформа;
д) упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;
е) провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии (самодержавия).
- Реформы в сфере культуры.
а) введение нового календаря;
б) создание системы светского образования;
в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.
Защита своей части кластера, отражение ее на интерактивной доске
Значение петровских преобразований, оценка личности самого Петра I уже с XVIII века и по настоящее время служат предметом острых дискуссий в обществе
-А сейчас мы узнаем, что же говорили известные историки о Петре 1.
Историки о Петре I (каждая группа зачитывает свой документ и отвечает на вопрос) – (Слайды: «Высказывания историков»)
Вопросы для беседы по документам для всех групп:
1) Что привлекает историков в личности Петра I?
2) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?
6. Закрепление изученного материала
1. Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны.
(Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора)
2.Тестовое задание (Приложение 3)
7. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание (учитывая собственные оценки студентов, работу на уроке и правильность решения тестовых заданий)
Преподаватель: - Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока?
-Как вы считаете, всё ли задуманное нам удалось реализовать?
- Что показалась наиболее сложным?
- Сформировалось ли у вас личное отношение к личности Петра 1?
-Попробуйте выразить ее с помощью синквейна
Пример: Император
Умный, работящий
Воевал, создавал, реформировал
Вывел Россию вперед
Реформатор
-Какие уроки можно извлечь, изучив время правления Петра? Нужны ли реформы? Как их проводить? (Правительство может и должно проводить реформы, если в них есть необходимость. Но, начиная реформы, нужно думать об интересах всего общества, чтобы всем жилось лучше)
Заключительное слово преподавателя:
Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, т. е. спустя 170 лет после первого (1705).Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.
(Слайд ) А. М. Горький говорил: «Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». Так что, давайте будем с вами изучать прошлое и стараться брать только хорошее.
7.Домашняя работа для студентов
Деятельность Петра I оценивается неоднозначно. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Эти споры продолжаются и по сей день. В чем же суть спора?
Существуют 2 точки зрения
Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.
Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.
Определите, сторонником какой позиции вы являетесь. Результат своих размышлений и аргументы запишите в тетрадь в виде сочинения – эссе (задание проектируется на доске)
Приложение 1.
1. Военные реформы.
а) создание регулярной армии;
б) создание военно-морского флота;
в) основание Санкт-Петербурга и Кронштадта.
Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности, согласно которой крестьянские и посадские общины (представители податных сословий) примерно с 20 дворов обязаны были поставить рекрута для пожизненной службы в армии. Раннее существовавшие войска упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Были сформированы солдатские пехотные и драгунские конные полки. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск. Были созданы инженерные войска в составе артиллерии. Для управления вооруженными силами учреждались военная и адмиралтейств-коллегии, на военное время вводилась должность главнокомандующего. Было введено единое вооружение: ружья – мушкеты с ударно-кремневым замком, пистолеты, сабли-палаши. Для метания ручных гранат создали специальные отряды гренадеров. Введен единый военный штандарт – российский триколор с изображением двуглавого орла, на флоте – андреевский синий крест на белом фоне. Была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров служили Семеновский и Преображенский полки, Морская академия. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Воинский артикул 1715 г. определял военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были закреплены в воинском и морском уставах (1716 г. и 1720 г.).
1703 г. – основание и начало строительства Петербурга по особому плану. Для защиты Петербурга с моря основана морская крепость Кроншлот (Кронштадт). В 1713 г. столица России была перенесена из Москвы в Петербург. В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.
2. Экономические реформы.
а) создание отечественной промышленности;
б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма, денежная реформа.
Промышленность.
Целью экономических преобразований Петра I в экономике было: 1. Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением. 2. Создание и развитие мануфактурной промышленности. 3. Развитие внутренней и внешней торговли. С 1695 по 1725 годы было создано 200 мануфактур разного профиля, 75 металлургических заводов к середине 18 века. Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Характер, темпы и специфику развитее промышленности «индустриализация по – петровски» предопределило участие России в Северной войне. Мануфактуры делились на казенные, купеческие и вотчинные. Рабочей силой на предприятиях стали приписные и посессионные (покупные с 1721 г.) крестьяне в форме принудительного труда на мануфактурах. Также использовался и вольнонаемный труд – работные люди, квалифицированные работники. Особенностью государственных мануфактур было обеспечение сбыта продукции в лице заказчика – государства, использование принудительной и дешевой рабочей силы, отсутствие естественной конкуренции. Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства. Для увеличения объема и качества ремесленного производства Петр I учредил Главный магистрат (ссуды, сырье, сбыт). В 1722 г. в городах было введено цеховое устройство (контроль за качеством и количеством, уплата податей). Следствием этих особенностей являлось незаинтересованность в техническом росте, консервация феодально-крепостнических порядков.
