Методическая разработка урока: "Эпоха Павла Первого"
методическая разработка
Методическая разработка урока "Эпоха Павла Первого" для студентов первого курса СПО включает в себя методические рекомендации, план и конспект урока, рассчитанного на 2 академических часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_uroka_epoha_pavla_pervogo.docx | 232.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Название ресурса | Методическая разработка урока, план и конспект к теме: «Эпоха Павла I (1796 – 1801 гг.)» | |
Планируемые результаты | - формируется Способность выделять главную мысль при получении новой информации; Умение сопоставлять исторические факты и находить причинно-следственные связи. Умение самостоятельно работать с материалом Представление о роли России в освобождении Европы от французских войск. Представление об общей картине происходящих событий в мире на рубеже 18 – 19 веков и об особенностях развития Франции, России и Великобритании в эпоху войн второй антифранцузской коалиции. Умение применять знания о главных действующих лицах: Павле 1, Александре I, Суворове А.В., и т.д. в поликультурном общении. Умение вести диалог, обосновывая свою точку зрения в дискуссии, например, на тему «О неоднозначности оценки личности Павла I ». Сопоставлять исторические события и портреты с их литературными и живописными образами. Например: - сюжет картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»; Научное представление о важности тактики, разумного компромисса и системы ценностей в условиях ведения войны. Патриотизм и чувство ответственности пред Родиной за ее настоящее. Уважительное отношение к православной культуре и нравственным ценностям прошедшей эпохи. Способность критически оценивать информацию, полученную из разных источников. Умение прогнозировать последствия экономических и политических решений. -развивается Абстрактное и ассоциативное мышление; Умение обобщать; Навык самостоятельной работы; - улучшается Возможность восприятия информации; Зрительная память; Повышается интерес к теме урока. | |
Дисциплина | История России | |
Место проведения | Кабинет 304 | |
Группа | 111 | |
Тип | Комбинированный урок | |
Автор | Баженова Е.П. | |
Образовательное учреждение | СПБ колледж информационных технологий | |
Используемая технология | технология проблемного обучения | |
Рекомендации поиспользованию | Использование ЭОР на уроке позволяет: - предоставить материал в наглядной игровой форме; - составить вопросы разного уровня сложности. | |
Краткое описание | Цель: 1. Сформировать представление о Российской империи конца 18 века. 2. Получить информацию об исторических личностях в контексте событий внешней политики империи.
Задачи: - запомнить основные приметы эпохи. - научиться формировать собственное мнение, невзирая на «исторические штампы», на примере личности императора Павла I. - продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой; - развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал; - формировать самостоятельность мышления и творческий подход к работе; - вызвать интерес и уважение к историческому прошлому России. Оборудование: - учебник «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей» (авторы В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков), 2 ч. Москва, «Академия», 2018 г. - компьютер, ТСО, экран. Описание ЭОР: В данном ЭОРе 4 видеосюжета из документального сериала: «Романовы». | |
Оценка степени достижения | - опрос по принципу «Домино»: студенты составляют вопросы по ходу получения нового материала. В конце урока они задают свои вопросы и отвечают на вопросы одногруппников, преподаватель координирует и оценивает ответы. - опрос - игра «Ассоциации»: студенты придумывает исторические ассоциации на название, событие или термин, произнесенный на уроке. Преподаватель оценивает сложность и глубину ассоциации. |
План открытого урока
Тема урока: «Эпоха Павла I (1796 – 1801 гг.)»
Тип урока - комбинированный урок.
Аудитория- 304.
Время – 2 академических часа.
Группа - 111.
Преподаватель – Баженова Е.П.
Цели:
1. Получить представление о Российской империи конца 18 века.
2. Научиться формировать собственное мнение, невзирая на «исторические штампы», на примере личности императора Павла I.
Задачи:
1. Запомнить основные приметы эпохи.
2. Получить информацию об исторических личностях в контексте событий внешней политики империи.
- Вступление к теме – 10 мин
Неоднозначность личности императора Павла I.
Задание для студентов:
- составить по 7 вопросов по ходу изложения темы;
- сформулировать законченную мысль на тему услышанного материала.