Торговля.
В области торговли вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров. С 1 января 1705 г. была введена монополия на соль и табак. Товарами казенной торговли также были лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, меха, парусное полотно, железо, что значительно пополняло казну. Поощрялось создание купеческих предприятий. Частным предпринимателям на льготных условиях государство передавало фабрики и заводы, а также предоставляло привилегии – такие как монопольное право на продажу того или иного товара. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки – Макарьевская, Ирбитская, Свинская. Большое внимание уделялось развитию водных путей. Началось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского.Во внешней торговле проводилась политика меркантилизма (преобладание экспорта над импортом) и протекционизма (защита внутреннего рынка, установление высоких таможенных пошлин на ввозимые товары). 1724 г. – принятие протекционистского Таможенного тарифа.В 1711 г. была проведена денежная реформа: чеканка серебряной и медной монеты.
Экономические преобразования Петра I носили противоречивый характер: с одной стороны была создана мощная экономическая база, с другой стороны были существенно приостановлены тенденции капиталистического развития страны.
3. Социальные реформы.
а) дворянство;
б) крестьянство и налоговая реформа;
в) городское население и городская реформа.
Дворянство
При Петре I происходит складывание единого класса феодалов – дворянства. Этому процессу содействовал «Указ о единонаследии» 1714 г. Согласно указу дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян. Они были обязаны получить образование и служить в армии, на флоте, на государственной службе. За это за ними сохранялось право частной собственности на землю, крепостных крестьян. Передавать земельное владение по наследству можно было только одному сыну. Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалование и становилась чиновниками.Основы государственной службы были положены изданием «Табеля о рангах» в 1722 г., который определил прохождение военной и гражданской службы по 14 классам-рангам (чинам). Все чины делились на четыре категории: воинские, морские, штатские, придворные. Служба предоставляла возможность получить дворянское звание.В дополнение к наследственным княжеским титулам, Петр I ввел в России и графские титулы.
Крестьянство и налоговая реформа
При Петре I в 1722 г. был образован разряд государственных крестьян, объединивший по тягловому принципу однодворцев южных уездов, черносошных крестьян Севера, «пашенных людей» Сибири, нерусских народов Поволжья, которые не находились в крепостной зависимости. В 1718 г. была проведена перепись всего мужского населения для составления списка налогоплательщиков («ревизские сказки», «ревизские души»). Вводилась подушная подать в виде прямого денежного налога, согласно которому помещичьи крестьяне платили 74 копейки в год, государственные крестьяне, посадские люди – 1 рубль 14 копеек в год. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян, гулящих людей, а также холопов, которые тоже стали платить подушную подать.В 1724 г. был установлен паспортный режим.
Городское население
В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, сословный орган городского управления, согласно которому все жители города были разделены на регулярных (имущих) и нерегулярных (неимущих) граждан. Регулярные делились на 2 гильдии. В первую гильдию входили купцы, промышленники, банкиры, врачи, аптекари, живописцы, ювелиры. Во вторую гильдию - ремесленники, средние и мелкие торговцы. В особую гильдию входили купцы – владельцы мануфактур и купцы, занимавшиеся внешней торговлей, которых освобождали от службы и налогов.
Реформы в социальной сфере привели к перестройке сословий и увеличению их обязанностей, права же при этом увеличились только у дворян.
4. Политические реформы.
а) понятие камерализма;
б) создание Сената и прокуратуры;
в) создание коллегий;
г) губернская реформа;
д) упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;
е) провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии (самодержавия).