Фрагмент видео (личность Павла). – 5 мин.
- Отношения Павла с матерью - Екатериной Великой – 10 мин.
- Основные преобразования внутри страны – 10 мин.
Фрагмент видео (преобразования внутри страны) – 5 мин
- Внешняя политика – 10 мин.
Фрагмент видео (заграничный поход А.В. Суворова) – 5 мин.
- Разминка - ассоциации – 7 мин.
Фрагмент видео: ( убийство Павла Первого) – 5 мин.
- Работа студентов с вопросами, составленными во время урока– 15 мин.
- Подведение итогов – выставление оценок - 8 мин.
Конспект
Эпоха Павла I (1796 – 1801 гг.)
«Приятно видеть и похвально Гамлет,
Как отдаешь ты горький долг отцу…»
В.Шекспир
Павел I пришел к власти после смерти своей матери Екатерины II, когда ему было уже 42 года.
Во время правления Екатерины Великой Павел был отстранен от государственных дел, жил, в основном, в Гатчине со своей семьей, испытывая пренебрежительное отношение со стороны двора. Мать и сын не любили друг друга: Екатерина, потому что видела в сыне претендента на власть; Павел, потому что не мог простить матери убийство отца – Петра III и череду фаворитов – любовников императрицы. За границей, в Европе Павла Петровича называли «русским Гамлетом», усматривая схожесть его судьбы с судьбой принца датского (мать принца была женой убийцы его отца).
Возможно, все эти жизненные обстоятельства сформировали в порядочном и благородном человеке такие черты, как вспыльчивость и неуравновешенность. Под влиянием эмоций Павел мог принять непродуманное или странное решение (указ о запрещении ношения круглых шляп и жилетов, указ о том, чтобы все ложились спать в 9 часов вечера, начало военного похода на Индию и т. д.).
Деятельность Павла Петровича была направлена против политики его матери Екатерины II, с одной стороны из чувства личной неприязни, а с другой стороны, потому что государственные дела действительно пришли в беспорядок, а во властных структурах и в армии наблюдалось злоупотребление и разгильдяйство при стареющей императрице.
Основные преобразования Павла I:
- восстановление допетровского указа о престолонаследии: отныне трон будет передаваться по мужской линии от отца к старшему сыну (1797 г.);
- ограничение дворянских привилегий:
- восстановление телесных наказаний для дворян за уголовные преступления,
- ограничение власти помещиков над крестьянами: крестьян запретили продавать с молотка без земли и заставлять их работать в выходные и праздничные дни. Срок барщины был ограничен тремя днями в неделю, что не означало намерения отменить крепостное право вовсе. Потому что Павел наряду с этими мерами устанавливает крепостное право в Новороссии. Раздает государственные земли, населенные крестьянами в частные руки, тем самым превращая казенных крестьян в крепостных.
- реформы в армии и наведение порядка на воинской службе (при Екатерине новорожденных мальчиков дворянского происхождения часто записывали в полк, чтобы к совершеннолетию они получили офицерский чин, что было явным злоупотреблением);
3. улучшение положения крестьян:
- отмена многих повинностей в пользу государства (хлебная повинность, обязанность держать лошадей для армии…);
- возможность перехода в мещанское и купеческое сословие для казенных крестьян;
- запрещение жестокого обращения с крепостными;
- льготная продажа соли.
4. восстановление коллегий;
5. восстановление прежних форм управления вновь приобретенными территориями;
6. контроль за работой административных учреждений, в том числе Сената.
7. свобода вероисповедания для католиков и старообрядцев.
Внешняя политика.
Вступая на престол, Павел надеялся удержаться от военных действий против Франции, но в 1799 году он вынужден был примкнуть ко второй антифранцузской коалиции, состоящей из Великобритании, Австрии, Турции и Неаполя.
Русская эскадра под командованием вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова участвовала в освобождении от французов островов Средиземного моря и южной Италии вместе с турецким и английским флотом.
Русский корпус совместно с австрийцами под командованием фельдмаршала А. В. Суворова
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Василий Суриков.
освободил от французов северную Италию и через Альпы, преодолев перевал Сен-Готард и Чертов мост, с боями вступил в Швейцарию, где, несмотря на отчаянное положение, при нехватке боеприпасов и продовольствия Суворову удалось вырваться из окружения в Мутенской долине и уйти в Австрию.
Отступая, французы частично разрушили Чертов мост над горным потоком. Мост представлял собой узкую каменную арку без перил, длиной 20 метров. Русские солдаты разобрали сарай на склоне, связали бревна офицерскими шарфами и восстановили разрушенную часть моста. По связанным бревнам на высоте около 23 метров над бурлящим потоком нашим войскам удалось перебраться на другой берег, а затем выйти из ущелья.
Второй русский корпус, воюющий в Швейцарии под командованием Александра Михайловича Римского-Корсакова, был разбит французами. Причиной неудач, во многом, были действия союзников – австрийцев, которые вовремя не поддержали наши войска.
Английскими союзниками Павел тоже был не доволен:
- русский экспедиционный корпус совместно с англичанами под командованием герцога Фредерика Йоркского воевал в занятой французами Голландии и нес большие потери, в основном, по вине Англии;
- остров Мальта, находящийся под покровительством Павла с 1797 года, заняли англичане в 1800 году, чтобы превратить в свою колонию.
Австрия и Англия постарались воспользоваться успехами наших войск, занимая освободившиеся от французов территории, сами при этом не выполняли союзнических договоренностей, возможно, опасаясь усиления российского влияния в Европе.
Результатом этих событий был разрыв России с союзниками, мир с Францией и подготовка войны с Англией: казачье войско выступило в поход против Индии – английской колонии (1801 г.)
Смерть Павла I.
Павел Петрович был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке. Во главе заговора стоял генерал- губернатор Петербурга граф Петр Пален, о заговоре знал старший сын императора – наследник Александр Павлович.
Михайловский замок (1797 – 1801 гг.). Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна.
Причины заговора:
- недовольство дворян сокращением их привилегий;
- стремление английской дипломатии (лорд Чарльз Уитворт) остановить военные приготовления против Англии и предотвратить конфликт из-за острова Мальта;
Павел с 1798 года по просьбе рыцарей Мальтийского ордена взял под защиту изгнанников с острова Мальта и стал главным магистром ордена. Резиденция Мальтийского ордена находилась в Петербурге до 1801 года;
- личная неприязнь и потеря положения при дворе братьев Зубовых, один из которых Платон был последним фаворитом Екатерины II;
- жажда власти со стороны сына Александра.
Культура.
Начало строительства Казанского собора (1800 – 1811 гг.)
Возведение Михайловского замка (1797 – 1800 гг.)
Тенденция к сближению католической и православной церкви, которая ничем не проявилась кроме личного интереса Павла к католичеству.
Вопросы:
- Почему преобразования Павла I были направлены против реформ предыдущей эпохи?
- В чем заключались реформы в армии?
- Причины возведения Михайловского замка.
- С чем связаны итальянский и щвейцарский походы А.В. Суворова?
- Расскажите о переходе русской армии через «Чертов мост» в Альпах.
- Почему Россия вышла из второй антифранцузской коалиции?
- Причины заговора против Павла?
- Личность Павла Петровича.
- Почему Павла называли в Европе «русским Гамлетом»?
- Почему Казанский собор напоминает собор Святого Петра в Риме?
Примечание. Если читать подряд, только. выделенный текст, то вы увидите краткую версию изложенной темы. Минимум информации - на оценку «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...
Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.
1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...
Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...
Методическая разработка урока по теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»
Методическая разработка открытого бинарного урокаОБЖ и биологияПо теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»...
Методическая разработка урока для студентов первого курса по теме "Мое свободное время, хобби"
Разработка урока....
Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»
Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков. Совершить...
Методическая разработка мастер-класса «Мой первый спутник»
В методической разработке систематизирован материал по подготовке и проведению занятия по компетенции «Инженерия космических систем», отражены цель и задачи, оснащенность, приведена подробная методика...