Камерализм
Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, характерными чертами которого было создание учреждений, специализирующихся в какой-либо области, а также устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, установления единообразных штатов и жалований.
Создание Сената и прокуратуры
Петр Iупразднил Боярскую думу и в 1711 г. учредил Правительствующий Сенат – верховный орган управления страной, состоящий из 9 сановников, назначаемых царем. Сенату предписывалось разрабатывать законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Решения Сената принимались коллегиально. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору (П.И. Ягужинскому), которого Петр I назвал «оком государевым». Так в России зародилась прокуратура – государственный орган наблюдения за исполнением законов в стране.
Создание коллегий
В 1718 – 1721 гг. на смену системе приказов пришли коллегии, созданные по шведскому образцу, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:
- коллегия чужестранных (иностранных) дел
- воинская коллегия
- адмиралтейская коллегия
- камер-коллегия (сбор государственных доходов)
- штатс-коллегия (расходы государства)
- ревизион-коллегия (контроль за расходами государства)
- берг-коллегия (горная промышленность)
- мануфактур-коллегия (легкая промышленность)
- юстиц-коллегия (гражданское судопроизводство)
- вотчинная коллегия (регулирование имущественных отношений дворян)
- духовная колегия (Синод)
На правах коллегий существовали Главный магистрат, Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия, Преображенский приказ и сменившая его Тайная канцелярия (карательный орган, расследующий государственные преступления).
Губернская реформа.
Одновременно с укрупнением центрального аппарата управления началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Во главе стоял губернатор – ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены на 50 провинций, во главе с воеводой, а провинции на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан.
Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.
Упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода
Крупнейшим феодалом в России, сохранившим политическую самостоятельность, несовместимую с абсолютизмом, оставалась церковь. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Местоблюстителем патриаршего престола без патриарших полномочий был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Было упразднено патриаршество, для управления церковью учрежден Святейший правительствующий Синод, за деятельностью которого надзирал обер-прокурор Синода (И.В. Болдин), которому подчинялась канцелярия и церковные фискалы. Все имущество церкви (финансы, земли, крестьяне) находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду.
Церковь лишалась относительной самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата. Требование раскрытия тайны исповеди в интересах государства подрывала авторитет церкви в народе.
Провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии (самодержавия).
Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20 артикуле воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает…»
По подписании Ништадтского мира 22 октября 1721 г. Сенат присвоил Петру I титулы «Император», «Отец Отечества», «Великий». Россия становится империей.
Апофеозом абсолютизма стал указ Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 г., согласно которому государь мог сам назначать себе преемника, а также изменять свой выбор. Следствием этого стала целая эпоха дворцовых переворотов.
5. Реформы в сфере культуры.
а) введение нового календаря;
б) создание системы светского образования;
в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.
Введение нового календаря
Согласно указу Петра I о введении в России нового летоисчисления от 20 октября 1699 г. новый год начинался с 1 января 1700 г. по юлианскому календарю. Счет времени начинался не от мифического сотворения мира, а от Рождества Христова. В России появилась елка, Дед мороз, новогодние праздники. Старое летоисчисление было сохранено лишь для церкви.
Создание системы светского образования
При Петре I впервые делается акцент на создание светской школы, проблемы образования становятся частью государственной политики. На смену вере и религиозным ценностям приходит просвещение и рациональное познание. Богословские предметы в школе уступили место естественно - научным и техническим предметам: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Первыми появились навигацкая школа (1701 г.), на базе которой в 1715 г. возникла Морская академия. Артиллерийская школа (1701 г.), медицинское училище (1707 г.). Для подготовки кадров в мануфактурной промышленности были организованы горнозаводские училища. Для детей провинциальных дворян, чиновников, духовенства в каждом губернском городе была открыта начальная «цифирная школа» согласно приказу Петра I 1714 г. В 1703 г. был издан первый русский учебник математики «Арифметика» Леонтия Магницкого. В 1708 г. вместо церковно-славянского был введен гражданский шрифт, вместо русских буквенных обозначений цифр – арабские цифры. В 1705 г. была организована в Москве первая гражданская типография. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». По инициативе Петра I в Петербурге началось создание первого в России музея – Кунсткамеры. Огромное значение для науки имело учреждение в 1724 г. Петербургской Академии наук.
Внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.
Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало». Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная его замена «светскостью» и рационализмом. В 1718 г. был издан указ Петра I о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч.
Культурные преобразования в целом были весьма значительны и приблизили Россию к Европе. С другой стороны была ограничена свобода людей, а личность подчинена государству.
Приложение 2
Дидактические материалы по оценке реформ и личности Петра I.
· "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
Задание: На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
· "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?
·
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
· «На весь XVIII век и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень – Петра Великого – императора-реформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы рождены самой логикой исторического развития XVII в....– всё равно нельзя отрицать, что именно Пётр стал создателем новой России» Бушуев Сергей Владимирович (историк, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки).
Вопрос: Как оценивает С.В. Бушуев личность и деятельность Петра I?
· "Стремление к просвещению, заимствованию всего полезного от Европы было и до Петра... Что же нового внесло знаменитое преобразование?.. О, много! Россия точно была преобразована; вместо самостоятельности явилась подражательность... Прежнее стремление усвоить себе чужое заменилось новым стремлением усвоиться чужому... Во всех своих полезных действиях Петр был только продолжателем, а во всем остальном - преобразователем".(К. С. Аксаков, 1856)
Вопрос: Как оценивает К.С. Аксаков деятельность Петра I?
· "Пусть скажут мне безусловные противники Петра, кого противопоставили бы они Карлу XII на полях полтавских. Нет, некогда было ожидать тогда органического развития, а надо было спасать как-нибудь и во что бы то ни стало. Петр спас древнюю Россию..." (М.П. Погодин, 1863)
Вопрос: Как оценивает М.П. Погодин деятельность Петра I?
· "Болезнь русского общества заключалась в варварском начале косности, в стремлении как можно меньше делать и жить на чужой счет: отсюда главный деятель переворота, Петр, явился олицетворением противоположного начала, начала труда, явился вечным работником на троне, по выражению поэта; отсюда ожесточенное преследование праздности, тунеядства, отбывания от службы".(С. М. Соловьев, 1861).
Вопрос: Как оценивает С.М. Соловьев личность и деятельность Петра I?
· "Все видят, как этот неутомимый труженик, одетый в скромный сюртук военного покроя, с утра до вечера отдает приказания и учит, как надо их выполнять; он кузнец, столяр, инженер, архитектор и штурман. Его видят везде, без свиты - разве только с одним адъютантом, - возвышающегося над толпой благодаря своему росту".(А. И. Герцен, 1850).
Вопрос: Как оценивает А. И. Герцен личность и деятельность Петра I?
· "Петр Великий прежде, нежели завел в России первую типографию, должен был сам нарисовать формы новых букв; прежде, нежели увидел первый печатный лист, должен был своими державными руками править корректуру; прежде, нежели увидел обученное войско, должен был собою показать идеал повиновения; прежде, нежели увидел успех военных укреплений и флота, должен был сам быть и кузнецом, и плотником, и слесарем, и столяром, словом, всем".(В. Г. Белинский, 1836).
Вопрос: Как оценивает В.Г. Белинский личность и деятельность Петра I?
· Записки датского посла Юста Юля о Петре
«…Царь как главный корабельный мастер(должность за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было рубил топором, коим владел искуснее, нежели прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфях офицеры ежеминутно пили и кричали. Достойно замечания, то, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку спросил его начинать ли, только по получении утвердительного ответа снова надел её, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь высказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам. В основании такого образа действий лежит здравое начало: царь своим примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны в отношении своего начальника….Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок с собой. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать фигуры…»
Вопрос: Что понравилось датскому посланнику в Петре I?
Приложение 3
Тест
1. Целью Великого посольства Петра I в 1697 г. было стремление:
а) найти союзников против Турции; б) заключить династический брак;
в) познакомить мир с русской культурой; г) найти союзников против Швеции.
2.«Табель о рангах» 1722 г:
а) устанавливала обязательность службы дворян;
б) отменяла сословные привилегии;
в) отменяла крепостное право;
г) наделяло крестьян землей.
3. Когда состоялось Полтавское сражение?
а) В 1480г.; б) в 1612 г.; в) 1709 г.; г) 1721 г
4. Что называется политикой протекционизма?
а) захват новых территорий;
б) освоение новых посевных площадей
в) превышение ввоза товаров над вывозом;
г) поддержка отечественной экономики.
5.Установите соответствие между датами и событиями.
1. 1682-1725 гг. а. Учреждение Сената
2. 1711 г. Б. Принятие Табеля о рангах
3. 1722 г. В. Ништадтский мир
4. 1721 г. Г. Правление Петра 1
5. 1714 г. Д. Указ о единонаследии
6.Какие из названных ниже органов государственной власти появились в России в ходе реформ Петра?
а) Государственная дума
б) Сенат
в) Магистраты
д) Приказы
е) Земские соборы7.Что создается в Годы Петровских реформ?
а) Синод; б) воеводства;
в) Боярская Дума; г) приказы.
8. Впервые в истории России военно-морской флот был создан:
а) в XVI веке; б) в XVII веке;
в) в начале XVIII века; г) в XIX веке.
9.В результате издания указа о единонаследии в 1714 г.:
а) изменился принцип престолонаследия;
б)дворянство лишилось привилегий;
в) отменены сословные различия;
г) все дворянские поместья превращаются в вотчины.
10. Причиной Северной войны явилось стремление России:
а) получить выход к Балтийскому морю; б) расширить территорию на юге;
в) завоевать побережье Черного моря; г) продвинуться на восток
11. Первая печатная газета, появившаяся при Петре 1называлась
а) «Вести»
б) «Ведомости»
в) «Куранты»
г) «Свобода»
12. В основу комплектования армии при Петре I была положена:
а) всеобщая воинская повинность; б) служба по контракту;
в) рекрутская система; г) желание служить.
13. Создание Петром I Святейшего Синода:
а) привело к церковному расколу;
б) увеличило самостоятельность церкви;
в) означало введение свободы вероисповедания;
г) ликвидировало самостоятельную политическую роль церкви.
14. К чему привела победа России в Северной войне?
а) к выходу к берегам Черного моря; б) к потере Россией независимости;
в) к завоеваниям территорий в Сибири; г) к выходу к берегам Балтийского моря.
15. «Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи…». Это выдержка из
а) «Устава воинского»
б) «Юности честное зерцало»
в) «Правде воли монаршей»
г) «Русская Правда»
16. Собрание дворян петербургского общества называлось
а) ассамблеей
б) балом
в) вечеринкой
г) походом.
17. Главным содержанием реформ в области культуры и быта при Петре I было:
а) создание письменности; б) учреждение Сената;
в) становление и развитие светской культуры; г) введение всеобщего образования.
18. Что было образовано в ходе Петровских реформ?
а) Приказ; б) Сенат; в) Земский собор; г) Кабинет министров.
19. К чему привели Азовские походы Петра I?
а) к военному поражению Турции; б) к присоединению к России Крыма;
в) к завоеванию Азова русскими войсками; г) к завоеванию Смоленска.
20. Установите соответствие между датами и событиями.
1)1700 г. а) «Табель о рангах»
2)1710 г. б) «Ведомости»
3)1718 г. в) Новое летоисчисление
4)1714 г. г) Создание Сената
5)1724 г. д) Создание Синода
6)1721г. е) Создание коллегий
7)1711 г. ж) Основание Кунсткамеры
8)1722 г. з) Учреждение Академии наук
9)1703 г. и) Введение гражданской азбуки
.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»
Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...
Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"
В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ ПЕТР I НАЗВАН ВЕЛИКИМ»...
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа.
Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа. Здравствуйте, меня зовут Казарина А.А., я преподаватель истории ГБПОУ СО «Хвалынский агропромышленный лицей». Сегодня нам с вами предстоит стать уча...
Урок Петр Великий: тиран или реформатор?
Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться еще на пол...
Методическая разработка открытого мероприятия Диспут на тему: Пенсионная реформа РФ «За» и «Против»
Методическая разработка открытого мероприятия Диспут на тему: Пенсионная реформа РФ «За» и «Против»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста по теме: Вклад Петра I в профессиональный этикет
В общем смысле этика - это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы ...